→ Исторический ансамбль дворца потала в городе лхаса. Дворец потала - древняя архитектура. Дворец Потала, Тибет: история сооружения

Исторический ансамбль дворца потала в городе лхаса. Дворец потала - древняя архитектура. Дворец Потала, Тибет: история сооружения

Лхаса в переводе с тибетского означает «Земля Богов» и здесь действительно всюду чувствуется присутствие божественного.

Когда приезжаешь в Лхасу, особенно в первое свое путешествие в Тибет, первое, что замечаешь - это Дворец Потала (тиб.: པོ་ཏ་ལ potala, кит.: 布达拉宫 budalagong), возвышающийся на горе Марпо Ри в центре города, который на протяжении многих веков являлся зимней резиденций Далам лам. Дворец назван в честь горы Поталака – мифического места обитания бодхисаттвы Авалокитешвара, живым воплощением которой является Далай лама.

Строительство Поталы началось в 637 году царем Тибета Сонгцэном Гампо. Однако после пожара и междоусобных войн дворец был капитально разрушен и обрел настоящий облик уже при пятом Далай ламе в середине 17 века.

В 1645 году Пятый Далай лама распорядился начать строительство Белого Дворца. Три года спустя в 1649 году 9ти этажное сооружение было достроено, и Далай лама переехал в него из монастыря Дрепунг. Впоследствии было начато строительство Красного Дворца, который был возведен к 1694 году. Интересен факт, до сих пор являющийся поводом различных споров и разногласий, что до окончания строительства дворца смерть Пятого Далай ламы скрывалась от народа. Согласно данным Пятый Далай лама скончался в 1682 году, но это известие держали в глубокой тайне. Существует много мнений о причинах утаивания смерти Пятого Далай ламы. Одна из версий гласит, что смерть скрывалась от народа с целью окончания строительства Красного Дворца. Ведь люди, строящие дворец, были воодушевлены глубочайшей верой и уважением к Пятому Далай ламе. Известие о его кончине могло остановить строительство Дворца, поэтому его смерть утаивали на протяжении 12 лет пока строительство дворца не было завершено.

Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых располагается более ста тысяч алтарей и двухсот тысяч буддийских статуй и изображений. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры (ритуальные обходы) вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания.

Напротив Поталы возвышается гора Чакпо Ри. В 15 веке на этой горе располагался медицинский колледж, который, к сожалению, был разрушен в 1959 году. Сейчас Чакпо Ри привлекает паломников и туристов своими наскальными рисунками. Многие из них сохранились аж со времен царя Сонгцена Гампо (7 век).

Хочется возвращаться в это место силы снова и снова, полной грудью вдыхать этот разряженный воздух с ароматами благовоний, ячьего масла и кристальной свежести, неспешно делать коры вокруг Поталы, впитывая в себя ее историю и мудрость.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


Дворец Потала - это огромный религиозно-административный комплекс в Лхасе, автономном районе южного Тибета, Китай. Он расположен на Мар-По-ри (Красная гора), на высоте 130 метров над долиной реки Лхаса и резко поднимается со своего скалистого основания.

Потранг Карпо (Белый дворец), завершенный в 1648 г. когда-то служил местом правления тибетского правительства и главной резиденцией Далай-ламы; с середины 18-го века он использовался как зимний дворец. В Потранге Марпо (Красный дворец), построенном в 1694 году находятся несколько часовень, священные статуи и гробницы восьми Далай-лам; он остается основным местом паломничества для тибетских буддистов.

История

Тибетский король Срон-брцан-сгам-по поручил построить дворец в Лхасе в VII веке. Значительно меньший и менее сложный, чем его преемник размером 13 км2, он был назван Поталой ("Чистая Земля" или "Высокое Небесное Царство") по причинам, которые исторически не документированы, хотя гора Потала в Индии кажется вероятным источником. Тибетские буддисты признают Далай-ламу воплощением Авалокитешвары (Китай: Гуаньинь), бодхисаттвы, дом которой находился на горе Потала.

Впоследствии дворец был разрушен, а в 1645 году пятый Далай-лама приказал построить новый замок, который мог бы обеспечить его роль как религиозного, так и государственного лидера. Лхаса была вновь выбрана в качестве места паломничества из-за ее важности и близости к трем основным буддийским монастырям: Сэра, Дрепунг и Ганден. Новый дворец Потала был построен на Мар-По-ри для безопасности, обеспечиваемой возвышенным положением. Вплоть до середины 18-го века, Потала был крупной тибетской военной крепостью.

Из более чем 1000 комнат в Потале самыми святыми считаются - Чогьял Друбхук и Факпа Лхаханг, остатки первоначального дворца Срон-брцан-сгам-по; в последней находится священная статуя Арья Локешвара (Авалокитешвара). В священном комплексе расположено более 200 000 статуй и 10 000 алтарей. Его ценность была признана Комиссией по культурным реликтам Китая, а дворец был спасен во время Культурной революции.

Как символ Тибета, дворец Потала имеет много вещей, которые стоит посмотреть, архитектуру всего сооружения, великолепные хорошо сохранившиеся произведения искусства и различные виды религиозных ценностей.

Тибетская архитектура

Дворец Потала - одно из самых ярких архитектурных сооружений, стоящих на обрывистом холме. Имея величественный экстерьер в 13 ярусов общей высотой 117 метров, весь дворец был построен из дерева и камней. Стены были выложены гранитом толщиной 2-5 метров.

Крыша и карнизы сделаны из дерева с красивой резьбой по буддизму. Дворец можно разделить на две основные части: Белый дворец вокруг и Красный дворец в центре. Белый дворец был жилым кварталом Далай-ламы и офисом для решения политических и буддийских дел. А Красный дворец является главным зданием, состоящим из сложной планировки различных буддийских залов, часовен и библиотек.

Великолепные Произведения Искусства

Внутри величественного дворца находится настоящая сокровищница великолепных произведений искусства. Самым выдающимся искусством являются 698 настенных росписей на стенах и вдоль коридоров, которые описывают некоторые важные события, произошедшие во время тибетской истории, такие как принцесса Вэньчэн в Тибете, и истории жизни известных буддийских мастеров, таких как 5-й Далай-Лама.

Помимо настенных фресок, здесь также можно найти большое количество изысканных росписей на шелке, ткани или бумаге, обрамленных цветным атласом, которые в основном рассказывают об истории Тибета, религиозных деятелях и буддийских учениях. Кроме того, есть множество видов ремесленных произведений, дающих возможность представить тибетскую местную жизнь.

Религиозные Сокровища

Дворец Потала является одним из самых священных зданий тибетского буддизма. Это дворец лидера тибетского буддизма Далай-ламы. В древности Потала открыла буддийскую школу для обучения буддизму. Что еще более важно, во Дворце Потала находится множество ступ прошлых Далай-Лам.

И в Красном дворце и в Белом дворце есть много ценных статуй, особенно статуя Цонг Хапа (в Восточной Часовне) высотой 2 метра, серебряная статуя Падмасамбхавы (в Южной Часовне) и статуи Сакьямуни, Далай-ламы и Будды Медицины (в Северной Часовне).

В 1994 году дворец Потала был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Два других места - храм Цуглагханг(Джокханг), одно из самых священных мест в тибетском буддизме, и Норбуглингка (Драгоценный дворец), бывшая летняя резиденция Далай-ламы - были добавлены к объектам Всемирного наследия в 2000 и 2001 годах, соответственно.

Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




Главное сооружение части Почжанмабо
образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





Солнечный павильон
расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Дворец Потала в Тибете

Дворец Потала - самый высокий древний замок в мире, расположенный на высоте в 3767 метров. Дворец Потала представляет собой огромный буддийский храмовый комплекс, занимающий 360 тыс. м 2 и состоящий из двух частей: Красный дворец, как центр, и Белый дворец, как два крыла.Высота дворца составляет 115 метров — это 13 этажей. Потала несколько столетий был главной резиденцией тибетского Далай-Ламы. Сейчас это священное место привлекает к себе тысячи паломников и туристов.Расположенный на Красной горе в центре Лхасы Потала - крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, древний дворец мира.Само слово «Потала» в переводе означает «Мистическая гора».

Некогда в стенах этого огромного дворца, в окружении тишины и спокойствия, восседал религиозный правитель Тибета. Многовековое спокойствие было нарушено в 1959 году вторжением китайских войск в Тибет, в результате чего Далай-Лама XIV вынужден был покинуть страну и получил политическое убежище в Индии, где находится до сих пор.

Первое здание на месте нынешнего дворца было построено в 637 году царём Тибета Сонгценом Гампо, который решил построить небольшой дворец над пещерой Фа-Вана, где он обычно медитировал. Через некоторое время царю пришла в голову идея сделать Лхасу столицей, так что на месте старого здания был возведён большой дворец, который значительно расширился после того, как Сонгцен Гампо обручился с китайской принцессой Вэнь Чэн — по приказу царя здание дворца было расширено до 999 комнат, а вокруг него возведены высокие стены с башнями и выкопан обводной канал.

К сожалению, так как практически всё в те времена строилось из дерева, не являвшийся исключением дворец не смог пережить сильной грозы во второй половине VIII столетия, во время которой в него попала молния, а начавшийся пожар спалил все деревянные постройки. То, что осталось от дворца, окончательно сравняли с землёй междоусобные войны — до нашего времени дожили только зал Пабалакан и пещера Фа-Вана .

Дворец Потала, который мы видим сегодня, начал возводиться лишь в 1645 году, во времена правления пятого Далай-Ламы.К 1648 году был построен Белый дворец. Красный дворец, добавили в 1694 году. Над его строительством трудилось более 7000 рабочих и 1500 художников и ремесленников. В 1922 году 13-й Далай-лама отремонтировал многие часовни и залы в Белом корпусе и внес изменения в Красный.


После завершения в 1648 году Белого дворца здесь была размещена зимняя резиденция Далай-Ламы. В Солнечном павильоне Белого дворца правитель жил и работал, а в Большом восточном павильоне принимал гостей и проводил торжественные церемонии . Белые стены символизируют мир и покой.Стены зала украшают красивые фрески и росписи.Здесь также находится статуя Поталы, самый уважаемый артефакт, привлекающий тысячи тибетских туристов. Она полностью покрыта сусальным золотом общим весом в 550 кг. и инкрустирована десятком тысяч драгоценных камней. Остальные погребальные ступы, значительно уступая в размере, но также украшены огромным количеством золота и драгоценностей.

Великий Восточный зал на четвертом этаже площадью в 725 м.кв. был местом проведения важных религиозных и политических церемоний. С трех сторон его окружают три часовни: на востоке, на севере и на юге. Пещеры Дхарма и святая часовня - единственные сохранившиеся постройки VII века со статуями Сонгцен Гампо, принцессы Вэнь Чэн и принцессы Бхрикути внутри.

Сердцем комплекса является Красный корпус (строительство которого велось с 1690 по 1694 год) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам, в том числе пагоды из 200000 жемчужин.

Дворец Потала занимает весь холм, на котором он расположен.Величественность огромного строения, растянувшегося на весь холм, до сих пор поражает как путешественников и туристов, так и самих буддистов и паломников.



Во множестве залов хранятся неисчислимые сокровища, там находятся ступы далай-лам и многих высоких учителей, немало будд и божеств.Особенно впечатляют объемные тантрические мандалы :

Самвара-Мандала

Гухьясамаджа-Мандала

Ямантака-Мандала

Калачакра-Мандала

В Потала находятся школы буддийской логики, семинария, типография, сады, дворы и даже тюрьма. На протяжении более 300 лет древний дворец хранит многие культурные реликвии, такие как фрески, ступы, статуи, танка и редкие сутры. Особое значение имеет пещера Фа-Вана, в которой еще до строительства здания читал священные тексты царь Сонгцен Гампо.

В 1994 году дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван одним из новых семи чудес мира. Сегодня комплекс ежедневно посещают тысячи тибетских паломников и путешественников со всего мира.


А так Потала выглядит ночью


 

 

Это интересно: