→ Иерихон где находится. Иерихон: самый древний город земли. Панорама современного Иерихона, вид с Горы Искушения

Иерихон где находится. Иерихон: самый древний город земли. Панорама современного Иерихона, вид с Горы Искушения

Про самый древний город Иерихон

Город Иерихон (Jericho, «город пальм») расположен на территории Западного берега реки Иордан и находится под полным управлением Палестины (т.н. зона «А»). Иерихон – самый древний город в мире, он непрерывно заселен с 10-9 тысячелетия до н.э. Кроме того, он один из самых низкорасположенных городов на земле (около -300 м от уровня моря). История Иерихона тесно связана с библейскими событиями. Многие наверняка слышали рассказ «Взятие Ирихона», в котором стены города разрушились под звуки труб иудеев. Сейчас Иерихон – это небольшой, но очень приятный городок, полностью подготовленный для встречи туристов.

Предлагаю вашему вниманию немного фото Иерихона:


Центральная площадь


Рисунки на заборах


Иерихон — город пальм



Палестинская академия наук

Логистика по Иерихону + карта города

Ниже представлены достопримечательности Иерихона на карте Палестины:

Расшифровка меток на карте:

  • Желтые – достопримечательности Иерихона – самого древнего города в мире.
  • Голубая – древний источник.
  • Зеленая – дерево Закхея.
  • Оранжевая – центр туристической информации (ЦТИ).
  • Розовая – пункт отправления кабинок к монастырю Искушения.
  • Синие – вспомогательные метки по дороге к монастырю.
  • Красные – предположительная локация древних Синагог с сохранившимися мозаиками.
  • Фиолетовые – достопримечательности в окрестностях Иерихона за пределами зоны «А».
  • Бордовая – палестинский КПП.

Если смотреть на карту, то практически все достопримечательности Иерихона расположены на север и запад в 2-3 км от центра города. По пути к ним установлены характерные коричневые указатели.


Общественный транспорт в Палестине можно узнать по зеленым номерным знакам. У палестинских авто они окрашены в белый цвет, у израильских – в жёлтый. Такси обойдется в районе 10 шекелей (2,5$) за преодоление расстояния ≈3 км между объектами. В городе нами были замечены желтые маршрутки с зелеными знаками, но их логистику мы не разгадали.


Такси и маршрутки

Здесь вы можете уточнить любую информацию про достопримечательности Иерихона. Вам также выдадут карту города.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: нами не установлено.
  • Координаты: 31.855863, 35.460024.
  • Как добраться: Центр туристической информации (ЦТИ) расположен в центре города на большом круговом перекрестке. Это конечная точка для большинства маршруток.

Закхей – это сборщик налогов, библейский персонаж, православный святой. Отметился тем, что залез на фикусовое дерево (упоминаются смоковница, сикомор, инжир, фига), чтобы увидеть Иисуса. То самое дерево сейчас находится на ухоженной территории, принадлежащей Русской Духовной Миссии.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: точно нами не установлено, но воскресенье – выходной. Дерево прекрасно видно, не заходя на территорию.
  • Координаты: 31.858841, 35.457633.
  • Как добраться: пешком от ЦТИ на север около 600 м.




Костик хотел купить арафатку именно в Палестине. Ему не пришлось долго ждать

Древний город Иерихон (Tell Es-Sultan, Tel Jericho)

Tell Es-Sultan, или Tel Jericho, – раскопки самого древнего города в мире – Иерихона. Здесь были найдены древние поселения, начиная с 10-го тысячелетия до нашей эры. Возле каждой локации установлены таблички, которые несут информацию о возрасте сохранившихся элементов и описание. Мы с Костиком любители замковых башенок, поэтому были в восторге, обнаружив в раскопках каменную башню времен неолита. Подумать только – ей десять тысяч лет! Через дорогу от Tell Es-Sultan находится древний источник пророка Елисея (Ain Es-Sultan (Elisha) Spring), поставлявший ранее воду в Иерихон.

  • Стоимость: взрослые – 10 шекелей (2,5$), дети – 5 шекелей (1,25$), студенты – 7 шекелей (1,75$).
  • Время работы: ежедневно 8.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.869361, 35.444206.
  • Как добраться: 3 км на север от ЦТИ или 2 км на юго-запад от Дворца Хишам.





Наша любимая каменная башня, которой 10 тысяч лет


Кабинки канатной дороги к монастырю искушения

Монастырь Искушения расположен на склоне одноименной горы. Знаменит тем, что здесь 40 дней Иисус провел без еды и воды. Во время поста его искушал дьявол, в честь чего и назван монастырь. Его также именуют Каранталь, а гору Сорокадневной.

  • Стоимость: монастырь бесплатный вход; билет на канатную дорогу – 60 шекелей (15$) (при отсутствии желания идти в гору пешком).
  • Время работы: монастырь – пн.-пт. 8.00-16.00, сб.-вск. 08.-14.00; канатка – сб.-чт. 08.00-19.00, пт. 08.00-22.00, праздники 08.00-00.00.
  • Координаты: 31.87418, 35.43209, вход к кабинке на канатке: 31.869439, 35.44468.
  • Как добраться: пешком (на авто, такси) в гору (ориентиры поворотов обозначены синими метками на карте) или подъем в кабинке на канатной дороге. Второй вариант более интересный и живописный.




По пути в монастырь мы наткнулись на смотровую площадку:




Вдали виднеется Мёртвое море

В монастырь также можно попасть в кабинке канатной дороги:



Канатная дорога в монастырь Каранталь

Hisham Palace )

Предположительно, дворец был построен в период правления Омейядского (Дамасского) халифата. Дворец халифа Хишама местные часто именуют Шамбала. Его строительство производилось в первой половине VIII-го века, и относится к ранней исламской архитектуре. На входе можно посмотреть небольшой фильм об истории дворца и посетить музей. Здесь в гостевой комнате холодной бани 730-749 гг. сохранилась древняя напольная мозаика «Дерево жизни».

  • Стоимость: 10 шекелей (2,5$).
  • Время работы: ежедневно 08.00-17.00, летом до 18.00.
  • Координаты: 31.882, 35.45987.
  • Как добраться: чуть больше 2-х км на север от ЦТИ или столько же на юго-восток от Дворца Хишам.


Мозаика «Дерево жизни»


Руины третьего (зимнего) дворца Ирода (Herod s Palace )

В окрестностях Иерихона царь Ирод построил три зимних дворца. Здесь сохранился третий из них, основанный в 15-10 г. до н.э.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.851872, 35.436237.
  • Как добраться: от ЦТИ около 2,8 км на запад, от руин Древнего Иерихона около 2,5 км на юг, можно пройти через руины Tell Es-Samarat.

Руины зимнего дворца находятся на границе Палестины


Здесь табличку и вовсе уснесли


Дворец Ирода во всей красе

Руины ипподрома

В Tell Es-Samarat располагался ипподром царя Ирода. Нами же здесь был обнаружен только холм. Внешне ничего примечательного не сохранилось.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время работы: круглосуточно.
  • Координаты: 31.86534, 35.44031.
  • Как добраться: от руин Древнего Иерихона около 700 м на юг.



Прочие достопримечательности Иерихона

В черте Иерихона также расположено 2 древних синагоги, в которых сохранились мозаики (красные метки на карте). А также сахарная мельница (в районе смотровой площадки, отмеченной синим цветом на карте Иерихона). Если прогуляться по Иудейской пустыне несколько километров вдоль русла Вади Кельт от руин дворца Ирода (это уже зона «В»), то по пути можно найти старый акведук, руины крепости Кипрос и монастырь Св. Георгия. К последнему мы подъезжали на арендованном авто с трассы №1, ведущей из Иерусалима. Дальше на Иерихон ведет дорога, не совсем подходящая для езды на автомобиле.


Отели и квартиры Иерихона

В Иерихоне имеется несколько гостиниц. Посмотрите цены на номера, нажав на кнопки:

На airbnb можно забронировать комнату или квартиру в Иерихоне. При выборе жилья обязательно ориентируйтесь на карту и отзывы.

Как добраться из Иерусалима в Иерихон

Я не претендую на то, что знаю все способы, как добраться из Иерусалима в Иерихон, поэтому расскажу только про изведанные нами варианты.

На общественном транспорте

Из Иерусалима в Иерихон прямого автобуса (маршрутки) не существует. Поэтому придется добираться с пересадками.

Через Рамаллу

Этим способом мы добирались, когда ехали в Иерихон. От автостанции «Green bus station» недалеко от Дамасских ворот в арабском квартале старого Иерусалима ходят рейсовые автобусы и маршрутки в Рамаллу – столицу Палестины. Мы ехали на автобусе Иерусалим — Рамалла №219 за 8 шекелей (2$).


На автостанции в Рамалле мы спросили, как добраться в Иерихон, и нас отправили к рядом стоящему микроавтобусу с гордой надписью VIP. В Иерихон маршрутка отправилась только минут через 50 и обошлась нам в 12 шекелей (3$). Ходит ориентировочно каждый ровный час в дневное время.


Маршрут проходит мимо пешей дороги на гору Искушения, раскопок старого Иерихона и канатной дороги к монастырю, что очень удобно. Из Иерихона назад последняя маршрутка в Рамаллу уходит в районе 15 часов. Поэтому на обратном пути лучше ехать через Абу Дис.

Через Абу-Дис (Бетани)

Из Иерихона в Иерусалим мы возвращались этим способом (около 18-ти часов маршрутка еще была). Из Иерихона от кольцевого перекрестка (там, где расположен информационно-туристический центр) курсируют частники в городок Абу-Дис (этот район называют еще Бетани) за 12 шекелей. Оттуда рейсовый автобус №263 довезет вас до Дамасских ворот в арабском квартале в Иерусалиме за 8 шекелей.

В Иерихон из других регионов Западного берега

Насколько нам удалось выяснить, из палестинских Вифлеема и Хеврона прямого сообщения с Иерихоном нет. Однако, сюда регулярно ходят маршрутки от на переходе «Мост Алленби» / «Мост короля Хуссейна» (не путать с погранпунктом «Мост шейха Хуссейна», расположенного севернее).

⚠ Важно! КПП мы проходили только по возвращении из территорий Западного Берега в Израиль. Представители израильских служб заходили с автоматами в автобус и проверяли паспорта.

На арендованном автомобиле

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Иерихон – один из старейших городов Земли, с возрастом уже более 10 тысяч лет, и почти непрерывной историей своего развития. Завоевываемый и передаваемый из рук в руки правителями разных исторических времен и эпох, город всегда имел стратегическое значение для своих владельцев. Древние евреи говорили: «Завоевавший Иерихон – завоюет Эрец Исраель». Это один из самых низкорасположенных городов, находящийся на отметке 250 метров ниже уровня моря (ниже только ), что сказывается на погоде в Иерихоне в частности и на условиях хозяйствования в целом. Богатство истории Иерихона может сравнится с наиболее исторически значимыми городами Израиля: . Многократно упоминаемый в Ветхом Завете (Танахе) а так же в Новом Завете Иерихон становиться привлекательным для большого количества паломников обеих религий, чем не может похвастать даже , а современный Иерихон, находящийся в ведомстве Палестинской национальной администрации, несмотря на сложную политическую ситуацию, посещают больше людей чем популярный .

Вместе с тем следует учесть некоторые особенности этого города, и совершать экскурсии в сопровождении профессионального гида, предварительно позвонив в министерство туризма для получения рекомендаций (+972-2-6664331 или +972-2-6510358). Поскольку с 1993 года, согласно Норвежскому соглашению, Иерихон относится к Палестинской автономии, то в моменты некоторых обострений политических ситуаций между Израилем и ПА, предпочтительнее либо не входить на территорию города, либо находиться в сопровождении понимающих ситуацию людей, в идеале имеющих возможность предоставить охрану. Например, во времена обострений, экскурсии в Вифлием проходят в сопровождении израильских служб безопасности.

Со времен интифады Аль Аксы, когда древняя синагога была подвержена осквернению и разрушению, а дороги, ведущие в Иерихон непрерывно обстреливались, Израиль блокировал Иерихон, армейские подразделения Цахала провели операции по ликвидации террористической инфраструктуры в городе, при этом запретив своим гражданам въезд на территорию Иерихона, равно как и других городов Палестинской автономии, в целях их безопасности. Последующее за этими действиями затишье в регионе, позволило достичь некоторых соглашений между противоборствующими сторонами. Власти взяли на себя обязательство обеспечивать спокойствие в Иерихонском анклаве, синагогу отремонтировали, а в местной тюрьме, по согласию с Израилем, находятся террористы, ответственные за убийство Р. Зееви. Несмотря не внешнее спокойствие, город по-прежнему находиться под пристальным вниманием израильских сил, окруженный армейскими блок-постами, работающее прежде казино, и поврежденное в результате военных действий, пустует, туристы и израильтяне предпочитают появляться при сопровождении специально обученных гидов (зачастую арабского происхождения), и хотя официально считается, что с момента передачи города в ведение Палестинской автономии, никакие археологические раскопки здесь не ведутся, некоторые увлеченные археологи, все-таки продолжают находить здесь множество старинных артефактов.

Нынешние местные жители, преимущественно мусульмане, зарабатывают на жизнь, преимущественно сельским хозяйством, выращивая, характерные для этих мест тропические и субтропические культуры, а так же обслуживанием, приезжающих сюда туристов. Следует отметить, что иерихонские арабы, никогда не отличались экстремизмом, и хотя город многократно подвергался обстрелам, террактов, совершенных кем-то из местных жителей не было.

Военные действие не новость для города, вся его богатейшая история повествует о разнообразных событиях, так или иначе связанные с войной и захватами, с последующей передачей новому правящему монарху, о чем свидетельствуют . Многие ученые археологи считали наиболее верным местом раскопок холм, находящийся неподалеку, и, начиная копать, не достигали успеха, и лишь в 1899 году историк-археолог Зелин, изучая эту местность, и найдя осколки посуды ханаанейского периода, удостоверился в правоте своих предшественников, и получил честь первооткрывателя. Холм Иерихона, по карте имеющий элипсообразную форму, растянувшийся с юго-юго-запада на северо-северо-восток и занимающий 235 000 квадратный километров, стал местом проведения серьезнейших раскопок и подарил миру колоссальное историческое достояние – древний город Иерихон с его стенами и домами. Попадающие сюда туристы, стараются запечатлеть на фото или видео каждый камень древнего Иерихона, и надо отметить – это действительно завораживающее зрелище.

Наиболее значимой в судьбе города, является описанная в Библии (Ветхий Завет) и в Танахе , когда «стены пали наружу» при семидневном обхождении города еврейскими войнами со священниками и после того, как семь раз вострубили служители Бога Израилева в Шофар (труба, используемая еврейскими священнослужителями для оповещения о начале или окончании значимых событий). Разные источники по разному трактуют это явление, по одной из версий стены пали от громогласных Шофаров и боевых восклицаний еврейских войнов, по другой из версий стены пали в результате приступа, на который пошли израильские войны по седьмому шофару.

Существует несколько версий происхождения названия города: по одной из них Иерихон – от «Яреах – луна», то есть лунный город, по другой – «реах – запах» – город запахов, вполне обоснованно, так как в древние времена в оазисе на котором стоит город выращивали пряные и благовонные растения (единственное место в стране, где благодаря уникальным особенностям климата могут произрастать такие культуры), часто встречается упоминание Иерихона, как «города пальм», что связанно с выращиванием здесь большого количества финиковых деревьев, однако никак не отображается непосредственно в самом оригинальном названии Иерихона.

При приближении к городу, привлекает внимание контраст между пустынной местностью, обожженной солнцем и сочной, буйной зеленью города, благоухающей благодаря множеству подземных источников и ручейков, стекающих в этом месте в окружающих холмов и гор. Город с величайшей историей, взлетами и падениями продолжает жить своей жизнью, ожидая нового Иисуса Навина возвратившего ему былое процветание.

На право называться первым городом Земли претендует множество городов древности. Однако один из них все таки остается вне конкуренции. Предание о его стенах, павших от рева еврейских военных труб, увековечило этот древний город в людской памяти. Но для историков это название звучит еще весомей. Среди открытых до нашего времени центров городской цивилизации Иерихон - самый древний и непрерывно населенный город в мире (ему 10 000 лет) и самый низкорасположенный на нашей планете (250 м ниже уровня моря).

Он располагался в оазисе недалеко от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море и преграждал путь в Палестину любому завоевателю, следовавшему из долины Иордана. Иерихон был первым городом, который завоевали сыны Израилевы, придя в Землю Обетованную после сорокалетних блужданий по пустыне. «Кто возьмет Иерихон, тот может считаться хозяином всей Эрец-Исраель», - говорили евреи.

По ветхозаветной Книге Иисуса Навина, израильтяне после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне с города Иерихона начали завоевание Ханаана. После того как Моисей умер новым вождем стал Иисус Навин, под руководством которого они перешли Иордан и взяли Иерихон в осаду. Горожане, укрывшиеся за мощными стенами, были уверены, что город неприступен, потому как мощные стены Иерихона невозможно было преодолеть силой оружия. Здесь могло помочь лишь чудо. Но Иисусу Навину было видение: ангел с мечом, устами которого Господь обещал передать неприступный город сынам Израилевым.


Вначале Иисус выслал в город разведчиков. Местная блудница Раав укрыла их в своем доме, а ночью помогла бежать. Взамен за помощь Раав попросила оставить ее семью в живых после того, как Иерихон будет взят. Потом израильтяне в течении шести дней обходили стены Иерихона на безопасном для жизни расстоянии. Шествие возглавляли воины, за ними шли священники и дули в трубы юбилейные, следом левиты несли ковчег завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Все 40 000 человек молчали, воздух оглашали лишь вой и свист дудок.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм. Израильтяне обошли стены шесть раз, храня молчание. А на седьмом круге они громко возопили и затрубили в трубы, да до такой степени громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».

Участь жителей Иерихона была ужасна: «…все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Пощадили только блудницу Раав и ее семью, которая с того времени жила среди народа Израиля. «А город и все, что в нем, сожгли огнем», кроме «серебра и золота и сосудов медных и железных», которые были переданы иудейским жрецам. После чего Иисусом были прокляты все, кто посмеет восстановить Иерихон.

С того времени довольно долго на пепелище существовал только маленький поселок. Иерихон восстановил при царе Ахаве (874–852 г. до н. э.) царский наместник Хиил из Бет-Эля, который, как говорит Библия, в свершение заклятия поплатился за это гибелью первенца и младшего сына (I Ц. 16:34). После этого Иерихон вновь занял видное положение и играл немаловажную роль в истории.

В римский период Антоний подарил Иерихон , но вернул его Ироду, который возвел здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны 66–73 гг город разрушили и вновь отстроил его император Адриан. О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине I Великом там была христианская церковь, с епископом во главе. Со временем город Иерихон начал приходить в упадок. В VII столетии после завоевания страны арабами там поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до середины XIX века, когда сюда начали приезжать первые археологи, намеревавшиеся проверить библейскую легенду. Правда, первопроходцам удача не улыбнулась - они ничего так и не смогли обнаружить…

1899 год – немецкий археолог Эрнст Зеллин изучил поверхность холма и нашел несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественников все таки не зря манили эти земли: вероятней всего, под наслоением скрыт древний город. Ученый подготовился более основательно, и в 1907 г. обнаружил дома и часть городской стены с башней (5 рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 м). В конце концов в 1908 г. Восточное общество Германии организовало серьезные раскопки, руководителями которых были профессоры Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Они смогли обнаружить две параллельно идущие крепостные стены, возведенные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8–10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.

Археологи определили, что эти стены были сооружены между 1400 и 1200 г. до н. э., и отождествили их с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Но во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие библейские сведения о древней войне. Но из за современной войны - Первой мировой - были приостановлены дальнейшие научные исследования.

Прошло два десятка лет, прежде чем группа британцев под руководством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить дело предшественников. Новые раскопки были начаты в 1929 г. и продолжались около 10 лет.

В 1935–1936 годах Гарстанг нашел нижние слои поселения каменного века. Люди, еще не знавшие керамики, уже вели оседлый образ жизни. Жили вначале в круглых полуземлянках, а потом в прямоугольных домах.

И снова научной деятельности помешали амбиции современных правителей. Работа экспедиции Гарстанга прервалась из-за сложной политической обстановки. И лишь по окончании Второй мировой войны английские археологи вновь возвратились в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила д-р Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках британцы пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне в течении нескольких лет.

1953 год – археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое абсолютно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи смогли пробиться сквозь 40 культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить лишь кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Это стало сенсацией археологии 50-х годов XX века. Систематическими раскопками здесь был найден ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса - докерамический неолит А (VIII тысячелетие до н. э.) и докерамический неолит Б (VII тысячелетие до н. э.).

Сегодня город Иерихон считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Там обнаружены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей. Вне всякого сомнения, Иерихон с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял из себя одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили совершенно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 000 лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением несколько тысяч человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователям удалось установить, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н. э., жизнь здесь не прерывалась.

Иосиф Флавий называл эту местность «плодороднейшей землей Иудеи» или «Божественной страной». И сейчас при подъезде к Иерихону бросается в глаза контраст между выжженной пустыней вокруг и свежей сочной зеленью города, которая здесь растет благодаря мощи многочисленных подземных источников и зимних потоков, несущихся с близлежащих гор. Именно благодаря источникам Иерейхон, что в переводе с арамейского означает «лунный» (по-арабски - Эриха), скорей всего, и обязан своим появлением.

Вначале городок не был укреплен, но с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве разных племен, но и о накоплении жителями древнего города определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это могли быть за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Возможно, основным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне обнаружены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон с течением времени стал мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Поселение занимало площадь около 4 га и было окружено рвом шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м, вырубленным в скале. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, возможно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально ученые предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она была сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для наблюдения за окрестностями. Башня имела диаметр 7 м и сохранилась на высоту 8,15 м. Она оснащена внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, возможно, была возведена в начале VIII тысячелетия до н. э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе начали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовали как жилища. Эти помещения часто перестраивали. Одно из них, погибшее при пожаре, датируется границей VIII и VII тысячелетий до н. э.

После этого в истории башни исследователи насчитали еще 4 периода существования, а затем городская стена обвалилась и стала размываться. По-видимому, город в те времена уже опустел. Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»).

Чтобы точней определить возраст этих сооружений, применяли новейшие научные методы, в том числе радиоуглеродный анализ. Именно путем исследовании изотопов углерода удалось установить, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию до н. э., то есть их возраст - приблизительно 10 000 лет. Еще более древним оказалось святилище - 9551 год до н. э.

Постройка мощной оборонительной системы требовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в 2000 человек, причем эта цифра, возможно, занижена.

Как выглядели и как жили – первые горожане Земли?

Анализ черепов и костных останков, обнаруженных в древнем городе, показал, что 10 000 лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евроафриканской расе. Они строили овальные жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом заходили через дверной проем с деревянными косяками.

Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4–5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы тщательно выравнивали, порой красили и полировали.

Жители древнего города Иерихон пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей совершенно изнашивались зубы.

Несмотря на более комфортную, чем у первобытных охотников, среду обитания, их жизнь была исключительно тяжелой, и средний возраст жителей города был не более 20-ти лет. Очень высокой была детская смертность, и только немногие доживали до 40–45 лет. Людей старше этого возраста в древнем Иерихоне, похоже, вообще не было.

Своих мертвых горожане хоронили прямо под полами жилищ, надевая на черепа культовые маски из гипса со вставленными в глаза масок раковинами каури. Интересно, что в древнейших могилах Иерихона (около 6500 года до н. э.) археологи большей частью находят скелеты без головы. Как видно, черепа отделяли от тел и хоронили отдельно. Обрядовое отрубание головы у мертвых известно во многих частях света и встречалось вплоть до недавнего времени. Здесь, в древнем городе, ученые встретились, по-видимому, с одним из самых ранних проявлений такого культа.

В этот «докерамический» период обитатели города не пользовались глиняной посудой - им ее заменяли каменные сосуды, вырезанные главным образом из известняка. Возможно, они пользовались также различными плетенками и кожаными вместилищами наподобие бурдюков.
Не умея изготавливать глиняную посуду, иерихонцы тем не менее применяли глину для лепки: в жилых постройках и гробницах обнаружено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев древнего города археологи нашли своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Может быть, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато нашли многочисленные глиняные фигурки лошадей, коров, овец, коз, свиней и фаллические скульптуры.

Самым удивительным открытием в Иерихоне стали лепные фигурки людей. Они сделаны из местной известняковой глины с каркасом из тростника. Эти статуэтки имеют нормальные пропорции, но плоские анфас. Нигде, кроме Иерихона, подобные изделия раньше археологи не встречали.

В одном из доисторических слоев города были обнаружены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их применялась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще довольно примитивными и плоскостными: ведь пластическому искусству предшествовали наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Обнаруженные скульптуры показывают, какой большой интерес проявляли иерихонцы к созданию семьи и чуду зарождения жизни - это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека.

Возникновение Иерихона - первого городского центра - свидетельствует о зарождении высоких форм общественной организации. Даже вторжение более отсталых племен с севера в V тысячелетии до н. э. не прервало этот процесс, который в результате привел к созданию высокоразвитых древних цивилизаций Междуречья и Ближнего Востока.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесенным стеной из кирпича-сырца. После он был уничтожен и простоял в нежилом виде весьма долгое время, пока Хиил не нарушил заклятие и не восстановил его, потеряв при этом своих сыновей. И все-таки, неужели звуки труб и яростный крик народа из колена Израиля смогли разрушить неприступные стены?..

За истекшее столетие многое изменилось в исторической науке, в частности современные взгляды на возможную дату исхода. Дело в том, что появление племенного союза Израиль в Ханаане можно уверенно датировать рубежом XII и XIII веков до н. э. (появляются характерные 4-х комнатные дома, другие признаки израильской материальной культуры, да и первое письменное упоминание Израиля относится к той же эпохе). Но стена, обнаруженная в Иерихоне, была разрушена значительно раньше, около 1560 г. до н. э. На рубеже 1200 г. до н. э. Иерихон был практически не заселен и стен не имел, а это противоречит библейской версии развития событий, так как циклопические крепостные стены города рухнули задолго до времен Иисуса Навина и этот город не мог стать преградой на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

Тут вновь стоит перечитать Библию. Есть в библейском рассказе намек, позволяющий предложить некоторое, пусть и чисто умозрительное, решение этого вопроса. Содержится этот намек в знаменитой истории засылки в Иерихон шпионов и их спасения блудницей Раав. Как гласит Книга Иисуса Навина, Раав выпустила разведчиков из города по веревке через окно своего дома. То есть ее дом являлся частью линии городских укреплений.

Исходя из этого, возможно предположить, что город Иерихон во времена Иисуса Навина представлял из себя кольцо глинобитных домов, чьи внешние стены и образовывали «крепость» - такие поселки весьма часто встречались в Ханаане на исходе бронзового и в начале железного века. Остатки подобной «твердыни» в действительности могли быть смыты и исчезнуть без остатка, в отличие от капитального крепостного строительства предшествующих эпох. А внушительные руины этих более ранних стен могли впоследствии стать основой легенды о чуде иерихонских труб.

Правда, традиция упорно приписывает Иисусу Навину разрушение именно тех циклопических, грандиозных стен, которые рухнули около 1560 г. до н. э. Возможно предположить, что некоторые эпизоды, включенные в историю завоевания Ханаана, в действительности относятся к более раннему времени и могут быть связаны с мятежами хабиру в XIV столетии до н. э. Упоминание о нападении хабиру на Иерихон содержится в одном из документов амарнского архива.

Часть нападавших, среди которых было много семитов, впоследствии могли войти в состав израильского народа и принести с собой воспоминания о штурме Иерихона и других городов Ханаана. С течением времени эти рассказы слились в единую повесть о завоевании, где разновременные события перепутались окончательно и в таком виде вошли в официальные хроники. А неведомые древние полководцы слились в народном представлении с блистательным Иисусом Навином, за которым по-прежнему остается честь завоевания Ханаана.

Израиль Координаты Координаты :  /  (G) (O) 31.856111 , 35.463056 31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д.  /  31.856111° с. ш. 35.463056° в. д. (G) (O) Численность населения 19800 Год переписи 2005 Дата основания 8 тысячелетие до н.э.

Вид на Иерихон с юга.

Иерихон - самый низко расположенный город в мире (250–260 м ниже уровня моря) и один из древнейших непрерывно населённых городов мира: он многократно упоминается в Библии , где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎Ир hа-Тмарим ) (Втор. , Суд. , 2Пар. ).

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI века).

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши , по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар. ). В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX века).

История

Взятие Иерихона. Миниатюра Жана Фуке

Раскопки древнего города

Башня первого города в Йерихоне (начало 8 тысячелетия до н.э.)

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немецкий археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-и к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и учёный мир получил один из древнейших городов Ханаана , уходящий своим началом в 3-4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930-1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952-1958. Их результаты позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и начало городской цивилизации (каменные крепостные стены, дома из необожженного кирпича).

Иерихон докерамического неолита (около 9 тыс. лет назад) - самый древний из известных городов мира. В 5 тыс. до н. э. в Иерихоне появились новые поселенцы, носители культуры лепных керамических сосудов. В 3 тыс. до н. э. Иерихон был процветающим городом, обнесенным мощной стеной из необожженного кирпича. Он подвергся разрушению около 2000 г. до н. э. вторгшимися в Ханаан кочевниками, но вскоре был отстроен и обнесен оборонительными сооружениями, характерными для периода гиксосов . Разрушенный вновь, по-видимому, в ходе войн, в результате которых египтяне вытеснили гиксосов из Ханаана, Иерихон вскоре опять был восстановлен и оказался первым укрепленным пунктом на пути вторгшихся в Ханаан израильских племен.

При начатых в 1970-х гг. Рахелью Хахлили раскопках к западу от Иерихона обнаружен обширный некрополь (площадь 10 кв. км) эпохи Второго храма. Раскрыто более 120 могил с деревянными расписными гробами и каменными оссуариями (свыше 30) с надписями на иврите и греческом языке. В некоторых случаях указано, что погребенный родился в Иерусалиме. В 1981 г. найден богатый склеп семьи Голиат - священников Иерусалимского храма.

При Константине Великом, здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

Средневековье

В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами.

Государство Израиль

В местной тюрьме по соглашению с Израилем содержатся террористы - убийцы Р. Зееви . При этом город по-прежнему окружен израильскими армейскими блокпостами, казино, пострадавшее в ходе военных действий, не функционирует, иностранные туристы и израильтяне в Иерихоне практически не появляются. Археологические раскопки не проводятся с момента передачи этого района под контроль Палестинской автономии.

Въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. Основные источники дохода населения - сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов (до октября 2000 г.). Исторические памятники: городище древнего Иерихона, источник Элиши, комплекс дворцов хасмонейской и иродианской эпох (к юго-западу от города), греческая церковь святого Закхея (в центре современного Иерихона, с древней сикоморой во дворе, является святым местом христианства), дворец халифа Хишама (в северо-восточной части города), синагога «Шалом аль-Исраэль».

Монастырь Святого Герасима

Монастырь Святого Герасима (

Иерихон – город пальм

Иерихон. Дворцовые руины

История Иерихона насчитывает около десяти тысячелетий. Расположенный ниже уровня моря, город представляет собой оазис среди песков – с прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. Здесь круглый год стоит теплая температура, и потому даже в марте, когда в России еще лежит снег, в городе цветут апельсиновые, абрикосовые и лимонные сады, цветы которых распространяют дивное благоухание. Аллеи из тополей и эвкалиптов окружают поля арахиса, капусты и помидоров…

Иерихон не раз упоминается в Ветхом Завете: например, когда Моисей взошел с равнин Моавитских на гору, лежащую против Иерихона,

показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.

Иерихон прославился из-за библейской истории, согласно которой он был первым городом, который захватили израильтяне, вступившие на землю Ханаана. Соглядатаи от Иисуса Навина были спрятаны в Иерихоне блудницей Раав, от которой они и узнали, что навели ужас на городских жителей. Шесть дней воины Иисуса Навина обходили Иерихон с ковчегом и в сопровождении священников.

Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!

…Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро народ услышал голос трубы, воскликнул народ (весь вместе) громким и сильным голосом, и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.

Эрих Церен в упоминавшейся уже книге «Библейские холмы» пишет, что «в тысячелетней истории разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона. Хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей». Поэтому даже только из-за одних своих оборонительных стен Иерихон может представлять интерес для археологических исследований.

Раскопки в Иерихоне впервые начали в 1868 году англичане, но успех был незначительным, и они приостановили работу. Через 30 лет сюда пришли немецкие исследователи, которыми руководил профессор Э. Зеллин. Они сразу увидели, что английская экспедиция копала недостаточно глубоко. Начав свои раскопки в 1908 году, немцы почти сразу наткнулись на старинную городскую стену. Археологи тщательно измерили эти удивительные сооружения и стали искать те слабые места, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены равнялась приблизительно полутора метрам, а внутренней – доходила до 3,5 метра: расстояние между ними достигало примерно 3–4 метров. И все-таки эти грандиозные сооружения упали на самом деле, причем обвал больших частей внешних стен происходил наружу, а внутренних – внутрь. Современные ученые считают, что разрушились они из-за землетрясения, случившегося в долине Иордана у Мертвого моря.

Немцы покинули холм Иерихона, состоявший из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Из Библии они знали, что город впоследствии вновь был восстановлен и передан Вениамину, но позже город захватил Еглон – царь Моава. Иерихон был назван «городом пальм», которые и сейчас произрастают там во множестве – финиковые и бальзамовые. Затем там поселились «сыны пророков», которые сказали, что расположение города хорошо, но вода там нехороша. И тогда пророк Елисей сотворил свое первое чудо: он бросил в воду соль, и вода сделалась здоровой.

До того как Антоний подарил Клеопатре пальмовую рощу Иерихона и бальзамовые сады, о городе мало что было известно. От египетской царицы это место перешло к Ироду Великому, построившему здесь дворец, в котором он впоследствии и умер.

Благодаря своему географическому положению Иерихон издавна был ключом к Палестинскому нагорью, так как здесь сходилось множество дорог. В городе собирались богомольцы из стран, расположенных к востоку от Иордана, когда они в дни больших храмовых праздников направлялись в Иерусалим. Сюда же пришел из Назарета и Иисус Христос, когда впервые направил шаги свои к святому городу. Не доходя до Иерихона, Спаситель исцелил слепого от рождения человека, который сидел у дороги и просил милостыню.

…Недалеко от рыночной площади современного Иерихона стоит холм высотой 20 метров. Именно здесь в начале ХХ века и было отрыто то, что осталось от древнего Иерихона – одного из старейших городов мира. Однако на территории раскопок привлекают к себе внимание и остатки мощной, вросшей глубоко в землю башни; а к северу от раскопок древнего Иерихона находятся руины дворца Хишама ибн Аль-Малика – халифа Дамаска из династии Омейядов. Этот великолепный дворец был построен в VIII веке, но сейчас ученые нашли только остатки двух мечетей и нескольких купален. Основной достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся мозаичные картины: особенно примечательна одна из них, на которой изображены «древо жизни», усыпанное золотистыми плодами, и нападающий на газелей лев.

На западной границе современного Иерихона возвышается «Сорокадневная гора» (высота ее – 380 м), которую еще называют «Горой искушения». Именно на этой горе, по преданию, Иисус Христос, искушаемый дьяволом, постился 40 дней и 40 ночей после своего крещения. На вершине горы остались развалины византийской церкви.

По пути к этой горе и находится источник пророка Елисея, а развалины вокруг него обозначают местоположение древнего города, располагавшегося в пяти милях от реки Иордан. Однако некоторые ученые считают, что не на этом месте был расположен новозаветный Иерихон, который, возможно, совпадает (а может быть, совсем не совпадает) с местонахождением небольшой деревушки Ериха, которую иногда называют Иерихоном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

 

 

Это интересно: