→ Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах. По следам экспедиции русанова Вот вам новые канары и гавайи

Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах. По следам экспедиции русанова Вот вам новые канары и гавайи

25 ..

Глава 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕРВЫХ ЛЕТ XX ВЕКА (1901-1905)

На VI Международном географическом конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1895 году, присутствовали многие известные полярные исследователи. Среди них были участники экспедиции Джемса Росса в 1840-1841 годах - выдающийся ботаник Джозеф Гукер и адмирал Оммени; участник океанографической экспедиции на «Челленджере» Джон Мэррей; начальник знаменитой американской экспедиции на Землю Гранта в Арктике Адольф Грили; руководитель австро-венгерской полярной экспедиции на судне «Тегетгоф», открывшей архипелаг Земли Фран-ца-Иосифа, Юлиус Пайер.

Обсуждая многие географические проблемы, конгресс отметил, что изучение антарктических районов является важнейшей географической задачей, и рекомендовал научным обществам всего мира сделать все возможное, чтобы приступить к этой работе.

Немецкий геофизик Георг Неймайер выступил на конгрессе с призывом объединить усилия ученых разных стран в деле исследования Антарктики. По его призыву были определены общие планы предстоящих исследований.

Следуя рекомендациям конгресса, Англия, Германия, Швеция и Франция в первые годы XX века организуют новые экспедиции в Антарктику. Эти экспедиции стали по преимуществу национальными и наряду с широким комплексом научных исследований ставили целью предоставить своим правительствам как можно больше прав для будущих территориальных претензий на антарктические земли.

Первая экспедиция Р. Скотта

Англия снова избрала полем деятельности своих исследований район моря Росса. Инициатором экспедиции был президент Лондонского географического общества Клименте Маркем. Он добился от правительства и от частных лиц крупных ассигнований на экспедицию и позаботился об ее первоклассном снаряжении. По рекомендации Маркема, начальником экспедиции был назначен военный моряк Роберт Фалкон Скотт. Его помощниками были также военные моряки, и среди них Эрнст Шеклтон.

Корабль экспедиции был построен специально для плавания: во льдах и хорошо оборудован для научных работ. Он получил название «Дискавери» («Открытие»). В состав экспедиции во-

шли известные ученые и опытные экспедиционные работники - врач и ботаник Кёттлиц, исследователь Земли Франца-Иосифа в Арктике; биолог Ходгсон, геолог Феррар и физик Берначчи - участник экспедиции Борхгревинка.

Первый этап экспедиции повторял плавания Росса и Борхгревинка. Преодолев пояс плавучих льдов на подступах к морю Росса, «Дискавери» 9 января 1902 года подошел к мысу Адэр и проследовал далее на юг, вдоль Земли Виктории до вулканов Эребус и Террор, а затем вдоль Великого ледяного барьера Росса на восток. Это плавание подтвердило мнение Борхгревинка, что за 60 лет, прошедших со времени экспедиции Росса, барьер отступил на 20-30 миль к югу.

Пройдя примерно до 150° западной долготы, т. е. еще дальше к востоку, чем «Южный Крест» Борхгревинка, участники экспедиции 30 января 1902 года увидели темные вершины гор неизвестной страны. Здесь оканчивался Великий барьер. Открытую землю Скотт назвал Землей Короля Эдуарда VII. Впоследствии было установлено, что это один из полуостровов Антарктиды. К нему в 1842 году подходил близко Джемс Росс, видел признаки земли, но был не уверен, что это земля.

Далее на восток путь преграждался непроходимым плавучим льдом. Экспедиция повернула обратно. В бухте, где высаживался Борхгревинк, «Дискавери» пришвартовался к низкой части барьера. Экспедиция перетащила на барьер привязной воздушный шар. На этом шаре поднялся вначале Скотт, а затем Шекл-тон. Стальной трос, на котором держался шар, был тяжелым, и шар поднимался только на 200 метров. С этой высоты они увидели лишь сплошную волнистую снежную поверхность, уходящую к югу.

6 февраля «Дискавери» вернулся к подножию Эребуса. Первое обследование окрестностей показало, что нанесенный Россом на карту залив Мак-Мёрдо есть на самом деле вход в пролив, а вулканы Эребус и Террор расположены на острове. Название Мак-Мёрдо сохранилось за проливом, а остров Скотт назвал именем Росса.

У юго-западной оконечности острова Росса судно было поставлено на зимовку. На мысе, названном именем заместителя начальника экспедиции Армитеджа, был построен дом, где смогла бы разместиться вся экспедиция, в случае если льды раздавят судно.

С первых же дней были организованы регулярные метеорологические, гидрологические, магнитные и другие наблюдения.

Приближалась антарктическая зима, поэтому были осуществлены лишь небольшие экскурсии в окрестностях зимовки. 23 апреля солнце скрылось за горизонтом. На четыре месяца наступила полярная ночь. Зимовка протекала благополучно. Каждый член экспедиции занимался своим делом: физик проводил часы в магнитном павильоне; биолог через проруби во льду вылавливал морских обитателей; многие занимались метеорологическими наблюдениями. Кроме метеорологической станции у борта судна соорудили еще одну, специальную, на вершине Кратерного холма, на высоте 320 метров над уровнем моря.

Выстроенная на берегу аварийная хижина оставалась незаселенной. Все жили в удобных помещениях корабля.

Скотт планировал на весну путешествие в глубь континента, втайне надеясь дойти до Южного полюса. Спутниками он избрал Шеклтона и Уилсона. Шеклтон готовил собачью упряжь и тренировался в езде на собаках, так как в экспедиции опыта езды на собаках никто не имел.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон в сопровождении вспомогательной партии вышли в поход на юг. 15 ноября вспомогательная партия повернула назад.

Поверхность барьерного льда оказалась неровной, покрытой глубоким рыхлым снегом. Поэтому три путешественника с тяжелым грузом продвигались на юг в среднем 7-8 километров в день. Нередко то один, то другой страдал снежной слепотой. Часто свирепствовали метели, заставлявшие разбивать палатку и отсиживаться в ней. Путники тащились вдоль высокой горной страны с вершинами до 3500 метров, но подойти к ним не могли из-за пояса широких трещин и отвесного ледяного обрыва у их подножий. В ясную погоду было видно, что горная цепь поворачивает к востоку, а далеко на юге синели новые вершины. Стало очевидным, что дойти до этих гор, а тем более до полюса при таких темпах движения не было никаких шансов. Поэтому, пройдя параллельно горной цепи Земли Виктории до 82° 17х южной широты, 163° восточной долготы, они 31 декабря 1902 года повернули назад.

На обратном пути у путешественников обнаружились признаки цинги. Собаки дохли от истощения, наиболее слабых убивали и скармливали остальным. Вскоре погибла последняя собака. Шеклтон был тяжело болен - у него началось кровохаркание. Скотт и Уилсон еле тащили сани. Только 3 февраля 1903 года они добрались до судна.

Тем временем Армитедж и Скелтон совершили экскурсию к западу от зимовки на плато Земли Виктории и поднялись на высоту 2700 метров.

Еще до возвращения Скотта и его спутников из южного похода, в январе 1903 года, к острову Росса пришло вспомогательное судно «Морнинг» с углем и свежими продуктами. Пролив еще не вскрылся, и «Морнинг» вынужден был остановиться У кромки льда в 18 километрах от «Дискавери». Только 28 февраля лед в проливе взломало и шхуна смогла подойти к «Дискавери» на расстояние пяти миль.
«Морнинг» забрал на родину 9 матросов, отказавшихся от второй зимовки, и Эрнста Шеклтона - будущего претендента на покорение Южного полюса.

Вторая зимовка Скотта прошла также благополучно. А весной Скотт и Скелтон снова отправились в поход, только не на юг, а на запад. Ими была обследована на протяжении 400 километров горная страна Земли Виктории. В горах они обнаружили слои песчаника и осадочные породы, свидетельствовавшие о том, что когда-то, в далекую геологическую эпоху, здесь было море. Геологические коллекции, собранные партией, представляли огромный научный интерес.

Вторая партия под руководством Берначчи и Ройдса прошла к юго-востоку от базы на 260 километров и доказала, что ледяной барьер Росса является краем гигантского плоского ледника, простирающегося далеко на юг. Так как он находился на плаву над мелководным морем, а мелководную часть моря, окаймляющую сушу, геологи обычно называют «шельфом», то подобные ледники впоследствии стали называть шельфовыми. Этот ледник был назван шельфовым ледником Росса.

В феврале 1904 года из Англии к острову Росса прибыли два парохода - «Морнинг» и «Терра-Нова». При помощи взрывов «Дискавери» был освобожден из двухлетнего ледового плена, и экспедиция благополучно вернулась в Англию. Научные результаты экспедиции были очень значительными.

Экспедицией было окончательно установлено, что Южный географический полюс расположен на высокогорном континенте. Скотт попробовал в первую зимовку идти к нему, но убедился^ что для преодоления трудностей более чем 1300-километрового пути нужна более основательная подготовка.

Кажется, сейчас уже прошли времена первооткрывателей, не осталось на карте белых пятен. Но оказывается, и в наши дни можно совершать путешествия, изучать непознанные уголки планеты. Пусть уже открыты все материки и острова, пусть с космоса можно увидеть самые отдаленные и труднодоступные районы, а пытливый человеческий ум ставит перед собой новые задачи и решает их, организует экспедиции. Кто же они, современные путешественники 21 века?

Имена современных путешественников

Когда мы вспоминаем о знаменитых первопроходцах, наряду с великими Колумбом, Магелланом, Куком, Беллинсгаузеном, Лазаревым и другими, говорим и о наших современниках. Имена Кусто, Хейердала, Сенкевича, Конюхова и других исследователей тоже звучат как гимн изучению нашей планеты. Современные путешественники и их открытия являют собой прекрасный

Жак Ив Кусто

Кусто - величайший океанолог, французский ученый-исследователь. Это человек, который открыл для человечества подводный мир. Именно его руками были изготовлены очки для первый акваланг, оборудовано первое научное судно, изучающее морские глубины. Ему принадлежат первые фильмы, снятые под водой.

Впервые человек получил возможность свободно перемещаться в толще воды и опускаться на глубины до 90 м. Под руководством Кусто были организованы первые подводные экспедиции. Сначала это были археологические исследования на дне океана и фотосъемки на глубинах в несколько километров.

Когда Кусто создал "подводное блюдце" - мини-подводную лодку, возможности для изучения толщи воды резко увеличились. Продолжением стало основание временных подводных научных станций, где современные путешественники жили в течение нескольких месяцев и могли вести наблюдения непосредственно в море.

Результатом многолетней работы Кусто по изучению подводного мира стали книги и фильмы, которые имели огромную популярность: "В мире безмолвия", "Мир без солнца", "Подводная одиссея Кусто". С 1957 года он возглавлял Океанографический музей в Монако. В 1973 году было основано "Общество Кусто по охране морской природы".

Среди своих почетных наград главной он считал орден Почетного легиона. Умер Кусто в 1997 году в Париже.

Тур Хейердал

Это имя также знакомо каждому, кто хоть немного интересовался путешествиями. Тур Хейердал прославился морскими походами, предпринятыми для доказательства своей точки зрения на заселение разных районов мира.

Хейердал первым выдвинул идею о том, что острова Полинезии могли быть заселены выходцами из Южной Америки. Чтобы доказать эту теорию, современные путешественники под его руководством совершили беспримерное плавание на бальсовом плоту "Кон-Тики" через Тихий океан. Одолев около 8 тысяч км за 101 день, экспедиция достигла островов Туамоту. При этом плот сохранил свою плавучесть, и если бы не шторм, наверняка мог бы дотянуть и до берегов Азии.

Затем последовали экспедиции на тростниковых лодках "Ра" и "Ра-2", в которых принимал участие наш соотечественник Юрий Сенкевич. Лодка "Тигрис", плавание на которой должно было показать возможность связей между Месопотамией и полуостровом Индостан, была сожжена командой в знак протеста против военных действий у берегов Джибути, и экспедиция не была завершена.

Хейердал во многих вопросах не соглашался с ученым миром и выдвигал свои теории. Много лет он изучал загадки острова Пасхи, особенно происхождение знаменитых каменных истуканов. Тур утверждал, что эти гигантские статуи могли изготовить и доставить на место аборигены острова, не имевшие современных инструментов для обработки камня и средств передвижения. И результаты его изысканий были сенсационными, хотя и не признаны большинством ученых.

Из спорных теорий Хейердала отметим еще и версию о связях между викингами и жителями Кавказа и Азова. Он считал, что викинги - выходцы с Северного Кавказа. Но доказать эту теорию ему помешала смерть в 2002 году.

Многочисленные книги Хейердала о его взглядах на освоение мира и путешествиях, документальные фильмы, снятые о них, до сих пор остаются очень увлекательными и интересными для любого человека.

Юрий Сенкевич

Современный русский путешественник и ведущий популярнейшей в нашей стране телепередачи "Клуб путешествий", полярник, он участвовал в 12-й советской антарктической экспедиции.

В 1969 году при организации экспедиции на "Ра" Тур Хейердал написал письмо в Академию наук СССР с приглашением к участию в ней врача с хорошим знанием английского языка, с опытом работ в экспедициях и чувством юмора. Выбор пал на Сенкевича. Веселый и неунывающий, с оптимистическим взглядом на жизнь и навыками практикующего врача, Юрий быстро подружился с Хейердалом и другими членами команды.

Впоследствии они еще не раз участвовали в экспедициях знаменитого норвежца. Многие исследования Хейердала становились известны советскому телезрителю сразу же благодаря телепередаче, которую вел Юрий Сенкевич. "Клуб кинопутешествий" стал для многих окном в мир, позволявшим знакомиться с интересными местами земного шара. Гостями передачи становились современные путешественники: Хейердал, Кусто, Яцек Палкевич, Карло Маури и многие другие.

Сенкевич принимал участие в медицинском обеспечении экспедиций к Северному полюсу и на Эверест. Умер Юрий Александрович в 2006 году на съемках очередной телепередачи.

Тим Северин

Многие современные путешественники повторяют маршруты мореплавателей и первопроходцев прошлого. Один из наиболее известных - британец Тим Северин.

Первое свое путешествие он совершил по следам Марко Поло на мотоциклах. Выехав из Венеции, Северин с товарищами пересекли почти всю Азию и добрались до границ Китая. Здесь путешествие пришлось завершить, так как разрешение на посещение страны получено не было. Дальше последовало изучение (во время плавания по ней на каноэ и моторной лодке). Следующая экспедиция - по маршруту Св. Брендана через Атлантический океан.

Вдохновившись приключениями Синдбада-морехода, Северин осуществил переход из Омана в Китай на парусном корабле, ориентируясь только по звездам.

В 1984 году Северин с командой в 20 гребцов повторил маршрут аргонавтов в Колхиду (Западная Грузия). А на следующий год совершил путешествие по следам Одиссея из нетленной одноименной поэмы Гомера.

Это только некоторые маршруты Северина. О своих приключениях он написал увлекательные книги, а за "Путешествие Синдбада" был удостоен престижной премии Томаса Кука.

Современные путешественники 21 века

Несмотря на то что на дворе 21-й век, дух любви к приключениям и путешествиям не угас. И сейчас есть люди, которым не сидится дома в комфорте, их влечет неизведанное, непознанное.

Среди них есть и современные путешественники России. Пожалуй, самым известным из них является Федор Конюхов.

Федор Конюхов

К его имени часто добавляют "первый". Он первым из россиян побывал на трех полюсах Земли: Северном, Южном и на Эвересте. Первым на Земле покорил пять полюсов - к предыдущим добавились Полюс Недоступности в Антарктиде и мыс Горн, считающийся таковым для яхтсменов. Первым из россиян одолел "большую семерку" - совершил восхождения на самые высокие вершины всех континентов, считая Европу и Азию отдельно.

На его счету множество экспедиций, в основном экстремальных. Конюхов четырежды совершал путешествия на яхте вокруг света. Участник лыжного перехода "СССР - Северный полюс - Канада".

Его книги читаются на одном дыхании. А в планах на будущее - на воздушном шаре.

Дмитрий Шпаро

Сразу оговоримся: это полярный путешественник и исследователь. Еще в 1970 году он возглавил лыжную экспедицию до островов Комсомольской правды. Через три года совершил путешествие на Таймыр в поисках склада знаменитого полярника Эдуарда Толля. В 1979 году под его руководством была совершена первая в мире экспедиция на лыжах к Северному полюсу.

Один из самых известных походов - в Канаду через Северный Ледовитый океан в составе совместной советско-канадской экспедиции.

В 1998 году вместе с сыном пересек на лыжах В 2008-м организовал две экспедиции на Северный полюс. Одна из них известна первым в мире достижением полюса на лыжах в ночное время. А во второй участвовала молодежь в возрасте 16-18 лет.

Дмитрий Шпаро - организатор Клуба "Приключение". Заведение проводит марафоны по территории страны с участием людей, прикованных к инвалидным коляскам. Наибольшую известность получило международное восхождение на Казбек инвалидов-колясочников из Закавказья, Норвегии и России.

Современные путешественники

География современных путешествий очень обширна. В основном это малоизученные и труднодоступные районы Земли. Эти походы чаще всего проходят в экстремальных условиях, требующих напряжения всех сил.

Конечно, в одной статье трудно охватить все имена. Анатолий Хижняк, исследующий малоизученные племена в джунглях Амазонии и Папуа-Новой Гвинеи... Наоми Уэмура, в одиночку совершивший поход к Северному полюсу, проплывший по Амазонке, покоривший Монблан, Маттерхорн, Килиманджаро, Аконкугуа, Эверест... первый человек, совершивший восхождения на все 14 восьмитысячников мира... О каждом из них можно написать отдельную книгу. Их приключения вдохновляют путешественников.

На карте мира конца XVIII - начала XIX в. правильно показаны очертания Европы, Азии, Африки; за исключением северных окраин, верно изображена Америка; без больших ошибок очерчена Австралия. Нанесены на карту главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Но внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами». Неизвестными для картографов были обширные и безлюдные полярные области, почти три четверти Африки, около трети Азии, почти вся Австралия, значительные области Америки. Все эти территории получили достоверное отображение на карте лишь на протяжении XIX столетия и в начале нашего века.

Крупнейшим географическим достижением XIX столетия было открытие последнего, шестого материка Земли - Антарктиды. Честь этого открытия, совершенного в 1820 г., принадлежит русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Мирный» и «Восток» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

При создании современной карты обобщались картографические знания и географические сведения различных народов и разных эпох. Так, для европейских географов XIX в., изучавших Центральную Азию, большую ценность имели старинные китайские карты и описания, а при исследовании внутренних областей Африки они пользовались старинными арабскими источниками.

В XIX в. начался новый этап в развитии географии. Она стала не только описывать земли и моря, но и сравнивать явления природы, искать их причины, открывать закономерности различных природных явлений и процессов. На протяжении XIX и XX столетий были сделаны крупные географические открытия, достигнуты немалые успехи в изучении нижних слоев атмосферы, гидросферы, верхних слоев земной коры и биосферы.

Во второй половине XIX в. русские плавания с Балтики на Дальний Восток почти прекратились в связи с началом Крымской войны, а затем - продажей царским правительством Аляски США.

Среди иностранных кругосветных экспедиций первой половины XIX в. Своими географическими открытиями прославилась французская экспедиция на судне «Астролябия» в 1825 - 1829 гг. под Командованием Жюля Себастьяна Дюмон-Дюрвиля; Во время этого путешествия были положены на, карту северные берега островов Новая Зеландия и Новая Гвинея.

Особенно важное значение в истории науки имело кругосветное плавание английского корабля «Бигль» в 1831 -1836 гг. под командованием Роберта Фиц-Роя. Экспедиция выполнила обширные гидрографические работы и, в частности, впервые подробно и точно описала большую часть Тихоокеанского побережья Южной Америки. На «Бигле» совершил путешествие знаменитый натуралист Чарлз Дарвин. Наблюдая и сравнивая природу различных областей Земли, Дарвин позже создал теорию развития жизни, обессмертившую его имя. Учение Дарвина нанесло сокрушительный удар по религиозным представлениям о сотворении мира и неизменности видов растений и животных (см. т. 4 ДЭ).

Во второй половине XIX в. начинается новый этап в изучении океана. В это время стали организовывать специальные океанографические экспедиции. Усовершенствовались техника и способы наблюдений физических, химических, биологических и других особенностей Мирового океана.

Океанографические исследования широкого плана выполнила английская кругосветная экспедиция 1872 -1876 гг. на специально оборудованном судне - парусно-паровом корвете «Челленджер». Всю работу вела ученая комиссия из шести специалистов во главе с начальником экспедиции шотландским зоологом Уайвиллом Томсоном. Корвет прошел около 70 тыс. морских миль. Во время плавания на 362 глубоководных станциях (местах, где корабль останавливался для исследований) измеряли глубину, брали пробы грунта и образцы воды с разных глубин, измеряли температуру воды на разных горизонтах, вылавливали животных и растения, наблюдали за поверхностными и глубинными течениями. В продолжение всего путешествия каждый час отмечали состояние погоды. Собранные экспедицией материалы оказались так велики, что для их изучения в Эдинбурге пришлось создавать специальный институт. В обработке материалов участвовали многие английские и иностранные ученые во главе с участником плавания Джоном Мерреем - редактором трудов

экспедиции. Отчет о результатах исследований на «Челленджере» составил 50 томов. Завершить издание удалось только через 20 лет после окончания экспедиции.

Исследования «Челленджера» дали много нового и впервые позволили выявить общие закономерности природных явлений Мирового океана. Например, было установлено, что географическое распределение морских грунтов зависит от глубины океана и удаленности от берега, что температура воды в открытом океане везде, кроме полярных районов, от поверхности до самого дна непрерывно понижается. Впервые была составлена карта глубин трех океанов (Атлантического, Индийского, Тихого) и собрана первая коллекция глубоководных животных.

За плаванием «Челленджера» последовали другие экспедиции. Обобщение и сопоставление собранных материалов приводило к выдающимся географическим открытиям. Особенно ими прославился замечательный русский флотоводец и ученый-моревед Степан Осипович Макаров.

Когда Макарову было 18 лет, он опубликовал первую научную работу об изобретенном им способе определения девиации 1 в море. В это время Макаров плавал на кораблях Балтийского флота. Одно из таких учебных плаваний в 1869 г. на броненосной лодке «Русалка» едва не закончилось гибелью судна. «Русалка» наскочила на подводный камень и получила пробоину. Судно было далеко от гавани и затонуло бы, но находчивый командир направил его на мель. После этого случая Макаров заинтересовался историей кораблекрушений и узнал, что от подводных пробоин погибло множество кораблей. Вскоре он нашел простой способ заделки пробоин с помощью особого парусинового пластыря, названного его именем. «Пластырь Макарова» стали применять на всех флотах мира.

1 Девиация - отклонение магнитной стрелки судовых компасов от направления магнитного меридиана под влиянием металлических частей корабля.

Макаров разработал также конструкцию водоотливных систем и других аварийных устройств на кораблях и тем самым стал основоположником учения о непотопляемости судна, т. е. его способности оставаться на воде, имея пробоины. Это учение позднее развил знаменитый кораблестроитель академик А. И. Крылов. Вскоре Макаров прославился как герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Видя ее неизбежность, он добился перевода на Черное море еще до начала военных действий. По Парижскому мирному договору, заключенному после Крымской войны, Россия не имела права строить военные корабли на этом море до 1871 г. и поэтому создать здесь свой флот еще не успела. Иностранные военные специалисты предсказывали полную свободу действий турецкого флота на Черном море. Однако благодаря Макарову этого не случилось. Он предложил использовать быстроходные торговые суда как плавучие базы для беспалубных минных катеров. Пассажирский пароход «Великий князь Константин» Макаров превратил в грозное боевое судно. Катера спускали на воду и на них шли в минную атаку на неприятельские корабли. Макаров применил и новое боевое оружие - торпеду, т. е. самодвижущуюся мину. Степан Осипович уничтожил и повредил немало кораблей противника, в том числе и броненосных; его лихие рейды сковали действия турецкого флота и немало способствовали победе России в войне. Минные катера, примененные Макаровым, стали родоначальниками нового класса кораблей - миноносцев.

После войны Степана Осиповича назначили командиром парохода «Тамань», находившегося в распоряжении русского посла в Турции. Судно стояло в Константинополе. Свободное время Макаров решил использовать для исследования течений в Босфоре. От турецких рыбаков он услышал, что в этом проливе есть глубинное течение из Мраморного моря в Черное, оно идет навстречу поверхностному течению из Черного моря. О глубинном течении не упоминалось ни в одной из лоций, его не показывали ни на одной карте. Макаров на шлюпке-четверке выходил на середину пролива, и матросы спускали на тросе наполненный водой бочонок (анкерок) с привязанным к нему тяжелым грузом. Это «прямо показало мне,- рассказывал он,- что внизу существует обратное течение и довольно сильное, потому что анкерок в пять ведер воды был достаточен, чтобы заставить четверку двигаться против течения».

Убедившись в существовании двух течений, Макаров решил их тщательно изучить. В то время еще не умели измерять скорость глубинных течений. Степан Осипович изобрел для этого прибор, получивший вскоре широкое распространение.

Макаров провел тысячу измерений скорости течений в различных местах Босфора от поверхности до дна и сделал четыре тысячи определений температуры воды и ее удельного веса. Все это позволило ему установить, что глубинное течение вызывается разной плотностью вод Черного и Мраморного морей. В Черном море благодаря обильному стоку рек вода менее соленая, чем в Мраморном, а поэтому и менее плотная. В проливе на глубине давление со стороны Мраморного моря оказывается большим, чем со стороны Черного, что и порождает нижнее течение. О своих исследованиях Макаров рассказал в книге «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», которая в 1887 г. была отмечена премией Академии наук.

В 1886-1889 гг. Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь». Плавание «Витязя» навсегда вошло в историю океанографии. В этом заслуга Макарова и увлеченных им на путь служения науке офицеров и матросов. Сверх положенной повседневной военной службы экипаж корвета участвовал в океанографических исследованиях. Уже первые наблюдения, сделанные на «Витязе» вскоре после выхода из Кронштадта, привели к интересному открытию. Было установлено характерное для Балтийского моря в летний период расслоение воды на три слоя: теплый поверхностный с температурой свыше 10°, промежуточный на глубине 70- 100 м с температурой не больше 1,5° и придонный с температурой около 4°.

В Атлантическом и Тихом океанах моряки «Витязя» успешно вели многосторонние наблюдения и, в частности, превзошли экспедицию на «Челленджере» в точности определения температур и удельного веса глубинной воды.

На Дальнем Востоке «Витязь» пробыл свыше года, совершив несколько рейсов в северной части Тихого океана, во время которых исследовались районы, еще не посещенные ни одним океанографическим судном. На Балтику «Витязь» вернулся через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Все плавание заняло 993 дня.

По окончании плавания Макаров тщательно обработал огромный материал наблюдений на «Витязе». Кроме того, он изучил и проанализировал судовые журналы всех кругосветных плаваний не только русских, но и иностранных судов. Степан Осипович составил карты теплых и холодных течений и специальные таблицы распределения температуры и плотности воды на разных глубинах. Он сделал обобщения, раскрывающие закономерности природных процессов Мирового океана в целом. Так, он впервые пришел к выводу, что поверхностные течения во всех морях северного полушария имеют, как правило, круговое вращение и направлены против часовой стрелки; в южном же полушарии течения движутся по часовой стрелке. Макаров верно указал, что причина этого - отклоняющая сила вращения Земли вокруг оси («закон Кориолиса», согласно которому все тела при движении отклоняются в северном полушарии вправо, в южном - влево).

Результаты исследований Макарова составили капитальный труд «Витязь» и Тихий океан». Эта работа была удостоена премии Академии наук и большой золотой медали Русского географического общества.

В 1895-1896 гг. Макаров, командуя уже эскадрой, вновь плавал на Дальнем Востоке и, как прежде, проводил научные наблюдения. Здесь он пришел к выводу о необходимости быстрейшего освоения Северного морского пути. Этот путь, говорил Степан Осипович, «вызовет к жизни дремлющий теперь Север Сибири» и свяжет центр страны с Дальним Востоком как кратчайшая, а одновременно и безопасная, далекая от иностранных владений морская дорога. Вернувшись в Петербург, Макаров обратился к правительству с проектом постройки мощного ледокола для исследования Арктики, но тупые царские чиновники всячески ему противодействовали. Тогда ученый выступил в Географическом обществе с докладом, в котором убедительно доказал, «что ни одна страна не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Виднейшие ученые, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский и Д. И. Менделеев, решительно поддержали проект Макарова, и в октябре 1898 г. первый в мире мощный ледокол «Ермак», построенный по чертежам Макарова в Ньюкасле (Англия), был спущен на воду.

Летом 1899 г. «Ермак» под командованием Макарова совершил первое арктическое плавание. Он проник к северу ох Шпицбергена и выполнил исследования в Ледовитом океане.

Новую славу принесло «Ермаку» спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», наскочившего во время снежной бури на камни у острова Готланд. Во время этой операции было впервые применено великое изобретение А. С. Попова - радио.

В 1904 г. началась русско-японская война. Вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанским флотом, действия которого из-за нерешительности бездарных предшественников Макарова ограничились пассивной обороной Порт-Артура. Стремясь внести перелом в ход военных действий, Макаров приступает к активным операциям, лично руководя боевыми походами соединений кораблей. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропавловск», на котором Степан Осипович возвращался после отражения очередной атаки японских кораблей на Порт-Артур, подорвался на мине. Затонувший в течение нескольких минут броненосец стал могилой этого замечательного человека.

Исследования Макарова в Босфоре положили начало изучению Черного моря. В этом море в 1890-1891 гг. работала экспедиция под руководством профессора Морской академии Иосифа Бернардовича Шпиндлера. Экспедиция установила, что в Черном море до глубины 200 м вода имеет меньшую соленость, чем в нижележащих слоях, а на глубине свыше 200 м нет кислорода и образуется сероводород. В центральной части моря исследователи обнаружили глубины до 2000 м.

В 1897 г. экспедиция Шпиндлера исследовала каспийский залив Кара-Богаз-Гол и нашла в нем мирабилит - ценное химическое сырье.

В 1898 г. начала работу Мурманская научно-промысловая экспедиция. Она изучала возможности развития рыбных промыслов в Баренцевом море. Эту экспедицию, работавшую на научно-промысловом судне «Андрей Первозванный», возглавлял профессор, впоследствии почетный академик Николай Михайлович Книпович. Он был вице-президентом созданного в 1898 г. Международного совета по изучению морей для морских промыслов и выработки мер охраны естественных богатств моря от хищнического истребления.

Мурманская экспедиция работала до 1906 г. Она провела подробное океанографическое исследование Баренцева моря и, в частности, составила первую карту течений этого моря.

Первая мировая война 1914 г. приостановила исследования наших морей. Они возобновились уже при Советской власти, когда приняли планомерный характер и невиданный ранее размах.



К началу ХХ века практически все районы Земли были уже исследованы географами. Время традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель в основном прошло. В ХХ веке родилась новая география, которая попыталась ответить на вопрос: Почему же наша Земля устроена именно так, а не иначе? Начало ХХ века


Но и в ХХ веке на карте Земли оставалось ещё много белых пятен. К ним относились, в первую очередь, огромные неизведанные районы Арктики и Антарктики. Эти удаленные пространства с суровым, подчас смертельным для человека климатом, долгое время были недоступны. Лишь когда появилась более совершенная техника, попытки обследовать эти районы стали успешными. Однако летопись арктических и антарктических экспедиций состоит не только из героических, но и из трагических страниц. Триумфальное достижение Руалом Амундсеном Южного полюса и страшная смерть во льдах Роберта Скотта; неудачный полет Умберто Нобиле на дирижабле Италия к Северному полюсу и гибель Амундсена, спешившего ему на помощь, - вот лишь несколько строк из этой летописи. К ним относились, в первую очередь, огромные неизведанные районы Арктики и Антарктики. Эти удаленные пространства с суровым, подчас смертельным для человека климатом, долгое время были недоступны. Лишь когда появилась более совершенная техника, попытки обследовать эти районы стали успешными. Однако летопись арктических и антарктических экспедиций состоит не только из героических, но и из трагических страниц. Триумфальное достижение Руалом Амундсеном Южного полюса и страшная смерть во льдах Роберта Скотта; неудачный полет Умберто Нобиле на дирижабле Италия к Северному полюсу и гибель Амундсена, спешившего ему на помощь, - вот лишь несколько строк из этой летописи. В ХХ веке также были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины. В ХХ веке также были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины. Но несмотря на то, что почти вся Земля давно уже известна и описана, географы все равно каждую весну отправляются в экспедиции, поскольку познать окружающий нас мир можно, лишь увидев его собственными глазами. «Белые пятна»


Полярная ночь Герой, так и не достигший Северного Полюса Фритьоф Нансен, норвежский полярный иссдедователь () Этого ученого и путешественника прозвали викингом ХХ века. Свое знакомство с Севером он начал с Гренландии, когда за 40 дней пересек с востока на запад на лыжах и пешком этот гигантский остров. Через 5 лет он приступил к осуществлению еще более грандиозного и дерзновенного проекта, в основу которого была положена гипотеза, сформулированная им так: Если мы обратим внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдем вернейший и легчайший способ достижения полюса. Фритьоф Нансен


Ф. Нансен считал, что в Северном Ледовитом океане существует течение, с помощью которого на судне, вмерзшем в дрейфующие льды, он сможет пересечь Центральный Арктический бассейн и достичь Северного полюса. И вот в августе 1893 года на специально построенном для ледового плавания пароходе Фрам Нансен вышел в Карское море и взял курс к мысу Челюскин. 21 сентября Фрам вмерз во льды на 78 с.ш. и 133 в.д. и начал дрейф. В конце 1894 года Фрам достиг лишь 83 с.ш. Нансен понял, что дрейф к полюсу прекратился. Покинув Фрам, на нартах Нансен предпринял попытку добраться до полюса, но, не дойдя до него 419 км, вынужден был вернуться. Фрам во льдах. Через торосы. Путешествия Нансена


Мечта о СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ??? Роберт Эдвин Пири, американский полярный исследователь () Фредерик Альберт Кук, американский полярный исследователь, врач () 6 апреля 1909 года Р.Пири записал в своем дневнике: Цель моей жизни достигнута. Более 20 лет я отдал на ее достижение. Произведя тщательные измерения, я нашел точку полюса… Однако за 5 дней до его сообщения, в Европу пришла телеграмма, подписанная Ф.Куком, в которой говорилось,что 21 апреля 1908 года (т.е. на год раньше Пири) он достиг Северного полюса. Поскольку исчерпывающих доказательств достижения полюса ни Кук, ни Пири представить не смогли, вопрос Кто первым достиг СП? остается открытым.


Георгий Яковлевич Седов Российский полярный исследователь () Спор между Пири и Куком имел не только международный резонанс, но и сыграл роковую роль в судьбе Российского полярного исследователя Г.Я.Седова. Георгий Яковлевич, будучи военным гидрографом и командиром миноносца в период русско-японской войны, замыслил собственную экспедицию на Северный Полюс - Первую русскую национальную экспедицию. Скандал, разразившийся в США, лишь укрепил старшего лейтенанта Седова в его идее: Северный Полюс не был покорен - значит, надо водрузить там Российский флаг, ведь его страна давно заслужила такую честь! Это был мужественный, верный офицерскому слову и долгу человек, что он и доказал собственной героической гибелью. Пообещав себе и России достичь Полюса, Седов вышел весной 1914 года в поход по льдам. За время 2х зимовок почти все участники экспедиции перенесли цингу, сильно ослабели. Тем не менее6 Седов покинул вмерзшее в лед у берегов Земли Франца-Иосифа судно и, в сопровождении 2х матросов, тоже тяжело больных, отправился в путь. 5 марта 1914 года, пройдя чуть более 100 км по 1000 километровому маршруту к Полюсу, Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного в архипелаге. Г.Я. Седов


Первая Дрейфующая Известный полярник Рудольф Самойлович в своей небольшой книге Путь к полюсу писал об истории вечной тяги человека к этой точке-магниту: Советские полярные исследователи не стремятся устанавливать какие-либо рекорды… Мы должны, мы можем, благодаря высокому уровню современной техники работать без жертв. На пути к Полюсу не должно быть более могил!. И пояснил: Крайне важно было бы оставаться на Полюсе в течение многих месяцев, стобы произвести разносторонниенаучно-исследовательские работы. Именно так и задумывалась деятельность первой дрейфующей станции СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. Экспедицию снаряжала вся огромная страна.


Иван Дмитриевич Папанин Отто Юльевич Шмидт Группу будущих зимовщиков возглавил Иван Дмитриевич Папанин (). Гидробиолог и океанограф Петр Ширшов, геофизик и метеоролог Евгений Константинович Федоров, радист Эрнст Кренкель прошли всестороннюю подготовку на Большой Земле. В марте 1937 года грандиозная по тем временам воздушная экспедиция в составе 40 с лишним человек на 4х аэропланах (плюс легкие самолеты-разведчики) взяла курс на север. Экспедицией руководил академик Отто Юльевич Шмидт ().


21 мая 1937 года самолет, имевший на борту 4 участников экспедиции: начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, начальника станции Ивана Дмитриевича Папанина, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, опытного полярника - радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, гидробиолога и океанолога Петра Петровича Ширшова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, астронома и магнитолога Евгения Константиновича Федорова, благополучно сел на ледяное поле. В тот же день первая в мире станция на Северном полюсе начала научную работу. Очень скоро выяснилось, что ледяные поля дрейфуют в сторону Гренландского моря. Станция Северный полюс (СП) превратилась в дрейфующую полярную станцию, которая за 274 дня прошла более 2500 км от полюса до берега Гренландии, причем огромное ледяное поле превратилось в небольшую льдину площадью менее 500 кв.м (). 19 февраля 1938 года зимовщики были сняты вместе с приборами ледокольными пароходами Таймыр и Мурман. За время этого беспримерного дрейфа сотрудники станции собрали исключительно ценные совершенно новые материалы о природе Центральной Арктики. Экспедицией установлено: что по пути дрейфа станции никаких земель нет; что по пути дрейфа станции никаких земель нет; изучен рельеф дна на всем протяжении дрейфа; изучен рельеф дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря к самому полюсу; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение верхних слоев воды под действием ветра; изучено движение верхних слоев воды под действием ветра; установлен характер льдов и закономерности их дрейфа……. установлен характер льдов и закономерности их дрейфа……. «Северный полюс»



Льды Антарктики Норвежский полярный путешественник Руал Амундсен решил на Фраме Нансена повторить дрейф в Северном ледовитом океане. Однако, получив накануне отплытия известие, что Пири открыл Северный Полюс, он изменил свой план и направился не на СЕВЕР, а на ЮГ, чтобы попытаться открыть Южный Полюс. Руал Амундсен


Руал Амундсен норвежский полярный путешественник () Достигнув берегов Антарктиды, экспедиция Р.Амундсена после благополучной зимовки направилась 20 октября 1911 года к ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ. Его замысел увенчался успехом. 15 декабря 1911 года Руал Амундсен первым достиг ЮЖНОГО ПОЛЮСА ЗЕМЛИ.




Изучение Мирового океана Начало исследованию Мирового океана было положено Английской экспедицией на судне Челленджер. научно - исследовательское судно научно - исследовательское судно ЧЕЛЛЕНДЖЕР - научно - исследовательское судно, на котором была совершена ПЕРВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОГО ОКЕАНА.научно - исследовательское судно Пройдя более км по Атлантическому, Тихому и Индийскому океанам, экспедиция собрала о Мировом океане больше сведений, чем все предыдущие исследования. Челленджер специально оборудованная палуба


Изучение Мирового океана Для дополнительного чтения Для дополнительного чтения Научно-исследовательский корабль ВИТЯЗЬ Советское научно-исследовательское судно, прославившееся исследованиями Тихого океана, в ходе которых была открыта Марианская впадина. Марианские острова


Гималаи ВОСХОЖДЕНИЕ на ЭВЕРЕСТ С середины XIX века индо-британские разведчики стали интенсивно изучать Гималаи и Каракорум, так как за ними лежала Центральная Азия - объект вожделений английских империалистов. С середины XIX века индо-британские разведчики стали интенсивно изучать Гималаи и Каракорум, так как за ними лежала Центральная Азия - объект вожделений английских империалистов. Во второй половине XIX века в Гималаях было проведено около 20 экспедиций с целью исследования величайших массивов и восхождения на их вершины. Во второй половине XIX века в Гималаях было проведено около 20 экспедиций с целью исследования величайших массивов и восхождения на их вершины. В первой половине XX века было уже около 80 экспедиций, большей частью английских, по заданиям военной разведки. В первой половине XX века было уже около 80 экспедиций, большей частью английских, по заданиям военной разведки. Гималаи


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ГОД Международным геофизическим годом называется период (не обязательно годичный) одновременных геофизических наблюдений средствами и научными силами разных стран по согласованной программе и единой методике. Для геофизического года был установлен период с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. Наблюдения производились во всех поясах Земли на суше, на море и в атмосфере. Особое внимание уделялось слабо изученным областям Земли, в том числе наименее исследованной Антарктиде. В 1955 году ряд стран приступил к организации научно-исследовательских баз в Антарктиде. Одной из важнейших работ было измерение мощности ледникового покрова: толщина ледяного купола составляет более м. Зимовщики советской станции Восток отметили 25 августа 1958 года самую низкую температуру на Земле -87,4 ниже нуля. Азрофотосъемки, сделанные летчиками нескольких стран, и береговые работы очень улучшили изображение контуров материка. Международный геофизический год




Наши современники Знаменитый Российский путешественник Федор Конюхов: человек-легенда человек-легенда Первый, и по данным на 2005 год, единственный в мире человек, который достиг 5 полюсов нашей планеты: Северный географический (3 раза) Южный географический Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане Эверест (полюс высоты) Мыс Горн (полюс яхтсменов). Федор Конюхов совершил три кругосветных плавания, 15 раз пересек Атлантику.


Наши современники В рамках программы Семь вершин мира Федор Конюхов совершил восхождения: 1992г.(февраль) - г. Эльбрус (Европа) 1992 г.(май) - г. Эверест (Азия) 1996 г.(январь) - массив Винсон (Антарктида) 1996 г.(март) - г. Аконкагуа (Южная Америка) 1997 г.(февраль) - Килиманджаро (Африка) 1997 г.(апрель) - пик Косцюшко (Австралия) 1997 г.(май) - пик Мак-Кинли (Северная Америка) Официальную страницу Федора Конюхова: Более подробную информацию Вы узнаете, посетив Официальную страницу Федора Конюхова: Для дополнительного чтения


Наши современники Руководитель первой в истории экспедиции на лыжах от земли к Северному полюсу (1979 год). В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Дмитрия Шпаро пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту: СССР - Северный полюс - Канада. Полярная экспедиция Дмитрия Шпаро ДмитрийШпаро В 1989 году Дмитрий Шпаро организовал Клуб ПРИКЛЮЧЕНИЕ, который занимается спортивной реабилитацией инвалидов: организованы и проведены уникальные марафоны в инвалидных колясках, восхождения на вершины Казбек и Килиманджаро. Дополнительный материал


Заключение Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а так же сделать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, боилогии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли. Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек. Так постепенно география из науки справочно-описательной превратилпсь в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.


ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ РУСАНОВА

(Материал Ф. Перфилова)

В 1912 году уже известный в ту пору полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти на небольшом суденышке по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова исчезла, и только в 1934 году у западного побережья Таймыра были обнаружены первые ее следы. В 1970-х годах удалось найти еще одну стоянку русановцев, однако обстоятельства трагической гибели экспедиции до сих пор остаются тайной.

Летом 1912 года исследовать просторы Арктики отправились сразу три русские экспедиции: Г.Л. Брусилова, В.А. Русанова и Г.Я. Седова. Никто из полярников тогда еще не знал, что зима 1912/13 года окажется очень суровой и вернуться удастся только группе Седова и двум членам команды Брусилова…

Родился Владимир Русанов в 1875 году в городе Орле, в семье купца II гильдии. С 1908 года по 1911 год он принимал участие в экспедициях на Новую Землю, прошел сотни километров по неизведанным землям, открывая новые заливы, бухты, ледники, озера и острова, которые до сих пор носят данные им названия.

В феврале 1912 году Владимиру Русанову было поручено возглавить экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. В Норвегии для нее было приобретено моторно-парусное судно «Геркулес». Этот корабль уже был проверен во льдах, хорошо шел под парусами, обладал неплохой маневренностью.

Русанов предложил принять участие в плавании капитану Александру Кучину, с которым познакомился в свое время в Архангельске. Тот ответил согласием. Кучин был потомственным помором, участвовал в антарктической экспедиции Амундсена к Южному полюсу и, несмотря на свою молодость, считался опытным мореходом. Врачом в экспедицию Русанов взял свою невесту - француженку Жюльетту Жан, с которой был знаком уже 5 лет.

3 июля путешественники увидели берега Шпицбергена. Исследовательские работы прошли успешно. Были открыты месторождения угля, составлена карта полезных ископаемых, собран богатый научный материал. В начале августа Русанов отправил на одном из встреченных пароходов трех участников экспедиции - Самойловича, Сватоша и Попова. С ними он передал в Русское географическое общество отчет о проделанной работе, зоологические и геологические коллекции.

Как вспоминал Самойлович, он плохо понимал дальнейшие намерения Русанова. Ему показалось, что тот собирается идти к Новой Земле, а далее действовать по обстоятельствам. Из письма матроса Василия Черемхина и воспоминаний отца Кучина становится очевидным, что Русанов еще до начала экспедиции после обследования Шпицбергена намеревался идти на восток, в Карское море. Именно поэтому на судно было загружено максимальное количество продовольствия и топлива.

18 августа «Геркулес» добрался до Маточкина Шара, где Русанов оставил свое последнее сообщение: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Наступил 1913 год. От всех трех ушедших в Арктику экспедиций - Русанова, Брусилова и Седова - не было никаких известий. Общественность и Русское географическое общество начали бить тревогу. Но лишь в 1914 году было принято решение об организации спасательных экспедиций, причем на поиски Седова отправились три судна и самолет, а на розыски Брусилова и Русанова ушел только барк «Эклипс» под командованием норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа. Однако «Эклипс» попал в ледяную ловушку и зазимовал, так и не достигнув острова Уединения. Безрезультатно окончились и поиски экспедиции Седова. Но неожиданно «Св. Фока» вернулся на родину, правда, без своего руководителя. На его борту оказались подобранные по пути штурман Альбанов и матрос Конрад с яхты Брусилова. 6 марта 1915 года было принято решение об оказании помощи экспедиции Брусилова («Св. Анну» найти так и не удалось), а поиски русановцев 7 мая, наоборот, прекратили. Только благодаря протестам общественности Свердрупу было поручено продолжить поиски летом 1915 года. На этот раз «Эклипс» добрался до острова Уединения, но никаких следов Русанова там не нашли…

Только 9 сентября 1934 года у западного побережья Таймыра на одном из островков в шхерах Минина топограф М.И. Цыганюк обнаружил следы русановцев: обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат «Кодак», именные часы Попова и документы матросов Попова и Чухчина из экспедиции Русанова.

После этой находки другой топограф - А.И. Гусев - сообщил, что за месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона он видел столб, обложенный камнями, с вырезанной на нем надписью «Геркулесъ, 1913 г.». К сожалению, никаких попыток выяснить судьбу русановцев тогда предпринято не было. На карте появились только новые названия безымянных ранее островов: один - Геркулес, другой - остров Попова-Чухчина.

В 1935 году на острове Попова-Чухчина были сделаны новые находки: маникюрные ножницы, гребенка, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В.А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море». Многие предметы были найдены в двух экземплярах, например, две кружки, две ложки… В совокупности с документами двух матросов это наводило на мысль, что здесь погибли два члена команды «Геркулеса», возможно, отправленные Русановым на материк с донесением о зимовке или с просьбой о помощи. Однако когда исследовали патроны, выяснилось: они были 10 различных типов, что предполагало наличие как минимум шести видов оружия. Стало ясно - на острове побывали не только двое матросов, но и, возможно, вся команда «Геркулеса».

В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. На острове Геркулес удалось найти багор и обломки нарт. На острове Попова-Чухчина - патроны, пуговицы, полоску кожи с надписью «Страховое общество “Россия”» (в нем был застрахован «Геркулес») и небольшую эмблему-якорек, возможно, с погона Кучина.

Немало интересного удалось обнаружить и в архивах. Известно, что в 1918 году Руаль Амундсен пытался пересечь на дрейфующем судне Северный Ледовитый океан. В 1919 году он послал двух моряков на Диксон, чтобы они доставили собранные за год материалы. Оба погибли. Один из них не дошел до Диксона всего 3 км, его останки были найдены в 1922 году. Долгое время считалось, что второй моряк погиб у мыса Приметного - в 400 км к востоку. Там спасательная экспедиция, отправленная в 1921 году на поиски исчезнувших норвежцев, обнаружила остатки большого костра, обгоревшие кости, иностранные патроны, монеты и множество других предметов. Однако в 1973 году полярник Н.Я. Болотников предположил, что у мыса Приметного располагался лагерь русановцев. Теперь его гипотеза считается доказанной: на этом месте были найдены французская монета, пуговица, изготовленная в Париже, оправа очков (их норвежцы не носили, зато подобные очки были у механика «Геркулеса» Семенова).

Анализируя находки и имеющиеся сведения об экспедиции Русанова, Шпаро и Шумилов предположили, что «Геркулес» в 1912 году прошел в Карское море и в конце сентября встал на зимовку. Весной 1913 года во время короткого санного похода русановцы посетили остров Геркулес, где установили столб с надписью. Впереди было лето и предполагаемое освобождение судна из ледяной ловушки, поэтому никакого донесения в пирамиде у основания столба они не оставили. Однако летом судну освободиться не удалось, а на вторую зимовку уже не хватало продовольствия и топлива. Вероятно, в августе русановцы оставили судно и направились к мысу Стерлегова. Именно здесь в 1921 году были обнаружены нарты, явно изготовленные на каком-то судне, о чем свидетельствовали крепления из медных корабельных трубок. Часть команды, по-видимому, двигалась по воде, а часть - по суше. Об этом говорит костер на стоянке у полуострова Михайлова. Его разожгли на высоком месте, для чего приходилось таскать плавник с косы, хотя там гораздо проще было остановиться на привал. Вероятно, костер играл роль маяка - сигнала для тех, кто двигался по воде. В тот момент положение русановцев, видимо, еще не было трагическим: из снаряжения здесь оставлены не самые важные вещи.

На острове Попова-Чухчина произошло что-то непоправимое - трудно представить, чтобы люди могли выбросить собственные документы без веских на то оснований. Что же случилось с командой «Геркулеса»? В 1988 году в журнале «Вокруг света» В. Троицкий сообщил о двух любопытных письмах, возможно, связанных с трагедией русановцев. В одном из них говорилось о двух загадочных могилах в районе реки Авам на Пясине, которые видела медсестра Корчагина в 1952 году. Ей удалось выяснить, что еще при царе кочевники-оленеводы нашли на побережье лодку, рядом с которой находились мертвые люди. Оленеводы похоронили трупы под камнями, а потом нашли еще двух или трех человек из этой группы, которым удалось дойти до Тагенарского волока, где они и замерзли. Погибших похоронили вместе с документами и рукописями.

В другом письме - Л.Н. Абрамовой - сообщалось, что в 1975 году старая долганка показала ей в пос. Новорыбное на берегу Хатанги две просевшие могилы, где, по ее словам, были похоронены русские - беременная женщина и ее муж, которых родители долганки очень давно привезли еще живыми откуда-то из тундры. Они умерли, а в могилы вместе с ними положили рукописные книги, которыми погибшие очень дорожили.

В. Троицкий сообщал, что для проверки этих писем готовится экспедиция. Увы, эта экспедиция не состоялась. Все было бы гораздо проще, если бы при обнаружении в 1934 году следов экспедиции Русанова сразу были бы проведены широкомасштабные поиски. Возможно, тогда было бы достаточно опросить местных охотников и оленеводов, чтобы узнать о судьбе пропавших полярников.

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Из книги Золото богов. Инопланетяне среди нас автора Дэникен Эрих фон

5. По следам индейцев От самой южной точки Сицилии до самого северного города Европы Хаммерфеста по прямой 4000 километров. Эта прямая пересекает восемь стран. От Москвы до юга Йемена приблизительно 4000 километров. Но если лететь самолетом из Касипору в Риу-Гранди, то

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

По следам Аттилы Мы можем познакомиться с Аттилой ближе, чем со многими другими «варварскими» предводителями конца IV–V в., потому что историк Приск, следуя по пути, проложенному Олимпиодором и его попугаем 40 годами ранее, написал полный отчет о посольстве, в составе

Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

По следам "Хироны" Впереди буруны! - раздался крик. Под натиском седых волн огромный корабль раскачивался с борта на борт в кромешном мраке ночи. Вооруженный топором матрос бросился на бак, быстро перерубил тали, и якорь полетел за борг. Но было слишком поздно.

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ РУСАНОВА В 1912 году уже известный в ту пору полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти на небольшом суденышке по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова исчезла, и только

Из книги Все о Нострадамусе автора Белоусов Роман Сергеевич

По следам пророка По сей день в старинном французском городе Салон-ан-Прованс существует дом Нострадамуса. Трудно сказать, выглядит ли он так же, как при жизни пророка, поскольку через несколько десятков лет после того, как он сошел в могилу, город был сильно разрушен

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

По следам праистории Мы нарочно остановились на законах топонимики, чтобы показать, насколько опасны поспешные аналогии, насколько коварными могут быть ловушки при изучении далекого прошлого, насколько легко попасться в них новичку и дилетанту и, что греха таить, даже

Из книги Люди сороковых годов автора Жуков Юрий Александрович

По следам войны Мы вылетели из Москвы в Киев шестого июня на рейсовом пассажирском самолете… Эта обычная в наше время фраза звучит необыкновенно буднично. Ну, примерно так же, как если бы я сейчас сказал: мы сели в троллейбус на улице Горького и поехали в Химки. Но в 1944 году

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

По следам ледников Английский учёный Форрест подошёл к вопросу существования Атлантиды совсем с иной точки зрения. Он полагал, что во время ледниковой эпохи на севере Атлантического океана существовал большой материк, который продолжался на юг до Азорских островов.

Из книги Русские боги. Подлинная история арийского язычества автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 7 По следам яра Яр (Ярила) едва ли не самый популярный бог древних русичей и славян, и значение его имени изучено «вдоль и поперек». Особенно выделим книгу Юрия Петухова «Дорогами богов», в которой данному вопросу посвящен отдельный параграф. Корень «Яр» совмещает в

Из книги Рыцари Нового Света [с иллюстрациями] автора Кофман Андрей Федорович

Экспедиции

автора Низовский Андрей Юрьевич

По следам Одиссея Знаменитая «Одиссея», созданная около VII в. до н. э., считается одним из первых приключенческих романов в истории человечества. Ее автор, слепой певец Гомер, не только имел дар стихосложения, но и прекрасно разбирался в искусстве кораблевождения.

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

По следам пропавшей экспедиции В конце сентября 1791 г. из Франции на поиски пропавшей экспедиции Лаперуза были отправлены корабли «Решерш» и «Эсперанс» под командой контр-адмирала Жозефа Д’Антркасто. В январе 1792 г. Д’Антркасто прибыл в Кейптуан, где напал на след

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Приложение 4. Проект инициативной краеведческой экспедиции «По сибирским следам Александра Македонского» Название Проекта: «ПО СИБИРСКИМ СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО».Цель Проекта: Доказать реальность сибирского маршрута Александра Македонского, тем самым

Из книги Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков автора Фирсов Евгений Федорович

V.5 Чешские сюжеты, Республика и Т.Г. Масарик в архивном наследии Н.С. рУсанова Ни в одной из работ по русской эмиграции в Чехословацкой республике имени Н.С. Русанова (1859–1939) к сожалению встретить не удалось. Может быть потому, что он прибыл в Прагу лишь в конце 1920-х годов

Из книги Под русским флагом автора Кузнецов Никита Анатольевич

И. И. Тржемесский Экспедиция на «Эклипсе» для поисков экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова Предварительный отчет Титульный лист отчета И. И. Тржемесского об экспедиции на «Эклипсе», изданного отдельным оттиском. 1916 г.Экспедиция была снаряжена Главным

 

 

Это интересно: