→ Адмирал нахимов корабль крушение. Почему "Нахимов" пошел на дно? IV. Дальнейшее развитие событий

Адмирал нахимов корабль крушение. Почему "Нахимов" пошел на дно? IV. Дальнейшее развитие событий

Поздно вечером 31 августа 1986 года заслуженный советский пароход «Адмирал Нахимов» вышел в свой очередной рейс из Новороссийска. Тысяча туристов на борту в ожидании утреннего Сочи беззаботно пили в барах дефицитный коньяк, танцевали на дискотеке под свежий хит «Луна, луна» Софии Ротару, готовились в каютах ко сну. Спустя всего час в правый борт «Нахимова» вошел своим носом сухогруз «Петр Васёв». Буквально распотрошенный лайнер ушел на дно всего за восемь минут, убив при этом 423 человека. Как могла случиться крупнейшая катастрофа в истории пассажирского флота СССР - в этой статье.
Ежегодный оплачиваемый отпуск был одним из неотъемлемых, самых ценных прав советского человека, гарантированных ему конституцией. Отпуска с нетерпением ждали, к нему тщательно готовились, на него круглый год копили. Наконец, яростно боролись за то, чтобы уйти в него именно в летние месяцы. Дача считалась уделом пенсионеров, а каждый уважающий себя инженер или рабочий обязательно должен был раз в год съездить с семьей к морю.

Самым престижным видом морского отдыха был заграничный круиз, воспетый в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». При этом попасть на теплоходе в Стамбул, город контрастов, случайному старшему экономисту «Гипрорыбы» Горбункову С. С. было чрезвычайно сложно, практически невозможно. Условный счастливчик как минимум должен был быть передовиком производства со связями в профсоюзных организациях, а лучше входить в круг советской элиты - культурной, интеллектуальной, военной или номенклатурной.

Несколько более доступными были внутрисоюзные круизы. Например, популярная Крымско-Кавказская линия, на которой и работал «Адмирал Нахимов». Ее маршрут предполагал ежемесячное (в высокий сезон) осуществление пароходом двух рейсов, начинались и заканчивались которые в Одессе. По пути пароход делал остановки на крупнейших черноморских курортах СССР: в Ялте, Новороссийске, Сочи и Батуми.

В 1970-1980-е годы теплоходы уходили из Одессы по этому и похожим маршрутам ежедневно. Одновременно линию обслуживало 13-14 судов, перевозивших в год 130 тыс. пассажиров, десятую часть которых составляли иностранцы. Стоимость такого недельного круиза (с восемью ночевками) начиналась от 150 рублей (в зависимости от класса каюты), что составляло среднюю месячную зарплату квалифицированного рабочего или инженера.

Но потратить эти деньги для советского человека все равно считалось за счастье, которое к тому же необходимо было доставать «по блату». На борту такие везунчики получали уровень отдыха, сравнимый в Советском Союзе разве что с «интуристовскими» гостиницами. Путешествие в формате «один день - один новый город», дискотека в музыкальном салоне, киносеансы, купание в бассейнах, солнечные ванны и судовые праздники. Наконец, бары и рестораны с достаточно широким ассортиментом тех дефицитных напитков, с которыми вовсю начали бороться в середине 1980-х годов.

«Адмирал Нахимов» был ветераном Крымско-Кавказской линии. Старомодный пароходный лайнер работал на ней с 1957 года - почти 30 лет. Корабль построили еще в 1925-м в Германии, и первые десять с лишним лет своей жизни он под названием «Берлин» работал на престижных трансатлантических рейсах, связывая Бремерхафен и Нью-Йорк.

Во Вторую мировую «Берлин» переоборудовали под госпитальное судно. Им он и прошел всю войну, пока не затонул в январе 1945 года на Балтике недалеко от Штеттина, подорвавшись на собственной - германской - мине. Полученные повреждения, тем не менее, позволили спустя два года поднять его с 18-метровой глубины и после десятилетнего капитального ремонта в ГДР вернуть в состав пассажирского флота. Только, конечно, уже не немецкого, а советского. «Берлин» был переименован в «Адмирала Нахимова», став частью военных репараций.

Немецкие специалисты постарались на славу. Вышедший в 1957-м на Крымско-Кавказскую линию пароход, несмотря на свой формально солидный возраст, удивлял первых советских туристов. Вот как описывал это первый капитан «Нахимова» Н. Соболев: «Пассажиров поражало дорогое убранство: стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов отделаны различными ценными породами дерева, отражавшими все, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причем каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, чувствовал, точно он попадал во дворец или музей. Работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Негромко раздавалась мелодичная музыка, временами прерывавшаяся для информации».

За почти 30 лет активной эксплуатации «Адмирал Нахимов» изрядно истрепался, даже несмотря на регулярные косметические ремонты. Его моральный и физический возраст стал настолько очевиден, что на IV квартал 1986 года были запланированы его вывод из флота Черноморского пароходства и списание с баланса. 29 августа он отправлялся в очередной рейс, который должен был стать одним из последних. А стал последним.

В порт Новороссийска прибыл точно по расписанию, 31 августа 1986 года в 14:00, и, естественно, сразу опустел. Пассажиры воспользовались восьмичасовой стоянкой, чтобы искупаться в море, погулять по городу, осмотреть его достопримечательности, главной из которых была воспетая дорогим Леонидом Ильичом «Малая земля». К 22:00 практически все 897 пассажиров вновь были на борту.

Практически, но не все. «Адмирал Нахимов» отправился в свой последний путь с 10-минутным опозданием. Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.

Этот уникальный снимок парохода «Адмирал Нахимов» сделан 31 августа 1986 года вскоре после его прибытия в порт Новороссийска. Всего через восемь часов белоснежный корабль пойдет на дно

Пока «Адмирал Нахимов» целый час неспешно плыл к выходу из Цемесской бухты, с противоположной стороны к ней приближался еще один крупный корабль - сухогруз, или, точнее, балкер «Петр Васёв», битком набитый ценнейшим грузом, купленным за такую редкую уже в Советском Союзе свободно конвертируемую валюту, - 28 638 тоннами канадского ячменя. Ширина входа в бухту составляет 9 километров, и здесь предстояло разминуться всего двум суднам - задача, с которой справился бы и капитан не слишком выдающихся способностей.

Сухогруз «Петр Васёв», после трагедии 1986 года переименованный в «Подольск»

Впрочем, капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков к тому времени мостик покинул, посчитав, что самое сложное мероприятие (вывод корабля из бухты) он выполнил. К тому же Марков успел договориться со своим коллегой с «Петра Васёва» Виктором Ткаченко, что сухогруз пропустит пассажирский лайнер, хотя по правилам все должно было быть наоборот. Ткаченко в это время включил новейшую японскую систему автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и всецело на нее положился.

Обе команды торопились. Марков на «Нахимове» хотел сэкономить судовое топливо (и именно поэтому попросил срезать поворот на Сочи и пропустить его на выход первым), Ткаченко на «Васёве» думал, как бы побыстрее стать к причалу под разгрузку ячменя. За иллюминатором был последний день месяца, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны.

Увеличив скорость до 10 узлов, капитан Марков ушел с мостика, оставив управление второму помощнику Чудновскому. Ткаченко в это время полностью положился на САРП, игнорируя визуальное наблюдение, и также скорость не сбрасывал. На «Нахимове» звучала музыка, кто-то праздновал День шахтера, в кинозале начинался фильм «Я любил вас больше жизни», а в клубе - дискотека. «Васёв» шел прямо на него.

Чудновский неоднократно связывается с Ткаченко, раз за разом подтверждая готовность того уступить «Нахимову» дорогу. Ткаченко раздраженно соглашается и продолжает сверяться лишь с монитором САРП, игнорируя предупреждения своих помощников, собственными глазами наблюдающих опасное сближение двух судов. Лишь за пять минут до катастрофы капитан «Васёва» соизволил оторваться от монитора, убеждавшего его, что расхождение кораблей будет благополучным. Время на принятие решения, время на команду «Полный назад», время на ее исполнение и инерция тяжелогруженного балкера вариантов на счастливый исход не оставили.

Построенный в Японии всего за пять лет до катастрофы, «Петр Васёв» ниже ватерлинии имел бульб - выступающую выпуклую часть носа, помогающую сухогрузу экономить топливо и увеличивающую его скорость. В 23:12 по местному времени этот бульб как ножом вспорол обшивку «Адмирала Нахимова» и обрек на гибель пароход и его пассажиров. Более того, так как корабли в последний момент начали расходиться, бульб буквально распотрошил правый борт лайнера, создав пробоину площадью в 80 квадратных метров.

В корпусе «Нахимова» ниже ватерлинии образовалась огромная дыра. Вдобавок на пароходе из-за давних проблем с вентиляцией, особенно актуальных жарким летом, были открыты практически все иллюминаторы и герметичные клинкетные двери между отсеками. Корабль практически сразу стал заваливаться на правый бок, основное освещение погасло, аварийное проработало всего две минуты, но и это спасло многие жизни.

«Я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх, - рассказывала позже одна из выживших пассажирок. - Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Я была в состоянии, очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Я схватила круг, но - издевка Фортуны - круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное - разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. «Господи, неужели это все?!»

Всего через восемь минут после столкновения с «Петром Васёвым» пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» лег на правый борт и ушел под воду. Оперативно подошедшие суда, в том числе катер-лоцман, который должен был подвести сухогруз к портовым причалам, организовали спасение почти тысячи человек, сумевших остаться на поверхности Цемесской бухты. Погибли в основном те, кто в момент столкновения находился на нижних палубах парохода. Выбраться оттуда в условиях постоянно увеличивающегося крена, быстрого затопления отсеков и начавшегося на борту хаоса было просто невозможно.

Среди погибших были и генерал КГБ Крикунов с семьей, из-за которого «Нахимов» задержался в Новороссийске, и добровольно ушедший с мостика в свою каюту и запершийся там Александр Чудновский, второй помощник капитана Маркова, непосредственно управлявший лайнером в момент катастрофы. Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса).

Уже на следующий день на место трагедии прибыли водолазы. Работы продолжались три недели, но были остановлены после трагической гибели двух человек. Власти решили, что «Нахимов» забрал уже достаточно жизней, и прекратили спасательную операцию. На дне Цемесской бухты, на глубине в 47 метров, в лабиринте заваленных мебелью коридоров, в каютах, машинном и котельном отделениях так навсегда и остались 64 человека. Место гибели парохода было объявлено братской могилой, любые действия, нарушающие память о погибших, были запрещены.

Виновными в аварии объявили обоих капитанов и второго помощника Чудновского. Последний сам вынес себе приговор, оставшись на тонущем судне. Капитаны получили каждый по 15 лет, но были помилованы в 1992 году. Маркова обвинили в самовольном оставлении капитанского мостика, Ткаченко - в халатности, игнорировании визуального наблюдения за сближением кораблей, доверии исключительно к данным САРП, которая в этот раз дала необъяснимый сбой. Судьба каждого из них в дальнейшем сложилась трагически. Вадим Марков с «Адмирала Нахимова» умер от рака в 2007-м. Виктор Ткаченко не мог найти себе работу в Новороссийске и был вынужден эмигрировать в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда - погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.

Виктор Ткаченко (слева) и Вадим Марков на скамье подсудимых

Та самая САРП - система автоматической радиолокационной прокладки курса

«Адмирал Нахимов» лежит на дне Цемесской бухты, «Петр Васёв» был переименован сначала в «Подольск», а потом и вовсе продан в дальнее зарубежье. В 2012-м и он был разделан на металлолом на «кладбище кораблей» в Бангладеш.

Так закончилась эта история для всего мира, оставшись лишь личной трагедией сотен советских семей. Родственники погибших, выжившие пассажиры «Адмирала Нахимова» по-прежнему на рубеже лета и осени приезжают в Новороссийск, возлагают цветы к мемориалу, плывут на катере на место трагедии и вспоминают тот вечер, когда халатность трех человек, их самоуверенность и желание сэкономить восемь минут оборвали 423 жизни.

Вчера в Новороссийске вспоминали погибших на затонувшем 25 лет назад пассажирском теплоходе "Адмирал Нахимов".

Шестипалубный теплоход затонул в Цемесской бухте за считаные минуты после столкновения с сухогрузом "Петр Васев" в ночь с 31 августа на 1 сентября. 423 человека погибли.

От причала Новороссийского морского вокзала к месту гибели "Нахимова" отправился теплоход "150 лет Новороссийску", на борту которого были родные и близкие погибших. Над затонувшим лайнером отслужили панихиду, опустили на воду цветы и венки, а в полночь посетили памятник жертвам кораблекрушения. Он установлен на высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты. В памятный знак вмонтированы часы, поднятые с затонувшего теплохода и остановившиеся в момент трагедии - в 23.20.

Обычно после подобных катастроф у переживших их принято вспоминать о предзнаменованиях или некоем "особом напряжении". Вполне осязаемым является факт опоздания к отплытию из Новороссийска 31 августа в 22.00 неразлучных друзей Льва Лещенко и Владимира Винокура, которых очень тепло принимали в дегустационных залах Абрау-Дюрсо ("Нахимов" пришел в порт из Ялты в 14.00, времени на знакомство с ходом антиалкогольной кампании было масса).

Еще один факт тоже имел место - судно задержалось с отплытием из-за того, что ждало катер, с которого поднялся на борт крепко сложенный мужчина с портфелем. Как выяснилось, такую задержку мог себе позволить только начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Алексей Крикунов, чья семья размещалась в каюте люкс N 9 в носовой части справа по борту. Он не артист. Такого пассажира даже в невменяемом состоянии было кому подвезти к самому борту.

Как знать, выйди оно минута в минуту, попал бы "Нахимов" на рандеву с балкером?

Но пока залитый прощальными огнями теплоход разводил пары и набирал скорость выхода из Цемесской бухты до буев ограждения Пенайских банок (6-7 узлов), со стороны Босфора на более высокой скорости (11,5 узла) на ворота порта взял курс сухогруз "Петр Васев", доверху забитый канадским ячменем.

Построенный за пять лет до этого в Японии балкер был "земляком" теплохода (оба приписаны к Одессе и Черноморскому морскому пароходству). Названный в честь главы Новороссийского горкома партии балкер под командованием капитана Виктора Ткаченко в канадском порту Бекомо взял на борт с перегрузом 28 638 тонн ячменя (800 тонн лишние - премия за дополнительный груз) и спешил занять место под разгрузку, очередь на которую в крупнейшем южнороссийском порту всегда в высокий сезон была большая.

Судоходная ситуация в районе спокойная - из крупных судов во "входной калитке" могут встретиться лишь эти два теплохода. Поскольку все так безоблачно, капитан Ткаченко не стал выходить в открытое море для смены курса на 20-30 градусов вправо, а решил сберечь мазут (существовала премия за экономию) и сразу уходить влево из бухты мимо Дообского маяка на Сочи. У диспетчера поста регулирования движения судов (ПРДС) он запросил обстановку на створах, сообщил свой курс и попросил, чтобы "Адмиралу" уступили дорогу.

Дело в том, что в соответствии с параграфом N 15 Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС), обнаруживший встречный балкер "Нахимов" должен был уступить дорогу "на вход": застопорить машины или уйти вправо, чтобы разойтись левыми бортами. Об этом знает любой автомобилист, видящий на перекрестке встречного. Знали об этом и диспетчер, и капитаны.

Но ведь это было 31 августа, месяц кончался, надо было подводить итоги по экономии судового топлива. Да и с каких это пор круизный лайнер должен уступать дорогу какому-то "грузовику"?

Подобное лихачество на море запрещалось, но все ведь люди, и диспетчер ПРДС тоже это понимал. Не спорили и на балкере: "Ясно, пропустить". Капитан Ткаченко уткнулся в новенький японский монитор системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП), на котором длинная сигара "Нахимова" приближалась на пересекающихся курсах. Он тоже понимал, что "грузовику", даже в нарушение правил МППСС, традиционно принято быть вторичным по отношению к "пассажиру". На балкере были уверены, что им хватит и расстояния в несколько миль, и запаса хода, и скорости, чтобы разойтись, но теперь уже правыми бортами. Полагались на САРП и русский авось. Чай, не в первый и не в последний раз случается подобное раздолбайство на море.

Подобной аппаратуры на старом "круизнике" не было, там полагались на бинокль, радиосвязь и обещания балкера пропустить. Поэтому капитан "Нахимова" Вадим Марков лишь увеличил скорость до 10 узлов и установил курс 160. После чего посчитал для себя миссию выполненной и ушел в свою каюту, где его ждал недочитанный роман Стивена Кинга "Воспламеняющая взглядом".

Ушел еще и потому, что на вахту заступил его "злейший друг" - второй помощник парторг Александр Чудновский. Известно, что при пересечении курсов капитан не должен уходить с мостика. По версии старшего следователя Генпрокуратуры СССР по особо важным делам Бориса Уварова, капитан специально оставил не очень опытного в судовождении Чудновского разбираться в сложившемся сложном положении в акватории, дабы унизить его в глазах подчиненных. Амбиции этих людей стоили жизни почти четырем с половиной сотням людей.

На борту освещенного как новогодняя елка двухтрубного "Адмирала Нахимова" веселье было в самом разгаре. Отмечали День шахтера, бары были переполнены (в разгар антиалкогольной кампании в Новороссийске еще можно было кое-что достать), громко играла музыка, в киносалоне начался фильм "Я любил вас больше жизни". В рейс ушли 14 пар молодоженов, отправившихся в свадебное путешествие. На борту находились 25 детей, родители их убаюкали, заперли в каютах и пошли догуливать последний день лета.

Был душный августовский вечер, все иллюминаторы на нижней палубе из-за отвратительной вентиляции были открыты. Открыты из-за жары и клинкетные двери между водонепроницаемыми отсеками. Всего на борту, согласно путевкам, находились 884 пассажира. Хотя фактически их было гораздо больше - некоторые члены экипажа взяли с собой родственников, любовниц, приятелей.

Люди были счастливы, что в период повального дефицита удалось достать путевки на престижный круиз.

На мостике брошенный Чудновский порядком струхнул: суда сближались на пересекающихся курсах, а балкер никак не хотел сбрасывать скорость. Он несколько раз запрашивал "Васев" об обещании пропустить "круизника" и каждый раз получал утвердительный, хотя и раздраженный ответ.

Петр Зубюк, третий помощник капитана балкера "Петр Васев":

Меня начинало тревожить спокойствие капитана. Почему он ничего не предпринимает? Нас вызвал на связь "Нахимов" и в очередной раз спросил, будем ли мы его пропускать. Я переспросил капитана и передал его слова, что будем.

Чудновский не поверил и во избежание уже вполне реального столкновения по своей инициативе начал уходить еще левее, трижды меняя курс в общей сумме на 20 градусов в сторону берега. Фактически подставляя сухогрузу под удар не нос, а борт.

На балкере этого не знали и брали пеленг по прежнему курсу 160, рассчитывая совершить "красивое расхождение" бортами.

По мнению следователя Уварова, если бы Чудновский не вертел штурвал, а шел прежним курсом 160 градусов, теплоход успевал бы уйти от столкновения на расстоянии не менее чем в километре друг от друга. В крайнем случае удариться под острым углом без столь трагических последствий.

В своей каюте Марков не обращал внимания на дублирующий изменение курса писк репитера гирокомпаса и увлеченно следил за тем, как в романе Стивена Кинга девочка Чарли поливала пламенем агентов спецслужб. Пусть такой-сякой парторг разбирается.

Лайнер быстро уходил в пучину. Парторг Чудновский ушел в свою каюту, заперся и остался с "Нахимовым" навсегда.

Следящий за ситуацией не по японскому САРПу, а собственными глазами Зубюк на балкере уже дергал Ткаченко за рукав: машина в маневренном режиме, а пеленг "Нахимова" не меняется, если срочно что-то не предпринять, можно "пойти на абордаж". В ответ услышал: "Не бойсь, тут японская техника". Потом говорили, что у капитана балкера был так называемый специалистами "радиолокационный гипноз", когда экрану веришь больше, чем собственным глазам.

Чудновский уже истерично орал в трубку УКВ: "Петр Васев", что вы делаете. Работать немедленно назад!"

Куда там назад! Оторвавший наконец глаза от экрана Ткаченко скомандовал в машинное отделение: "Назад". Но перегруженный балкер лишь беспомощно барабанил винтами по воде, не в силах совладать с силой инерции и не слушаясь руля. В подобных случаях даже при "полном назад" тормозной путь все равно составляет почти морскую милю.

Через рулевую рубку я прошел на правое крыло мостика и взял бинокль, - говорит первый помощник капитана сухогруза Павел Попов. - Я был без очков и поэтому только теперь увидел приближающееся по левому борту судно с сотнями огней. До нас доносилась музыка, люди танцевали, гуляли по палубам. Они с любопытством смотрели на приближающийся к ним балкер, затем лица их застыли в недоумении, и затем ужас охватил их...

Пробоина на "Нахимове" оказалась грандиозной - площадью 80 квадратных метров. Почти как на "Титанике" (90 метров). Но "Титаник" тонул четыре часа, "Нахимову" понадобилось 8 минут. По мнению специалистов, если бы клинкетные двери между отсеками были закрыты, то это могло удержать теплоход на плаву не менее суток. Чтобы закрыть, необходимо было всего лишь нажать на кнопку в штурманской рубке.

Но Маркову было не до того, он побежал на мостик материть совершенно ошалевшего Чудновского. Сигнала "громкого боя", пояснявшего, что судно тонет, от капитана не последовало. А ведь все решали минуты, если не секунды. Вместо того чтобы нажать кнопку сигнала, спускать шлюпки и спасать людей, Марков за грудки хватал парторга.

Пассажирка Марина Яковлева:

Я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх. Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Я была в состоянии, очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Я схватила круг, но - издевка Фортуны - круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное - разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. "Господи, неужели это все?!.."

Из показаний капитана Маркова:

По удару я почувствовал, что наше судно получило большие повреждения. Но я не думал, что оно затонет так быстро... Я послал людей осмотреть пробоину и доложить о результатах столкновения. Вниз ушли старпом Александр Маглыш, главный механик Игорь Дехтярев, старший механик Герман Юркин и матрос Радик Фахретдинов.

Все, кто ушел вниз, погибли.

Боцман Лабода пинком начал сбрасывать за борт 32 спасательных плота, только благодаря им удалось спасти сотни людей.

Тот, кто должен был командовать спасением, был уже давно на плоту, - признался боцман. Один из помощников капитана, взявший в рейс свою любовницу, бросил ее и, прихватив деньги и документы, плюнул на "морской закон" и прыгнул в плот.

В панике пассажиры могли спасать себя только сами. Или топить других, спасая себя. Но ведь это все еще были ТЕ советские люди с ТЕМ воспитанием.

Пассажир Виктор Габрильянц:

Я побежал по коридору и кричал: "Люди, выбегайте! Авария". Двери нашей каюты заклинило. Я выбил ногами вентиляционную решетку внизу двери, с трудом залез в каюту. Там нащупал маленькую дочь Лауру, протолкнул ее в коридор, потом помог выбраться Анжеле. Сам полез следом, поставив детей на ноги.

Судно тонуло очень быстро. Я перекинул детей за борт, крепко держа их руками. Потом корабль как-то очень быстро, почти мгновенно окунулся в воду. Поток воздуха вытолкнул меня, ударил головой о верхнюю палубу. В это время Анжелу вырвало из рук, и с Лаурой я пошел под воду. Очнувшись, метрах в четырех от себя увидел Лауру. К ней подплыл парень, сказал, что поможет. Ведь рядом был надувной спасательный плот. С парнем мы втащили Лауру туда. Но сам я не залез на плот, а, увидев тонущую женщину, поплыл к ней. Подтащил к плоту. Забравшись на плот, она сняла с себя платье, укутала Лауру и посадила ее с собой, согревая теплом своего тела. Потом я увидел девочку, которая плыла к плоту. Я ее уже знал. Это была Оксана Немина из Кировограда. Я подтолкнул кусок доски, а потом помог забраться на плот. К нам попала еще старушка. Всего нас было человек восемь.

Таня Федорова, дневальная из пассажирской службы, до последнего раздавала спасательные жилеты, показывала, как их надо правильно надевать (если надеть неправильно, можно всплыть ногами кверху). А сама прыгнуть за борт не успела...

Бортпроводница Вера Федорчук, зная, что в каютах остались запертые на ночь дети, а ушедшие на концерт родители не могут найти ключи, кинулась искать запасные. Так потом и нашли ее водолазы: придавленной упавшим тяжелым шкафом, с зажатыми в руках запасными ключами.

Библиотекарь Таня Дымкова отдала свой спасательный жилет женщине с ребенком, хотя сама не умела плавать и пошла на дно вместе с "Нахимовым".

Эдмунтас Привэн, пловец из Литвы, много раз нырял, доставая захлебывающихся женщин и детей, подсаживая их на плоты.

Сошел в воду и поплыл, - говорит боцман Лабода. - Потом чувствую, что-то меня тянет вниз. Девушка появилась рядом. Я ей говорю, что если хочешь жить... держись только за меня, не тяни больше никуда. А там уже на плоту люди плавали, много, этого плота почти не видно было, я ее туда определил. А тут рядом вторая выныривает - тоже тонет, в одних трусиках. Тоже ее туда... Ну а сам пошел в "свободный полет".

Люди гроздьями сыпались с накренившегося борта в воду. Бились о переборки, разбивались насмерть. Сверху на них падали бочки с краской, из пробоины расплывалось грязное пятно так и не сэкономленного Марковым мазута.

Поврежденный в третий раз, теперь уже советским "грузовиком", бывший "Берлин" быстро уходил в пучину. Теперь уже навсегда. Парторг Чудновский ушел в свою каюту, заперся и остался с "Нахимовым".

Удивительно, но первым сигнал о кораблекрушении подали не с борта сплетенных в смертельных объятиях судов, а с маленького героического лоцманского катерка ЛК-90, находившегося ближе всех к месту катастрофы. Именно он первым и бросился спасать утопающих. По фальшборту колотил рукой лоцман Миша Карпов: "Ребята, держитесь, мы идем!"

Начали поднимать людей на борт. Увлеклись. Никого больше не было, кроме нас. Кто подымался на борт сам, кого мы вытаскивали, - вспоминает он. - Смотрю: а мы сами начинаем крениться на правый борт. Еще 10-15 минут, и нас опрокинет... Люди опрокинут нас, затопят, больше не продержимся!

Рассчитанная на несколько пассажиров лоцманская калоша выловила из воды 118 человек.

В Новороссийском порту не верили своим ушам. Пустить на дно громадный лайнер перед самым входом в Цемесскую бухту, это надо было умудриться. Капитан порта Георгий Попов бросил на помощь все, что находилось на плаву в данный момент, - баркасы, катера, прогулочные яхты, шлюпки. На некоторых судах было всего по 2-3 человека команды.

Борис Свиркунов, начальник орготдела Новороссийского высшего военного мореходного училища, вспоминал, что, "когда сообщили, что тонет "Нахимов", отбоя не было от желающих кинуться на спасение". С причалов лихо метнулись 10 учебных ялов с курсантами из мореходки.

Но это был не голливудский фильм-катастрофа, а страшные реалии. На море начинался четырехбалльный шторм, и грести против волны спасателям нужно было час-полтора. А продержаться пусть даже в августовском море ночью, в панике, теряя силы, это еще суметь надо.

На поврежденном балкере тоже дали сигнал тревоги и начали спускать шлюпки. Но, видимо, он еще не до конца сыграл свою мрачную роль в этой истории.

Я увидела, как на нас надвигается огромное судно, - вспоминает бортпроводник теплохода Ирина Котлярова. - Это был "Петр Васев". Он шел по живому морю - столько в воде барахталось людей. Он шел по головам и плотикам, темный и безлюдный, как "Летучий Голландец".

Повар "Нахимова" Раиса Фирсова:

Возле этого судна было много плотов с людьми. Оно побило все эти плоты, попереворачивало все... Винтом порубило много жертв в воде, возле нас плавали руки, ноги...

С балкера начали спускать парадный трап для подъема людей, его заклинило. Поднимали по штормтрапу, по линям. Обессилевшие люди цеплялись за них, подтягивались. Ветер раскачивал снасти, и пострадавшие, часто добравшись уже до самого борта, срывались и падали вниз, сбивая других. Забраться замученным людям на такую высоту было почти невозможно.

Спустили мотобот второго помощника Олега Скотницкого, но у того сразу же перегорело масло в двигателе, и бот бессильно болтался среди тонущих.

В итоге находившееся ближе всех к месту катастрофы и ставшее его непосредственным участником судно смогло поднять на борт лишь 37 человек и один труп.

Подлетели пограничники и с ходу бросились спасать людей.

Мы успевали только подавать руки, размещать напуганных и обессилевших пассажиров "Нахимова", - вспоминает матрос-пограничник Хасан Кадыров. - Это была тяжелая работа, ее нужно было делать очень быстро. Что запомнилось? Вдруг я увидел, как схватившая леер женщина отпустила его и стала уходить под воду. Тогда я нырнул и вытолкнул ее наверх... Набрали целый катер людей, он даже накренился. Спасенные у левого борта скопились. Ребята снимали с себя бушлаты, давали простыни, чтобы согрелись люди.

Пассажир Михаил Лившиц:

Никогда не забуду, как изо всех сил тянули нас из воды множество рук, они показались самыми надежными руками на свете.

За 80 минут в условиях шторма и шквального ветра спасателям удалось достать из воды 836 человек. К официально признанным 423 погибшим добавились еще две жертвы, в ходе операции по извлечению тел из затонувшего судна погибли два военных водолаза - Юрий Полищук и Сергей Шардаков.

Карающий меч правосудия при разборе полетов в Новороссийске должен был держать в твердых партийных руках влиятельный на тот момент член Политбюро Гейдар Алиев. Генсеку Михаилу Горбачеву после Чернобыля очередная громкая авария катастрофически портила "перестроечный имидж". Необходимо срочно было найти стрелочников и свалить на них все "по всей строгости революционного закона". Гейдар Алиев лично пообещал родственникам, что "как минимум одного, а то и двух мы расстреляем".

Следователь Борис Уваров потом вспоминал, что на него давили от Алиева с тем, чтобы он быстро завершил расследование и подвел обоих капитанов под 102-ю "расстрельную" статью (предумышленное убийство). Однако Уваров на 102-ю не пошел, ибо оба капитана предпринимали меры по предотвращению аварии. Стало быть, умысла на убийство быть не могло.

Последующие катаклизмы в СССР вскоре затмили собой катастрофу под Новороссийском. Капитаны Марков и Ткаченко получили по 15 лет лишения свободы, но в ноябре 1992 года указами президентов ставших независимыми России и Украины были помилованы.

Марков еще какое-то время работал в структуре флота капитаном-наставником. Но затем долго болел и умер в 2007 году. У Ткаченко в тюрьме был сильный психический стресс, едва не закончившийся самоубийством. После этого он эмигрировал в Израиль, взяв фамилию жены - Тальор.

В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора, направлявшаяся из Бостона в Европу, потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и троих погибших людей нашли у канадского берега.

Из досье "РГ"

Теплоход "Адмирал Нахимов"

Спущен на воду - 1925 (Германия)

Пассажировместимость - 1096 человек

Балкер "Петр Васев"

Спущен на воду - 1981 (Япония)

Причина потопления советского «Титаника» до сих пор остаётся загадкой.

31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты затонул круизный лайнер с 1234 пассажирами и членами экипажа на борту, из которых 423 человека считаются погибшими. Многие тела остались не найденными, как и ответ на вопрос - почему это случилось.

Неожиданная катастрофа


Трагедия произошла в двух милях от мыса Дооб. Ничто не предвещало беды: днем теплоход «Адмирал Нахимов» стоял в Новороссийске, пассажиры гуляли по городу и вернулись в каюты к вечернему отходу в следующий порт. В 22.00 судно отошло от причала, взяв курс на Сочи. Через 20 минут на мостике получили сообщение о приближении следовавшего по встречному курсу сухогруза «Петр Васев». Согласно инструкции, «Адмирал Нахимов» обязан был пропустить его (Правила предупреждения столкновения судов в море), но береговой пост регулирования движения дал команду сухогрузу пропустить теплоход. Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко указание диспетчера принял и проинформировал капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова, что пропустит лайнер. Но, несмотря на договоренность, в 23.12 сухогруз под прямым углом врезался носом в правый борт теплохода в районе машинного отделения, сделав дыру 8 на 10 метров по разделительной линии сразу в двух отсеках. А спустя восемь минут «Адмирал Нахимов» уже пошел ко дну.



Стрелочников назначили сразу

Почему береговой диспетчер дал капитанам команду нарушить ППСС? Почему сухогруз в обход договоренности не уступил дорогу пассажирскому судну? И почему надежно сделанный многопалубный лайнер за считанные минуты стремительно затонул, хотя его конструкция обещала сохранение на плаву даже при затоплении двух отсеков? На эти вопросы у расследовавшей крушение правительственной комиссии ответов не нашлось. Задолго до суда и окончания следствия она определила, что к кораблекрушению привела халатность капитанов. Спустя два месяца такой вывод закрепило постановление политбюро ЦК КПСС, член которого Гейдар Алиев и возглавлял комиссию по расследованию. А в марте 1987 года суд учел вердикт руководства страны, приговорив к 15 годам лишения свободы обоих капитанов и обязав их выплатить штраф в компенсацию ущерба - по 40 тысяч рублей с каждого.

Списанная галоша

При этом ни министр морского флота, член ЦК КПСС Тимофей Гуженко, ни руководство Черноморского пароходства не ответили за то, что выпустили в море… списанное судно. Почти за два месяца до случившегося, 8 июля 1986 года, пароходство составило акт о том, что к дальнейшей эксплуатации 60-летний лайнер не пригоден (построен был «Адмирал Нахимов» в германском Бремене в 1925 году и изначально назывался «Берлином»).

Почему тогда начальство позволило теплоходу принять на борт столько людей и покинуть порт? Ведь произошло это с ведома и по указанию подписавшего акт о непригодности судна начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко. А, может, списание лайнера специально провели для его последнего рейса? У людей даже не было возможности воспользоваться шлюпками - так быстро судно скрылось под водой вопреки характеристикам плавучести.

Помехи и фантомы

Флотские специалисты обнародовали факт, что во время аварийной ситуации на радиолокационных экранах отмечалось какое-то третье судно, оставшееся не идентифицированным. И эту ключевую деталь следствие почему-то игнорировало. Без внимания осталось и несоответствие показаний системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса сухогруза и положения теплохода. Прибор на «Петре Васеве» показывал расхождение с объектом на встречном курсе в две мили, то есть у капитана была иллюзия благополучной обстановки.
Что же могло повлиять на показания САРП? Исследователи отвечают аргументированно: микроволновое оружие.

Фатальное излучение

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев обращает внимание на совпавшее с катастрофой повышение солнечной активности. В такие дни радары нередко фиксируют исчезновение реальных объектов и появление фантомных «призраков». Но почему 20-процентный всплеск электромагнитного излучения с 17 августа отмечала Крымская астрофизическая обсерватория и «в упор не замечали» эталонные обсерватории в Канаде и Японии (лишь после 1 сентября их показания стали тождественны нашим)? Разгадка может крыться в том, что на регион затопления «Адмирала Нахимова» воздействовало не солнечное, а направленное электромагнитное излучение. По мнению краснодарского ученого, подавалось оно через спутник либо микропроцессоры электронных разведывательных систем, способных «запутывать» радары. При таком воздействии с экранов исчезают истинные цели и появляются ложные, с чем неоднократно сталкивались до трагедии в Цемесской бухте советские судоводители. Несколько раз ложные цели на радарах регистрировали на теплоходах «Бургас», «Герои Севастополя» и пр. И в четырех случаях это лишь чудом не привело к столкновению.


Генеральская версия

По версии служившего в то время в погранвойсках КГБ Александра Трусова, микроволновое оружие могли применить не вражеские спецслужбы, а свои собственные. Было ли устранение начальника управления КГБ по Одесской области самостоятельной целью или гибель на теплоходе «Адмирал Нахимов» генерал-майора Крикунова с семьей стала звеном большой секретной операции - вопрос. Но факт остается фактом: в ту роковую ночь крупный чин службы госбезопасности погиб, а на теплоход он был доставлен катером как будто специально - уже после его отхода от морского вокзала. Появление генерала на борту оказалось неожиданным: такое решение он принял в Главном управлении КГБ СССР в Москве в день старта круиза из Одессы. Обстоятельства смерти Крикунова связывали и с расследованием вывоза из Новороссийского порта военной техники, и с попыткой переправки солидной партии контрабанды, и с местью коррумпированной номенклатуры...

Почему-то в момент столкновения судов капитан «Адмирала Нахимова» находился в компании генерала - в 23.00 он ушел на ужин в каюту к Крикунову (отсутствие на мостике потом будет поставлено Маркову в вину). Но, в отличие от высокого пассажира, капитан не утонул. А вот безуспешно обращавший внимание капитана на опасное сближение второй помощник Александр Чудновский, наоборот, на момент столкновения «Адмирала Нахимова» почему-то оказался запертым в своей каюте.


Помощники били тревогу

Оставшийся на вахте за старшего Александр Чудновский дважды уточнял порядок расхождения с сухогрузом и получал подтверждение, что тот пропускает теплоход. «Адмирал Нахимов» следовал своим курсом, но его пеленг на приборах САРП не менялся. Помощник капитана сухогруза Зубюк также докладывал об угрозе столкновения, записывая доклады в бортовой журнал. Но и капитан Ткаченко предупреждения игнорировал. У обоих судов было время разойтись без потерь, но капитаны пропустили сигналы об опасности мимо ушей. Между тем, Александр Чудновский пытался увернуть борт от столкновения, но было поздно. Боролся же он с рулем до последнего, так что информация о том, что он закрылся на ключ, осознав, что управляемое им судно обречено, не выдерживает критики.

Чтобы добраться до его тела, водолазам пришлось впоследствии ломать дверь. Погибли при спасательных работах и два водолаза, после чего доступ к затонувшему лайнеру оказался под запретом.

Локальный резонанс

Вместо своевременного и квалифицированного разбирательства народу выдали версии столкновения «космической природы». Одну из них озвучил специалист по безопасности полетов из Санкт-Петербурга Алексей Синяков. Он обвинил в случившемся воздействие локального геофизического резонанса. Неблагоприятное сочетание факторов, по мнению ученого, нередко становится причиной катастроф на земле, в воздухе, на воде и под водой (из этого числа - пожар на атомной субмарине «Комсомолец»). Профессор констатировал, что признаком ЛГР на Черном море вечером 31 августа 1986 года было аномальное свечение в атмосфере, а через пару часов после гибели «Адмирала Нахимова» в западной части моря отмечалось мощное землетрясение. Геофизический резонанс мешает человеку правильно оценивать ситуацию, заключил эксперт, что при управлении техническим объектом может иметь непоправимые последствия.

Концы в воду

Так или иначе, возникает ощущение незаинтересованности властей в установлении истины в этом темном деле. «Стрелочников» через шесть лет помиловали - в 1992 году оба капитана вышли на свободу. Уцелевший после крушения командир «Адмирала Нахимова» Вадим Марков был назначен на должность капитана-наставника в Черноморское пароходство (в 2007 году он скончался от рака), а управлявший «протаранившим» пассажирский борт сухогрузом Виктор Ткаченко под фамилией жены Тальор эмигрировал с семьей в Израиль. А в 2003 году яхта под его управлением потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда, и останки людей с обломками судна нашли у канадского побережья...

Братская могила

Не дождались своих близких лишь родственники жертв - тела 64 из 423 погибших так и не были подняты со дна. Останки покоятся на глубине 47 метров, и в ясный день очертания «погоста», говорят, даже видны с поверхности воды. О брошенных в море моряках и пассажирах «Адмирала Нахимова» заговорили лишь в контексте возможности поднятия затонувшего теплохода, загрязняющего акваторию соляркой из протекших топливных танков. Но денег на подводные работы так и не нашли. Было объявлено, что лежащее на боку судно ни экологической, ни навигационной опасности не представляет, и проектов его подъёма не существует.

Ни участники «круиза смерти», ни семьи погибших страховок и компенсаций так и не дождались. В Одессе, порте приписки «Адмирала Нахимова», родственники сами создали фонд помощи, но потерпевшие россияне на него рассчитывать не могут, да и украинцам мало что перепало, в то время как потомки погибших на «Титанике» получают пособия в четвертом поколении.

А благотворительный фонд «Нахимовец» предоставляет жилье, машины и катер к месту трагедии для сбора родных 31 августа - в этот день люди ежегодно приезжают почтить память погибших, для которых море стало братской могилой. На официальном месте захоронения жертв катастрофы запрещено пришвартовываться на якорь, погружаться на глубину и любым другим способом беспокоить захоронение. Поэтому родные погибших лишь проплывают на катере, чтобы сбросить на воду венки. На берегу родственникам выдали лишь урны с песком и илом да по триста рублей на символические похороны…


Любопытные факты

На борту флагмана Черноморского пароходства снимали фильм «Дамы приглашают кавалеров».

По некоторым данным, капитан «Адмирала Нахимова» не умел плавать. Но это не помешало ему в буквальном смысле выйти сухим из воды: говорят, что Марков покинул тонущее судно в числе первых и вышел на берег, не замочив формы.


«Адмирал Нахимов» дважды тонул в войну (тогда это было еще немецкое судно «Берлин») и два года пролежал на дне моря, пока его не подняли в 1947 году. После восстановления в Германии в 1957 году теплоход водоизмещением 23 360 тонн продолжил плавать в СССР под названием «Адмирал Нахимов».

По мистическому совпадению, минимум четыре из семи кораблей, носивших имя Нахимова, потерпели крушения: в 1897 году у берегов Турции затонул грузовой пароход «Нахимов», в 1905 году в Цусимском бою японцы затопили крейсер-броненосец «Адмирал Нахимов», а в 1941 году затонул советский крейсер с таким же названием, переименованный в «Червону Украину».

Дайверы рассказывают, что во многих каютах на столе лежит книжка о гибели «Титаника», которая продавалась на лотке перед трапом.

Гриф «Совершенно секретно» до сих пор не снят с уголовного дела.


Вячеслав Капрельянц, 2017

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Жизнь и приключения Даниеля де Фо. Да, именно так и следовало бы писать имя автора «Робинзона Крузо». А ещё мало кто знает, что в Великобритании Даниеля де Фо чтут не только как писателя, но и как создателя английской разведки.

В одном из романов Вальтера Скотта рассказывается о споре султана Салладина с королём Ричардом Львиное Сердце: чей меч лучше? Король поднял свой меч и сильным ударом разрубил железный брус. В ответ султан подбросил вверх платок из тончайшего шелка, взмахнул мечом, и разрубленный платок распался в воздухе на две половины. Как ни старался король, а сделать то же самое он не смог.

В ночь на 28 сентября 1994 года произошло крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время. На половине пути из Таллина в Стокгольм затонул паром «Эстония». По официальным данным, из 989 пассажиров погибли 95 человек и ещё 757 пропали без вести. Однако вопросов к этой катастрофе со временем не становится меньше - скорее наоборот.

На уфологическом конгрессе в городе Лафлин (штат Невада, США), проходившем в 1998 году, в центре внимания оказался человек по имени Эдгар Ротшильд Фуше. Бывший военнослужащий американских ВВС, якобы причастный к самым передовым и секретным техническим разработкам, он произвёл сенсацию, заявив, что треугольные НЛО, наблюдаемые чуть ли не по всему миру, в действительности являются не инопланетными аппаратами, а сверхсекретным американо-британсним разведывательным самолётом TR-3B.

Что заставляет историков внимательно вчитываться в документы 90-летней давности? Прежде всего, наверное, интерес к тем событиям, которые ещё недостаточно изучены специалистами и освещены в прессе для широкой публики. А ведь люди имеют право знать - что же происходило с их соотечественниками на этой же самой территории практически век назад. Новосибирский историк Владимир Познанский по недавно открытым архивным источникам проследил развитие Сибирского голодомора. Ленинский призыв - «любой ценой спасти пролетарский центр» - спровоцировал тогда гибель от голода множества людей не только в украинской житнице, на Кубани, на Ставрополье, но и в такой, считавшейся относительно благополучной местности, как Сибирь.

Они явились в Крым с севера, потеснив аланов и скифов, они не боялись никого и ничего, они воевали с Римом и были союзниками Византии. Они выстроили в горах Крыма прекрасные крепости и города. А потом вдруг исчезли.

20 декабря 1987 года в водах пролива Таблас, кишащего акулами, потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас». Жертвами трагедии стали 4 375 человек - только по официальным данным. Однако официальные не значит верные: никто не знает, сколько пассажиров на самом деле перевозил паром. Ясно лишь, что речь идёт о тысячах пропавших без вести. И это позволяет считать гибель «Доньи Пас» самой крупной морской катастрофой мирного времени XX столетия.

Захватывающие приключения русского корабля, попавшего в Чили, начинаются в 1817 году - с покупки Испанией у России целого флота. Этот эпизод стыдливо замалчивался нашей страной до революции, а в советское время его скрывали ещё более тщательно - далее читатель поймёт, в чём тут дело. Поэтому я и делюсь информацией, полученной в Академии истории флота и мореплавания чилийского города Вальпараисо. Появились у меня эти сведения благодаря переписке с доктором Карлосом Агуирре Видауре при любезном содействии посла Чили в Москве господина Джеймса Холгера. Потрясающие подробности этой эпопеи к тому же долго изучались мной в фондах ЦГАВМФ в Петербурге.

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

 

 

Это интересно: