→ История строительства петро-павловского собора и интересные факты. Петропавловский собор Петропавловский собор описание здания

История строительства петро-павловского собора и интересные факты. Петропавловский собор Петропавловский собор описание здания

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Петропавловский собор, расположенный на территории одноименной крепости, является важнейшей достопримечательностью Северной столицы, а его посещение включено во многие обзорные экскурсии по городу на Неве. Построенный в стиле храм возводился по проекту архитектора а его строительство было завершено в 1733 году.

История : величественный и Павла появился на месте основанной в 1703 году деревянной церквушки, появившейся на территории одновременно с созданием неприступных земляных валов. После торжественного освящения в июне 1733 года храм простоял в первозданном виде чуть более двадцати лет, поскольку в 1756 году его здание было повреждено из-за возгорания, причиной которого стал удар молнии. От огня сильно пострадал шпиль собора, а также расположенные на фасаде храма куранты, и только через двадцать лет на здании появились новые механические часы. Их выполнил выдающийся мастер из Голландии О.Красс, а куранты каждый час играли национальный гимн Государства Российского.

Петропавловский собор нередко посещали члены императорской фамилии, а на панихидах зачастую присутствовал даже государь. А внутри храма была создана царская усыпальница, где покоились останки членов императорской фамилии, начиная с Петра Великого. С 1865 года старинные надгробия заменены на однотипные беломраморные саркофаги, на которых высечены золоченые кресты.

С 1924 года величественный Петропавловский собор стал музеем, однако многие ценные предметы, включая редчайшие книги и серебряную утварь, власти передали в другие музейные коллекции. Богослужения в роскошном храме стали вновь проводиться только с 1990 года, однако собор до сих пор не утратил статус музея, а уникальные коллекции для удобства посетителей собраны в его отдельном зале.

Интерьер : Петропавловский собор в Санкт Петербурге привлекает внимание посетителей благодаря роскошному интерьеру, а внутреннее убранство напоминает оформление залов царского дворца. Пилоны, расписанные под натуральный мрамор, разграничивают храма на три отдельных нефа. На стенах здания можно увидеть религиозные картины, выполненные живописцами Г. Гзелем, М. А. Захаровым и А. Матвеевым, над лепным декором работали А. Квадри и И. Росси, но настоящей «жемчужиной» становится резной иконостас.

Он выделяется благодаря изяществу линий и легкости, а также характерной для стиля барокко яркой позолоте. Все иконы для роскошного иконостаса выполнял московский мастер А.Поспелов. А напротив алтаря посетители лучшего храма в городе на Неве могут увидеть прекрасную позолоченную кафедру, которую украшают скульптуры двух ангелочков. Царское место располагается симметрично ей, а для его оформления был использован малиновый бархат, где красуется вышитый и золоченая резная корона.

Колокольня : посещая Петропавловский собор, следует обратить внимание на величественную колокольню высотой в 122,5 метра, которую венчает тонкий золотистый шпиль, украшенный необычной фигуркой летящего ангела. Шпиль высокой колокольни был водружен голландцем Г. ван Болесом, а после повреждения ангела-флюгера в 1829 году во время сильнейшей бури были доверены кровельщику Петру Телушкину.

Чтобы подняться на вершину острого шпиля, мастер использовал только веревку, поэтому император наградил смелого кровельщика за отвагу. Так, ему дозволялось пить абсолютно бесплатно в любом трактире Российского Государства. В 1858 году входящие в состав шпиля деревянные конструкции решили поменять на надежные металлические элементы. По проекту архитектора Журавского конструкция была перестроена в форме усеченной восьмигранной пирамиды, которая связывалась при помощи колец.

Петропавловская крепость . Барокко

Собор св. апостолов Петра и Павла - Петропавловский собор

Пам. арх. (федеральн.)

1712-1733 - арх. Трезини Доменико

см. Петропавловская крепость ( продолжение )

Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.

Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.

Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.

    Деревянная церковь св. апп.
    Петра и Павла.
    Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.

    Собор св. апп. Петра
    и Павла. 1841 г.
    Литогр. А.Дюрана.

    Подъем П. Телушкина
    на шпиль колокольни.
    С гравюры нач. 1830-х гг.

    Фото -
    С. М. Прокудин-Горский,
    нач. XX в.

    Вид Петропавловского
    собора до перестройки 1858 г.
    Добавил - .

    План собора.

    Новый колокол для собора
    св.апостолов Петра и Павла.
    1905г.

    Поднятие колокола
    на колокольню
    Петропавловского
    собора,1905.

    Снятие
    маскировочного
    чехла с купола.
    1944 г.
    Добавил - .

В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.

В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.

В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.

В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.

В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.

В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.

В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м

Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.

В 1911 г. фасады перекрасили в песчаный цвет.

Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.

После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .

В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.

(по материалам , , )

Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"

Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость

Одним из наиболее выдающихся памятников первого периода строительства города на Неве стал огромный каменный собор, заложенный в мае 1712 года в центре крепости на месте разобранной деревянной церкви. Двадцать один год шло его строительство, возглавляемое Доменико Трезини. В 1733 году храм был окончен и освящен во имя апостолов Петра и Павла. Прямоугольный в плане собор разделен внутри массивными пилонами на три нефа, что сближает его с европейскими культовыми зданиями базиликального типа. В объемно-пространственной композиции главенствующее положение занимает прекрасная по силуэту колокольня над западным входом. Ее форма напоминает о широко распространенном на Руси приеме ярусного расположения постепенно уменьшающихся объемов, который, однако, получил в этой постройке иную трактовку. Вместо типичных для русских церквей шатровых завершений здесь - высокий золоченый шпиль. Пронизанная стремительным движением вверх, колокольня легко взлетает над крепостью. Установленный на конце шпиля флюгер в виде парящего ангела и размещенные в верхнем ярусе часы с курантами придали постройке подчеркнуто светский характер, что было свойственно всему искусству петровского времени. Колокольня воспринималась, скорее, как смотровая вышка крепости, как главный высотный ориентир молодого города. Недаром Петр требовал ускорить ее строительство, и, несмотря на огромные технические трудности, колокольню, имевшую высоту 106 метров, окончили на десять лет раньше собора, в 1723 году.

Колокольня Петропавловского собора и поныне занимает видное место в панораме Ленинграда. Однако в наши дни это сооружение выглядит несколько иначе, чем в начале XVIII столетия. В 1756 году молния попала в шпиль, он загорелся и рухнул, повредив крышу храма. Через десять лет колокольню восстановили «точно так, какова прежняя была». В 1830 году кровельщик П. Телушкин совершил чудо: без лесов, с помощью одной веревки он поднялся на вершину шпиля, чтобы укрепить поврежденный флюгер. В 1857-1858 годах шпиль перестроили по проекту архитектора К. А. Тона, заменив обветшавшие деревянные конструкции металлическими, системы инженера Д. И. Журавского. В результате перестройки высота шпиля увеличилась и составляет теперь 122,5 метра.

Рядом с колокольней основной объем собора, над алтарной частью которого на высоком барабане возвышается купол, кажется не таким уж большим. Раньше фасады здания были выкрашены в синий цвет, и на этом фоне контрастно выделялись белые пилястры, карнизы, оконные наличники и другие детали декора. Позднее стены собора обрели однотонную окраску, что значительно снизило силу художественного воздействия архитектурной композиции.

Интерьер Петропавловского собора - просторный, залитый светом - необычен для русских храмов. Исполненные на холсте видными живописцами первой трети XVIII века А. Матвеевым, И. Вельским, Г. Гзелем и другими панно на евангельские сюжеты размещены над окнами. Расписаны только своды перекрытия. Великолепный резной иконостас выполнен не в традиционной форме декоративной стенки с ярусным расположением икон, а напоминает триумфальную арку. Сходство это не случайно: современники воспринимали яркий, с богатой пластикой иконостас собора как своеобразный памятник победы России над шведами.

Автором этого уникального произведения был разносторонне одаренный московский зодчий И.П. Зарудный. С 1722 по 1727 год под его руководством над созданием иконостаса трудилось около сорока искусных резчиков, столяров и позолотчиков. Виртуозно выполненная композиция свидетельствует о свободном владении мастерами всем богатством барочной орнаментики, сочетающейся с традиционным древнерусским узорочьем. Под сводами собора в 1725 году был погребен Петр I, и с этого времени храм стал царской усыпальницей. В 1896-1908 годах рядом с ним архитектор Л.Н. Бенуа по эскизному проекту Д.И. Гримма возвел перекрытое куполом здание, предназначенное для захоронения членов царской семьи.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

 

 

Это интересно: