→ Дворец потала одна из главных достопримечательностей. Дворец потала в лхасе. Красный дворец Поталы

Дворец потала одна из главных достопримечательностей. Дворец потала в лхасе. Красный дворец Поталы

Расположенный на Красной горе в центре Лхасы, Потала не только крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий древний .

Мифы и факты

Дворец назван в честь легендарной горы Потала в Южной , на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама. Легенда гласит, что в VII веке, чтобы приветствовать свою невесту принцессу Вэнь Чэн, император Тибета Сонгцен Гампо построил 9-этажный дворец с 999 комнатами. После распада династии Сонгцен Гампо в здание попала молния и деревянные постройки сгорели. Последующие войны практически разрушили древнее сооружение.

Строительство нынешнего дворца началось в 1645 году во время правления пятого Далай-ламы. К 1648 году был построен Белый дворец. Красный дворец, добавили в 1694 году. Над его строительством трудилось более 7000 рабочих и 1500 художников и ремесленников. В 1922 году 13-й Далай-лама отремонтировал многие часовни и залы в Белом корпусе и внес изменения в Красный.

Потала являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до вторжения в Тибет в 1959 году. Далай-Лама XIV был вынужден покинуть и получил политическое убежище в Индии. Остальные монахи были изгнаны, а дворец разграблен китайскими солдатами. В отличие от большинства тибетских и , Потала не был уничтожен китайской армией, и большинство артефактов хорошо сохранилось. Сегодня только нескольким монахам разрешено находиться там под строгим надзором. Китайское правительство использует комплекс как музей для привлечения иностранных туристов.

В 1994 году дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван одним из новых семи чудес мира. Сегодня комплекс ежедневно посещают тысячи тибетских паломников и путешественников со всего мира.

Что посмотреть

Дворец Потала находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Общая площадь комплекса составляет 360 тыс. м² и состоит из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла.

Сердцем комплекса является Красный корпус (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам, в том числе пагоды из 200000 жемчужин.

Расположенный здесь Великий Западный зал площадью 725 м.кв. является крупнейшим залом в Потала. Стены зала украшают красивые фрески и росписи. С трех сторон его окружают три часовни: на востоке, на севере и на юге. Пещеры Дхарма и святая часовня - единственные сохранившиеся постройки VII века со статуями Сонгцен Гампо, принцессы Вэнь Чэн и принцессы Бхрикути внутри.

Белый дворец (Потранг Карпо) когда-то служил офисным зданием местного управления Тибета и жилыми помещениями Далай-ламы. Белые стены символизируют мир и покой. Великий Восточный зал на четвертом этаже площадью в 717 м.кв. был местом проведения важных религиозных и политических церемоний.

В Потала находятся также школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

В Лхасе также открыты для посещения , .

Дворец Потала (Potala palace) открыт с 7.30 до 16.00 в летнее время и с 9.00 до 16.00 в зимнее.
Стоимость: 100 юаней (около 11.7 €).
Экскурсии во дворец ограниченны, билеты продаются по предварительным заявкам (за 1 день) после 17:00 на следующий день. В одни руки дают 4 билета. Только зарегистрировавшись можно по своим документам выкупить входной билет, где будет поставлено время для посещения дворца.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


Тибет, Лхаса (что в переводе с санскрита означает «земля богов»), уступ скалы Марпрои («Красный холм») - именно здесь, над священным городом, высится дворец, именуемый Потала. Он строился специально для духовного и политического правителя Тибета, основателя ламаизма, Далай-ламы V (1617 - 1682).

Здание дворца кажется неприступной скалой. Трудно представить, но это сооружение, имеющее более 30 этажей, было построено в 1694 году, когда высотных домов не возводили. В свое время он, пожалуй, воспринимался так же, как небоскребы в наши дни.

Дворец Потала, возвышающийся над целым городом, впечатляет своим видом даже искушенного человека XXI века. Здание на выступе скалы с бесчисленным количеством окон, вырубленных на белоснежной стене, создаёт ощущение чего-то величественного и почти сказочного.

Место расположения:
Тибет, пожалуй, самая загадочная страна на нашей планете. Политика самоизоляции раньше была характерна для многих стран Азии, однако только Тибет воплощает ее и по сегодняшний день. Этому, конечно, способствует и уникальное географическое положение. Крупные тибетские города расположены на высоте более 3 000 метров над уровнем моря, а некоторые и более чем на 4 000. Крутые перевалы и разряженный воздух делают путешествие в Тибет очень сложным.

Город Лхаса возведен в разреженном воздушном пространстве Гималаев, на высоте более 3 650 метров. Вплоть до китайской оккупации в 1951 году монахи составляли здесь большую часть населения.

Главное здание Тибета - Дворец Потала. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо - с вершины холма Чагпо Ри. Находясь в Лхасе, ловишь себя на мысли, что невозможно оторвать взгляд от этой постройки. Потала расположен на 3 700 метрах над уровнем моря, его высота составляет 115 метров, общая площадь более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», как говорят экскурсоводы. До сих пор ни одному человеку не доводилось обойти все помещения в этом дворце.

История:
Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.

Спустя столетия, в 1645 году, Далай-лама V, он же владыка Тибета, приказал возвести дворец на месте разрушенной резиденции. Началось строительство первой, нижней части Поталы - Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение верхней части было окончено 3 годами позже. В 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию.

Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца (Потранг Марпи), второго, большего по размеру, зданию, по сей день остаются предметом многочисленных споров. Когда в 1682 году Далай Лама умер, строительство еще не было закончено. О кончине Далай-ламы умалчивали до 1694 года, пока, наконец, дворец не был выстроен. По некоторым данным, Красный Дворец был задуман как мавзолей.

Тринадцатый Далай Лама в начале 20 века предпринял некоторые работы по обновлению постройки, убрав некоторые секции Белого Дворца, для того, чтобы расширить часть капелл. До 50-х годов XX века дворец оставался резиденцией тибетского правительства.

Потала подвергся обстрелу во время народного восстания против китайцев в 1959 году. По счастливой случайности, ущерб был незначительным как во время восстания, так и в последующие годы Культурной Революции.

Дворец оставался зимней резиденцией Далай-лам до 1959 года, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в Индию. Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились последние реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

Особенности:
Дворец был построен из земли, камня и дерева при помощи самых элементарных средств. Все строительные материалы люди доставляли на себе или на ослах. Нетрудно догадаться, что работа была крайне тяжелой.

Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.

Дворец Потала делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо (Красный и Белый дворец). Почжангабо - место, где размещаются личные покои далай-ламы и проводятся торжественные ритуальные церемонии. Почжанмабо - обитель монахов и слуг. Здесь расположены буддийские залы и погребальные пагоды-ступы.

В главной части здания были построены правительственные помещения, комнаты обслуживающего персонала, состоявшего исключительно из монахов, и монашеской школы. Раньше были здесь также комнаты для медитации, библиотеки, оружейные палаты, зернохранилища, кладовые, камеры пыток и карцер.

Внутри здания более 1 000 разных помещений, где укрыты 10 000 святынь и не меньше 20 000 статуй. Многочисленные часовни и святилища заполнены статуями, вышитыми по шелку картинами, сосудами для фимиама и прочими ритуальными предметами. Покрытые золотом крыши дворца, гранитные стены, изящные карнизы с позолоченными украшениями придают архитектурному ансамблю великолепие и величие.

Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.

Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок

– бесценная сокровищница Тибета , самый высокий древний дворец в Китае, да и во всем мире, высота которого достигает 3 767 м (12 359 футов). Расположен он на Красном холме – Марпо Ри в центр е Лхасы – исторической столице Тибета. Потала получил свое название в честь святой горы в Южной Индии на санскрите “Обитель Авалокитешвары (Будда Милосердия).”

Дворец был построен на том месте, где обычно медитировал правитель Тибета Сонгцен Гампо. Первое сооружение было построено здесь в 637 году. Позже он решает Лхасу сделать столицей Тибета и как гласит легенда, в честь обручения с принцессой Вэнь Чэн из китайской династии Тан (618 – 907) в 7 веке Сонгцен Гампо выстраивает 9-этажное здание – дворец с тысячами комнат.

Позднее, с распадом династии Сонгцен Гампа, древний дворец был почти уничтожен в войнах. Образ который мы видим сегодня – архитектура династии Цин (1644 – 1911). Дворец Потала состоит из 2 частей, Красный дворец – центр и Белый дворец, расположенный как два крыла.

Красный дворец или Potrang Marpo – самая высокая часть Дворца, она посвящена обучению и религиозным буддийским молитвам.

По задумкам она представляет собой величавость и силу. Красный дворец состоит из сложной компоновки различных залов, часовен и библиотек на многих уровнях с множеством небольших галерей и извилистыми коридорами: The Great West Hall, пещера Дхармы, часовня святого, могила Тринадцатого Далай-ламы и т.д.

The Great West Hall – крупнейший зал дворца Потала , с красивыми фресками на его внутренних стенках. Вокруг него расположены три часовни, часовни Востока, часовни Севера, а также часовни Юга. Дхарма пещера и часовня святого только две сохранившиеся конструкции 7-го века со статуями Сонгцен Гампа и принцессы Вэнь Чэн внутри.

Белый дворец или Potrang Karpo когда-то служил административным зданием местного самоуправления, а также жилым помещением Далай-ламы. Стены его окрашены в белый, чтобы передать тишину и покой. Большой Зал Востока на четвертом этаже был местом проведения особых политических и религиозных действ.

Пятый и шестой этажи используются в качестве жилых помещений и офисов регентов в то время как седьмой этаж, верхний, является жилым помещение Далай-ламы, состоящий из двух частей, называемых восточной палаты Саншайн и Западной палаты Саншайн в связи с обилием солнечного света.

Дворец Потала имеет и другие сооружения, включая школы буддийской логики, семинарии, типографии, сады, дворы и даже тюрьмы. В течение более 300 лет, дворец хранит в себе множество реликвий культуры, таких как фрески, ступы, статуи, танки и редкие сутры.

Дворец Потала в наши дни

– центр тибетской религии, политики, истории и искусства, и на сегодняшний день – масштабный краеведческий музей. Он хранит в себе более 2500 квадратных метров фресок, около 1000 ступ, более 10 000 скульптур и около 10000 картин танка. Коллекция также включает в себя картины, резьбы по дереву, классические писания, золотые изделия, нефрит и изделия местных ремесленников, которые отражают мудрость и интеллект тибетцев. Погребальные ступы здесь построены, чтобы сохранить остатки Далай-лам на момент их смерти.


В настоящее время существует восемь роскошных ступ, по одному для каждого Далай-ламы, кроме шестого, кто был снят с этой службы. Погребальные ступы отличаются по размеру, но имеют такую??же структуру, состоящую из верхней части, корпуса и основания. Все ступы украшены золотом и драгоценными камнями. Самой величественной из всех, является ступа пятого Далай-ламы.

Он стоит почти 15 метров (около 49 футов) в высоту, и украшен 15 000 жемчуга, сердолика и драгоценных камней. Фрески в коридорах изображают исторических деятелей, религиозные легенды, буддийские рассказы, народные обычаи и архитектуру.

Лхаса - «место обитания богов», оно было выбрано тибетскими королями как столица государства. До сих пор исследователи Центральной Азии не могут разгадать все тайны города до конца. К загадкам Лхасы относится и многовековое сооружение - дворец Потала. Своей красотой и величием он поражает людей ни одну сотню лет. Ежегодно в это место паломничества буддистов стремятся тысячи туристов.

Город Лхаса. Дворец Потала - главная достопримечательность

Китайский город Лхаса расположился в долине прекрасной реки Джичу, которая течет по Над уровнем моря Лхаса находится на высоте 3680 метров. Долгие годы здесь находилась резиденция Далай-Ламы. Лишь в 1979 году город стал доступен для посещения туристам, до этого времени вход иностранцам сюда был закрыт. Улица Баркхор проходит вкольцевую через центр. Если верить преданиям, в центре этого кольца было озеро, в нем обитала Для того чтобы горожане жили спокойно, озеро засыпали, а на этом месте выстроили монастырь Джокханг. В Старом городе Лхаса находится множество ценных памятников истории: монастыри Сера, Дрепунг, Ганден, но самым значительным можно назвать тибетский дворец Потала. Многие годы он удивляет посетителей своей необычностью, редкой архитектурой, великолепным стилем. Чтобы полюбоваться красотой и уникальностью дворца, в Тибет приезжают тысячи путешественников. Потала - - находится на Красном холме, который окружен Лхаской долиной.

Дворец Потала, Тибет: история сооружения

Как гласит легенда, первоначально дворец Потала еще в VII веке возвел царь Сронцзангамбо. Сооружение строилось для принцессы Вэньчэн, его будущей жены. Здание раскинулось от подножия до вершины горы, объединило оно тысячи построек, выполненных в тибетском стиле. Во времена военных действий тех лет Туфаньская династия пала, а многие залы дворца были попросту разрушены. Со временем природные катаклизмы также плохо повлияли на состояние стен сооружения. Реконструкцию начали только в 1645 году. В то время цинское правительство определило правителя Тибета - Далай-Ламу Пятого. Дворец и стал его резиденцией.

Состоял дворец Потала из двух частей - Белой и Красной. Белый дворец был построен в 1653 году, а в 1694 году закончили возведение Красного. Полная высота сооружения из земли, камня, дерева составила 117 метров. Ширина дворца - 335 метров. Тринадцать этажей занимают более 130 тысяч квадратных метров, сейчас вся площадь занимает 360 тысяч квадратных метров. Дворец включает в себя более 1100 комнат и залов, 200 тысяч самых разных скульптур, более 10 тысяч часовен.

Описание дворца Потала

Рассмотрим подробнее, как выглядит дворец Потала. Как уже упоминалось выше, он состоит из дух частей - Белой и Красной. В Белом дворце расположены покои Далай-Ламы, Красный дворец служит местом проведения служб. Во внутреннем дворе построены хозяйственные помещения и кельи монахов. Лучше всего начать осмотр Красного дворца с верхних помещений, в частности с часовни Майтрейи. Входы в часовни расположены на самом нижнем ярусе. Западная часть занята гробницами Далай-Лам, здесь же находятся служебные помещения правительства. В Солнечном павильоне жил, трудился, писал священные тексты Далай-Лама, занимался управлением. Большой павильон использовали для официальных церемоний. Зал Пабалакан и Пещера Фа-Вана, которая считается особой частью, остались еще от сооружений VII века.

Поднятие на Поталу. Интересные места

Священным местом у буддистов является Дворец Потала, Тибет ежегодно принимает тысячи паломников. Поднятие ко дворцу начинается у подножия горы с пробельной стены. Извилистая каменная дорожка приведет к восточным воротам, на которых изображены четыре алохани. В павильон можно попасть через дворцовую стену, высота её составляет четыре метра.

На середине пути взорам предстает огромная терраса, её площадь составляет 1600 квадратных метров. Отсюда Далай-Лама обращался к собравшимся здесь верующим. Далее по коридору можно подняться в самый большой павильон - Почжангабо Цоцинься. Именно здесь в 1653 году проводились религиозные торжественные церемонии, когда император Шуньчжи жаловал Далай-Ламу Пятого золотой печатью и грамотой. Тогда же и произошло его возведение в ранг святых.

Всюду, где изображен дворец Потала, видна та часть, где находятся восемь усыпальниц, так называемых пагод-ступ. Самой роскошной и крупной является пагода Далай-Ламы Пятого. Покрыта она листовым золотом, израсходовано его было 3721 кг. Инкрустирована усыпальница редкими драгоценными камнями.

Самая крупная и самая древняя части дворца

Самый крупный павильон Почжанмабо хранит на которой оставлены надписи цинским императором Цяньлуном и удивительные занавеси, подаренные императором Канси. Предание гласит: для того, чтобы соткать эти занавески, была выстроена специальная мастерская, на изготовление их ушел целый год. Самой древней частью дворца считается павильон Сноягал. Именно здесь долгие годы хранятся скульптуры великого царя Сронцзангамбо, всех сановников и принцессы Вэньчэн. Сасронланцзе - самый высокий павильон, здесь приносились жертвы поминальным табличкам и изображению императора Цяньлуна.

Красота дворца Потала

Дворец Потала предстает пред взором путешественников как величественное, неописуемой красоты сооружение. Золотые крыши, гранитные стены, изящные карнизы с золочеными украшениями придают строению сказочный, фантастический образ. На цветных настенных росписях - рисунки Будд и алоханей, правдивое воспроизведение жизни, деятельности Далай-Ламы Пятого. Также здесь отражено торжественное вступление принцессы Вэньчэн в Тибет. Росписи отражают всё развитие буддизма, древней тибетской культуры. Древнейший архитектурный ансамбль - дворец Потала - является нерушимым символом Тибета, плодом ума, таланта китайского народа. Он свидетельствует о культурном единении между ханьцами и тибетцами.

 

 

Это интересно: