→ Екатерининская миля. Екатерининские мили Екатерининская миля в Бахчисарае

Екатерининская миля. Екатерининские мили Екатерининская миля в Бахчисарае

На предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой из Петербурга в Крым .

История сооружения

Инициатором установки этих знаков, по-видимому, был правитель Таврической области Василий Васильевич Нечуй-Коховский. Его предложение князю Григорию Александровичу Потёмкину было одобрено. Потемкин велел установить верстовые столбы на каждой версте, и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили». О верстовых столбах информации нет. Находящиеся в Крыму «Екатерининские мили» представляют собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте. Изготовлением и установкой «миль» по маршрутам Бериславль - Перекоп - Ак-Мечеть и Севастополь - Бахчисарай - Ак-Мечеть - Карасубазар - Феодосия руководил В. В. Нечуй-Коховский. Изготовляли их, как и вёрсты, в Крыму. Три сохранившиеся до сегодняшнего дня дорожных знака от Екатеринослава до Бериславля отличаются по внешнему виду от находящихся в Крыму. История их установки неизвестна, но можно предположить, что их также установили во время подготовки дороги к путешествию Екатерины II.

Судьба памятников

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году , когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Современное состояние

До настоящего времени полностью или частично сохранилось пять Екатерининских миль в Крыму , две на территории Днепропетровской области и одна в Херсонской области .

    • Первая в Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
    • Вторая - в Бахчисарае рядом с Ханским дворцом .
    • Третья - на трассе Симферополь - Севастополь , на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
    • Четвертая - миля, располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское , при повороте на село Отважное , была разрушена в 1998 году. Тогда же куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму . Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она в обломках хранится во дворе музея. 10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
    • Пятая - на 29-м км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
      Была восстановлена 12.07.2012. В принципе, это реконструкция на старом постаменте по типу других сохранившихся в Крыму знаков. {| align="center" |- valign="top" | |
      |}
    • Шестая - стояла на территории военного полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Карасубазар. Она сохранилась хорошо. Именно она находится во дворе Старокрымского историко-литературного музея.
  • Одна миля - возле села Осокоровка в Нововоронцовском районе .

Напишите отзыв о статье "Екатерининская миля"

Примечания

Отрывок, характеризующий Екатерининская миля

– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

Екатерининская миля - оригинальный дорожный знак, установленный в Севастополе на Северной стороне, где улица Челюскинцев поворачивает на пляж Учкуевка.

История сооружения этого памятника архитектуры уходит корнями во времена правления императрицы Екатерины II. В 1787 году императрица направилась с визитом в Крым. Подготовка к визиту Екатерины заняла несколько лет – по пути следования поезда императрицы срочно ремонтировались старые мосты, высаживались деревья, сооружались усадьбы для отдыха во время остановок. Правитель Таврической области В.В. Каховский выдвинул оригинальную идею - отметить путь следования поезда специальными памятными знаками, которые планировалось установить через каждые пять или десять верст. Его предложение одобрил сам князь Григорий Потемкин, и в 1786 году были установлены верстовые столбы на каждой версте и «мили» через каждые десять верст. Памятные «мили» представляли собой колонны, установленные на квадратном постаменте. Имя автора проекта не сохранилось, считается, что предположительно им был инженер-полковник Н.И. Корсаков.

Во времена Советского союза большая часть екатерининских «миль» была разрушена, так как являлась символом царизма. До нашего времени частично или полностью сохранилось всего пять памятников в Крыму (один из которых и находится в Севастополе), а также еще две «мили» в Днепропетровской области и одна «миля» в Херсонской области.

Екатерининская миля в Севастополе

Манифест от 8 апреля 1783 года. Цель близка. Прекрасный Крым у ног Великой царицы. Он уже подданный ее императорского величества, и тем не менее, лишь документальные и эпические произведения служат опорой для фантазии, которая создает его образ рая на земле.

Ах, как хотелось воочию увидеть Екатерине II (1729 – 1796) плод столетия войн, интриг, политических ходов, ассигнований и человеческих жертв. Так было принято решение о торжественном проезде самодержицы всероссийской по вновь приобретенным землям с целью личного ознакомления с условиями жизни и хозяйствования во вновь образованной Таврической губернии.

Подготовка к этому масштабному мероприятию была начата тотчас же – благоустройство городов и сел, размещение воинских частей, создание постоялых дворов на всем пути правительственного кортежа численностью три тысячи человек из представителей русской аристократии и зарубежных дипломатических миссий проводились под личным чутким руководством Григория Александровича Потёмкина (1739 - 1791).

Охранная табличка Екатерининской мили в Севастополе

И одной из составляющих этого процесса было оборудование транспортной магистрали достойной этой великой чести - возводятся мосты, укрепляется дорожное полотно, высаживаются зеленые насаждения. Главным же новшеством становятся десятиверстные вехи, получившие название “Екатерининская миля”, протянувшиеся путеводной лентой по всему Новороссийскому краю вдоль предполагаемого маршрута следования императрицы с 1784 по 1787 годы.

Безымянными ваятелями этих дорожных указателей были простые смертные из числа солдат частей, на попечении которых находились определенные участи дороги. Именно они на месте изготавливали по чертежам, присланным из Петербурга, однотипные указательные столбы установленные через каждые десять верст.

22 мая 1787 года царское желание воплотилось во всей мере - была достигнута самая южная точка путешествия - город на берегу Севастопольской бухты, рожденный повелением Екатерины II четырьмя годами ранее.

И как памятный знак завершения путешествия и закрепления южной границы Российской империи царицу в Севастополе встретил грандиозній салют и… Екатерининская миля, что возвышается рядом с парком “Учкуевка” у Северного форта города. Она на ряду с другими своими сородичками, которых по Крыму насчитывается еще четыре (в Бахчисарае, селе Севастьяновка, поворот на Отважное и возле села Отважное), и нынче служит напоминает о том памятном событии.

Архитектура

Центральный вид Екатерининской мили в Севастополе

Екатерининская миля в Севастополе, созданная как и все прочие по чертежам столичных архитекторов в период с 1784 по 1787 годы, представляет собой вытесанную из цельного куска камня-известняка местной породы нижнюю часть колонны тосканского ордера.

Пьедесталом ей служит квадратный в плане постамент на одноярусном стилобате, составляющий треть общей высоты памятного знака, площадка вокруг которого ныне вымощена брусчаткой.

Сама колонна в верхней своей половине опоясана шестигранным перехватом, не доходящим до конусообразной вершины памятника архитектуры.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Челюскинцев, парк “Учкуевка”.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Орел - Харьков - Днепропетровск - Запорожье - Мелитополь - Джанкой – Симферополь - Севастополь) или (М18) (Симферополь - Ялта - Севастополь) до поворота в районе аэропорта на дорогу Т27-07, которая переходит по городу в улицу Челюскинцев - месторасположение Екатерининской мили.

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем общественным транспортом (троллейбус, автобус, катер) от пл. Нахимова до Северной стороны города, откуда вдоль ул. Леваневского, а потом ул. Челюскинцев до памятника архитектуры Екатерининская миля.

Екатерининская миля-дорожные знаки, времен императрицы Екатерины Великой,установленные в 1784 -1787 на всем пути следования императрицы от Санкт- Петербурга до Бахчисарая.
Устанавливали их по принципу: каждая верста отмечалась большим необработанным камнем, каждая 10-я верста отмечалась каменной милей.
Екатерининская миля представляет из себя четырехгранный пьедестал, от которого отходит колонна с шестигранным перехватом. Колонна имеет высоту 1,5 метра и пьедестал тоже- итого общая высота Екатерининской мили составляет 3 метра.
На сегодняшний день в Крыму сохранилось 5 Екатерининских миль и 6-я находится в разрушенном состоянии.

Екатерининская миля в Севастополе

Лучше всего мили сохранились в Севастополе и Бахчисарае.

Севастопольская Екатерининская миля находится в парке Учкуевка,на улице Челюскинцев, в северной части города.
Бахчисарайская Екатерининская миля находится напротив Ханского дворца,практически у главного входа.
Третья Екатерининская миля находится на Севастопольской трассе- между городами Симферополь - Бахчисарай, около села Севастьяновка

Екатерининская миля в Бахчисарае


Четвертая миля находится между Симферополем и Белогорском,в 800 метрах от поселка Цветочное.
Пятая -недалеко от города Старый Крым,на военном полигоне. Ее перенесли на территорию Старокрымского исторического музея.
Шестая миля находится между Старым Крымом и Феодосией, возле поселка Ключевое.
Еще известно о существовании 2-х сохранившихся милях на территории Украины. Практически все Екатерининские мили были уничтожены во время советской власти, как пережиток капитализма. Небольшая часть, дошедшая до наших дней,была внесена в памятники архитектуры и взята с 2005 года под охрану государства.

Екатерининская миля недалеко от поселка Старый Крым


Екатерининские мили и их история возникновения.

После присоединения Крымского полуострова к России, в 1783, остро встал вопрос развития Крыма и примирения всех народов,проживающих на территории Крыма. Среди Крымских татар царил раздор.Множество крымскотатарских семей выехало в Турцию. У крымских греков царили реваншистские настроения из-за многовекового гонения и репрессий 1779-1781 г., от которых греки бежали в Мариуполь, Херсон и другие материковые города, находящиеся ныне на территории материковой Украины. Также русские войска, ведущие на протяжении многих веков войны с Крымским Ханством,увеличивали градус напряжения внутри Крыма. Охладить этот котел должен был Потемкин, но его попытки не всегда приводили к нужным результатам. Доклады Потемкина о ситуации в Крыму, сподвигли Екатерину Великую лично посетить полуостров и принять меры к примирению всех слоев общества. Например,некоторые дворяне внушали Екатерине мысли, что Россия не потянет Крым, что казна и так пуста, а Малороссия это просто степь,за которою и сражаться не стоило.


На 1787 год был запланирован визит Екатерины Великой в Крым через Малороссию.К осени 1784 года начались подготовительные работы.
Самыми важными из приготовлений было строительство и реконструкция старых дорог на пути следования Императрицы. Эти дороги эксплуатировалась свыше 50 лет и после знаменитого визита. Именно во время реконструкции и было подана идея возведения и установки каменных милей,на пути следования Ее Величества. Позже названных Екатерининскими. Также,под визит Екатерины Великой, была проделана колоссальная работа по возведению гостиниц, домов отдыха и прочей сопутствующей инфраструктуры. Практически все построенные сооружения в значительной степени повлияли на уклад жизни Малороссии и Крыма.


Из мемуаров французского посла Сегюро, который сопровождал Екатерину Великую в путешествии:
“Я путешествую не для того,чтобы чтобы осматривать Крым и Малороссию, но и для того, чтобы увидеть людей. Мне нужно дать нашему народу возможность дойти до меня, выслушать их жалобы и внушить чиновникам, что их грехи и провины не останутся без внимания.”
Эти слова нашли реальное подтверждение: большая часть проблем решалась прямо на местах Также граф Румянцев и князь Потемкин, получили множество документов к рассмотрению и проверке. и лично отчитывались по ним перед Императрицей. Некоторые из этих документы до сих пор хранятся в музеях Петербурга и Москвы.
Во время визита Екатерины Второй был основан один из крупных городов Малороссии - нынешний Днепропетровск. Также были заложены 10-ки церквей и несколько сел.
Если Вы решите посетить Крымский полуостров в особенности или , обязательно найдите Екатерининские мили, прикоснитесь к истории нашей страны, и поведайте о них друзьям, расскажите историю их создания

Екатерининские мили на карте Крыма

Екатерининские мили – это дорожные знаки, которые со временем стали памятником архитектуры. Императрица Екатерина II в 1787 году впервые отправилась осматривать свои новые владения – полуостров Крым. Это было важное событие для Крыма. Подготовка к визиту императрицы длилась несколько лет. По всему пути движения выполняли ремонт и сажали деревья.

Каховский В.В., правитель Таврической области, предложил интересную идею – обозначить весь путь императрицы по территории Крыма оригинальными дорожными знаками. Идею поддержали и началось строительство. Деревянные столбы установили на каждой версте, а каменные знаки были построены на каждой десятой версте.

К сожалению, большинство Екатерининских миль были уничтожены. Их разрушали во времена Советского Союза, так как они являлись символами царской эпохи. В Крыму сохранилось только пять памятников и один из них установлен в Севастополе.

Зачем туристу посещать Екатерининскую милю?

Все сохраненные Екатерининские мили обладают статусом памятника архитектуры. Миля, которая установлена на Северной дороге Севастополя, является самым старым каменным сооружением в городе. Эти уникальные дорожные знаки с двухсотлетней историей являются каменными столбами с небольшой колонной сверху. Сам объект не столь грандиозный, но стоит оценить его историю и обязательно увидеть своими глазами. Специально для императрицы были построены уникальные дорожные знаки, это произошло больше двух веков назад, но некоторые знаки сохранились. И один из них находится в удобном месте.

Как добраться

Знак находится на Северной стороне Севастополя, прямо на территории парка “Учкуевка”. Если Вы будете двигаться по улице Челюскинцев, то в месте, где улица поворачивает на пляж Учкуева, будет стоять Екатерининская миля.

Географические координаты на карте Крыма GPS 44°38"19.8"N 33°32"30.3"E.

Туристам на заметку

Чтобы не вводить в заблуждение, стоит сказать, что Екатерининская миля не является выдающимся архитектурным объектом. Ее ценность в другом, это историческое место, которое сохранилось и находится в отличном виде спустя такое время. Непритязательное каменное сооружение – первый исторический памятник города. Так что если будете проезжать рядом, обязательно найдите этот памятник, в таких местах стоит отметиться.

 

 

Это интересно: