→ Армянские церкви и монастыри. Монастыри армении и нкр. Чем интересен Армянский монастырь для туристов

Армянские церкви и монастыри. Монастыри армении и нкр. Чем интересен Армянский монастырь для туристов

Христианство начало проникать в Армению уже в I в. н. э., во времена апостолов. Поэтому Армянская церковь называется Апостольской. Согласно преданию, в Армении проповедовали христианство апостолы Фаддей и Варфоломей. К III в. христианство получило весьма широкое распространение, несмотря на жестокое преследование христиан, как и в Древнем Риме.

Датой принятия христианства считается 301 г. Произошло это при царе Трдате III Великом (287–330 гг.), который сначала преследовал христиан, но затем сам со своей семьей и двором принял новую веру и повелел крестить «весь народ, всех жителей страны Армянской, от мала до велика». Таким образом, Армения стала первой страной в мире, где христианство было провозглашено государственной религией.


Дживан Гаспарян - Kanatsi par


Монастырь Севанаванк - основан в 874 году. Фото Павла Косенко



Монастырь Танаат (Танаде) VIII век


Монастырь Татев, IX-XVII вв


Гандзасарский монастырь XIII век

Гандзасарский монастырь, Гандзасар (арм. Գանձասար - гора сокровищ) - действующий монастырь Армянской Апостольской Церкви, расположен на левом берегу реки Хаченагет, близ деревни Ванк, на территории современного Нагорного Карабаха, в северо-западной его части. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном «мужом благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящён 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).

Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.



Древнеармянский языческий храм Гарни, I век до нашей эры. Фото Павла Косенко


Для величественного храма нашли величественное место на краю обрыва. Фото Александра Железняка.


Церковь Одзунского монастыря. Начало строительства относят к VI веку, впоследствие строения многократно реконструировались. Фото Павла Косенко.


Церковь Одзунского монастыря. Фото Павла Косенко.



Церковь Одзунского монастыря. Начало строительства относят к VI веку. Фото Павла Косенко.


Татевский монастырь. Главное здание построено в 906 году. Фото Павла Косенко.



Старая армянская церковь в Воскепаре. Фото Павла Косенко.



Монастырский комплекс Гегард. Полное название Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.Главное здание построено в 1215 году. Фото Павла Косенко.


Монастырский комплекс Нораванк, основан в X веке. Фото Павла Косенко.



Монастырь Ахтала основан в X веке как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов.
Фото Павла Косенко.


Главный храм монастыря Ахтала. Фрески Ахталы входят в круг византийского искусства комниновского периода. Фото Павла Косенко.


Монастырь Ахтала. Фото Павла Косенко.


Монастырь Макараванк, X-XIII вв. Фото Павла Косенко.




Монастырь Нораванк, XII-XIV вв.

Церкви монастыря Оромайр. Построена в 1206 году, каменщиком Григором по просьбе настоятеля монастыря Самвела. Фото Павла Косенко.



Монастырь Св.Степанос


Монастырский комплекс Айраванк был основан в IX веке.


"Церковь Зорац Св.Аствацацин XII-XIII веков.


Армянская Церковь Святого Креста (остров Ахтамар, Турция)


Джермук - храм св.Гаянэ


Джермукский водопад


Шакинский водопад

Армения


Дудук - голос души Армении


Дживан Гаспарян - Эй, Джан, эй Джан

Армянская Церковь Гробницы Богоматери. Иерусалим.


Рипсимэ, 618 г. - г. Вагаршапат (Эчмиадзин)


Провинция (Марз) Вайк, Нораванк XIII век


Лара Фабиан, Игорь Крутой и Дживан Гаспарян - Vocalise


Лестница на второй этаж церкви. Фото Александра Железняка.


Храм с тремя абсидами, крестообразной в плане. Находится в Аштараке VII века.


Храм VII века в Аштараке

Собор Эчмиадзин. Главный кафедральный собор Армении, резиденция с 303 года.



Хачкары – так в Армении называют вырезанные на камнях кресты. Фото Александра Железняка.


Храм на горе над озером Севан. Фото Александра Железняка.


Храм Хор Вирап. Фото Александра Железняка.


Храм Хор Вирап – на границе с Турцией. Фото Александра Железняка.


Нораванк - один из самых впечатляющих храмов Армении. Фото Александра Железняка.


Нораванк - свет в храме. Фото Александра Железняка

Пожалуй, в Армении уникален каждый камень, настолько она самобытна. Не случайно многие и многие туристы из года в год приезжают сюда за отменной кухней, чистым воздухом и радушным приемом. Но обо всем этом мы писали в других разделах, здесь же мы хотели бы рассказать об еще одной особенности Армении — армянских христианских храмах.

То, что Армения приняла христианство в 301 году — это общеизвестный факт. Но то, что армяне начали возводить христианские храмы и монастыри еще до официального принятия христианства знают не все. Самые ранние армянские храмы датированы I веком нашей эры.

Мы составили краткий гид по самым знаменитым армянским храмам, чтобы вы знали, как подготовить свой маршрут

Монастырь Гегард (Гегардаванк)

Монастырь был основан в IV веке на месте пещерного горного источника, это и дало ему первое название: некоторые и по сей день именуют его Айриванк (дословно: "Пещерный Монастырь"). Настоящее его название Гегардаванк (дословно: "Монастырь Копья") — происходит из его истории. Некогда апостолом Фаддеем было привезено в Армению знаменитое копье Лонгина (сейчас хранится в Эчмиадзине), которым было пронзено тело Иисуса Христа. За свою историю монастырский комплекс перенес не одно разрушение и восстановление: пытались разрушить его пришедшие в IX веке арабы, многочисленные землетрясения уничтожали комплекс почти до самого основания. Гегард - один из самых больших комплексов в Армении, и возможно, самый живописный.

Монастырь Сагмосаванк

Этот монастырь расположился высоко в горах у реки Касах. Существует легенда о том, что монастырь был основан Григорием Просвятителем в IV веке. Говорят, что он молился в этом месте под светом Небесной Лампады. Исторические факты говорят нам о том, что старейший храм монастыря Сурб Сион был возведен в XII веке. Примечтально в этом месте абсолютно все: храм Сагмосаванк и по сей день является действующим, туристы могут своими руками потрогать его тысячелетние камни, а вид на ущелье реки Касах и водопад будет сниться вам еще долго. Помимо самой старой церкви в комплекс монастыря Сагмосаванк входит книгохранилище 1255 года, церковь Св. Аствацацина 1235 года постройки и притвор (1250 год).

Монастырь Ованаванк

Совсем недалеко от Севанаванка расположился монастырь Ованнаванк. Годом его основания считается 1216 год. Сегодня в составе монастырского комплекса совсем старые постройки, например, Базилика Сурб Григор V века, в ней размещен иконостас, что является редкостью для армянских средневековых храмов. Главная церковь монастыря — Сурб Карапет, ее стены богато украшены христианскими барельефами.

Монастырь Агарцин (Агарцнаванк)

Посещение этого монастыря экскурсоводы очень часто совмещают с заездом , ведь Агарцин находится всего в 18 километрах от него, в живописнейшем Агарцинском ущелье. Этот комплекс построек, как и многие монастыри Армении, считается памятником армянской средневековой архитектуры. Самые ранние монастырские здания датированы XI веком. К ним относится церковь Сурб Григор. Главная церковь Агарцинаванка - Сурб Асватцацин (Св. Богородицы), она была построена в 1281 году. Помимо монастырских построек на территории комплекса расположено несколько хачкаров — особых резных крестов. По данным археологов в монастыре расположена усыпальница рода Багратуни. Об этом свидетельствуют надгробные плиты с именами знаменитых армянских царей.

Монастырь Севанаванк

Монастырь Кечарис

Монастырь Кечарис — один из древнейших монастырей Армении. Он расположился на Памбакском хребте, в северо-западной части горно-климатического курорта Цахкадзор. Принято считать, что первая постройка на этом месте появилась в XI веке, строительство же длилось еще несколько веков. Монастырский комплекс состоит из четырех основных построек. Самым старым считается храм Сурб Григор Лусаворич, построенный в 1003 году. Небольшая церковь Ншан так же датирована XI веком, а небольшая часовня на территории монастыря является усыпальницей Григора Магистроса Пахлавуни. Четвертая церковь монастыря Кечарис - это Церковь Воскресения, которая была построена примерно в 1220 году. Известно, что все настоятели монастыря захоронены именно в ней.

Находится в густо растущих деревьях на горных склонах вблизи города , около 3-х километров. Неординарное архитектурное исполнение Сурб-Хач неоднократно обращало на себя внимание многих художников, которые отображали на своих полотнах величественное построение. Монастырь, который 29 июля 2015 года достиг 657-летия, является святой землей для всех, кто ищет духовности и умиротворения. Монастырь Сурб-Хач обладает своеобразной созидательной силой, которая позволила армянам сохранить свою религию, веру, обычаи.

Географические координаты армянского монастыря в Старом Крыму Сурб-Хач на карте Крыма N 45.0007, E 35.0625

Святой Крест – это дословный перевод монастыря Сурб-Хач. Данное название было дано не зря. Существует легенда, что Ованес Себастаци из города Себастия, увидев в небе над землёй огненный крест, решил основать на этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 гектаров у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. На протяжении всего времени становления и реставрации армянского монастыря было вложено большое количество сил и времени архитекторов, иконописцев и художников.

По мнению экспертов, данное строительство было обусловлено многочисленным переселением армян со своей родины на Крымский полуостров. Постройки Сурб-Хач очень схожи на храмы Армении, которые были построены в 7-8 веках. В период с 17-го во 18-й века армянский монастырь был перестроен ни один раз. Данные изменения отображались на стенах монастыря в различных надписях. В 78-м году 18 века жители монастыря покидают его и переходят нести свою службу в Нахичевань-на-Дону. Однако позже совместными усилиями Армянской Церкви монастырь был возрожден.

В 1925 году армянский монастырь в связи с распоряжением советской власти закрывают и используют не по назначению. В послевоенные период монастырь был подвержен серьёзным разрушениям и только в 94-м году 20 века монастырь был реставрирован и прихожане могли посещать храм. Из целого комплекса строений состоит Армянский монастырь Сурб-Хач: трапезная монастыря, кельи, церковь Сурб-Ншан и фонтаны и сад. Церковь Сурб-Ншан является сердцем монастыря Сурб-Хач. Там по сегодняшний день можно найти средневековые росписи. К церкви примыкает гавит, от которого идёт каменная лестница к башни-колокольни. Помещение гавита украшено разнообразными крестами.

Трапезная состояла из двух залов: первый зал ведёт в подвальные помещения, а в другом зале расположен камин и печь. В конце 19 века над трапезной монастыря был достроен второй этаж, который был предназначен для гостиничных помещений.


Кельи, или как их ещё называю, братский корпус, расположены с южной стороны гавиата и храма. Братский корпус – это двухэтажное помещение, построенное в виде буквы «г». Снизу было размещено несколько комнат, а на втором этаже находится балкон-галерея, стоящий на деревянных колоннах.
На территории Сурб-Хач расположена лестница и два фонтана, в которой течёт родниковая вода. На пологом склоне гор на четырёх террасах расположен сад монастыря.
Армянский монастырь Сурб-Хач - это святое место, которое манит не только своеобразной архитектурой, но и местом, где можно найти душевный покой, гармонию и избавиться от всех забот. Армянский монастырь Сурб-Хач входит в

Можно назвать сотни причин для поездки в Армению и одна из них это её безумно красивые монастыри. Им многие сотни лет, они воздвигнуты в необычайно живописных местах и вход в такие места принципиально бесплатен. Фотографии этих монастырей практичеcки стопроцентно поразят друзей и знакомых, а аккаунты в инстаграме и фейсбуке завалят лайками и восторженными комментариями.

Но не буду голословен. Расскажу вам, для примера, всего о трёх монастырях Южной Армении. Их можно посетить за один день, правда, для этого потребуется транспортное средство, ведь тогда придётся проехать почти 300 километров.

Позвольте представить – Хор Вирап (Khor Virap) , Новаранк (Novarank) и Татев (Tatev) ! Они – лучшие в этой части Армении!

Все представленные монастыри являются очень популярными среди туристов достопримечательностями, но если подняться пораньше и постараться не сильно тормозить в пути, можно успеть насладиться их видами почти в полном одиночестве. У нас это получилось лишь отчасти. В 9 часов утра мы были в самом близком от Еревана монастыре Хор Вирап. В тот момент здесь ещё было пустынно, хотя буквально через полчаса количество прибывающих автобусов с новыми тургрупами начало зашкаливать.


3.

Этот монастырь расположен на небольшом холме в 35 километрах от Еревана. Сюда едут, в первую очередь, из-за великолепных видов на Арарат. Вид монастыря на фоне легендарной горы смело можно назвать одним из самых растиражированных в мире. Не удержался и я сделать подобное фото, на которой за Хор Вирапом видны сразу две горные вершины – Большой и Малый Арарат.


4.

Очень интересна и история создания монастыря. 17 столетий назад в данном месте была расположена тогдашняя столица Армении город Арташат. За проповедование христианства здесь в глубоком колодце провёл в заточении 13 лет Григорий Просветитель.


5.

Позже он сумел излечить от безумия тогдашнего царя Армении Тиридата, благодаря чему тот провозгласил христианство главной религией своего царства. Сам же Григорий стал первым Верховным Патриархом всех армян, а после смерти одним из самых почитаемых здесь святых.

Позже над колодцем была построена часовня, получившая название Хор Вирап, что в переводе с армянского как раз и значит „глубокая темница”. Около тысячи лет назад здесь появился монастырь. Немногим позже духовная семинария. Все строения в Хор Вирапе не раз перестраивались в течении последующих веков. Теперь этот монастырь выглядит, как укреплённая крепость со мощными стенами и башнями.


7.

Внутри неё по центру возвышается церковь святой Богоматери, а рядом с ней расположена церквушка поменьше. Именно здесь внутри находится вход в глубокий колодец, вроде как, тот самый, где томился в заточении Григорий Просветитель.


8.

Туда стоит залезть, хотя это и не так уж просто. Обычно из желающих попасть вниз набирается неслабая очередь.


9.

На сам монастырь и близ лежащие окрестности открываются отличные виды с соседней скалы. Монастырь расположен у самой границы с Турцией. В другой стороне находится огромное действующее до сих пор кладбище. Сверху оно больше напоминает деревню, а его более древняя часть представляет собой множество беспорядочно разбросанный надгробий и хорошо просматривается сверху.


10.

В Хор Вирапе хотелось побыть побольше, но времени у нас было в обрез и вот мы уже спешим дальше. Через 100 километров пути наш автомобиль сворачивает с основной трассы в сторону монастыря Нораванк.


11.

Он был построен на средства местных князей Орбелянов около семи столетий назад. Этом монастырь очень необычен. Он располагается на уступе скалистого ущелья характерного красноватого цвета.


12.

Главной доминантой монастыря является необычная двухэтажная церковь Сурб Асивацацин. На её первом этаже находится семейная усыпальница, а на втором поминальный храм.


13.

Попасть на второй этаж можно по очень неудобной узкой лестнице без перил. Ступени очень высокие и совсем небезопасные. Добраться до верха можно лишь на четвереньках, спуститься вниз тоже. Со стороны это выглядит забавно, но в данном действии есть свой глубокий смысл, ведь путь к Богу не может быть простым.


14.

Наверху же находится просторная колокольня. И более ничего лишнего. Данная деталь касается интерьеров практически всех виденных мною здесь церквей.


15.

Эта церковь уникальна, ничего подобного нет практически нигде в мире. К её строительству приложил руки знаменитый местный скульптор и архитектор прошлого Момик. Разглядывая его удивительные детали и барельефы, можно застрять в Нораванке надолго.


16.

Здесь же находиться и множество хачкаров – знаменитых армянских каменных крестов, которые мне лично здорово напомнили .


17.

Не могу не сказать и об одном жирном минусе. Нораванк – удивительное по красоте место, но стоило бросить взгляд в сторону и было трудно не заметить кучи мусора на обочинах. Как глубокая религиозность армян сочетается с тотальной тягой оставлять после себя кучи мусора мне труднообъяснима.


18.

Как только мы собрались ехать дальше, то увидели подъезжающий к монастырю свадебный кортеж. Сначала мы обрадовались возможности увидеть армянскую свадьбу, но затем напряглись. Дело в том, что по местным традициям в подобном торжестве обычно участвует около 300 гостей. И на этот раз дорога от Нораванка оказалась полностью блокирована огромным числом автомобилей.


19.

Из этой пробки мы выбрались лишь спустя час, сильно отстав от своего графика. К монастырю в Татеве мы добрались уже под самый вечер, едва успев на последний рейс канатной дороги “Крылья Татева”.


20.

Построенная 7 лет назад эта канатка является большой гордостью Армении. За 11 минут на ней пути мы пересекли живописное ущелье реки Воратан и оказались на его противоположной части. Тот же путь на автомобиле можно преодолеть по узким серпантинам за один час. Конечной целью нашего пути был монастырь Татев. Этот комплекс строений также необычайно красив со стороны и напоминает волшебный замок, выросший прямо на острых отвесных скалах.


21.

Рядов с входом в монастырь местные жители продают всякие деликатесы. С появлением канатной дороги их бизнес здесь процветает.


22.

Монастырю уже больше 11 столетий. Некогда Татев был крупным просветительским центром. Здесь располагался университет и одновременно проживало до 1000 человек. Эту идиллию разрушили воины Тамерлана, которые сожгли монастырь почти шесть веков назад.


23.

Относительная труднодоступность Татева сыграла с монастырём злую шутку. Это красивейшее место долгое время было практически полностью заброшенным. Время и землетрясения не пожалели это место.


24.

Теперь здесь всё стремительно меняется. Монастырь понемногу обретает свои прежние черты.


25.

Было захватывающе интересно бродить по его пустынным помещениям с роскошными видами на ущелье и окружающие горы. Место это обладает магической притягательностью.


26.

Кстати, монастырь действует и в наши дни. Правда, монахов здесь всего двое. Работы им хватает. Территория здесь большая, помещений много.


27.

В данный момент идёт реставрация маленькой церквушки, которая была построена прямо на крепостной стене. Так что в скором будущем Татев станет ещё более привлекательным для глаз.


28.

Думаю, теперь вы хотя бы немного поняли, насколько Армения красива. При этом я рассказал лишь о нескольких её не самых главных достопримечательностях. Лично для себя я понял одно – в эту страну хочется вернуться, а это говорит о многом...


29.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

Армения - первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней

на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)


это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)

неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков

в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века

восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди

Ахпат, 986-го года

комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО

церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века

рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары - каменные кресты

западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века

к сожалению реставраторы "постарались" и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные

а чуть южнее Айраванк

западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест

монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале

рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века

в самом Егварде церковь Св.Богородицы

западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца

монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац

Сагмосаванк

храм 12-го века в селе Египатруш

церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя - светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду

южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)

главная церковь Армянской Апостольской Церкви - церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения

также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века

но в городе есть еще много храмов)

южнее Армавира находится Араратская область

монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению

в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета

юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм - Нораванк

в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)

монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит

монастырь Гандзасар

в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)

 

 

Это интересно: