→ Остров Пасхи: статуи. Описание и фото. Тайна загадочных скульптур острова пасхи Исследования нашей эпохи

Остров Пасхи: статуи. Описание и фото. Тайна загадочных скульптур острова пасхи Исследования нашей эпохи

Каменниые жители острова Пасхи - каменные истуканы - пожалуй, самые загадочные культовые изваяния в истории человечества. Даже о более древних египетских пирамидах ученые знают практически все, а вот о каменных идолах с острова Пасхи - ничего.
В 3703км от побережья Южной Америки на востоке и в 1819км от ближайших населённых островов на западе расположен небольшой остров треугольной формы, площадью всего 165 квадратных километров. Остров имеет целых три туземных названия - Те-Пито-те-Хенуа, что означает “Пуп островов”, «Рапа-нуи» (“Большой Рапа”), и третье - “Глаз, смотрящий в небо”, на оригинале - Мата-Ките-Рани. Европейцами же клочок суши назван островом Пасхи.

Самой выдающейся достопримечательностью этой земли являются известные всему миру изваяния каменных истуканов - моаи. Всего статуй 997 и их облик настолько своеобразен, что эти внушительных размеров головы, помещенные на тщедушные тельца, эти лица, утяжеленные мощными подбородками и длинными ушами, не спутаешь ни с одним другим творением человеческих рук. Отдельные изваяния щеголяют тысячекилограммовыми головными уборами красного цвета. Несмотря на то, что тайны истуканов не дают покоя людям практически с момента открытия острова Пасхи, несмотря на наличие множества оригинальных и остроумных теорий их предназначения, главные вопросы, касающиеся моаи, до сих пор остаются на повестке дня: кто, когда и главное, зачем их создал, как доставляли многотонные скульптуры к месту установки и почему они оказались поверженными?

Кого изображали идолы?

На этот вопрос, как и на вопрос: кому посвящались изображения, современная наука не имеет точного ответа. Коренные жители утратили историческую память. Кроме этого, почти все коренное население острова вымерло в 19в, во время эпидемии оспы, завезенной сюда с континента. Существует теория, что истуканы выполняли функции, надгробных памятников, т.е. являлись стражами умерших и изображали покойных предков. Другие теории видят в рослых изваяниях приспособления для морского ориентирования, ведь на лишенном деревьев острове статуи хорошо различимы с далекого расстояния. Кто-то даже спроецировал расположение моаи на звездную карту и считает их астрономическими знаками. В любом случае ни одна из теорий по сию пору стопроцентно не доказана.

Вероятно, как и у большинства культовых предметов, предназначение идолов со временем изменялось. Моаи старшего возраста, служили, скорее всего, изображениями местных богов. На это указывает их сходство с каменными статуями полинезийцев, жителей Маркизских островов. Начиная с 14-15вв, скульпторы острова в устоявшейся уже манере, принялись ваять своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов и прочих выдающихся местных жителей. То, что это не изображения одного какого-то бога или человека, доказывает наличие у каждого идола имени собственного. Доподлинно расшифровано в наши дни чуть более 50 имен моаи. Имя могло даваться статуе вне зависимости от того, кого она олицетворяла: человека, духа или бога. А могло и совпадать с именем скульптора-изготовителя скульптуры. В тех же случаях, когда данное при рождении имя забывалось, статуи называли или общими понятиями «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д., или по месторасположению или скульптурным особенностям: «Статуя возле дома», «Прямая моаи» и т.п.

Одинаковые или разные?

Одно не подлежит сомнению в загадках идолов: кем бы статуи не считались, они, без сомнения, были культовыми фигурами. Культ моаи царил на острове Пасхи с 12 по 17вв. За истекший период много воды утекло: претерпели изменения прикладные предназначения фигур, даже их внешний вид. Изготовленные в разное время изваяния значительно отличаются друг от друга по своим антропометрическим параметрам: по форме, высоте и ширине.

Самые древние статуи не превышали в высоту человеческого роста и изготавливались из базальта. У них очень мало общего с каноническими скульптурами более позднего периода, разве что не изменяемое веками местоположение рук. Со временем эти базальтовые изделия перестали вообще играть какую-либо роль в сознании местных жителей, зачастую их стали использовать в качестве строительного и ремонтного материала церемониальных площадок аху. Аху представляют собой ровную либо слегка наклоненную к морю площадку длиной от десяти до ста метров и шириной около пятидесяти. В большинстве своем, они расположены на морском берегу, отделенные от воды только пьедесталом для моаи высотой от 3 до 6м. Устанавливались ли первенцы скульптурного ряда Пасхи на постаменты-платформы, до сих пор осталось невыясненным.

Примерно в середине 14в технология изготовления идолов изменилась. Их стали делать из вулканического туфа (в просторечии, пемзы) в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку. Именно тогда статуи и приобрели свой канонический вид. Изваяния значительно прибавили в росте, стали достигать 10-12м высоты, а их масса приблизилась к 20т. В 1868г. англичане попытались вывезти какой-либо образец зодчества острова Пасхи на родину, но не смогли даже сдвинуть их с места. После многочисленных попыток транспортировать полноростовую скульптуру, моряки оставили эти намерения, и обошлись 2,5м бюстом, который и по сей день можно наблюдать в Британском музее. Самая же большая статуя, высотой свыше 21м и массой приближающейся к 100т, так и осталась недоделанной. Ее можно наблюдать в карьере, где она лежит с момента начала изготовления.

Несмотря на то, что все скульптуры имеют схожие пропорции и большое количество общих черт, каждая из них по-своему уникальна, ее черты индивидуальны. Интересно, что у всех статуй имеются удлиненные мочки ушей. Эта особенность дала повод некоторым исследователям говорить о том, что идолы - не люди, а инопланетяне. В действительности же, длинные уши - всего лишь обман зрения. Голова идолов чрезвычайно вытянута, согласно канонам местной традиции, из-за этого и кажется, что верхняя часть ушей расположена на уровне макушки.

Скульпторы острова Пасхи

Непривычный внешний вид моаи порождает множество версий происхождения скульптур. Некоторые исследователи выдвигают совершенно фантастические версии, например, считая, что изготовителями этих памятников были мифические персонажи (атланты) или даже космические пришельцы. Однако на самом деле, туфовые истуканы - дело рук самих «пасхальцев». И этому сохранились исчерпывающие доказательства. В кратере Рано-Рараку до сих пор наличествует своеобразная мастерская по изготовлению идолов. Дело это было поставлено на поток. Жители острова одновременно трудились над производством большого количества статуй. Множество незаконченных идолов в разной степени готовности находятся в каменоломне. Работа над одними из них прекращено из-за обнаружившегося брака в материале: трещин в камне или вкраплений твердых пород, не дающих возможности выточить нос или подбородок идола. Другие брошены на различных стадиях работы, встречаются и почти бесформенные глыбы, и почти готовые изделия. Свыше 300 моаи остались незавершенными, потому что островитяне по непонятным причинам неожиданно прекратили ваяние статуй и забросили карьер навсегда.

Изготавливались моаи следующим образом: первоначально в туфе высекалось лицо, затем уши и руки с длиннющими пальцами, соединенные ниже живота. Затем скульпторы формировали спину фигуры, вырубая камни с боков. Все еще соединенную спиной с основной породой статую полировали, и только потом обрезали эту спинную пуповину и спускали готовое изделие вниз, к подножию вулкана. В скопившихся за века работы тоннах осколков и отходов камнерезной деятельности вырывали яму, куда устанавливали почти готовую статую. В вертикальном положении заканчивали доводку шеи и спины идола, после чего фигура подвергалась окончательной полировке пемзой и была готова к транспортировке к месту установки.

Для работы над истуканами мастера использовали набор каменных рубил различного размера, изготовленных из базальта. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30-40 см, но иные достигали и метра. Сложно сказать, сколько времени занимал творческий процесс. Тур Хейердал, посвятивший много времени изучению острова Пасхи, совместно с потомками каменотесов, решил выяснить это экспериментальным путем. Сменяя друг друга, две бригады камнерезчиков изготовили контуры будущей фигуры. На это у них ушел год работы. Готовую же статую требовалось еще доставить к месту установки, что тоже требовало и сил, и времени. Каким же образом это происходило?

Шагающие гиганты

Из всех технических средств, способных помочь в процессе транспортировки многотонных изваяний, жители острова располагали только веревками да древесными стволами, из которых изготавливались катки и рычаги. Может быть, при перевозке по воде можно было изготовить из того же дерева большой плот или грузовую лодку? В любом случае, спуск тяжелой статуи вниз со склона вулкана, транспортировка его на несколько километров и последующий подъем на церемониальную площадку аху требовали от немногочисленного населения острова титанических усилий. Существует гипотеза, что центр тяжести статуй был рассчитан таким хитрым образом, что в наклоненном состоянии, кантуемый при помощи веревок, идол мог перемещаться почти самостоятельно, ходить. Для этих целей постамент фигуры изготавливался не плоским, а слегка выпуклым. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит легенда, повествующая о том, что к месту установки статуи добирались своим ходом. Экспериментально это доказал чешский инженер Павел Павел, с бригадой работников, состоящей из 17 человек, он сумел заставить моаи шагать в нужном направлении.

Свое место на приготовленном возвышении, статуя занимала после того, как под ней изготавливалась искусственная насыпь, сравнимая по высоте с самим постаментом. Доставка и установка на пьедестал не означали еще окончания работ над каменным истуканом. Уже на месте скульптура «доводилась до ума», подобно морскому лайнеру, для которого спуск на воду еще не означает окончания работ над ним. Установленные на аху исполины должны были еще обрести «шевелюру» - своеобразную многотонную шапку или корону «пукао». Версия о том, что это именно волосы, а не головной убор, появилась благодаря цвету пукао - он красный, а большинство жителей древнего острова были рыжеволосыми. Камень для изготовления единственной немонолитной части истуканов острова Пасхи добывали в кратере вулкана Пуна-Пау. До наших дней дошли около 90 штук этих скальпов.

После установки каменной прически, наступал завершающий этап работы над скульптурой. На этом этапе статуе вытесывали внушительных размеров глазницы. В глазницы вставлялись глаза, изготовленные из раковин, кораллов или обсидиана. По поверьям, только заполучив глаза, истукан мог обозреть место, на котором очутился. Верившие в то, что через глаза исходит энергия души, пасхальцы, давая статуям органы зрения, как бы оживляли их. В настоящее время несколько отреставрированных статуй смотрят на мир загадочными коралловыми глазами.

Падение идолов

По невыясненным наверняка причинам, остров Пасхи настигла какая-то катастрофа. Прибывшие сюда в 18в европейцы обнаружили идолов острова опрокинутыми, лежащими на земле. Хотя совсем недавно, в момент открытия острова Пасхи, статуи стояли еще вертикально, располагаясь, как им положено, лицом вглубь острова. Какие же катаклизмы свергли старых богов и вождей с их пьедесталов?

Существует несколько теорий этого. Самой правдоподобной выглядит такая: в результате изменения климата, остров, не обладающий естественными запасами пресной воды, подвергся длительной тяжелой засухе. В результате этого пасхальцы потеряли все леса сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. до последнего дерева. Отсутствующие деревья, разумеется, не могли ни давать тени, ни удерживать влагу в почве, ни защищать посевы от жгучего сухого ветра. На остров надвинулся страшный голод, а построить лодки, чтобы покинуть ставшую негостеприимной для жизни землю уже было не из чего - деревья исчезли. Отрезанный от остального мира остров был обречен на вымирание. В данной ситуации вожди племен требовали от подданных дополнительных усилий по ублажению божеств.

Следовательно, требовалось изготовить еще моаи, больше и внушительнее уже существовавших. Титанические усилия, приложенные в этом направлении, результата не дали. Народ взбунтовался. Начались столкновения между населяющими остров племенами, церемониальные площадки аху разоряли, а стоящие на них статуи опрокидывали и разбивали. Немногим людям, пережившим это страшное время, приходилось все начинать заново. «Пасхальцам» требовались новое общество и новая религия, принципиально отличающаяся от оказавшейся несостоятельной старой.

Место поверженных идолов заняло новое божественное существо с головой птицы. Свобода покинуть засушливые земли в любой момент по воздуху, недоступная человечеству, выразилась в этих новых верованиях. Прежние боги и герои оказались мгновенно и прочно забыты. Культ моаи был оставлен навсегда и перестал быть, собственно говоря, культом. Каменные идолы с острова Пасхи превратились в объект любопытства туристов и изучения исследователей. Однако именно это привлекло людей с континентов на остров, который в наше время существует исключительно за счет гостей. Так что, можно сказать, даже поверженные идолы продолжают служить благу жителей маленького треугольного кусочка суши, затерянного в Тихом океане.

Благодаря подвижничеству реставраторов, некоторые скульптуры уже заняли свои прежние места на аху, однако их физическое состояние вызывает тревогу ученых. Статуи непрерывно подвергаются разрушению под воздействием климатических факторов, особенно ветра и дождя. Основной материал изготовления - туф - быстро разрушается, из-за этого более твердые вкрапления вываливаются, на идолах образуются вмятины и трещины. Моаи нуждаются в срочной консервации. Силы и средства для этой необходимой работы человечество обязано найти достаточно быстро, чтобы сохранить будущим поколениям эти удивительные изваяния одного из самых загадочных мест на Земле.

Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Содержание:

Краткое описание

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи - жители острова Питкэрн - проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды - дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки - из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 - 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам - «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI-XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».

Наша планета только раскрывает свои тайны перед человечеством. Сколько ее уголков еще предстоит посетить и изучить? Сколько удивительных открытий удастся совершить в обозримом будущем? На все эти вопросы очень непросто дать однозначный ответ. Практически на каждом шагу все мы сталкиваемся с удивительными феноменами и явлениями, объяснить которые тщетно пытаются тысячи ученых по всему миру. Необычные находки, которые разбросаны по всему земному шару, только ждут своего «звездного часа», чтобы открыть свою истинную природу и назначение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 января:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

Как добраться до острова Пасхи читайте в нашей статье.

Сегодня предлагаю вместе отправиться на один из самых необычных островов – остров Пасхи, который принадлежит латиноамериканскому государству Чили. Именно здесь перед первооткрывателями далеких земель впервые предстали удивительные исполины из камня – монолитные статуи Моаи. Официально они известны в качестве истуканов острова Пасхи. Считается, что статуи были созданы аборигенами, которые населяли остров. Датируются каменные изваяния 10-15 веками. Кроме этого остров просто «кишит» интересными находками в виде древних пещер, желобчатых аллей, что уходят куда-то в океан. Все это свидетельствует о том, что остров когда-то был центром неизвестной археологам нации с необычными традициями и уникальными обычаями. Заинтересовали? Еще бы!


Далеко не каждый из нас знает, почему остров получил такое необычное название. Первое впечатление о том, что название привязано к известному празднику, оказывается верным. Впервые остров был посещен европейцами в 1722 году. Именно в этот год судно из Голландии под командованием Якоба Роггевена бросило свой якорь у берегов далекого тихоокеанского острова. Поскольку заморские земли были обнаружены как раз в момент празднования Пасхи, остров и получил соответствующее название.

Именно здесь были обнаружены одни из самых впечатляющих рукотворных феноменов всей цивилизации – каменные статуи Моаи. Благодаря каменным статуям остров стал известен во всем мире и по праву считается одним из главных туристических центров Южного полушария.

Назначение статуй

Поскольку статуи появились на острове в давние времена, их размер и формы навевали мысли о внеземном происхождении. Хотя все же удалось установить, что статуи были созданы местными племенами, которые когда-то населяли остров. Несмотря на то, что с момента открытия острова прошло несколько столетий, ученым до сих пор не удалось разгадать истинное назначение каменных исполинов. Им приписывалась и роль надгробий, и мест для поклонения языческим богам, их даже рассматривали в качестве самых настоящих памятников прославившимся островитянам.

Первые описания голландского мореплавателя помогают составить определенное впечатление о значении статуй. К примеру, первооткрыватель в своем дневнике отмечал, что возле статуй аборигены разводили костры и молились. Но самое удивительное состояло в том, что аборигены не отличались развитой культурой и не могли похвастаться определенными достижениями в строительстве или какими-то развитыми даже для того времени технологиями. Соответственно, возник вполне закономерный вопрос о том, как эти племена, живущие по первобытным обычаям, смогли создать столь удивительные статуи.

Многочисленные исследователи допускали самые необычные предположения. Первоначально считалось, что статуи сделаны из глины или вообще были доставлены с материка. Но вскоре все эти догадки были опровергнуты. Статуи оказались полностью монолитными. Искусные авторы создавали свои шедевры прямо из обломков скал с помощью примитивных инструментов.

Лишь после того, как остров посетил знаменитый мореплаватель Кук, которого сопровождал полинезиец, понимающий язык аборигенов острова, стало известно, что каменные изваяния вовсе не были посвящены богам. Их устанавливали в честь правителей древних племен.

Как создавались статуи

Как уже упоминалось, статуи вытесывались из монолитных обломков каменистых пород в каменоломне вулкана. Работа по созданию уникальных исполинов начиналась с лица, постепенно переходя на бока и руки. Все статуи изготовлены в виде длинных бюстов без ног. Когда Моаи были готовы, их транспортировали к месту установки и водружали на каменный постамент. Но как эти многотонные исполины перемещались из каменоломни вулкана до каменных постаментов на огромное расстояние – до сих пор является главной загадкой острова Пасхи. Только представьте себе, сколько силы могло потребоваться на доставку 5-ти метрового каменного исполина, средний вес которого достигал 5 тонн! А иногда встречались статуи более 10 метров в высоту и весом более 10 тонн.

Каждый раз, когда человечество сталкивается с чем-то необъяснимым, рождается масса легенд. Так случилось и в этот раз. Согласно местным преданиям, огромные статуи когда-то умели ходить. Добравшись до острова, они утратили эту удивительную способность и остались здесь навеки. Но это не более чем красочная легенда. Другая легенда гласит, что внутри каждой статуи были спрятаны несметные богатства народности инков. В погоне за легкой наживой, охотники за древностями и «черные археологи» разрушили не одну статую. Но ничего, кроме разочарования внутри их не ожидало.

Тайна разгадана?

Не так давно группа американских ученых, которая занималась исследованием древних исполинов, заявила о том, что вплотную приблизилась к разгадке статуй Моаи. Исследователи утверждают, что транспортировка статуй осуществлялась группами с помощью примитивных подъемных механизмов, огромных телег и даже крупных животных. Поскольку статуя транспортировалась в вертикальном положении, издали создавалось впечатление, словно каменная глыба передвигается самостоятельно.

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Как добраться

К сожалению, добраться на остров Пасхи даже сегодня весьма проблематично. Хотя и есть два простых способа – воздушный и водный – все же они являются довольно затратными. Первый способ потребует от вас приобретения билета на рейсовый самолет. Вылететь можно из столицы Чили Сантьяго. Полет займет не менее 5 часов. Добраться на остров Пасхи можно и с помощью круизного лайнера или яхты. Многие туристические корабли, которые проходят у берегов острова, с радостью заходят в местный порт, предоставляя своим пассажирам уникальную возможность прикоснуться к давней истории загадочного острова.

 

 

Это интересно: