→ Достопримечательности пещерные города и монастыри бахчисарая. Пещерный город чуфут-кале. Экскурсии в Чуфут-Кале

Достопримечательности пещерные города и монастыри бахчисарая. Пещерный город чуфут-кале. Экскурсии в Чуфут-Кале

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

Крым это уникальное места для отдыха в любое время года. Море, горы и многочисленные исторические памятники делают полуостров неповторимым. Посещая Крым, особое внимание следует уделить именно последним, так как благодаря историческим объектам можно узнать историю нескольких цивилизаций. Одним из таких крымских мест является крепость Чуфут-Кале.

Исторический комплекс Чуфут-Кале, располагается на горном плато всего в 2 км от Бахчисарая, высота пещерного города Чуфут-Кале над уровнем моря метров.

Существует несколько вариантов названия древнего поселения:

  • Чуфут Кале — «еврейская крепость», именно так звучит название крепости по крымско-татарски.
  • Кырк-Ер, так город назывался в период ханского господства,
  • Села Юхудим — «скала иудиев», подобное название можно встретить в литературе караимов до 50-х гг. 19 века.

Местность, где находится Чуфут-Кале прекрасно подходила для обитания — живописная долина, запас пресной воды, скала с плато, которая стала замечательным укрытием от непрошенных гостей.

История пещерного города и монастыря

Достоверных сведений о том, когда был построен Чуфут-Кале, нет, раскопки показывают, что здесь древние люди селились еще в эпоху неолита, а позже здесь находилось племя тавров.

Согласно одной из исторических теорий около 6 века Византия построила на горной вершине крепость для своих союзников — аланов, поселение получило название Фуллы. Уже позже в 10 столетии здесь находилось гото-аланское княжество, союзник Византийской империи, причем готские племена жили на Мангупе, а аланские на Чуфут-Кале.

Об этом государстве исторических сведений практически не сохранилось, только в 3 веке появляются упоминанию о том, что эти территории подвергались набегам татар, а в 1299 году город был разграблен ордой Ногая.

Захваченные территории татары назвали Кырк-Ор, где было организовано вассальное княжество, на территории которого проживали караимы. Спустя некоторое время город на непродолжительное становится столицей Крымского ханства, и здесь находилась резиденция Хана Наджи Герая, немного позже столицу переносят в Бахчисарай и начинается отток татаров из города. В период татарского господства в городской крепости содержали высокопоставленных пленников, так же здесь был устроен монетный двор.

После потери города статуса столицы и ухода из него местного населения, причем покидали его не только татары, но и христиане, в городе остались практически только караимы, передвижение которых было ограничено татарскими законами. С этого времени город начинает именоваться Чуфут-Кале — «Жидовская скала», названию был специально предан пренебрежительный оттенок.

ИНТЕРЕСНО! Название было дано не случайно, так как татары считали караимов, исповедавших одну из ветвей иудаизма евреями.

После подписания Кючук-Кайнарджинского договора в 1774 году и прихода сюда русских начинается еще один отток городских жителей, было отменено ограничение на проживание здесь крымчаков и караимов и они постепенно начали уезжать, а в 19 веке здесь осталась проживать только семья смотрителя.

На территории каменного Чуфут-Кале располагается действующий Свято-Успенский монастырь.

Монастырь здесь возник из-за гонений Византийской империи на монахов, которые вынуждены были убегать и селиться в Крыму. Постепенно в горных районах начинают возникать монастырские обители — Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, однако татарские набеги 13 века их уничтожили. Практически единственной сохранившейся обителью стал Успенский мужской монастырь, который спустя 200 лет становится центром Крымского православия, здесь же располагалась резиденция митрополита.

ИНТЕРЕСНО! Существует еще одна версия возникновения монастыря — в древние времена в Майрам-дере жил змей, который уничтожал и людей и животных. Население стало просить Богородицу о защите, и она помогла — им змей пропал, а 28 августа прямо на скале возникла икона, а перед ней горящая свеча. Когда люди перенесли икону в дом к князю, на утро икона пропала и вновь возникла возле скалы. Люди решили не переносить больше чудотворный образ, а прорубить к нему лестницу, вокруг которой и возник монастырь названый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь Чуфут-Кале пользовался уважениум не только у христиан, но даже первый хан из династии Гереев Хаджи I просил помощи у лика Богородицы перед военными походами, а впоследствии после победы слал богатые дары — воск.

Покровители у монастыря были и среди русских монархов — деньги жертвовали цари Федор I и Борис Годунов, Екатерина II и Александр I.

Стоимость посещения комплекса

Цена посещения древнего города составляет:

  • Для взрослых -200 руб.,
  • Пенсионеры -150 руб.,
  • Дети 16−18 лет и студенты -100 руб.

В стоимость билета не водит экскурсионное сопровождение, за него необходима дополнительная плата:

  • Взрослым — 100 руб.,
  • Детям и студентам 100 руб.,
  • Пенсионерам — 100 руб.,
  • Если обслуживается экскурсионная группа, билет — 1500 руб.

Официальный сайт пещерного города Чуфут-Кале (объединенный с Бахчисарайским дворцом) — handvorec.ru

Как добраться на машине, такси, общественном транспорте

Если добираться до пещерного города Чуфут-Кале на общественном транспорте, то для этого необходимо выехав с автовокзала в Бахчисарае на автобусе № 2 до остановки «Староселье», однако это не единственный транспорт которые предоставляет возможность сюда попасть, так же курирует много маршруток, однако следует уточнить доезжают ли они до этой остановки. От «Староселья» до комплекса следует пройтись пешком около часа, помочь в этом могут многочисленные указатели. Первым покажется монастырский комплекс, после получасового подъёма в гору предстанет и Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале на карте (как добраться на машине):

Для того чтобы добраться сюда на автомобиле понадобиться около 15 минут. Для этого необходимо проехать в Бахчисарае по улицам Жданова, Ленина, Скалистой, однако доехав до Успенского монастыря автомобиль, придётся оставить, дальше не возможно передвижение только пешком.

Возможно также путешествие на такси или с помощью джипперов, которые провезут по наиболее живописным долинам прямо к Успенскому монастырю.

Экскурсии в Чуфут-Кале

Экскурсии по Чуфут-Кале оставляют неизгладимые впечатления у всех «гостей». Практически весь город высечен в скале, некоторые здания достигают трех этажей. В город раньше было два входа, а сам он был защищен рукотворной стеной и скалами. Внутри располагались казармы, мечеть, жилые помещения, ханский дворец и монетный двор, и продуктовый рынок.

Во время экскурсии туристы имеют возможность бродить по древним пещерам — «Христианскому пещерному комплексу», хотя доказательств того что христиане использовали их для культовых целей нет.
За пещерным комплексом располагается «улица Кенасская», где хорошо сохранились дома для молитв караимов, далее за ними следует ряд руин, которые оканчиваются мавзолеем Джанике-хатун — самым красивым сооружением всего пещерного комплекса.

За татарской усыпальницей расхоложено самое древнее сооружение комплекса — оборонительная стена, с оборонительными рвами, здесь же расположены ворота Орта-Капу, соединяющие древнюю часть города с городом караимов. Так же в этой части крепостного города имеется двухъярусная пещера, которую иногда называют тюрьмой и восточная стена с остатками башни и фундамент императорского дворца.

Кроме древнего города обязательно следует посетить и Успенский мужской монастырь. Он расположен в ущелье прямо в отвесной скале, куда проложены каменные тропинки и лестницы. В начале 20 века монастырский комплекс включал в себя пять храмов, гостевой комплекс, сад, фонтаны, часовню, однако в 20−30 гг. 20 века комплекс практически полностью был уничтожен.

Святую обитель удалось восстановить уже в послевоенное время, отреставрирована Успенская церковь, лестница в скале, построена колокольня, которую венчают золотые купола, отреставрированы религиозные росписи на скалах. В наши дни удалось полностью восстановить три храма, и кельи для монахов, дом настоятеля, оборудован источник.

Туристы, посетившие Чуфут-Кале и Успенский монастырь получат неизгладимые впечатления об удивительной истории крымского полуострова.

Видео-прогулка по Чуфкт-Кале:

Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.

Туры в зоны большого скопления положительной (места силы) или отрицательной (гиблые места) энергии пользуются огромной популярностью в Европе. В Украине же аномальный туризм не развит, но это вовсе не значит, что здесь нет аномальных зон. Бахчисарайский район Крыма – настоящая находка для сталкера. Prostoturist подскажет места, где жаждущие острых ощущений смогут пощекотать себе нервы.

Пещерный город Мангуп-Кале

Мангуп-Кале – самый большой по площади пещерный город в Крыму, расположился он на плато горы Баба-Даг. С III по XV века его населяли люди. Говорят, что камни не живые, но на Мангупе кажется, что это заблуждение – здесь они «дышат». Тяжелый подъем на плато окупается с лихвой, потому что восторг, прилив сил и положительную энергетику этого места чувствует каждый гость.

Плато горы Баба-Даг

Несколько лет назад, находясь в Бахчисарае, сюда забрел тибетский лама с учениками. Он уверял, что ничего не слыхал о Мангупе, а просто шел навстречу мощному источнику энергии.

Пещерный город Мангуп-Кале

Поговаривают, что зимой здесь можно наблюдать «холодные молнии» - светящиеся шарообразные объекты неонового цвета. В пещерном городе шары появляются днем и зависают в воздухе на высоте полутора метров от трех до пятнадцати минут, после чего растворяются в пространстве. Свидетели «холодных молний» на Мангуп-Кале сделали вывод, что они питаются эмоциями и чем больше людей собирается, чем эмоциональнее себя ведут, тем больше вероятность привлечь внимание неонового шара.

Самых энергетически сильных точек на Мангуп-Кале две. Первая находится недалеко от стены цитадели, возле каменной площадки, и имеет форму круга. Вторая – в несколько сот метрах от цитадели вглубь плато.




Стена и ворота цитадели

Кроме «холодных молний», постоянный житель пещерного города – призрак мальчика. Легенда гласит, что это дух сына правителя Мангуп-Кале, который погиб во время обороны города. Местные жители не рекомендуют ночью гулять по плато, потому что мальчик якобы ходит по развалинам, плачет и мстит беспечным туристам за свою преждевременную смерть, завлекая их в пропасть.

Как место силы пещерный город Мангуп-Кале, известен далеко за пределами нашей родины. Сюда приезжает много иностранцев и наших соотечественников, которые проводят у подножья плато в палаточных лагерях все лето.

Чтобы оказаться на Мангуп-Кале, надо из Бахчисарая добраться до села Залесного. Между населенными пунктами расстояние 20 км. Рейсовый автобус ходит регулярно и довезет вас до конца села. Здесь есть озеро и дорога, которая разветвляется: если повернуть налево и пройти около пяти километров через село Ходж-Сала, то окажетесь в пещерном городе.

Пещерный город Эски-Кермен

Эски-Кермен (в переводе с крымско-татарского языка - «старая крепость») был основан в VI веке и прекратил свое существование в XIV.


Вытянутая скала в центре снимка – Эски-Кермен

В городе вырублено около 350 пещер и еще около 50 за его пределами. Среди них около 15 пещерных храмов и базилик XII-XIII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Для такого маленького поселения, как Эски-Кермен количество религиозных построек здесь просто поражает. Такая их концентрация в Крыму характерна еще только для одного не менее аномального места – Херсонеса Таврического (здесь тоже в каждом квартале свой храм). Это только подтверждает большой энергетический потенциал Эски-Кермена.


Пещерный город Эски-Кермен

Самая большая концентрация энергетики в Эски-Кермене в «зернохранилище».






Зернохранилище

Если взобраться на него, то вокруг зерновых ям (всего их 12) можно увидеть следы от каменных крышек (углубления вокруг ям).

Исследователи аномальных зон утверждают, что это следы от приспособлений, которые преобразовывали энергию плазмоидов или шаровых молний. Стоя над каждым отверстием, можно почувствовать мощный восходящий поток энергии. Такая же сильная энергетика и внутри хранилища.

Кроме «зернохранилища» энергетически сильными местами считается отреставрированный храм, резонансная комната и уступ, который в народе прозвали «вертолет».


Трехлепестковый храм у Южных ворот

В Эски-Кермен приезжают чтобы нарастить энергетический потенциал. Бывалые утверждают, что ночью город наполняют энергетические сущности, которые не боятся людей и идут на контакт.

Расположился Эски-Кермен на плато в живописной Каралезской долине, что в 20 километрах от Бахчисарая и пяти от Мангуп-Кале. Высота обрывов плато достигает 30 м. Подниматься в Эски-Кермен лучше со стороны села Красный Мак. Между селом и Бахчисараем курсирует автобус, но от села до, собственно, пещерного города, надо пройти пешком еще километров пять-шесть.

У входа в заповедник, на территории которого расположился город, есть турбаза. Здесь предлагают не только набор стандартных услуг – проживание, питание, баню и рыбалку, а и настоящий эксклюзив: проживание в средневековой пещере с удобствами XXI века. Удовольствие не из дешевых


Пещера класса «Люкс»


Осадный колодец Эски-Кермена

В трех километрах от Эски-Кермена находится долина Черкез-Кермен, в которой расположен Храм Донаторов. Храм небольшой и надежно спрятан растительностью, но это не мешает ему быть одной из сильнейших энергетических точек Крыма. В храме частично сохранились фрески XII-XIV веков. Название храма происходит от латинского слова «donator», которое переводится как «даритель», «приносящий дар», «организатор» или «покровитель». Оно связано с тем, что на фреске изображена княжеская семья - «донаторы» храма.

Храм Донаторов

Бывалые путешественники рекомендуют сначала подняться к Храму Донаторов, а потом посетить Эски-Кермен. Правда, для этого вам понадобится два дня и одна ночевка в палатке в долине Черкез-Кермен или на озере (оно находится на плато чуть выше долины).


Храм Донаторов


Озеро недалеко от храма Донаторов

Пещерный город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале (переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость») – средневековый город-крепость, который находиться на плато в трех километрах от Бахчисарая. С северной, западной и южной стороны город неприступен, обрывы достигают 50 метров.


Пещерный город Чуфут-Кале




Как уверяют исследователи Чуфут-Кале, энергетика пещерного города днем несет подъем, прилив сил, эйфорию. Особенно явно это чувствуется в районе древнего рынка, который находится за восточными воротами города. Но как только сумерки сгущаются над городом, страх, ужас и беспокойство становятся спутниками всех присутствующих. Особенно сильно чувствуются негативная энергетика в центре города и на караимском кладбище.

Караимское кладбище


Добраться до Чуфут-Кале не сложно. В Бахчисарае пешком пройтись улицами Ленина, Розы Люксембург и Старосельской (или доехать на маршрутном транспорте до конечной остановки «Староселье»). Они приведут к Бахчисарайскому дворцу-музею. В километре от него – Успенский Монастырь, от которого до Чуфут-Кале ведет одна дорога. Вам придется преодолеть пешком еще около трех километров.

Пещерный монастырь Качи-Кальон

Качи-Кальон – средневековый пещерный монастырь в долине реки Кача, который процветал в VI-XVIII веках. Самые сильные энергетические точки монастыря: церковь святой Софии (первый грот) и грот святой Анастасии (четвертый по счету).


С гротом Анастасии связано древние предание: в Средние века в одной из пещер Качи-Кальона жили чудовища, которые держали в страхе местных жителей.





Пещерный монастырь Качи-Кальон

Как-то христианка Анастасия пасла овец неподалеку от гротов. Неожиданно из-под скалы выскочило чудовище, схватило овцу и потащило к себе в логово. Анастасия не испугалась чудища и, вооружившись молитвой, бросилась на него.

Чудищ было много, они окружили девушку, и та из последних сил сотворила Божье знамение. Со сводов грота посыпались камни, они похоронили под собой чудищ и саму Анастасию.

На следующий день, когда местные жители пришли к гроту, они увидели, что он «плачет» - сквозь стены сочилась вода. Позже, в этом гроте был создан Анастасиевский скит, который действовал вплоть до двадцатых годов прошлого века. В нем находился источник святой Анастасии, но сегодня он почти иссяк.

Считается, что Качи-Кальон связан с энергетикой мезосознания (древнейшего сознания человека), поэтому частые гости здесь – люди, практикующие техники медитации. Кроме того, здесь периодически наблюдают «холодные молнии».

Вид из грота Качи-Кальона

Качи-Кальон находится между селом Предущельным и селом Баштановка, в 7-8 км (20 минутах езды) от Бахчисарая. Пещерный город открыт для посещения ежедневно.
В Бахчисарае надо сесть на автобус в направлении села Синапное и выйти на остановке «Предущельное». За селом долина резко сужается, отсюда до Качи-Кальона остается меньше километра.

«Пещерный город» Чуфут-Кале – это один из хорошо сохранившихся и наиболее посещаемых средневековых городов. Он располагается на востоке от Бахчисарая, на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами.

Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвёл на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Археологические раскопки дают основание полагать, что город был построен в X – XI вв.

Вряд ли ещё где найдётся город, который производил бы столь сильное подавляющее впечатление полным отсутствием жизни. А жизни здесь совсем нет – вымершие улицы, полуразрушенные дома без крыш, окон и дверей и полное отсутствие людей; только огромные плиты, по которым передвигается случайный посетитель этого покинутого города, говорят о том, что здесь когда-то жили, передвигались, страдали и наслаждались поколения людей…".

Ныне действующий Свято-Успенский мужской монастырь располагается в Марьям-Дере (Долина Марии по гречески) в двух километрах от города Бахчисарая. История возникновения монастыря связана с Византией. Монахи иконопочитатели, забирая с собой иконы, попадают в Крым (в восьмом веке Крым является северной колонией Византии). Монастыри располагаются в труднодоступных районах высоко в горах, одним из которых был Свято-Успенский мужской монастырь.

Он возникает рядом с греческой деревушкой Мариамполь. О появлении чудотворной иконы Богородицы рассказывают легенды.

С 15 века Свято-Успенский мужской монастырь одним из крупнейших монастырей крымского полуострова. Приход монастыря насчитывал тысячи христиан (это в исламской - то стране под боком у хана).

В 1778 г. в результате переселения христиан из Крыма, он приходит в запустение и, только, 15 августа 1850 г., по инициативе архиепископа Хеpсонского и Тавpического Инокентия, вновь состоялось его открытие. Строятся наземные церкви и жилые помещения. Обитель посещалась императорами: Александpом I, Николаем I, Александpом II, Александpом III и членами августейшей фамилии.

С 1921 года Советская власть закрывает монастырь. Имущество было разграблено. Церкви разрушены.

С 1992 года монастырь заново открывается.

Основан в период иконоборчества на месте чудесного явления иконы Божьей Матери. В конце XV в. после захвата турками Крыма монастырь становится резиденцией митрополита и центром Православия на полуострове. Благодатная сила монастыря была так велика, что даже мусульмане, и в том числе ханы, приходили сюда на поклонение Пречистой Богородице.

В 1778-1779 гг. после выхода христиан из Крыма Свято-Успенский монастырь оставался единственным оплотом и светочем Православия в Крыму. Во время I обороны Севастополя (1854-1855гг.) в обители был организован госпиталь для раненых.

К началу XX в. в монастыре было 5 церквей: древний пещерный храм во имя Успения Богоматери; пещерный храм во имя св. Ап. Марка (высечен в скале ниже Успенской церкви в 1859 г.); храм во имя св. равноап. царей Константина и Елены (1857 г.); храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1896г.); храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца (построен на противоположной стороне ущелья в 1875 г.). В данное время монастырь активно возрождается.

В монастыре имеются:святой источник и чудотворная икона Божьей Матери.






 

 

Это интересно: