→ Характеристики подводных лодок 4 5 поколения. «Хаски» – российская субмарина пятого поколения. Флот США будут топить из-под воды

Характеристики подводных лодок 4 5 поколения. «Хаски» – российская субмарина пятого поколения. Флот США будут топить из-под воды

Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски"

Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" - ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, - подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. - Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"

По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

Атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень"

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, - сказал адмирал РИА Новости. - И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане - 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

Россия вплотную приблизилась к созданию подводных лодок (с неатомной энергетической установкой) следующего по очереди, пятого поколения. Информация об этом появилась со ссылкой на руководство Объединенной судостроительной корпорации. . В частности, по сведениям входящего в состав корпорации Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», базой для обновленных субмарин могут стать лодки предыдущего класса – проект под индексом 677 и с именем «Лада», который ранее разрабатывался этим ЦКБ.Интересно, что сегодня в мире не стихают разговоры о целесообразности присутствия в составе флота дизель-электрических подводных кораблей, в то время как, казалось бы, балом должны полностью править их более мощные и представительные во всех отношениях атомные собратья. Однако тактика применения военно-морских сил показывает, что отказываться от этого вида субмарин пока преждевременно.Невидимки «Лада» и «Варшавянка» После Великой Отечественной войны по разработанным ЦКБ МТ «Рубин» проектам были построены три поколения дизель-электрических подводных лодок для отечественного ВМФ. Нынешний, третий проект под именем «Варшавянка» известен всему миру благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам, прежде всего исключительной малошумности, достигаемой за счет однокорпусной конструкции, уменьшения габаритов корабля, применения особого электродвигателя и виброизоляторов.Субмарины этого класса даже получили прозвище «черной дыры в океане»: обнаружить ее акустическими средствами противника до того момента, как сама лодка вскроет того, кто за ней следит, еще не удавалось никому.Четвертое поколение отечественных подводных лодок, также разработанное на «Рубине», носит наименование «Проект 677 «Лада». Первый корабль этого класса был спущен на Адмиралтейских верфях в 2004 году и под именем «Санкт-Петербург» был направлен на Северный флот. Эти субмарины, так же как и лодки 636-го проекта, обеспечивают гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, а входящий в арсенал «Лады» набор вооружения делает ее грозным стражем морей.
В состав боевых средств подлодки входят не только торпеды и мины, но и противокорабельные ракеты. За точность позиционирования отвечает навигационный комплекс с инерциальной системой. Уникальна здесь и силовая установка: дизель-генераторы во время нахождения корабля в перископном положении выполняют не только обычную зарядку аккумуляторов, но и способны обеспечить режим ускоренной зарядки.Дальность плавания «Лад» может составлять до 650 миль без всплытия и до 16 тысяч с подзарядками. Внушительна у этого дизель-электрохода и скорость, в том числе подводная, – свыше 20 узлов. Глубина, на которую корабль может погружаться при выполнении задач, составляет 250 метров. При этом 677-й проект усилил «традиции» малошумности лодок предыдущего поколения. И без того низкий уровень заметности корабля увеличивается здесь благодаря применению нового противогидролокационного покрытия корпуса, а также внедрению различных инновационных технологий и материалов.
Физические поля в океане В ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодки 677-го проекта способны эффективно решать задачи, стоящие перед современными неатомными субмаринами, как в океанской, так и, что немаловажно, в прибрежной зоне. В бюро особенно гордятся тем, что в процессе создания этого корабля было выполнено свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их итогом стало, к примеру, внедрение комплекса радиоэлектронного вооружения, отличающегося минимальным энергопотреблением, использование новой комплексной автоматизированной системы управления техническими средствами и оружием корабля.«Лодка проекта 677 аккумулировала в себе новейшие достижения кораблестроительной науки и техники, – уверен гендиректор «Рубина» доктор технических наук Игорь Вильнит. – Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают широкие перспективы для кораблей этого класса. Заказ Минобороны России на две "Лады" свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить».
Именно на базе «Лады» и будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, говорит Игорь Вильнит. По его словам, корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. «Причем эта малозаметность коснется и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания, – подчеркивает глава «Рубина». – Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования к их характеристикам со стороны ВМФ России».Битва в ближней зоне Одним из элементов «реновации» 677-го проекта в будущей лодке нового типа станет применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Она должна продлить время непрерывного пребывания корабля в подводном положении. По информации «Рубина», экспортный вариант «Лады» – подводная лодка «Амур 1650» – уже предлагается в варианте с ВНЭУ, предусматривающем использование топливных элементов и переработки дизельного топлива для производства водорода (как топлива) непосредственно на борту. «Это хорошая перспектива для развития проекта», – уверен гендиректор ЦКБ МТ.Что интересно, корабли, которые будут строиться в комплектации с такой энергетической установкой, не нуждаются в больших переделках: речь идет лишь о врезке дополнительного отсека в серийный корпус.
Работу по созданию ВНЭУ ведет и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Причем, по словам его генерального директора Владимира Дорофеева, речь идет об энергоустановке именно для неатомных субмарин. «Мы создали действующий стендовый образец. Например, он имитирует работу установки под водой по замкнутому циклу. Стенд должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной», – отмечает Владимир Дорофеев.В целом у российских разработчиков подводной техники нет сомнений, что дизель-электрические субмарины будут и дальше востребованы флотом наравне с атомными кораблями. Тот же Игорь Вильнит отмечает, что если атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего нашего ядерного щита – представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады, то эффективные противолодочные средства востребованы в ближней морской зоне.
«В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно, – отмечает глава «Рубина». – Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны в Балтийском и Черном морях, имеющих статус безъядерных».О том, что развитие современных дизель-электрических подводных лодок дает стране, обладающей субмаринами этого класса, весомый аргумент в гипотетическом конфликте, написало не так давно и популярное американское издание The National Interest.
В своей статье с символичным названием «Они могут утопить ВМС США: смертоносные невидимые субмарины» автор публикации, эксперт Центра национальных интересов Гарри Дж. Казианис, отмечает, что новые дизель-электрические лодки разработкой проектов которых занимается Россия, «будут еще опаснее, чем существующие».В частности, как обращает внимание американский эксперт, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит лодке оставаться в подводном положении до 25 суток. По мнению автора публикации, ответить на этот новый вызов Военно-морские силы Соединенных Штатов должны в том числе путем строительства собственных дизель-электрических подлодок с акцентом на изготовление прежде всего «сверхтихих» образцов.

Перспективные российские АПЛ «Хаски» возьмут ценой

Важным преимуществом перспективных российских многоцелевых АПЛ пятого поколения «Хаски», возможно, станет относительно низкая стоимость, считают эксперты. При этом цена лодок может соперничать с техническими характеристиками субмарин за звание основного преимущества. Уже сейчас выдвигаются предположения о том, что новые подлодки по стоимости окажутся существенно дешевле строящихся сейчас лодок проекта «Ясень-М ». Для ВМФ это особенно актуально, учитывая тот факт, что в составе флота новые субмарины должны будут заменить все многоцелевые лодки третьего поколения, включая субмарины проекта 949 «Антей » («городская» серия лодок, именно к ним относилась трагически погибшая подлодка К-141 «Курск ») и проекта 971 «Щука-Б », которые являются довольно многочисленными.

Информация о лодках проекта «Хаски » в настоящее время крайне ограничена. Известно, что работами над проектом многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) 5-го поколения занимаются в СПМБМ «Малахит », информация об этом впервые появилась в российских СМИ еще в декабре 2014 года. Одновременно сообщалось, что разработка новой субмарины ведется в инициативном порядке, без техзадания со стороны Минобороны России . 17 июля 2015 года российские СМИ рассказывали о том, что новая лодка проектируется конструкторами «Малахита» на одной базовой платформе, но в двух вариантах: многоцелевая АПЛ, ориентированная на борьбу с подлодками противника и ПЛАРК, ориентированная на борьбу с вражескими авианосцами.

8 августа 2016 года появилась информация о том, что между Минобороны России и СПМБМ «Малахит» был заключен контракт на разработку перспективной подлодки. По всей видимости, речь идет об научно-исследовательских работах по выработке облика будущей атомной субмарины, а само техническое проектирование подлодки начнется лишь после 2020 года. Специалисты считают, что противолодочный вариант «Хаски» получит на вооружение противолодочные ракеты «Калибр », данная лодка, в первую очередь, будет предназначена для уничтожения стратегических лодок вероятного противника (АПЛ «Огайо » и «Вэнгард »). Второй вариант субмарины получит противокорабельные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон » и будет предназначен для уничтожения крупных надводных кораблей противника (авианосцев, УДК, десантных судов, ракетных крейсеров, эсминцев и др.).

Многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень»

Недостаток информации о лодках проекта «Хаски» в настоящее время не является чем-то удивительным, учитывая тот факт, что НИР по проекту еще ведутся и пока до конца не определен даже внешний вид будущей субмарины. Лодка существует лишь в виде эскизов и рендеров, но о некоторых ее особенностях уже немного известно. К примеру, уже сообщалось о том, что лодки «Хаски» получат двухкорпусную конструкцию, подводное водоизмещение субмарин составит около 12 тысяч тонн (у «Ясеня» 13 800 тонн). По своим размерам перспективная лодка будет меньше строящихся сегодня субмарин 4-го поколения «Ясень-М».

Недавно опубликованные конструкторским бюро «Малахит» рендеры позволяют судить о том, как эти решения будут реализованы в конструкции новой подводной лодки. На представленных фотоматериалах видны пусковые установки, расположенные в средней и носовой частях лодки. В частности, видны 8 открытых крышек в средней части корпуса субмарины. По словам экспертов, здесь будет находиться 40-48 ракет, так как аналогичная конструкция пусковых контейнеров на многоцелевых АПЛ «Ясень» вмещает от 4 до 5 ракет в зависимости от их типа.

Еще одной ударной возможностью новых подлодок может стать использование различных беспилотных подводных аппаратов . В ряде источников даже появлялась информация о том, что лодки проекта «Хаски» будут нести на борту ядерную торпеду «Статус 6 ». А Олег Власов , являющийся руководителем отдела робототехники «Малахита», говорил о том, что новые лодки будут интегрированы с системами, работающими в воздушном пространстве, то есть подводные лодки получат возможность запуска БПЛА для ведения разведки и поиска целей. Также считается, что торпедные аппараты на перспективной лодке будут расположены в средней части корпуса, как это было сделано на подлодках проекта 885 «Ясень», в то время как в носовой части будет расположено различное гидроакустическое оборудование и пусковые установки для крылатых ракет.

Возможный внешний вид перспективных многоцелевых АПЛ проекта «Хаски»

Также в российских СМИ достаточно широко отмечается невероятно низкая акустическая заметность будущих лодок, в конструкции которых будут широко использоваться композитные материалы. В дополнении к этому предполагается, что на лодках проекта «Хаски» будут внедрены новейшие технологии, направленные на снижение акустической заметности и шумности. По словам Виктора Барсука , новые субмарины, как ожидается, будут в два раза тише лодок предыдущего поколения.

Кому-то появление новых подлодок проекта «Хаски» может показаться излишним, так как в стране развернуто строительство многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», однако прогресс и развитие технологий не стоят на месте. Добавление в арсенал подлодок гиперзвуковых крылатых ракет , интеграция робототехники, повышенный уровень автоматизации работ, существенное снижение шумности (в случае достижения заявленных значений) значительным образом повышают боевую эффективность лодок нового проекта.

Ранее стало известно о том, что при работе над многоцелевой АПЛ 5-го поколения «Хаски» использовался огромный опыт, накопленный при разработке лодок проектов 671, 971, 885 и их различных модификаций. А в марте 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» завершило работы по созданию аванпроекта подлодки 5-го поколения «Хаски», после чего начался процесс обсуждения проекта с представителями ВМФ России . Как отмечал генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев, помимо технических характеристик, новый проект должен отличаться и экономической составляющей. «Наши корабли должны становиться не только мощнее, но и дешевле » – подчеркивал генеральный директор компании разработчика перспективной лодки.

Флот США будут топить из-под воды

В России всё-таки приняли решение доводить конструкцию убийц американских авианосцев.

Как уточнил Рахманов, в Морском бюро машиностроения «Малахит» уже завершили концептуальное проектирование АПЛ и занялись формированием нужных для исполнения техзадания тактико-технических характеристик.

Что известно о «Хаски»

Толком ничего, заявил Царьграду один из близких к военно-морской тематике специалистов, не раз дававший нашему порталу блестяще подтверждавшиеся анализы и прогнозы. Ясно, что это пятое поколение, ясно, что там будет новое оружие, скорее всего, «Цирконы» и что-то ещё. Но это пока и всё. Слухи о концепции, которая ещё не обрела надёжных контуров. А поскольку всё предельно засекречено – а как показало выступление президента Путина 1 марта с презентацией нового оружия, секреты у нас хранят лучше, чем Кощей сами знаете что, – то не исключена вероятность того, что и слухи служат лишь дополнительному задымлению истинной информации.

"Если рассуждать по логике, то понятно, что там должно быть, – пожал плечами собеседник Царьграда. – Но что реально там будет, трудно сказать".

Вообще, по его словам, «это интересная история». В том смысле, что «Хаски» станет первой настоящей постсоветской лодкой. Потому что даже те суперсовременные «Бореи», что спускаются ныне на воду и уже начали службу на флоте, так или иначе опираются на ещё советский задел. Оттуда они родом, из СССР , из советских конструкторских бюро, в которых, как теперь понятно, люди на полвека время опережали. А про них тогда анекдоты рассказывали и карикатуры рисовали, где НИИ и КБ изображались логовом бездельников, что чаи гоняли и за шмотками в рабочее время бегали…

Так вот, «Хаски» станет первой чисто постсоветской моделью . Полностью российской – хотя, по совести говоря, и тогда в облике СССР жила и трудилась всё та же тысячелетняя Россия , со всеми её недостатками и достоинствами.

И вот как её, будущую, описывают в прессе. В грамотной прессе, имеется в виду.

Один из резервов в борьбе за бесшумность – исключение звуков от движущихся механизмов. То есть по максимуму заменять то, что движется, совершает трение и шумит на что-то такое, что даёт тот же эффект при минимальном использовании механического движения. Поэтому в «Хаски» ожидается использование такого атомного реактора, у которого почти отсутствуют движущиеся механизмы, а тепло переносится жидким металлом. Этот реактор меньше по размерам, благодаря чему удаётся и в сам проект «Хаски» заложить существенно меньшие размеры, нежели в близкую по функционалу современную многоцелевую подлодку типа «Ясень».

Да, она будет меньше нынешних аналогов – у нас «Ясеня», у них – «Вирджинии »,

– подтвердил и собеседник Царьграда.

Далее считается, что «Хаски» должна стать первой подлодкой, построенной так, чтобы максимально рассеивать ответную волну гидролокаторов – наподобие того, как самолёты с использованием «стелс-технологий» минимально отражают излучение радиолокаторов, рассеивая его в пространстве. Лодка будет многоцелевой, универсальной. Действительно, вооружённой «Цирконами », противокорабельными ракетами, не отражаемыми на современном уровне развития технологий у противника. Ожидается также вооружение лодки подводной модификацией крылатой ракеты «Калибр-НК ». Кроме того, при помощи торпедных аппаратов можно будет стрелять двумя другими типами «Калибров» – противокорабельными и для ударов по сухопутным целям.

Туман, но красивый

В принципе, флотский эксперт Царьграда со всеми этими оценками согласен. Единственное, что ещё и ещё раз оговаривает, – пока это всё не официальные сведения и даже не рабочие эскизы. Точнее, эскизы, скорее всего, есть, но их мало кто видел, а кто видел – помалкивает. Но перевода эскиза в чертежи следует ждать не раньше, чем года через два – три.

Тогда, простите, у нас, у малознающей публики, возникает один вопрос: а это всё – не одна большая фантазия в одном большом тумане? Эта лодка точно будет? А то мы ведь знаем, с какими трудностями сталкивается модернизация и строительство именно флота. И как именно в морской составляющей гособоронпрограммы графики частенько сдвигаются вправо. Чаще – только в Роскосмосе . Но если без новых сведений о химическом составе лунного грунта мы как-нибудь проживём, то американский флот – вон, на пороге.

"Лодка точно будет, – хладнокровно заявил информированный собеседник. – Тут нет сомнений. Она нужна".

Кроме того, есть данные, что ею серьёзно занимается Крыловский государственный научный центр в Петербурге , основной у нас по исследованиям в области кораблестроения и корабельного проектирования. Именно он, как выразился специалист, «имеет отношение к её функционалу».

В конструкции «Хаски» будет много композита и композитных материалов , в том числе покрытие корпуса, носовые рули, кормовые стабилизаторы, ограждение рубки. И может быть, даже гребные винты. Всё это для того, чтобы снизить шумность. Подтверждается и то, что «Циркон» будет её основным комплексом. Собеседник Царьграда рассказал, что слышал, будто планируется противолодочный вариант «Хаски», вооружённый «Калибрами». «А вообще, по традиции малахитовской, лодка будет предельно набита оружием на единицу объёма – в 2 – 2,5 раза больше, чем у зарубежных аналогов», – уверенно предположил эксперт.

Водоизмещение будет, по предположениям, порядка 12 тысяч тонн минимальное. Но, скорее всего, больше, отметил он. Ясно, что это будет двухкорпусная конструкция, прочный и лёгкий корпус. Ради вящей малошумности ожидается водяной двигатель, то есть водомёт. «У нас на паре лодок такие водомёты стояли, и это значительно снижает шумность», – пояснил собеседник.

А что ещё, что-то более детальное – об этом сказать сегодня трудно, заключил специалист. Трудно сказать, какой будет ситуация к тому моменту, когда лодка появится в чертежах. Возможно, будет принципиально новый реактор. Какое-то новое вооружение. После революции в вооружении, о свершении которой объявил президент России 1 марта, до 2025 года возможны ещё некоторые сюрпризы.

Так что да, создание «Хаски» покрыто туманом. Но это красивый туман. Точнее, туман, за которым кроется будущая красота.

На прошлой неделе, 18 марта, РИА «Новости» со ссылкой на гендиректора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита сообщило о том, что ЦКБ «Рубин» приступил к разработке подводных лодок 5-го поколения как атомных, так и неатомных . По словам И.Вильнита, создание облика новых кораблей ведется с учетом предложений и замечаний, которые поступают к нам в ходе эксплуатации кораблей предыдущих поколений и головных подводных лодок новых проектов. Ранее главком ВМФ России Виктор Чирков говорил о том, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

В настоящее время основу российского подводного флота составляют корабли 3-го поколения. Первая подводная лодка, относящаяся к четвертому поколению – стратегическая – была принята на вооружение флота только в январе 2013 года. Всего российский флот получит 8 таких подводных лодок – 3 проекта 955 «Борей» и 5 проекта 955А «Борей-А». Все они должны будут заменить на флоте АПЛ еще 3-го поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», которые в настоящее время составляют основу ядерных подводных сил сдерживания России.

К АПЛ четвертого поколения также относятся . В настоящее время головная подлодка данного проекта проходит испытания и может встать на вооружение российского флота уже в этом году. Всего же к 2021 году ВМФ России рассчитывает получить 7 АПЛ «Ясень». Из неатомных подводных лодок к кораблям 4-го поколения также относят дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада». Головная субмарина данного проекта, носящая имя «Санкт-Петербург», с мая 2010 года проходит опытную эксплуатацию на флоте.

Дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада»

Ранее представитель Главного штаба флота говорил о том, что подлодки 5-го поколения, разработка которых была заложена в госпрограмму вооружения (ГПВ) России до 2020 года, будут унифицированы под использование как баллистических, так и крылатых ракет . При этом предполагается, что такие корабли будут отличаться большей автоматизацией систем управления, пониженным уровнем шума, дальнобойным оружием, безопасным реактором. В первую очередь речь идет о новых торпедах и крылатых ракетах дальнего радиуса действия.

Глава конструкторского бюро «Рубин» подчеркнул, что жизненный цикл современных подлодок составляет порядка 50 лет с момента исследовательского проектирования до момента утилизации лодки . Поэтому в том, что работы по проектированию новых кораблей начаты уже сейчас, нет ничего странного. По такому принципу работа осуществлялась всегда. После окончания конструкторских работ по одному поколению подлодок, конструкторы приступили к новому этапу. Это нормальный рабочий процесс, который просто не может стоять на месте.

Относительно 5-го поколения ударных АПЛ существует 2-е противоположных концепции путей их вероятного развития: эволюционный и революционный . Первый из них является наиболее вероятным и предполагает постепенное усовершенствование существующих технических решений, которые свойственны современным подлодкам. При этом часть существующих решений уже находится на пределе своего развития, а очень большая стоимость сегодняшних подводных лодок заставит конструкторов постараться сделать все возможное, для того чтобы снизить их конечную стоимость, уменьшить их габариты.

Стратегическая АПЛ проекта 955 «Борей»

Основным методом удешевления является повышение гибкости использования субмарин 5-го поколения. Для реализации этого на практике планируется их оснащение модулями сменного вооружения, а также необитаемыми подводными аппаратами (НПА) и даже БПЛА. Для наилучшего расположения на корабле подобной нагрузки предполагается укоротить корпус субмарин, одновременно с этим увеличивая его диаметр. При этом, возможно, возвращение к двухкорпусной архитектуре, но такое решение не увязывается с требованиями по снижению цены конструкции.

Сегодня во всех странах, которые обладают собственными программами разработки АПЛ, идут поиски новых типов движителей, альтернативных обводов корпуса, способов использования оружия, целеуказания и методов обмена информацией на основе новых физических принципов. При этом в любом случае автоматизация субмарин 5-го поколения будет существенно увеличена, а способ их применения в бою будет увязан с концепцией , когда врагу придется вступать в бой не с отдельными боевыми единицами, а с единой, монолитной системой, которая будет включать в свой состав надводные, подводные, воздушные, сухопутные и космические средства. На функционирование в данной «сети» будут рассчитаны все субмарины будущего.

Главком ВМФ заверил: работы над подлодкой 5-го поколения в России продолжаются. Но какой она будет, пока неизвестно.

Новостей со словом «продолжаются» не бывает. Новость – это свершившееся событие. А «продолжается» – это длящееся действие. То есть не событие никак.

Однако заявление главнокомандующего Военно‐морского флота России Владимира Королёва событием стало. Хотя это именно он произнёс слово «продолжаются». Потому что нечасто на таком уровне подтверждается, что новое, пятое поколение отечественных подводных лодок – уже не дискуссия, а процесс.

Работы продолжаются, и это хорошо

«Продолжаются работы по созданию следующего, пятого поколения атомных подводных лодок», - заявил главком. И… сразу перешёл на подлодки 4-го поколения, которых сейчас, по его словам, строится целых 11 единиц!

Такая лапидарность, по словам источника «Царьграда» в военно-морской области, объясняется достаточно просто: даже если бы создание нового поколения субмарин не было бы окружено совершенно законной густой вуалью секретности, то рассказывать было бы особе и нечего. Потому что работы по обоим имеющимся проектам лодок 5-го поколения находятся на стадии проектирования, и что получится в конечном итоге, видно пока в довольно общих чертах.

Эти проекты – «Хаски», по атомной многоцелевой подлодке, и «Калина» по обычной. Известно про них немного, что про ту, что про другую.

Первое обязывающее заявление об их разработке прозвучало ещё в 2013 году от генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита. Он и сообщил, что его конструкторское бюро приступило к работе над проектами как атомных, так и неатомных субмарин 5-го поколения как атомных, так и неатомных.

Потом долго стоял «белый шум» вокруг этих работ: должностные лица самого разного ранга говорили то одно, то другое – то шли научно-исследовательские работы «по определению облика» подлодки, то приступили к проектированию, то о появлении своих проектов у конкурента «Рубина» – конструкторского бюро «Малахит». Одно было понятно: высказывания эти, в общем, находились в одном «облаке» – что работы идут. То есть – «продолжаются».

Конкретику можно разглядеть в облаке

В этом расплывчатом информационном облаке постепенно сложились облачные же расплывчатые представления о двух основных направлениях работ по лодкам 5-го поколения.

Проект «Хаски» задуман под атомные подводные лодки двух вариантов – противолодочный с противолодочными же ракетами «Калибр» и противокорабельный с гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Речь шла о корабле в 12 тысяч тонн водоизмещением, двухкорпусном, мало шумном и мало видимом, с новейшими средствами связи и обнаружения.

Ходили также слухи, что такие подлодки 5-го поколения будут унифицированы под использование как крылатых, так и баллистических ракет.

Однако один из виднейших военно-морских экспертов России, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев лишь посмеялся в разговоре с Царьградом над подобными, по его словам, «фантазиями». «Баллистические ракеты для многоцелевой подлодки «Хаски» – это абсурд, — отметил он. – Что же до того, что её якобы планируют сделать модульной для двух вариантов - многоцелевого и стратегического, — то в советский период был такой опыт. Но потом от него отказались, признав неэффективным».

Что же касается второго проекта, «Калина», то тут источники в ВМФ называли прессе даже год, когда она уже будет заложена, — 2018, нынешний. Эта лодка должна будет оснащаться воздухонезависимой силовой установкой, то есть такой, которая не будет испытывать потребность во внешнем кислороде. По-научному говоря, анаэробная установка. Причём шумность её, как утверждается, будет сопоставим с природным фоном океана.

Кроме того, тоже обещается «принципиально новый комплекс» радиоэлектроники, навигации и управления вооружением. В итоге лодка будет сочетать серьёзную боевую мощь с большим запасом ходом и крайней малозаметностью. Этакая подводная кошка, которую не услышишь, услышишь – не поймаешь, а если поймаешь, то она вся покажется состоящей из когтей и зубов.

В общем, надо признать, что и известная широкой публике конкретика по подлодкам 5-го поколения конкретна не более рожиц, которые рисуют и тут же стирают шаловливые облака в небесах.

Трудно сказать, что будет, потому что трудно сказать, что нужно

Дело тут не только в секретности. Основная проблема в том, что никто не представляет себе точно характера будущей войны на море. Для, скажем, такой, какой она до сих всем виделась, нужны исполнители эволюционного характера. Хоть 5-го, хоть 6-го, хоть 10-го поколения – но это те же подводные чудовища, до предела уменьшающие свою слышимость и увеличивающие свой потенциал и возможности обнаружения противника. Может, они будут в конечном итоге издавать звуки планктона, хлюпающего в пластинах китового уса синего кита. А противника обнаруживать с помощью прикомандированных к экипажу экстрасенсов. Но они будут всё теми же старыми добрыми подводными кораблями, где наливают стакан красного вина для поднятия тонуса экипажа.

Но есть предположения о буквально наваливающемся революционном пути развития будущего подводного флота. Исходя из небеспочвенных, как многие признают, подозрений аналитиков, что сама подводная война будет совсем не такой, какой представлялась ранее. А именно: война будет сродни нынешней сухопутной, где друг за другом охотятся мелкие подразделения, которые, тем не менее, вполне монолитные задачи исполняют.

Ибо – сетецентричны: все отдельны друг от друга, но все – в одной управляемой информационной системе, где сам начальник генштаба может сидеть у солдата в ухе и смотреть на бой его глазами через камеру в каске, танк будет отыскивать противника при помощи беспилотника, а прицеливаться в него через спутник. Одновременно отплёвываясь от «умных» бомб зарядами активной защиты, а самолёт над ним будет глушить его волю к сопротивлению средствами РЭБ.

Отчего не может такой же сетецентрической войны развернуться и на море? Стая относительно мелких лодок, а то и лодок-роботов летают себе под водой стаями, как какая-нибудь селёдка, каждая выполняет часть своей задачи, а все вместе – нет, не селёдки. Пираньи.

И чем станут тогда подводные крейсера, как не обречёнными жертвами? Может быть, в этом – путь к 5-му поколению? Не киты, а акулы в идеале?

Михаил Ненашев по этому поводу склоняется, скорее, ко второму варианту. «По оценкам разных экспертов, с которыми я разговаривал, — рассказал он Царьграду, — уже через 10 – 15 лет можно ожидать разработок совершенно на других основах. Это будет связано с развитием беспилотников, киберпространства, робототехники. По этому пути создатели вооружений и военно-морской техники двигаются уже сегодня».

Другой собеседник «Царьграда», уже не раз доказывавший свою высочайшую компетентность, высказал не то что более пессимистичную, но более неопределённую оценку будущего. Или – определённую, как посмотреть.

«Сегодня никто точно ничего сказать не может относительно характера будущей войны и будущей военной техники, — заявил он. – Пока нет войны, предполагать можно что угодно. Но всё покажет война – и какой она будет, и что она потребует».

 

 

Это интересно: