→ Новороссийская бухта. Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты

Новороссийская бухта. Проклятье «Нахимова» или Цемесской бухты

Город - порт. Город - герой. Новороссийск.

Новороссийск – небольшой город на юго-западе Краснодарского края России с численностью населения чуть менее 300 тысяч жителей. За счёт отдыхающих население увеличивается до 450 тысяч человек. При этом национальный состав города достаточно разнообразен и своеобразен: основную часть населения составляют русские, затем в меньшем количестве идут украинцы, поляки, чехи, немцы, греки, армяне, евреи, грузины и татары.

На морском берегу помню город, он в искрах рассвета,
Удивительно светел и как-то невиданно чист.
Вы узнали его, он один на огромной планете,
Носит гордое имя, красивое, Новороссийск.

Там в порту загружается снова торговое судно,
И на вечном приколе военный корабль стоит.
Я пьяна этим городом! Счастьем пьяна беспробудно!
Он сейчас далеко и от этого сердце болит....

Трофимова Анна



город - порт

Основной достопримечательностью Новороссийска можно назвать Цемесскую бухту, на берегу которой стоит город. На картах, впрочем, она отмечена как Новороссийская. Это самая большая бухта на российском побережье Чёрного моря. Её длина - 15 километров, ширина у входа - 9 километров, глубина - 21-27 метров. Сюда впадает река Цемес, по имени которой и названа бухта.


Цемесская бухта

Климат в Новороссийске близок к средиземноморскому. Характерные для города сильные ветра могут быть вызваны вторжением на Черноморское побережье холодного воздуха с Северокавказского плато.


Новороссийская бора

Ежегодно, чаще всего с ноября по март, в районе города дует шквальный ветер, который называют норд-ост, или бора. Он бывает настолько сильным, что вырывает деревья с корнем и сносит крыши домов. Массы холодного воздуха, проходящие через горы, выглядят как гигантские клубы сахарной ваты. Если дует норд-ост, температура воздуха за считанные часы может понизиться на 10 - 15 градусов.


Отцы - основатели Новороссийска

Памятник отцам-основателям Новороссийска генерал-лейтенанту Николаю Раевскому, контр-адмиралу Лазарю Серебрякову и вице-адмиралу Михаилу Лазареву установлен в Историческом сквере набережной.

Будучи расположенным на побережье Новороссийской бухты Чёрного моря, город является крупнейшим портом, включающим пассажирский, грузовые порты и нефтеналивную гавань. Через Новороссийск проходит громадный грузооборот, в особенности - по морю, а почти весь берег города занят причалами для судов, которые транспортируют различные грузы: цемент, зерно, нефть, металл, лес и т. д.


Крейсер «Михаил Кутузов»
Волею судьбы артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» стал последним кораблем, который уцелел, и благодаря борьбе ветеранов крейсера сохранен как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков.


Корабль-музей

Крейсер «Михаил Кутузов» на вечной стоянке у морского вокзала города-героя Новороссийска. Набережная Адмирала Серебрякова.
Крейсер «Михаил Кутузов»: Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Крейсер "Михаил Кутузов" 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск из Севастополя и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.



Круглый год в Цемесскую бухту заходит множество торговых и пассажирских судов, но, говорят, не все они, выходя из неё, благополучно достигают места своего назначения. В бухте, на глубине 47 метров, лежит русский «Титаник» («Адмирал Нахимов») - пассажирский пароход, затонувший по невыясненным причинам. Кроме него, здесь затонуло еще много кораблей разных времён. По словам моряков, навигационные приборы в Цемесской бухте, непонятно почему, часто выходят из строя, а дайверы утверждают, что погружение в этом районе связано с огромным риском для жизни. Многие называют Цемесскую бухту аномальной подводной зоной.




Малая земля. Музей

В годы ВОВ, в частности на протяжении 1942 года немецкие войска стремились к городу. Активно, ожесточенно и целенаправленно. В сентябре немцы ворвались в город, захватили важнейшие объекты жизнеобеспечения, вокзал и крупные железнодорожные узлы. Середина войны, то есть зима 1943 года, после Сталинградской битвы инициатива перешла к нашим войскам. Немцы принуждены были оставить в немедленном порядке свои позиции и отойти за оборонительные рубежи довольно сильного характера.

После ожесточенных боев уличного характера, которые имели место в Новороссийске, город был полностью освобожден. В 1973 – Новороссийск был официально признан городом-героем. На территории Новороссийска множество знаменитых памятников, монументов и прочих исторических зданий. Памятник «Малая земля», посвященный героической высадке десанта, представляет собой два железобетонных массива (с виду напоминающих деканатское судно) с высеченными барельефами матросов и солдат. У подножья мемориала – Вечный огонь.


Памятник Мемориал

В середине «судна» Музей воинской славы. Недалеко от этого места музей советской и трофейной боевой техники. Его территория поделена на бетонные квадраты, в отверстиях которых посажено 1419 тополей равное числу дней, в течение которых длилась ВОВ. Историческими памятниками так же являются «Рубеж» и«Коленопреклоненный матрос» .




Памятник-ансамбль "Малая земля" - часть мемориального комплекса "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." - расположен на берегах Цемесской бухты.

Памятник-ансамбль «Малая земля» стоит на берегу Цемесской бухты. Здесь установлен десантный корабль-мемориал, на левом борту которого располагается бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант» - изготовившиеся к бою моряк, пехотинец, командир и девушка-санинструктор. На другом борту корабля, со стороны моря, находится еще один многофигурный мемориал - готовые к наступлению бойцы.






Малая земля Музей

Внутри памятника устроена галерея боевой славы. В состав комплекса «Малая земля» входит еще один интересный музей - Музей военной техники периода Великой Отечественной войны.


Музей невелик. Основная часть экспонатов - военная техника Второй мировой войны, в основном, советская. Вражеская техника представлена противотанковой пушкой, также есть части американского истребителя. Многие трофеи подняты с морского дна.


Памятник-ансамбль "Линия обороны"

Массовый подвиг защитников Новороссийска увековечен в памяти народа. У шоссе на юго-восточной окраине города на постаменте стоит изрешеченный пулями и осколками снарядов и мин остов железнодорожного вагона - реликвия Великой Отечественной войны.


В ознаменование героической обороны Новороссийска в центре города воздвигнут памятник - трехфигурная композиция бойцов с автоматами и знаменем. На постаменте надпись: «Воинам защитникам города Новороссийска 1943».


Аллея городов героев Новороссийск.Приведены даты присвоения звания, а не указов о вручении медалей «Золотая Звезда» и орденов Ленина городам, получившим звание города-героя ранее: Новороссийск - с 14 сентября 1973 года


В память о героических подвигах моряков-десантников в 1968 г. на бетонном постаменте в форме высоко поднявшейся волны установлен торпедный катер. Памятник стал символом всех катеров, принимавших участие в боях за Новороссийск в сентябре 1943 г. Автор памятника – архитектор Н. Никитин.


На набережной Адмирала Серебрякова в 1960 г. открыт памятник «Неизвестному матросу». На высоком гранитном пьедестале застыла 7-метровая бронзовая- фигура матроса с автоматом на плече. Памятник стал символом мужества воинов-черноморцев.




аллея городов - героев


На аллее возле парка Фрунзе

Замечательными местами для прогулки по праву можно считать городскую набережную, с которой открывается великолепный вид на корабли, морской вокзал и площадь Героев, на территории которой находится парк и установлены памятники героям войны.




"Судьба морячки"


якорь набережная




Дева с розами. Поющий фонтан в центре Новороссийска






До 70-х годов собственной пресной воды в Новороссийске не было. Особенно летом небольшие местные запасы воды около города истощались. Воду в город возили танкеры из Туапсе. Жители всегда ждали появление танкеров с водой. В начале 70-х годов было принято решение о строительстве водовода с Кубани. Когда вода с Кубани пришла в Новороссийск (заработал Троицкий групповой водопровод), то на набережной напротив каботажного пляжа появилась скульптура-фонтан "Дарящая воду".


Фонтан "Дарящая воду"










памятник А.С. Пушкину




Памятник Наталье Гончаровой








Набережная Адмирала Серебрякова.
Скульптура «Дельфин и русалка» установлена в 2007 г. в Новороссийске. Скульпторы Т.М.Синельникова, А.И.Суворов.












Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина
Новороссийский планетарий имени Ю. Гагарина является единственным в Краснодарском крае и одним из двадцати планетариев России. Здесь можно полюбоваться звездным небом, определить местонахождение планет, послушать рассказ о созвездиях, кометах, звездах, увидеть северное сияние.




Скульптура при Новороссийском колледже строительства и экономики








Колокольня Успенского собора. Успенский кафедральный собор


Собор Успения Пресвятой Богородицы


крест Крест установленный в честь 2000 летия с рождения Иисуса Христа



Здание Новороссийского морского торгового порта






Зал морского порта Новороссийск.


а вот так грузят сухие грузы на суда. Отсюда и название "Сухогруз"...Кто не живет на берегу моря, тот и не знает, как грузят, да как перевозят...


а вот это - судно нефтеналивное. Отсюда и название "Наливняк"...






а вот это тоже, можно сказать, памятник...
Этот сухогруз затонул 11.11.2007 г. во время шторма выброшен на берег в районе Новороссийска.Построен на судоверфи "Yildirim" (г.Стамбул, Турция).Валовая вместимость: 955 т.. Дедвейт: 2103 т












Винзавод "Мысхако". Логотип винного завода «Мысхако»
В нескольких километрах от Новороссийска расположено село Мысхако, где находится одна из старейших винодельческих компаний России. Здесь же действует дегустационный зал. В нём можно не только попробовать разные сорта вина, но и рассмотреть уникальные археологические находки античности - амфоры, пифосы, чаши.











44°41′00″ с. ш. 37°50′00″ в. д. H G Я O L

Цеме́сская бухта (также Новороссийская бухта ) - незамерзающая бухта в северной части российского побережья Чёрного моря . Вторая по значению бухта в российской акватории черноморского бассейна после Севастопольской бухты . В состав Российской империи бухта вошла в 1829 году, после очередной русско-турецкой войны. С тех пор активно используется для военных, торговых и пассажирских нужд региона и в первую очередь города Новороссийска . В хорошую погоду (с марта по ноябрь) подходит для стоянки кораблей всех классов. Зимой для прилегающей к бухте территории характерен довольно жёсткий ветровой режим с максимальной для СКО силой давления ветра VI-ой категории .

География

Название получила от впадающей в неё реки Цемес . Западное крыло бухты формирует низкогорный Абрауский полуостров . Справа её обрамляет более высокий Маркотхский хребет . Длина береговой линии - 15 км, вдаётся в сушу на 7 км, ширина у входа - 9 км, в средней части - 4,6 км, фарватер - 11,0 - 12,4 м, глубина якорногo местa - 9,4 - 10,9 м , максимальная глубина - 27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам. Берега на юго-западе низменные, на северо-востоке возвышенные, малоизрезанные. Вход в бухту ограничен с северо-запада островом Суджук , а с юго-востока мысом Дооб . В середине бухты, напротив мыса Пенай находятся Пенайские банки с минимальными глубинами 5-6 м. В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск и морской порт ; в восточной - село Кабардинка , находящееся в подчинении городской администрации Геленджика . Осенью и зимой большую опасность для судоходства представляет ветер ураганной силы - норд-ост (бора). Сила давления ветра VI-ой категории на прилегающую к бухте территорию является максимальной для СКО .

Условия навигации

Цемесская бухта непроста для навигации по целому ряду причин. Хотя вход в бухту довольно широк, прямо в его середине лежат довольно обширные Пенайские банки . Также определённую опасность представляют затонувшие суда, их части и другие подводные препятствия. Кроме этого, берега бухты окаймляют рифы , следующие параллельно береговой линии на расстоянии 1,5 - 2,0 кабельтовых от неё . Лоцманская проводка является обязательной. Глубины бухты нарастают постепенно, у берега они резко уменьшены, что вынуждает переносить портовые операции на менее защищённые участки открытого побережья. Размер самой гавани небольшой, по типу гавань относится к прибрежной с волноломами (ПВ); слип в порту - небольшой, а сухой док отсутствует вовсе. Распад СССР привёл к увеличению транспортной скученности в Цемесской бухте: здесь вынуждены были уживаться гражданский, военный и торговый флоты. Присоединение Крыма к Российской Федерации позволило решить проблему расположения военного флота. Разветвлённая и более глубокая Севастопольская бухта взяла на себя военно-морскую специализацию при закреплении за Цемесской роли запасной с основным упором на торговые операции.

Климат

Количество осадков над бухтой в холодный период, как и в Средиземноморье , превышает их количество в тёплый период. Склоны бухты летом засушливы, покрыты ксерофитной растительностью. Продолжительность солнечного сияния над Новороссийской бухтой достигает 2300 часов в год, а температура её воды даже в самый холодный месяц - февраль - обычно не опускается ниже +6 °C. В результате теплоотдачи прогревшегося за лето моря даже в зимние месяцы температура воздуха над бухтой днём составляет от +5 °C и выше, а ночью колеблется около 0 °C. Будучи расположенной в режиме сухих субтропиков средизменоморского типа, воды бухты практически не замерзают. Однако рейды Цемесской бухты не дают укрытия от северо-восточных, юго-восточных и южных ветров. С ноября по март сильный северо-восточный ветер достигает силы урагана (или жестокого шторма) при скорости ветра свыше 29 м/сек. и волнении моря до 12 баллов. Для сравнения: в Севастополе, даже в самое неблагоприятное время ветер над бухтой не поднимается выше категории «сильный» (8-12 м/сек.), чему соответствует волнение моря в 5-6 баллов. Бора может держаться несколько дней в году и сопровождается «парением» моря и «седением» верхушек гор. Температура воздуха за пару часов может упасть на 10-15 градусов. Бора в целом труднопрогнозируема и резко усложняет работу порта в целом и проблему обеспечения безопасности кораблей и людей в частности. Во время боры суда покрываются густой коркой ледяной пыли с наветреной стороны и переворачиваются под силой тяжести.

Цемесская бухта (Новороссийск) находится в северной части Черноморского побережья. В состав России она вошла в 1829 году в результате очередной войны с турками. В середине 80-х прошлого века здесь произошло столкновение, унесшее более четырехсот человеческих жизней.

Географическое положение

Название получила от реки, которая берет свое начало на склоне горы Гудзева. Имеется еще один однокоренной топоним - Цемесская роща. У западной части бухты расположился Абрауский полуостров. Справа находится Маркотхский хребет. Длина береговой линии Цемесской бухты составляет 15 км. Ширина - 9 км. С северо-запада от бухты находится остров Суджук, а с юго-востока Дооб. Средняя глубина Цемесской бухты составляет 24 метра. Максимальная - 29 метров.

Туризм

Отдыхающие, которые предпочитают добираться до побережья Черного моря на собственном автомобиле, хотя бы раз проезжали мимо Цемесской бухты. Она находится совсем рядом с Геленджиком и Кабардинкой, расположенной в нескольких километрах от города-курорта. Пляжи Цемесской бухты понравятся не каждому. Здесь почти нет инфраструктуры, малолюдно. Однако места живописные, что подтверждают фото Цемесской бухты, которые можно видеть в этой статье.

Затопление кораблей

В Новороссийске и его окрестностях происходило немало важных исторических событий. Одно из них - уничтожение флота (1918 год). Тогда между советским правительством и Германией был заключён договор, согласно которому корабли Черноморского флота нужно было передать противнику. Тихменевым был получен приказ направить суда в Севастополь, где они и перейдут немецким войскам. Одновременно поступил секретный приказ об их затоплении.

Тихменев долго размышлял. В конечном счете решил привести корабли в Севастополь. Многие офицеры не согласились с ним. 18 июня с помощью торпед почти все судна были уничтожены. Спустя два года в Цемесской бухте начался подъём затопленных кораблей. Некоторые из них даже удалось восстановить, например, "Калиакрию".

"Адмирал Нахимов"

31 августа 1986 года разыгралась трагедия. Погибло 423 человека. В Цемесской бухте, в 13 км от Новороссийска, произошло столкновение парохода "Адмирал Нахимов" и грузового судна "Пётр Васёв".

Стоит немного рассказать о пассажирском судне, на которое попасть до 1986 года мечтал едва ли не каждый советский человек. "Адмирал Нахимов" был построен в 20-е. Тогда он принадлежал немцам и имел другое название - "Берлин". Судно выполняло трансатлантические рейсы между Нью-Йорком и Бремерхафеном. Во время Второй мировой войны использовалось в качестве госпитального. В 1945 году, в результате ряда событий, корабль достался советскому флоту.

"Адмирал Нахимов" был самым большим пассажирским судном в СССР из тех, что совершали круизы по Черноморью. Иногда он осуществлял грузоперевозки в Саудовскую Аравию, Алжир и на Кубу. В конце семидесятых появилась традиция: капитаном "Нахимова" назначали, как правило, того, кто провинился на международном рейсе. Судно стали именовать "кораблем штрафников".

29 августа вышел из Одессы в семидневный круиз. Предполагались заходы в Сочи, Батуми, Ялту, Новороссийск. Пассажиры инструктаж и шлюпочных учений не проходили. 31 августа в два часа дня судно пришвартовалось в Новороссийском порту. В 22:00 пароход должен был отплыть согласно расписанию. Однако отправился "Адмирал Нахимов" с десятиминутным опозданием.

Море было спокойным, погода ясной. Большая часть пассажиров находилась на палубе. В 22:38 в Цемесскую бухту зашёл "Пётр Васёв", возвращавшийся из Канады. Капитан сухогруза, как позже на суде утверждали его коллеги, имел слабость к "красивым" расхождениям, то есть на расстоянии 100-180 метров. Это послужило основной причиной катастрофы.

В 11 часов вечера два судна столкнулись. "Пётр Васёв" врезался в правый борт "Адмирала Нахимова". Пароход дважды содрогнулся, в результате чего многие пассажиры не смогли удержаться на ногах. Однако даже те, кто видел приближение сухогруза, не осознали приближающуюся катастрофу.

Капитан пытался посадить судно на мель, но произошло включение электричества. На палубе, которая в считанные минуты накренилась на 45 градусов, началась паника, типичная для подобных ситуаций.

В спасении пассажиров "Адмирала Нахимова" были задействованы курсанты мореходного училища. Экипажу сухогруза удалось взять на борт 37 пассажиров "Адмирала Нахимова". Катастрофически не хватало плотов. Пароход затонул за 8 минут. Погибло 423 человека. "Адмирал Нахимов" вместе с телами 64 пассажиров, которые так и не удалось поднять на поверхность, и сегодня находится на дне моря.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

 

 

Это интересно: