→ Как сбили ту 154 над черным морем. Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики

Как сбили ту 154 над черным морем. Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики

Катастрофа рейса МН-17 в Донецкой области заставила вспомнить трагедию 2001 года, когда над Черным морем взорвался самолет авиакомпании «Сибирь». Российская сторона в обеих катастрофах винила украинских ракетчиков. Их причастность к падению малайзийского «Боинга» уже опровергнута предварительными выводами международной комиссии. Но расследование катастрофы Ту-154 привлекало гораздо меньше внимания, и даже в Украине его ключевые выводы практически неизвестны.

15 лет назад, 4 октября 2001 года, над Черным морем потерпел катастрофу лайнер авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит ракетой украинского комплекса С-200, запущенной во время учений. Украина заплатила родственникам погибших пассажиров, но отказалась признать свою вину в происшествии.

Год назад, в ноябре 2015 года, родственники пассажиров рейса SBI-1812 обратились к президенту и к генпрокурору России с просьбой возобновить расследование крушения. Авторы письма сравнили авиакатастрофу 2001 года с падением малайзийского «Боинга» в 2014 году и назвали заявления Украины о непричастности к обеим авариям «лицемерными и лживыми».

Bird In Flight собрал самые важные из малоизвестных подробностей крушения Ту-154.

1. Самолет взорвался в зоне ответственности России

Совместные учения по стрельбе из наземных и корабельных зенитно-ракетных комплексов проводились на полигоне Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук в Крыму. Всего было выпущено 23 ракеты. Украинские власти закрыли для полетов сектор стрельб в пределах своей юрисдикции. Самолет авиакомпании «Сибирь» взорвался и упал в зоне ответственности российского Северо-Кавказского центра управления воздушным движением, не запретившего пролет пассажирских рейсов в этом районе.

2. Ту-154 не подавал обязательного сигнала опознавания государственной принадлежности «Я свой»

По правилам экипаж рейса SBI-1812 должен был включить систему опознавания государственной принадлежности за 400 километров до границ СНГ, но она молчала все время полета до момента катастрофы.

Если бы самолет подавал сигнал «Я свой», тот бы фиксировался антенной комплекса С-200. В таком случае проведение боевых стрельб запрещается, а команда «Пуск» блокируется автоматически.

3. Президент России Владимир Путин отрицал причастность украинских военных к падению Ту-154

В день катастрофы Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить Ту-154 во время учений: «Оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». «Возможно, что это было результатом террористического акта», - сказал он на встрече с министрами юстиции стран ЕС.

4. Версия о попадании украинской ракеты стала главной после сообщений о наличии у администрации США доказательств этого. Никто из участников расследования катастрофы их не увидел

С-200 - советский зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны значительных площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов. На вооружении с 1967 года. Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Масса боевой части - 220 кг. Содержит 90 кг взрывчатого вещества и 37 000 стальных шариков.

Уже 4 октября информагентство «Киодо Цусин», телекомпании CBS и CNN со ссылкой на источники в американском правительстве заявили о наличии доказательств поражения Ту-154 ракетой «земля - воздух». После этого украинские власти признали проведение учений ПВО в день катастрофы, и версия о теракте отошла на второй план.

Власти США официально никогда не сообщали, о каких доказательствах шла речь, и не предоставляли их участникам расследования.

5. В обломках самолета обнаружены стальные шарики и отверстия, сходные по размеру с поражающими элементами ракеты комплекса С-200. Это склонило власти Украины к принятию на себя ответственности за происшествие. Экспертиза поставила под сомнение весомость улик

В поднятых из моря фрагментах Ту-154 найдены пять шариков и 460 пробоин, размер которых примерно соответствует диаметру (9–12 мм) поражающих элементов боевой части ракеты, выпущенной украинскими военными 4 октября 2001 года.

Впрочем, во время рассмотрения дела в судах было установлено:

  • боевая часть такой ракеты снаряжается стальными шариками; они используются в подшипниках и продаются свободно;
  • на шариках найдены следы одного только тротила, хотя взрывчатое вещество боевой части ракеты состоит из него на 20 %, а на 80 % - из гексогена;
  • во фрагментах самолета есть круглые отверстия, меньшие по диаметру, чем шрапнель ракеты;
  • в элементах потолка среди прочих есть отверстия, образованные попаданием шарика изнутри салона, снизу вверх.
Люди в израильском аэропорту имени Бен-Гуриона реагируют на сообщение о катастрофе рейса Тель-Авив - Новосибирск. Большинство из 64 пассажиров были гражаднами Израиля. Фото: Ariel Schalit / AFP / East News

6. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики

Во время поисковых работ в Черном море не были найдены фрагменты 11-метровой ракеты, хотя значительная ее часть сделана из плавучих материалов.

Ни один из 404 поднятых фрагментов самолета не относится к внешней обшивке. Найти фюзеляж на дне с помощью эхолота не удалось. Поэтому невозможно в точности определить, прилетели ли стальные шарики в салон извне.

7. Российский радиолокационный комплекс в Геленджике за 30 секунд до взрыва зафиксировал неизвестный объект на удалении 50 километров от Ту-154. Если это была украинская ракета, она не смогла бы достичь самолета

На расстоянии более 150–200 километров от стартового комплекса, после выработки топлива, скорость ракеты 5В28 падает до 1 км/с, а на дальности 250 километров - до 870 м/с. Самолет потерпел крушение в 240 километрах от точки пуска ракеты. То есть отрезок в 50 километров она пролетела бы не менее чем за 50 секунд.

8. Версия о наведении ракеты на излучение мобильных телефонов пассажиров Ту-154 осталась непроверенной

По словам участника расследования генерал-лейтенанта Валерия Каминского (в 2001 году - начальник Главного штаба войск ПВО Украины), для захвата цели на удалении 30 километров головке самонаведения ракеты С-200 достаточно мощности излучения 0,35 Вт, притом что мобильные телефоны того времени излучали до 2 Вт.

Украинская сторона была готова проверить версию: пустить Ту-154 с включенными гаджетами на борту по маршруту рейса SBI-1812 и отследить его средствами ПВО. Однако Россия от эксперимента категорически отказалась.

9. Определенная Межгосударственным авиационным комитетом точка подрыва ракеты - сзади, слева и в 15 метрах над корпусом самолета - не соответствует принципу наведения ракеты С-200

Вычислительный блок наводит ракету 5В28 с упреждением в точку предполагаемой встречи по ходу движения цели. Поэтому подрыв происходит в районе носовой части самолета.

По такому же принципу наводятся ракеты ЗРК «Бук». Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines в 2014 году был поражен над Донецкой областью ракетой, взорвавшейся левее и выше кабины пилотов.

Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон перед специальным заседанием Кнессета в память о жертвах катастрофы 4 октября 2011 года. Фото: Menahem Kahana / AFP / East News

Соглашение об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы 4 октября 2001 года

Правительство Украины и Правительство Государства Израиль <...> отмечая, что Украина признает Воздушную Катастрофу ужасной человеческой трагедией и выразила глубокое сожаление по поводу гибели людей; отмечая, что Украина не признала никаких юридических обязательств или ответственности в связи с Воздушной Катастрофой; достигнув согласия по финансовым и юридическим условиям урегулирования, договорились о нижеследующем…

10. Вина Украины не доказана, не признана и не подтверждается выплатами семьям погибших пассажиров

В октябре 2001 года президент Украины Леонид Кучма извинился за случившееся и уволил министра обороны Кузьмука. Он руководствовался выводами комиссии по расследованию катастрофы во главе с секретарем Совета безопасности России Владимиром Рушайло, но продолжал называть катастрофу следствием «фатального стечения обстоятельств».

$200 тысяч за каждого погибшего пассажира были выплачены Израилю и России по формуле ex gratia - из гуманитарных соображений, без признания вины. Никакие претензии к Украине на межгосударственном уровне не выдвигались.

В 2007-м году Генеральная прокуратура Украины окончательно закрыла уголовное дело по факту катастрофы, не найдя доказательств того, что Ту-154 был сбит украинской ракетой.

В 2008 году Печерский районный суд Киева отказал в компенсации морального ущерба руководителю «Фонда помощи семьям погибших» Борису Калиновскому и семье Белоноговых, отказавшихся получить $200 тысяч. Апелляцию они не подавали.

В 2011 году после семи лет рассмотрения в иске о возмещении ущерба было отказано авиакомпании «Сибирь». Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Авиакомпания заявляла о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, но этой возможностью не воспользовалась.


Борт RA-85693

Сейчас в ТОПе висит пост про эту трагедию с точки зрения неуклюжей "теории заговоров". А я вот поймал себя на мысли, что знаю о ней только совершенно в общих чертах, хотя это было на самом деле совсем недавно. Давайте попробуем собрать информацию более реальную об этой трагедии, которая известна на сегодняшний момент.

Полет рейса 1812 авиакомпании «Сибирь» Тель-Авив — Новосибирск трагически прервался 4 октября 2001 года. Обстоятельства гибели лайнера до конца не известны даже сейчас — спустя 15 лет после катастрофы.

Пассажирский самолет выполнял перелет Тель-Авив-Новосибирск, на борту находилось 78 человек. В живых не осталось никого. Изучение обломков показало, что самолет был сбит украинской зенитной ракетой С-200. Однако суды на Украине отказались признавать вину своих военных. Конкретных виновников трагедии так и не установили.,

Вот как это было...

СВИДЕТЕЛИ В НЕБЕ

Это был рейс авиакомпании «Сибирь» SBI1812, 4 октября 2001 года самолет вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион. Связь с лайнером оборвалась в 13.45 по московскому времени. Последние слова, которые разобрали диспетчеры среди криков: «Куда попало?» В борт попала ракета ЗРК С-200, выпущенная украинскими военными во время учений в Крыму. Самолет стал разваливаться прямо в воздухе. Произошло это на глазах пилотов и пассажиров Ан-24, летевшего рядом из Симферополя в Ереван. Вот что рассказывал «Комсомолке» его летчик Давид Саргасян:

— Мы летели на высоте 6300 метров. Российская «тушка» находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди — горящий объект. Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже не имели права по инструкции. Оставалось лишь сообщить о произошедшем диспетчеру и продолжить полет.

«МЫ НЕ ПЕРВЫЕ И НЕ ПОСЛЕДНИЕ»

10 октября заместитель Генерального прокурора Сергей Фридинский заявил, что судебно-медицинская экспертиза тел, поднятых из воды, показала, что все жертвы погибли от баротравмы. Это означало, что лайнер стремительно разрушился на большой высоте. Наличие в крови погибших угарного газа говорило о том, что на борту возник пожар.
Совокупность фактов не оставляла сомнений — Ту-154 уничтожен зенитной ракетой.

В этот же день журналисты спросили президента Украины Леонида Кучму, согласен ли он с выводами российских экспертов. Президент ответил, что примет те выводы, которые окончательно утвердит совместная рабочая группа.

На этом Кучма не остановился и произнес слова, которые вошли в историю: «Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе... мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».

Слова президента Украины вызвали, мягко говоря, непонимание. Пресс-служба премьер-министра Израиля распространила следующий ответ: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибли 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ МИЛЛИОНОВ

Разразился международный скандал. В России сразу было возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм», но уже 16 октября все материалы были переданы в Генпрокуратуру Украины. Там нехотя и с оговорками признали, что, возможно, их ракета С-200 отклонилась во время учений от цели и попала в российский самолет. А возможно, и нет. В архивах нашей газеты сохранились слова главкома ПВО Украины Владимира Ткачева:

— Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета.

Денежные компенсации Украина выплатила в рамках договора от 2003 года «Об урегулировании претензий»: 7,5 миллиона долларов родственникам погибших израильтян и 7,8 миллиона — родным погибших россиян. Однако выплаты велись на условиях Ex Gratia, то есть добровольных, без какой-либо юридической ответственности. Официально Незалежная так и не признала свою вину. А все иски авиакомпании «Сибирь» украинским судом были отклонены.

— По непонятным причинам расследование не продолжилось в международных судах, что бросает тень на международное сообщество. Сегодня мы просим Объединенные Нации исправить эту ситуацию. Украинские военные, скорее всего, допустили техническую ошибку. Но поведение высших должностных лиц Украины тех лет, прямо покрывавших ужасное преступление, вызывает оторопь у любого цивилизованного человека. Семьям погибших не вернуть назад родных, но безнаказанность совершивших и отрицающих это преступление чиновников высшего уровня — опасный прецедент для всего мира в целом и для самой Украины в частности, — говорится в петиции тех, кто 15 лет назад потерял родных над Черным морем.

Всего через несколько часов после катастрофы представитель администрации США уверенно заявил о том, что пассажирский самолет был уничтожен выстрелами извне — а точнее, сбит ракетой сил ПВО. Как сообщила телекомпания CNN, «имеются убедительные доказательства того, что в самолет Ту-154 попала ракета украинского зенитно-ракетного комплекса С-200, выпущенной во время военных учений». А поскольку в Киеве не привыкли спорить с мнением Вашингтона, в Минобороны Украины уже вскоре официально подтвердили факт проведения учебных стрельб на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на полигоне в районе мыса Опук.

Там, в присутствии военных атташе сразу семи иностранных государств, показательно испытывали зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, а также, комплексы «Бук» и «Куб». Кроме того, в учениях участвовали наиболее боеспособные украинские военные корабли «Сагайдачный» и «Луцк», отстрелявшиеся из зенитно-ракетного комплекса «Оса». Все пуски производились по беспилотному самолету-разведчику Ту-143, известному под кодовым названием мишень «Рейс», в сторону которого в штатном режиме выпустили 23 боевых ракеты различных типов. Причем, помимо украинских военных, в стрельбах принимали участие обслуживавшие полигон российские военные специалисты — потому что тогда, пятнадцать лет назад, это мирное сотрудничество вооруженных сил России и Украины было самым обычным делом. Особенно — на территории Крыма, где совместные учения были достаточно распространенной практикой. Расследование причин трагедии заняло буквально несколько дней. Уже 9 октября, после изучения пробоин в фюзеляже сбитого самолета, стало ясно, что его поразила ракета комплекса ПВО С-200 «Земля-воздух». 12 октября пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, публично признал, что причиной гибели Ту-154 могла быть украинская ракета.

США все видит

В отличие от истории, которая случилась в 2014 году, в 2001 году Соединенные Штаты не стремились засекретить имеющиеся у них данные о катастрофе.

Благодаря утечке этой информации в СМИ, уже через несколько часов телекомпании США сообщили сенсационную информацию: российский лайнер, очевидно, был сбит ракетой украинского комплекса ПВО С-200, запущенной во время военных учений.

Первоначально российская сторона, опираясь на информацию, полученную из Киева, подобную возможность отрицала.

«Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно... В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне», — заявил в день катастрофы президент России Владимир Путин.

Однако уже 5 октября премьер-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что версия о попадании ракеты в самолёт «имеет право на существование».

Вместе с российскими специалистами работали и израильские эксперты. Особое внимание привлекли данные, записанные магнитофоном центра автоматизированного управления воздушным движением «Стрела».

В 13:45 магнитофон зафиксировал сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В течение последующих секунд кнопку внешней связи нажимали еще несколько раз, благодаря чему были зафиксированы шум и крики на борту. Удалось разобрать и фразу «Куда попала?!», которую прокричал кто-то из пилотов.

В отличие от расследования гибели рейса МН-17 над Донбассом, следствию по делу о катастрофе Ту-154 над Черным морем не было нужды в качестве доказательств демонстрировать «мультики» и сомнительные фото из интернета. По мнению экспертов, собранных данных вполне хватало на то, чтобы выиграть процесс против Украины в международном суде.

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ: «ТУ» И «БОИНГ»

— Когда сбили наш самолет, с самого начала было ясно, чьих это рук дело, — говорит Борис Калиновский, в Ту-154 у него погиб отец. — Американский госдепартамент в первые же часы объявил, что засек, как с лайнером столкнулась именно украинская ракета. То есть техника позволяет увидеть, что произошло в воздухе. Мы долго доказывали в судах Киева вину украинской армии. Но все, чего добились, — это денег, 200 тысяч долларов за жертву. И то украинская сторона позиционировала это не как компенсацию, а как гуманитарную помощь. У нас на руках были заключение экспертов, выводы МАКа, но внезапно Киев предоставил выводы своего украинского института судебных экспертиз, о котором ранее никто и слышать не слышал, и вот там говорилось, что военные невиновны. Конечно, это была фальсификация. Но дело было проиграно. Почему-то авиакомпания «Сибирь» не стала обжаловать решение в Европейском суде — говорят, на нее оказывалось давление со стороны чиновников, потому что между Россией и Украиной тогда были сложные отношения, связанные с ситуацией по нефти и газу.

Родные погибших признаются, что история с Ту-154 отчасти напоминает авиакатастрофу 2014 года с малайзийским «Боингом» в Донецкой области.

— Ситуация повторилась почти один в один, — считает Калиновский. — В 2001 году в целях экономии украинские власти сделали вокруг учений совсем небольшую зону ограничения — радиусом 70 километров, тогда как использовались ракеты С-200, у которых радиус действия до 300 километров! То есть, по-хорошему, им нужно было перекрыть международную воздушную трассу на время учений, но тогда Украина должна была бы компенсировать авиакомпаниям все затраты, связанные с облетом этой зоны. С «Боингом» случилось то же самое. Вместо того чтобы закрыть воздушный коридор над местами, где идут бои, Украина решила сэкономить деньги. Возможно, были и другие причины. Я скажу так: то, что произошло сейчас и тогда, — это не случайность. Специалистам это видно невооруженным глазом. И тогда, и сейчас была не просто ошибка зенитчиков. В 2001 году все было подстроено — уже тогда были намерения обострить отношения между Россией и Украиной.

ПРОПАВШИЕ ДЕТАЛИ

Доказать в суде вину Украины не удалось еще и потому, что... пропал самый главный вещдок. Ракета С-200 поражает цель, взрываясь возле нее, тысячи стальных шариков разрушают все на своем пути. Ими были нашпигованы фрагменты российской «тушки». Оставалось дело за малым — отправить пули на экспертизу.
- В расследовании было очень много мутных, непонятных нам вещей. Например, пропажа одного из главных вещдоков. Я об этом раньше никогда не говорил журналистам, но начальник следственного управления генеральной прокуратуры Украины Валерий Журавель как-то признался мне, что стальные шарики просто пропали по пути на Украину. Тот, кто их перевозил, сам чуть не погиб, попав в автокатастрофу, которую, как вы понимаете, могли и подстроить. Журавель тогда был членом комиссии по расследованию катастрофы, не знаю, насколько можно верить его словам. Но если бы эти шарики отправили на экспертизу, то сразу было бы понятно, из какой ракеты и кто стрелял. Но, похоже, последняя зацепка, обличающая украинских военных, была намеренно уничтожена.

ДОСЛОВНО

«Комсомолка» публикует выдержку из распоряжения Минтранспорта РФ от 4 декабря 2001 № НА-424-р «О чрезвычайном происшествии с самолетом Ту-154М RA-85693».
В 9 часов 45 минут UTC магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано еще несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой KB-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «… куда попала(о) …»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно с первым нажатием на экране радара СКЦ АУВД «Стрела» диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета.

В 9 часов 46 минут UTC на связь с диспетчером вышел экипаж самолета Ан-24 армянской авиакомпании, сообщивший о наблюдении им взрыва в воздухе и, предположительно, падения самолета. На неоднократные вызовы органов УВД и экипажа самолета Ан-24 экипаж самолета Ту-154М RA-85693 не отвечал. Чрезвычайное происшествие с самолетом Ту-154М RA-85693 произошло в результате поражения воздушного судна боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В, стартовавшей в ходе учений войск ПВО Украины с позиции, расположенной в районе города Феодосии на полуострове Крым. При поражении конструкция самолета получила существенные повреждения, которые вызвали разгерметизацию пассажирского салона и воспламенение топлива и других горючих веществ самолета. Самолет столкнулся с водой, разрушился и затонул на глубине до 2000 метров. В результате происшествия все находившиеся на борту воздушного судна пассажиры и члены экипажа погибли.

Родные погибших в авиакатастрофе считают, что украинские зенитчики специально сбили Ту-154, чтобы рассорить две страны

Компенсации выплачены, а виновники не названы. Спустя 15 лет родственники тех, кто оказался на борту самолета Тель-Авив — Новосибирск, так и не добились наказания для украинских военных. Петиция «Создайте международный трибунал по расследованию авиакатастрофы Ту-154» висит в интернете больше года, но собрала всего сто с хвостиком подписей. Кажется, что история сбитого над Черным морем самолета сама утонула в новостном хаосе ежедневных ЧП. Но только не для родственников 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

"Это Путин виноват"

Тактика украинской стороны такова — раз основная часть самолета осталась на дне Черного моря, то и считать доказанным факт уничтожения самолета украинской ракетой ПВО нельзя. А предъявлять претензии Украине на государственном уровне поздно — вопрос решен «полюбовно» еще в 2003 году.

Подобные межгосударственные договоренности не устроили многих родственников погибших. Одни сочли компенсацию недостаточной, другие вообще полагали, что дело не в деньгах, а в наказании виновных.

Специально для таких настойчивых Министерство обороны Украины заказало в 2008 году экспертизу, которая объявила выводы МАК несостоятельными. По мнению украинских экспертов, комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.

На основании этого заключения в 2011 году Хозяйственным судом Киева был отклонен иск на 15 миллионов долларов, поданный авиакомпанией «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины.

Но и это еще не все. В начале 2010-х годов в украинских СМИ появились «расследования», авторы которых утверждали, что ошибка ПВО имела место, но виновниками стали не украинские, а российские военные.

Особенно активно эта версия стала муссироваться после февраля 2014 года, а особенно — после гибели «Боинга» над Донбассом.

Согласно этой версии, Ту-154 был якобы сбит комплексом С-300, принадлежавшим российской армии. После этого, как утверждают сторонники данной теории, президент России Владимир Путин тайно договорился с главой Украины Леонидом Кучмой о том, что украинская сторона за определенные финансовые преференции «возьмет вину на себя».

Адепты этой версии опираются на решение украинских судов, которое базируется на выводах украинских экспертов.

Избежать всего этого можно бы было, если бы Россия в начале 2000-х не питала иллюзий относительно сохранения добрососедских отношений с Украиной, ради которых, собственно, и заключался в 2003 году договор «Об урегулировании претензии». Но что сделано, то сделано.


ПАМЯТЬ

В Новосибирске 4 октября прошли траурные церемонии, посвященные пятилетию со дня гибели самолета ТУ-154М авиакомпании "S7" (в 2001 году — "Сибирь"), выполнявшего рейс № 1812 "Тель-Авив — Новосибирск". Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM один из родственников погибших пассажиров, председатель "Фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса № 1812" Борис Калиновский, день годовщины по традиции встречали на Заельцовском кладбище Новосибирска.

Здесь установлен мемориал в виде хвоста самолета и стелы с именами погибших пассажиров. Борис Калиновский рассказал, что на кладбище собрались родственники жертв катастрофы и представители еврейского агентства "Сохнут" в Новосибирске. Часть родственников находится в эти дни в Сочи — на месте падения самолета.

источники

Что мы знаем о катастрофе над Чёрным морем 4 октября 2001 года - это «тяжёлая авиакатастрофа, произошедшая 4 октября 2001 года. Над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М (регистрационный номер RA-85693, заводской 91А866) авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск.
Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), на высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила Украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли».
Вот все, что мы знаем о этой катастрофе:
Вроде все просто и понятно Украинские ПВО в ходе учений, на которых присутствовал президент Украины Кучма сбили Российский самолет.
Оказывается, не все так просто в событиях того трагического дня.

Если немного покопаться в истории вопроса, то выясняется, что российскими и украинскими военными проводились учебные стрельбы на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук: в присутствии делегаций 7 государств. Использовались наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук, Куб, Украинские корабли фрегат «Сагайдачный» и корвет «Луцк», а также корабль ЧФ РФ «Пытливый», оснащённые зенитно-ракетными комплексами «Оса», принимали участие в стрельбах по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс». В общей сложности по целям было выпущено 23 ракеты.

Рейс SBI1812 вылетел из международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 8:00 UTC (10.00 по израильскому времени). В 9:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела» и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Полет осуществлялся на высоте 11100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооруженных сил противовоздушной обороны России и Украины.

В 9:45 UTC (13:45 по московскому времени) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «…куда попала(о)…»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно с первым нажатием диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета с экранов радара. Самолёт в это время находился на высоте 11 километров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 Армянских авиалиний было доложено о зафиксированной вспышке над ним.

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. , что примерно в 280 километрах от Новороссийска.

Для обывателя все вроде очевидно, на первый взгляд, но оказывается не все так просто.

В ходе следствия установлены следующие факты:
В 13:42 по Московскому времени было прекращено излучение радиолокационной аппаратуры комплекса С-200В украинских ПВО.
По данным контроля российской РЛК "Геленджик" от 4 октября 2001 года в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдалась ракета 5В28 ЗРК С 200В на расстоянии 50 км от места катастрофы.
В отчете утверждается, что мишень Ту-143 "Рейс" за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем Российского ЗРК С-300 ПС, расположенного в 11 км от украинского ЗРК С-200В.
И тут оказывается все понятно стоит только взглянуть на тактико-технические характеристики ракет систем ЗРК С-200 и С-300.

Первое что бросается в глаза это то, что ракета украинского ЗРК С-200 технически не могла за 30 сек преодолеть расстояние в 50 км до самолет Ту-154. Скорость полёта ракеты С-200: 700-1200 м/с, в зависимости от дальности. То есть максимальное расстояние куда могла за 30 сек улететь ракета Украинского ЗРК С-200 - это 36 км. Напомню, что расстояние от Украинской ракеты С-200 до Ту-154 за 30 секунд до взрыва было 50 км.

ЗРК С-200 использует пассивную систему наведения ракеты на цель, а ЗРК С-300 использует полуактивную систему наведения ракеты на цель. Это означает что ракета ЗРК С-200 украинских ПВО могла поразить самолет только в том случае, если наземный локатор подсвечивал цель, а как установлено следствием за три минуты до взрыва украинская радиолокационная аппаратура была отключена. То есть получается ракета украинского ЗРК С-200 не была наведена на цель или уже поразила мишень Ту-143 "Рейс".

А ракета ЗРК С-300 имеет более современную полуактивную систему наведения которая позволяет ракете самой наводиться на цель без использования подсветки с Земли.

Путем короткого анализа можно предположить, что самолет Ту-154 АК «Сибирь» был сбит ракетой С-300 российских ПВО, которая захватила самолет как цель после того как украинская система ЗРК С-200 сбила мишень.

Еще очень странным на фоне такой запутанной истории смотрится тот факт, что расследованием этой авиакатастрофы занималась не международная комиссия ИКАО, а комиссия из представителей России и Украины под руководством Секретаря Совета безопасности России Владимира Рушайло. Такое чувство, что убийцы расследовали дело об убийстве которое они же и совершили.

Косвенным признанием того, что Украина не причастна к гибели самолета АК «Сибирь» является и выступление Владимира Путина сразу же после катастрофы вечером 4 октября 2001 года. Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить во время учений российский самолет Ту-154, упавший в четверг в Черном море. "Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно", - заявил Путин.

Возникает другой вопрос: Почему Кучма в итоге признал то, что украинские ПВО сбили самолет?

У меня на него только один ответ - Кучма получил хорошие деньги за признание вины за Путина. Не забывайте, что Путин в 2001 году только что отвертелся со скандалом с АПЛ «Курск», а тут еще громкий скандал с гибелью граждан Израиля. Вот и пришлось уговорить Кучму и его военных взять на себя ответственность за погибших людей. Косвенным доказательством этого является тот факт, что суд Украины подтвердил невиновность военных в крушении Ту-154 в 2001 году.

Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Черное море, сбила украинская ракета!

Экипаж

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42.183333 , 37.616667 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д.  /  42.183333° с. ш. 37.616667° в. д. (G) (O) , что примерно в 280 километрах от Новороссийска .

Была создана специальная комиссия по установлению причин аварии. К месту аварии срочно вылетел из Геленджика Ан-26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправился сторожевой пограничный корабль «Гриф». Также к месту падения вылетели самолет АН-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы с плотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира – «Меркурий» из Туапсе и «Капитан Беклемищев» из Новороссийска, а также судно МЧС России «Спасатель Прокопчик» . Самолёт Ан-12 обнаружил масляные пятна в предполагаемом месте падения. Вертолёты обнаружили несколько обломков самолёта и тела погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря.

Версии

Техническое расследование

5 октября появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстиях, напоминающих пулевые, однако эта информация была названа преждевременной . Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, «по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светящуюся точку, быстро приближающуюся к самолёту. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи работниками компании „Сибирь“ из Ростова». Этим же днём к российским спасателям присоединились спасатели из Израиля, а также был начат анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеоплёнки, фиксирующей показания радиолокаторов. В этот день премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление о том, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

6 октября Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не относящиеся к конструкции самолёта, и что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». В то же время начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин высказал мнение, что вероятность нахождения каких-либо останков самолета Ту-154 на дне Чёрного моря минимальна из-за большой глубины и нулевой видимости .

7 октября По заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154.

9 октября По заявлению комиссии, анализ пробоин в фюзеляже показывает то, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200, так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. Установление деталей катастрофы осложняется невозможностью определить точное место падения самолета - обломки оказались разбросаны на территории с радиусом более чем 12 морских миль .

10 октября Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших - причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были обнаружены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма . Также по информации от заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту судна .

11 октября Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолёта Ту-154: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолёта извне» . При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолета, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной серо-водородной среды и большого слоя ила - до 6 метров» .

12 октября Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября Владимир Рушайло заявил, что по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над самолётом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолёта Ту-154. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

Украинская экспертиза

Юридическое расследование и иски о возмещении ущерба

Изначально Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм» по факту катастрофы пассажирского самолета Ту-154 над Чёрным морем. . После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства Генеральной прокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла .

Сразу после решения суда руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба - ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведенные истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска . Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию - в удовлетворении исковых требований было отказано полностью . 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева .

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году . 11 декабря 2012 года Высший хозяйственный суд Украины оставил решение в силе. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека .

Версии причин трагедии

Ошибка оператора

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. В С-200 существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой модуляции). Режим МХИ обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол возвышения, азимут и радиальная скорость цели, но определения дальности до цели нет. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключение радара в этот режим занимает до 30-ти секунд и при недостатке времени может не производиться.

Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму , самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель . Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.

Теракт

Из-за отсутствия останков самолета и «черных ящиков», которые так и не были найдены, установление абсолютно достоверных причин катастрофы было признано экспертизой КНИИСЭ невозможным, но исходя из имеющейся информации украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом .

Реакция высших лиц государств, затронутых авиакатастрофой

Россия

Украина

Израиль

Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента :

Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами - для нас это величайшая трагедия.

16-я серия сериала «Высший пилотаж» (Россия, 2009 г.) содержит отсылки к описываемой катастрофе: российский самолёт Ил-86 совершал рейс из Тель-Авива в Москву, попал в зону проведения Украиной учебных стрельб ПВО над Чёрным морем и был сбит из ЗРК С-200 (в фильме, однако, самолёт удалось посадить в степи на Кубани)

Увековеченье памяти

Десять лет спустя

Примечания

  1. Я не я и ракета не моя
  2. Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.). Справка | Справки | Лента новостей "РИА Новости"
  3. "Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за теракта"
  4. Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море
  5. Хроника трагедии
  6. Западные СМИ сообщают, что самолет ТУ-154 был сбит ракетой с территории Украины
  7. Ту-154 был сбит украинской ракетой?
  8. В поисках украинского следа
  9. На фюзеляже Ту-154 не обнаружено пулевых отверстий - Новости NEWSru.com
  10. Надежды на «Тритона» практически нет
  11. «Причиной гибели пассажиров ТУ-154 стала баротравма»
  12. «Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил журналистам вывод технической комиссии. …»
  13. «Вывод комиссии по расследованию гибели ТУ-154: "самолет был поражен извне"»
  14. Новости NEWSru.com:: Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Черное море, сбила украинская ракета
  15. Эксперты отрицают поражение самолета РФ украинской ракетой в 2001 году // РИАНовости Украина.
  16. Украина не видит оснований для возбуждения дела по катастрофе Ту-154
  17. Следствие закончено, забудьте
  18. Генпрокуратура снова взялась за дело о катастрофе российского Ту-154 над Черным морем
  19. Суд обязал украинскую прокуратуру возобновить дело о катастрофе самолета Ту-154
  20. Хозсуд Киева отклонил иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины
  21. Украина отказала в иске семьям погибших в катастрофе Ту-154
  22. Решение киевского суда по делу сбитого в 2001 году Ту-154 обжаловано
  23. Украинские военные не причастны к ЧП с Ту-154 в 2001 г, подтвердил суд // РИА Новости, 28/05/2012 г., 15:27
  24. Хрипун, В.; Шагиахметов, П. Украина предстанет перед ЕСПЧ . Коммерсантъ (12 декабря 2012). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012. Проверено 12 декабря 2012.

4 октября 2001 года Ту-154 «Сибирских авиалиний», летевший из Тель-Авива в Новосибирск, сбит над Черным морем украинскими ПВО. Тогдашний президент Украины так прокомментировал происшедшее журналистам: «Не надо делать из этого трагедию».

17 лет назад, 4 октября 2001 года после поражения зенитной ракетой украинской ПВО упал в Черное море в 185 км юго-западнее Сочи пассажирский самолет Ту-154М, следовавший рейсом Тель-Авив - Новосибирск. Погибли все находившиеся на его борту 66 пассажиров и 12 членов экипажа (27 граждан России и 51 гражданин Израиля).

Специалисты выяснили, что разрушение самолета российской авиакомпании "Сибирь" вызвано воздействием множества твердых предметов (элементов) диаметром около 10 мм со значительной кинетической энергией.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер на высоте 11 тыс. метров поразила зенитная ракета С-200, запущенная силами ПВО Украины в ходе учений на Крымском полуострове, непреднамеренно.

Продолжительное время Киев отрицал причастность своих военнослужащих к гибели самолета. Украина лишь в 2005 году выплатила родственникам погибших по 200 тысяч долларов (за каждого погибшего). И все же украинские эксперты на разных уровнях еще много лет отстаивали абсурдные выводы, согласно которым украинская ракета не могла сбить российский самолет Ту-154 над Черным морем.

Казалось бы, к чему отрицать очевидное?

Ошибка или преступление?

6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск (на 15,32 млн. долларов) российской авиакомпании "Сибирь" по делу о катастрофе российского лайнера Ту‑154, то есть принял выводы киевских экспертов как доказательство непричастности украинской ПВО. Забота киевского суда о моральных и материальных издержках государства понятна: "Украина - превыше всего". Пожалуй, с удобными экспертными оценками можно вернуть и ранее выплаченные родственникам погибших 15,6 млн. долларов.

Но истина, как известно, дороже денег. В 2015 году родственники погибших в катастрофе российского Ту-154, сбитого украинской ракетой над Черным морем в 2001 году, снова потребовали официального установления ее причин. Соответствующие письма направлены в Генпрокуратуру и президенту России.

И все-таки ракетный пуск ЗРК С-200 не был невозможным, случайным либо произведенным в неопределенном направлении. Плановые учения - это, прежде всего, тактический замысел, воинский профессионализм и строгое соблюдение мер безопасности.

Возможно, всё началось с неправильной организации учений, неверной оценки обстановки в районе ракетных пусков. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению (закрытию) воздушного пространства не соблюдались. В зоне поражения ПВО находились несколько гражданских самолетов. Между тем ЗРК С-200 способен захватить цель на дальности до 400 км, и поразить (в версии С-200Д) на дистанции до 300 км. А с учетом преодоления 200 км на маршевых двигателях (со скоростью 1700 м/сек.) и дальнейшего управляемого полета по нисходящей траектории (с высоты, к примеру, в 40 км) ЗРК С-200В также легко "достает" цели за 300 км.

Вероятно, в ходе стрельб ПВО Украины 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, имел аналогичную радиальную скорость. Поэтому "умный" радар системы С-200В обнаружил самолет и принял его за учебную цель (которую должны были запустить на удалении около 60 км).

ЗРК С-200 использует полуактивную систему наведения. Источником излучения (подсветки цели) служит мощный наземный радар. Ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. Для сканирования воздушного пространства и поиска цели радар работает в режиме монохроматического излучения (МХИ) - подсвечивает цель, определяет угол возвышения, азимут и радиальную скорость. Для определения дальности используется иной режим - фазокодовой модуляции (ФКМ). Переключение с МХИ на ФКМ требует до 30 секунд, и для экономии времени в боевой обстановке может не производиться.

Оператор С-200 не определил расстояние до цели и "подсвечивал" Ту-154 на дальности 250-300 км (вместо малозаметной учебной цели, запущенной с дальности 60 км). В этой ситуации поражение Ту-154 зенитной ракетой выглядит не следствием промаха по учебной цели, а результатом преднамеренных действий оператора С-200. Случайности быть не могло. Чтобы поразить Ту-154, надо было фактически в ручном режиме подсвечивания привести ракету к цели. Полагаю, очевидная серия ошибок является преступлением конкретных военачальников и операторов-исполнителей.

4 октября 2001 года также отрабатывали практические пуски ЗРК С-300. Сбитых над Черным морем гражданских самолетов могло быть больше.

В учениях украинских ПВО участвовали сотни офицеров различных штабов, частей и подразделений. Многие из них владеют информацией о гибели Ту-154. Кто-то остался в российском Крыму, и способен помочь непредвзятому расследованию. Чтобы впредь на Украине никому неповадно было сбивать гражданские самолеты или перекладывать ответственность с больной головы на здоровую.

Последний полёт

В 13:39 самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта Ростова-на-Дону, экипаж вышел на связь и сообщил, что полет проходит нормально.

В 13:44, когда лайнер находился в 200 километрах юго-западнее Сочи, на высоте в 11 тысяч метров, он пропал с экранов радаров.

Командир экипажа Ан-24 "Армянских авиалиний" Гарик Ованесян, совершавший рейс Симферополь - Ереван, сообщил диспетчерам, что видел взрыв и рухнувший вниз самолет.

К месту аварии вылетела поисковая авиация, вышли спасательные плавсредства. Вскоре установили точные координаты падения самолета: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы. Найденные в море тела погибших и фрагменты разбившегося Ту‑154 доставил на берег сухогруз "Капитан Вакула".

Президент РФ Владимир Путин распорядился о создании специальной комиссии по расследованию причин катастрофы.

Зарубежные информационные агентства сразу связали катастрофу авиалайнера компании "Сибирь" с террористической атакой в США 11 сентября 2001 года. Проверялась и версия взрыва по техническим причинам. Через несколько часов ситуацию прояснили специалисты американской разведки. По информации телекомпании CBS, один из спутников Минобороны США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма примерно в то же время, когда Ту-154 упал в Черное море.

При этом министр обороны Украины Александр Кузьмук заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. А украинский президент (и главнокомандующий) Леонид Кучма легкомысленно добавил, что есть трагедии и большего масштаба.

 

 

Это интересно: