→ Мечети сирии. Мечеть Омейядов в Дамаске: описание, реликвии и святыни. Внутреннее убранство мечети

Мечети сирии. Мечеть Омейядов в Дамаске: описание, реликвии и святыни. Внутреннее убранство мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная. Ее расположение также символично. Находится Большая мечеть Омейядов в Дамаске - старейшем городе Сирии.

Исторические предпосылки

Мечеть Омейядов располагается в столице Сирии - городе Дамаске. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. Дамаск представляет собой крупнейший религиозный центр всего Леванта, а его изюминкой по праву является Мечеть Омейядов. Левант - это обобщенное название для всех стран восточного направления Средиземноморья, таких как Турция, Иордания, Ливан, Сирия, Египет, Палестина и др.

После посещения Дамаска апостолом Павлом в городе появилось новое религиозное течение - христианство. И то, что о Дамаске несколько раз упоминается в Библии, также неслучайно. Конец XI века стал судьбоносным для города. Его покорил царь Израильского государства Давид. Постепенно арамейские племена на этой территории начали основание нового царства, в состав которого тогда входила Палестина. В 333 году до н.э. Дамаск захватила армия Александра Македонского, а в 66 году - римская армия, после чего он стал провинцией Сирии.

Мечеть Омейядов (Дамаск). Хроники

На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения. Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера. В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя.

Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман. На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.

Строительство мечети

Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и на ее месте построили существующую мечеть. Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек. Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей. Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.

Архитектура строения

Большая мечеть Дамаска или Мечеть Омейядов скрывается от суеты большого города за массивными стенами. По левую сторону от входа можно увидеть огромную деревянную повозку на колесах внушительных размеров. Ходят слухи, что это сохранившаяся еще со времен Древнего Рима. Хотя некоторые считают, что эта повозка представляла собой устройство для тарана во время штурма Дамаска, оставленное Тамерланом.

За воротами мечети открывается просторный внутренний двор, выложенный мраморными черно-белыми плитами. Стены сделаны из оникса. Со всех сторон двор окружен колоннадой в форме прямоугольника 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Войти в Мечеть Омейядов можно с четырех сторон через ворота. Молельный зал занимает одну сторону, по периметру двор окружен расписной сводчатой галереей, богато украшенной изображениями райских садов и золотой мозаикой. В самом центре двора располагается бассейн для омовения и фонтан.

Пророчество башни

Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде. В 1488 году была произведена их частичная реставрация. Минарет, расположенный в юго-восточном направлении, посвящен пророку Ису (Иисусу) и носит его имя. Минарет выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. особенно славится Мечеть Омейядов.

Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос. Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер. Напротив минарета Иисуса расположен минарет Невесты или аль-Арук. На западной стороне находится минарет аль-Гарбия, который был построен в XV веке.

Внутреннее убранство мечети

Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.

Интерьер мечети не менее прекрасен. Стены инкрустированы мрамором, а на полах простираются ковры. Всего их насчитывается более пяти тысяч. Молитвенный зал имеет внушительные размеры. Его длина 136 метров, а ширина - 37 метров. Весь он покрыт деревянным настилом, по его периметру возвышаются коринфские колонны. Центр зала занимают четыре расписные колонны, поддерживающие огромный купол. Особую ценность представляют собой росписи и мозаика на колоннах.

Усыпальница Яхьи

Южную сторону молельного зала занимают четыре михраба. Одна из главных святынь мечети - усыпальница Хусейна ибн Али, который по легенде был внуком пророка Мухаммеда, находится в восточной стороне двора. Вход к реликвии скрыт за маленькими дверями в глубине двора. Усыпальница находится в часовне Хусейна. Согласно легенде, внук пророка был убит в битве при Кербеле в 681 году. Отсеченную голову Хусейна преподнесли правителю Сирии, который распорядился повесить ее на том самом месте, где когда-то висела голова Иоанна Крестителя по приказу царя Ирода. Легенда гласит, что птицы после этого начали издавать печальные трели и все жители без устали плакали. Тогда правитель раскаялся и отдал приказ заключить голову в золотую гробницу и поместить ее в склеп, который позже оказался в мечети. Мусульмане утверждают, что в усыпальнице также находятся которые он обрезал, когда в последний раз посещал Мекку.

Гробница Иоанна Крестителя

Также в молитвенном зале находится усыпальница с головой Иоанна Предтечи. Когда закладывался фундамент мечети, строителями была обнаружена могила. По словам сирийских христиан, это было захоронение Иоанна Крестителя. Халиф Ибн Валида отдал приказ оставить могилу на прежнем месте. Таким образом она оказалась в самом центре молитвенного зала. Белая мраморная гробница окружена нишами из зеленого стекла, через которые можно положить записку пророку Яхье или преподнести ему дар. По словам архимандрита Александра Елисова, в гробнице находится только часть головы Иоанна Крестителя. Остальные части мощей скрываются в Афоне, Амьене и в храме Папы Сильвестра в Риме.

К северной части мечети примыкает небольшой сад, в котором находится гробница Салах-ад-Дина.

Испытания

Как и любая другая святыня, Мечеть Омейядов прошла через множество испытаний. Отдельные части ее несколько раз горели. Пострадала мечеть также и от стихийных бедствий. В 1176, 1200 и 1759 годах на город обрушались сильнейшие землетрясения. После окончания правления династии Омейядов на Сирию несколько раз совершали опустошительные набеги монголы, сельджуки и османы. Несмотря на все трудности, единственным сооружением, которое быстро восставливалось и радовало своих прихожан, была Мечеть Омейядов. Сирия по сей день гордится нерушимой силой этого уникального памятника культуры.

Правила нахождения в мечети

Мечеть Омейядов (Дамаск) - гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу. Туристы за небольшую плату могут посетить Мечеть Омейядов (Сирия) в любой день кроме пятницы. При входе в мечеть следует снять обувь. Ее можно отдать на хранение служителям за дополнительную плату или носить с собой. Для женщин предусмотрена специальная одежда в виде черных накидок, которая также выдается при входе. Следует учитывать, что в Сирии практически всегда очень жарко, поэтому в мечети порой раскаляется до предела. Босиком по такой поверхности практически невозможно передвигаться, поэтому лучше захватить с собой носки.

Мусульмане со всего мира стремятся хоть раз посетить Мечеть Омейядов (Сирия). В Дамаске это наиболее людное место.

Мечеть Омейядов в Дамаске

Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других…

Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (еще раньше здесь располагался арамейский храм). О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим пощаженным временем и людьми фрагментам – например, шестиколонной Триумфальной арке высотой 16 м. Предполагают, что архитектурный ансамбль храма Юпитера сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379–395 гг.), он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили собор во имя Иоанна Крестителя. В нем, по преданию, хранилась голова Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, убитого по приказу царя Ирода.

Византийцев сменили арабы. В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ислама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман.

Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма. Он был разобран, и его материалы употреблены на строительство мечети. Из всех тогдашних центров мировой культуры – Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока – были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.

Мечеть Омейядов

На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированная резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть Омейядов поражает своим величием и великолепием форм. Можно представит себе, какой она была в первые годы своей истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего двора мечети.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор храма ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50 м. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. По преданию, здесь хранилась казна Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом.

В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на восемь колонн, причем ни одна из колонн непохожа на другую – вероятно, в свое время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, устроены традиционный фонтан и бассейн для омовений.

С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи.

Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 м, а ширина – 37 м. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба, указывающие направление на Мекку. Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором.

Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда проповеди транслируются по радио по всей стране. В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелеными знаменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам!

Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов – дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная река.

Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.

Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук – минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена уже в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети.

Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя… Иисуса Христа! Нонсенс? Отнюдь. Ислам, как известно, не отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его лишь пророком. Арабы называют его «Исса бен-Мариам» – «Иисус, сын Марии». Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырехугольной башни, а верхняя напоминает граненый карандаш. Существует легенда, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром…

Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но разве можно, побывав в Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи – мечети Омейядов, жемчужине Ближнего Востока?

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

«Голубая мечеть» в Стамбуле (Мечеть Ахмедийе) После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия султан Ахмед I приказал

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть

автора Коллектив авторов

УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.

Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

Династия Омейядов С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Фиаско в Дамаске Дамаск – самой большой город малой Сирии. Он является ее столицей, ибо сказано: «Глава Сирии – Дамаск». Город также известен как Ливанская Финикия и назван в честь некоего слуги Авраама, который, как утверждают, его основал. Название означает

Из книги Пророк завоеватель [Уникальное жизнеописание Магомета. Скрижали Моисея. Ярославский метеорит 1421 года. Появление булата. Фаетон] автора

16. Еще раз о Булате и Дамаске, вышедших из Руси-Орды Ввиду важности истории Булата для понимания «античных» источников, вернемся к нему еще раз. Сегодня иногда говорят о двух видах стали – Булате и Дамаске. Мы цитируем современную энциклопедию «Холодное оружие». Конечно,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь

Из книги Израиль. История Моссада и спецназа автора Капитонов Константин Алексеевич

СВОЙ ЧЕЛОВЕК В ДАМАСКЕ 18-го января 1965 года в 8-30 утра в квартиру местного предпринимателя Камаля Амина Табета ворвались три сотрудника сирийской контрразведки. Как раз в тот момент, когда он, лежа в постели, принимал радиосообщение из Тель-Авива.При обыске нашли

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мечеть Мухаммеда Али (Алебастровая мечеть) в Каире При слове «Египет» возникает множество ассоциаций, связанных прежде всего с глубокой древностью. Это вполне объяснимо с исторической точки зрения: Египет – колыбель мировой цивилизации, величайшая империя Древнего

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ УСАМЫ В ДАМАСКЕ Затем обстоятельства потребовали моего приезда в Дамаск. Гонцы от атабека являлись к владетелю Дамаска один за другим, требуя меня. Я провёл в этом городе восемь лет и участвовал во многих битвах. Владетель его , да помилует его Аллах,

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ОХОТЫ В ДАМАСКЕ Я видел в Дамаске во дни Шихаб ад-Дина Махмуда ибн Тадж аль-Мулука охоту за птицами, газелями, дикими ослами и козулями. Однажды я был с ним, когда мы выехали в заросли Банияса . Земля была покрыта густой травой. Мы убили большое число козуль и разбили

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. Мечеть Фетхие - бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах - бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи

Эпоха правления Омейядов (661 — 750), первой династии Арабского халифата, ознаменовалась полной победой ислама на огромной территории от до Афганистана. Земли, которые веками находились в орбите греко-римской, а затем византийской культуры, за считанные годы стали частью совсем другого мира. Это стало возможным только благодаря взвешенной политике первых халифов, которые терпимо относились к христианам и иудеям и охотно заимствовали у покоренных землях достижения местной культуры.

Кочевники-арабы не имели никакого представления о монументальную архитектуру; мусульмане молились под открытым небом, а первые мечети представляли собой просто огороженные дворы. Однако, столкнувшись с городской культурой Ближнего Востока, халифы осознали ее многочисленные прелести и пожелали утвердить победу ислама строительством впечатляющих культовых памятников. Лучшие мастера Персии, независимо от своего вероисповедания, были привлечены к увлекательному процессу создания новой архитектуры.

Ценной достопримечательностью эпохи стала мечеть Омейядов (Джам Бани Умай), построенная в новой столице империи, городе Дамаске (Сирия) в 715 году. Место, на котором возвели мечеть, считалось священным уже две тысячи лет. В I тысячелетии до н. э. здесь стоял арамейский храм бога Хадад; в римскую эпоху на его месте возвели храм Юпитера. Император Феодосий велел его разрушить и построить христианскую церковь Иоанна Крестителя. Когда Дамаск захватили мусульмане, они не уничтожили церковь и не отобрали ее у христиан, а молились в храме вместе с ними, потому что почитали Крестителя под именем пророка Яхья. Однако затем халиф аль-Валид I выкупил церковь в христианской общины, велел разобрать и возвести на ее месте мечеть.

В полном соответствии со вкусами первых мусульман мечеть Омейядов представляет собой открытый прямоугольный двор, в котором могут разместиться многие сотни верующих. Однако периметр этого двора украшен двухъярусной колоннадой, выполненной в византийских формах, а в направлении Мекки высится огромный трехнефный молитвенный зал, мало отличается от византийской базилики. Греческие мастера покрыли наружные стены и галереи зала замечательными мозаиками, которые по своей стилистике еще ​​ничем не напоминают арабское искусство. Кипарисы, цветы и птицы, пейзажи городов с куполами и колоннадами словно сошли с православной иконы, а золотой фон мозаики, меняется и мерцает под южным солнцем, заставляет вспомнить стены церквей Равенны и Константинополя.

Мусульмане очень почитают давнюю святыню. Они утверждают, что в ней хранится настоящая глава Иоанна Крестителя и именно здесь появится на землю во время второго пришествия пророк Иса, которого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Мечеть Омейядов в Дамаске на карте

3 104

И я уехали из еще спокойной тогда Сирии. Сейчас предлагаю почитать рассказ и посмотреть фотографии одной из старейших и крупнейших мечетей мира, расположенной в Дамаске.

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов расположена в старой части столицы Сирии, одном из старейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Ионна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

1. Мечеть не просто так называется большой. Это самое большое строение старого Дамаска. Хорошо виден просторный внутренний двор мечети и 3 ее минарета.

2. Огромный внутренний двор мечети выложен полированными плитами.

4. В мечети во время молитвы. Ходить по коврам можно только без обуви. Узор ковров размечает молельные места.

5. Меня удивила некоторая раскованность прихожан: довольно много людей во время молитвы читают газеты и журналы, играют в мобильный телефон, обсуждают между собой насущные проблемы, фотографируются, а некоторые даже спят.

6. Я забыл сказать, что в мечеть и на территорию внутреннего двора пускают бесплатно только мусульман (правда при входе спрашивают, из какой страны посетитель; так пускают только приезжих из арабских стран и Турции). Остальным приходится платить 50 фунтов (на момент пребывания в Сирии надо было делить на 1.5, чтобы получить цену в рублях).

7. Погода в тот день была переменчивая: дождь сменялся солнцем, потом снова приходили облака. За 20 минут до режимного времени пошел дождь, который закончился в нужный момент. Благодаря ему на полу было отражение, а небо было не однородно синим.

8. Сирийцы очень спокойно относятся к съемке на территории мечети, в том числе и со штатива. Иногда подходили спрашивали, из какой мы страны и для какого журнала снимаем.

9. Приятно удивило отсутствие людей, хотя за пределами мечети жизнь кипела до поздна.

10. Мечеть была построена при Омейядском халифе Аль-Валиде I между 706 и 715 годами на месте христианской церкви, посвященной Иоанну Крестителю (утверждается, что голова Ионна, хранящаяся в сокровищнице мечети, была найдена во время строительства мечети).

11. Омейяды - династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат).

12. Один из трех минаретов мечети (тот, что виднеется в левой части панорамы, справа от зеленой крыши), носит имя Иса бен Мариам, то есть "Иисус, Сын Марии". Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос.

13. ... и снова приходят облака...

14. Часть стен и галерей мечети украшены мозаиками, что хорошо видно на этой панораме.

На сегодня все. К Дамаску я еще вернусь, когда буду рассказывать про Сирийские города в целом. А завтра будет пост про стамбульские базары.

Это одна из самых знаменитых мечетей мира. Она построена на месте предшествующих более древних храмов. Три тысячи лет назад здесь стоял арамейский храм бога Хадада. В начале нашей эры «пальму первенства» переняли римляне. Они воздвигли храм Юпитера, который в конце 4 века был разрушен византийским императором Феодосием. От античного храма осталось много колоннад вокруг мечети, видимо Феодосий не очень старался. Им была построена огромная базилика Св. Иоанна. Захватившие Дамаск мусульмане достаточно долго использовали этот собор вместе с христианами. Христиане молились в восточной части базилики, а мусульмане в западной.


В 708 году халиф Валид конфисковал здание собора Св.Иоанна, предоставив христианам другие церкви. Он начал возводить мечеть достойную его огромного халифата. Мечеть Омейядов строили более 10 лет. Надо сказать, что строители во многом сохранили древние стены собора и трое главных ворот. Три минарета мечети тоже имеют древние основания.


Западная стена мечети и минарет пророка Мухаммеда.

Минарет был реставрирован после пожара мамлюкским султаном Каит-беем в 1488 году. Поэтому его часто называют - минаретом Каит-бея.

Здесь же находится главный вход в мечеть - ворота Баб-аль-Барид. На площади перед этими воротами находится вход в знаменитый рынок -Сук аль-Хамидия, поэтому здесь всегда очень многолюдно.
Ворота Баб аль-Барид(вид со стороны внутреннего двора)

Я проник в мечеть через северные ворота - Баб аль-Фарадис. Вход в мечеть платный, но здесь билета с меня не взяли, стоит он какие-то гроши - чуть больше доллара. Наверное, привратникам было лень со мной заморачиваться. Единственно, за чем они следят очень строго - это чтобы женщины одевали специальные накидки.

Ворота в Рай...Баб аль-Фарадис

Северный минарет или минарет Невесты относится к началу 8 века.

Минарет Невесты и азан в мечети Омейядов


В центре двора находится фонтан для омовений - Куббат ан-Нофара

У западного портала стоит интересное сооружение - сокровищница Куббат аль-Хазна(787год). В нее нет хода непосредственно с земли, подобные сокровищницы есть во многих исламских мечетях.



Известность внутреннему двору мечети принесли многочисленные мозаики западного портала. Особенно выделяется панно изображающее райские сады.


Райский сад и дворцы в нем.

Мозаики были выполнены византийскими мастерами еще во времена халифа Валида, а затем были замазаны каким-то очень набожным его преемником. Именно это послужило тому, что они дошли до нас в хорошем состоянии.


Мозаика на фасаде молельного зала.

Юго-восточный минарет пророка Исы - Иисуса Христа. По местному преданию он спустится на землю по этому минарету накануне Страшного суда…

Детали античной базилики - предшественницы нынешней мечети.

Центральный михраб и минбар мечети Омейядов

Часовня Св. Иоанна Крестителя (он же пророк Яхья в Коране).Здесь находится голова святого, будто бы найденная в 705 году при перестройке базилики в мечеть.



Намаз в мечети Омейядов



Между мужской и женской частью молельного зала проходит своеобразная полоса «отчуждения»- пустое пространство...

Мужчины, понятное дело, ближе к михрабам.

Женская «галерка»

Наедине с Господом...

 

 

Это интересно: