→ Освобождение испании от мавров. Реконкиста в испании. Боевые действия во Франции

Освобождение испании от мавров. Реконкиста в испании. Боевые действия во Франции

Реконкиста (в переводе с испанского и португальского «отвоёвывание») – процесс возврата испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных мавританскими исламскими государствами.

Этот процесс был длительным и, естественно, кровопролитным.

Достаточно сказать, что началась реконкиста сразу же, как арабы завоевали Пиренейский полуостров, то есть в VIII веке, а закончилась только в 1492 году, когда кастильский король Фердинанд и королева Изабелла изгнали последних мавров с территории полуострова.

Борьба пиренейских мусульман и христиан шла с переменным успехом, главной причиной чему были феодальные раздоры с той и другой стороны.

В результате такого соперничества христианские феодалы заключали временные союзы с мусульманами, а те, в свою очередь, обращались за помощью к испанцам и португальцам.

Образовалась длительная европейская «горячая точка», военные действия в которой проводились не только с освободительной целью, но и из корыстных соображений.

Последствия оскорбления

Арабское завоевание Пиренеев стало возможным по целому ряду причин, одной из которых было личное оскорбление, нанесённое одним христианским правителем другому. Когда арабский полководец Муса ибн Нусайр приблизился к Испании, у него на пути встала Сеута, жители которой оказали ожесточённое сопротивление.

Сеута принадлежала Византийской империи, но находилась далеко от столицы, поэтому наместнику Юлиану пришлось оборонять город своими силами. Параллельно с этим у него подрастала дочь Кава, которую он отправил в Толедо для получения образования. Толедо принадлежал тогда вестготам.

Тамошний король Родерих пленился красотой Кавы и обесчестил её. Когда Юлиан об этом узнал, он пришёл в ярость. Он сдался арабам и предложил Мусе свою помощь в завоевании всей Испании. С этого момента начинается успешное продвижение арабского войска вглубь полуострова.

Начало Реконкисты

Король Родерих пытался сопротивляться арабскому нашествию, однако его армия была разбита, а сам он погиб. Сопротивление прекратилось, и часть вестготов спаслась бегством с полуострова. Другая часть осталась на завоёванных арабами территориях, получив за своё союзничество богатые земельные наделы и прочие подарки.

Однако положение изменилось, когда из плена вернулся Пелайо, представитель вестготской знати и, по одной из версий, бывший телохранитель Родериха. Он был провозглашён королём Астурии, что вызвало гнев арабов. Когда они прислали карательный отряд, Пелайо начал сопротивляться и уничтожил отряд Алькамы, андалусского эмира, и его самого. Это сражение, получившее название битвы при Ковадонге, открывает долгий и упорный процесс Реконкисты.

Значение Реконкисты

  • Сопротивление христианского населения Пиренеев в конце концов освободило полуостров от завоевателей. Однако значение Реконкисты существенно больше.
  • Выступление против арабов остановило их продвижение дальше в Европу.
  • Испанские и португальские правители стали для мусульманского мира серьёзным противником, из-за чего позиции непобедимого прежде Арабского халифата пошатнулись.
  • Борьба против арабов активизировала крестовые походы. У христианских рыцарей появилась по-настоящему благородная миссия – освобождение завоёванной европейской территории от мусульманского ига.
  • После изгнания арабов-мусульман появились «мориски». Так называли арабов, которые оставались жить на Пиренейском полуострове, теперь уже христианском, и сами принимали христианство (когда добровольно, но чаще – насильственно). В довесок здесь же появились «марраны» - крещёные евреи.

За тем, как мориски приобщаются к христианской религии, следила святая инквизиция. Такая слежка была особенно важной. Дело в том, что исламская религия устанавливает принцип «такийя», который состоит в том, что правоверному мусульманину при определённых обстоятельствах разрешается скрывать свою настоящую веру и внешне принимать обличье иноверца.

В христианском окружении мусульманин может, к примеру, имитировать обращение в христианство, может посещать церковные службы, однако в душе он всё равно остаётся приверженцем своей веры. Арабы, исполняющие «такийю», вполне могли появиться и на освобождённом Пиренейском полуострове, где они способны были оказать сопротивление. Поэтому и был необходим надзор со стороны инквизиторов.

В 8 веке произошел захват арабами, исповедовавшими ислам, значительных территорий на Пиренейском полуострове. Это вызвало ответные действия христиан, проживающих на указанных землях. Процесс возврата пиренейцами своих земель получил название «реконкиста».

Предыстория

После распада Западной Римской империи на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова с 418 года формировалось Вестготское королевство (по названию одного из древнегерманских племен). Именно оно первым столкнулось на этих землях с арабо-берберскими (мавры) войсками. В 709 году мусульмане захватили город Сеута (юг Гибралтарского пролива), откуда в 711 году они направились на полуостров.

Существенного сопротивления захватчики не встретили: вестготский король Родерих был занят военными действиями в северной части страны, а простое население надеялось на улучшение жизненных условий. Спешно вступив в сражение с мусульманами возле реки Гуадалете, вестготы потерпели сокрушительное поражение, приведшее к падению всего королевства.

Отпор мусульманам смогли дать только на севере бывшего королевства. Там в 718 году вестготским аристократом Пелайо было основано королевство Астурия, начавшее военные выступления против захватчиков.

Рис. 1. Пиренейский полуостров в 8 веке.

Факты

Основные происшествия, повлиявшие на ход реконкисты, собраны в таблице:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Дата

События

718 (по новым данным 722, большинство историков считают первый вариант предпочтительным)

Сражение между астурийскими войсками и мусульманами у Кавадонги. Подробности не известны. Христиане разгромили захватчиков

Мусульмане захватили Нарбонну (город во Франции)

Осада Тулузы (юг Франции). Герцогу Аквитании удалось освободить город

Мусульмане захватили Каркассон, Ним (Франция)

Наступление мусульман на Аквитанию остановлено

Новые нападения мавров. Захват Бордо. Продвижение в Аквитании

Сражение франков с маврами между городами Пуатье и Тур. Подробности не известны. Франки одержали победу, остановив продвижение мусульман по западноевропейским землям

Штурм Нарбонны, где укрылись мавры. Город остался у мусульман

Отвоевание Нарбонны. Мусульмане вытеснены из Аквитании

События продвигаются довольно пассивно, знаменуясь переменным успехом противников в небольших столкновениях

Сражение при Альбельде (северо-восток Испании). Победили мусульмане

К военным действиям против мавров присоединяется графство Барселона

Христиане отвоевывают Коимбру (будущий португальский город). Река Дуэро становиться границей между владениями противников

К военным действиям против мавров присоединяется Королевство Наварра

Сражение около Симанкаса. Победа досталась христианам

Мавры захватили Барселону

Кастильские войска захватывают Коимбру (Португалия)

Христиане отвоевали Толедо

Сражение при Заллаке. Кастильские войска разгромлены

Войска под командованием кастильского дворянина Сида Кампеадора (испанский национальный герой) отвоевывают Валенсию

Сражение при Уклесе. Серьезное поражение кастильцев

Значительный перевес на стороне мусульман. Они отвоевывают почти все занятые ранее земли

Арагонский король захватил Сарагосу

Португальцы отвоевывают Лиссабон

Сражение возле крепости Аларкос. Мусульмане разгромили кастильскую армию

Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Объединенные христианские войска сокрушили мусульманскую армию

Кастильская армия отвоевывает города на юге полуострова

Сражение у Гуадалете (второе). Кастильские войска победили

Балеарские острова отвоеваны Королевством Арагон

Арагонские войска захватывают Валенсию

Португальцы отвоевывают Алгарве

Кастильская армия занимает мыс Гибралтар

Сражение при Рио-Саладо. Христианские войска побеждают мусульман

Активные действия не ведутся. На юге полуострова сохраняется Гранадский эмират

Династический брак правителей Кастилии (Изабелла Ι) и Арагона (Фернанда ΙΙ). Объединение двух королевств в одно Испанское

Захват испанцами Гранады. Прекращение существования Гранадского эмирата и мусульманской власти на полуострове

Реконкиста продолжалась около 770 лет. Главными причинами того, что противостояние столь затянулось, считаются регулярные феодальные столкновения. Королевства и графства, участвовавшие в отвоевывании, боролись между собой за территории. Кроме того с 1370-х годов королевства были вовлечены в Столетнюю войну. Но и среди мусульман не было полного согласия, что привело в 1031 году к распаду Кордовского халифата на отдельные эмираты. Самый крупный из них - Гранадский.

Рис. 2. Изабелла Ι Кастильская.

Итоги

Годом окончания отвоевывания считается 1492, когда на испанской территории не осталось ни одного мавританского правителя.

Завершение реконкисты на Пиренейском полуострове привело к таким результатам:

  • Образование централизованных государств: в период отвоевывания сформировались королевства Португалия (вначале была частью Кастилии), Кастилия (изначально пограничная область Астурии), Арагон, Наварра;
  • Объединение кастильских и арагонских земель в Испанское королевство с помощью династического брака;
  • Изгнание с полуострова мусульман и евреев, христианизация пожелавших остаться;
  • Появление множества военных-авантюристов, которых необходимо было чем-то занять. Для этих целей идеально подошла конкиста – завоевание Америки с 1492;
  • Смешение арабской культуры с европейской.

В начале VIII в. арабы завоевали уже Византия и Северную Африку. Затем они обратили свой взор на территорию Испании. Впоследствии там было образовано новое государство - Мусульманская Испания. Оно просуществовало довольно продолжительное время. Многие коренные жители вели борьбу с засильем арабов, которых они называли «маврами». Так возникло новое движение за освобождение Испании от арабского влияния, которое в истории получило название - Реконкиста. Это значит по-испански - отвоевание. Весь Пиренейский полуостров оказался под влиянием этого движения. Это во многом определило развитие этой территории. Движение Реконкисты продлилось до конца XV в. Оно позволило не только противостоять арабам, но вести экономические и политические контакты между разными территориями полуострова.

Участники Реконкисты


Движение Реконкисты позволило жителям Пиренейского полуострова сформировать особую культурную, экономическую и политическую общность. Победа и дальнейшее освобождение земель от арабов произошло по разным причинам. Но все народы объединяла общая заинтересованность в Реконкисте:

  1. Землевладельцы в ходе этого процесса получили новые земли. Также некоторые из них стали занимать важные должности в освобожденных территориях;
  2. Церковь тоже не осталась обделенной. Ей тоже дали новые земельные угодья. Также она получила право создавать в новых землях христианские приходы, епископаты и монастыри. А также вела активную борьбу против мусульманства;
  3. Королевская власть тоже во многом выиграла. Ее казна пополнилась новыми средствами. Да и авторитет тоже заметно вырос;
  4. Крестьяне лелеяли надежду на новых землях избавиться от феодального гнета сеньоров и налогов.

Самая важная причина для каждого участника Реконкисты крылась в получении большой выгоды. Эту корыстную цель преследовали абсолютно все. Движение длилось практически восемь веков.

Историки разделили Реконкисту на несколько этапов. Каждый этап обладал своими особенностями. Например, в середине VIII в. для Аустрии было нормально переселять в основном люде с юга на север. А внутренние территории королевства осваивали беженцы из разоренных местностей. Таким образом, до IX в. Реконкисту осуществляли отдельные личности, особо смелые. А вот с IX в. Реконкисту стала контролировать уже власть короля.

Этапы Реконкисты


На рубеже VIII-IX вв. кроме Аустрии очагом Реконкисты стало и франкское государство. Франки взяли под контроль территорию Каталонии и создали там Испанское владение с центром с городом Барселона. Территория между Аустрией и Каталонией постоянно то была во владениях арабов, то европейцев. И вот только в X в. там возникли новые королевства - Наварра и Арагон. Это стало началом дальнейшего движения Реконкисты. Так у арабов уже отвоевали весь север Пиренейского полуострова.

Когда империя Каролингов пала, то территория с центром в Барселоне стала самостоятельным государством. После череды войн арабов и европейцев на Пиренейском сложилась целая когорта новых государств, таких как Кастилия, Наварра, Арагон и графство Барселонское. Также там оставалось и несколько десятков арабских княжеств. Новая волна Реконкисты началась в XI в. испанцы одержали победу при Толедо в 1085 г. Позже при участии представителей 2 крестового похода ужалось завоевать Лиссабон.

А самая важная битва состоялась в 1212 г. Участие приняли совместные войска Арагона, Кастилии, Наварры и Португалии. Они нанесли сокрушительное поражение арабам. Это событие окончательно изгнало мавров с территории Испании. Постепенно в течение XIII в. испанцы брали все новые и новые территории: Севиль,Корова, валенсия и др. В 1226 г. испанцы оказались у берегов Атлантики. Последним владением мавров был Гранадский эмират. Его удалось отвоевать только в 1492 г.

Так закончилась длительная и ожесточенная борьба двух народов, двух культур и можно сказать двух совершенно разных миров. Это движение получило в истории название движение Реконкисты.

Реконкиста видео

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реконкиста (рус.) История средних веков.

    ✪ Час истины - Испания эпохи Реконкисты - Передача первая

    ✪ Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв. Видеоурок по Всеобщей истории 6 класс

    ✪ Час истины - Реконкиста - XII век

    ✪ Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (История Испании) - ЛИМБ 20

    Субтитры

Завоевание Иберии арабами

Юлиан послал свою дочь Каву к Толедскому двору, чтобы дать ей воспитание, соответствующее её рождению. Но она приглянулась королю вестготтов Родериху , который её обесчестил. В ответ на это оскорбление Юлиан сдал арабам свой город, предварительно заключив выгодный для себя договор. После этого Юлиан стал убеждать Мусу попытаться завоевать Испанию, обещая своё содействие. Последний, которого подстрекали к походу и испанские евреи , угнетаемые готами, отправил в Испанию , с согласия халифа Валида I, первоначально небольшой разведывательный отряд.

Начало реконкисты

Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию , где они впоследствии основали королевство Астурия , и в Септиманию . Летом 718 года знатный вестгот Пелайо , предположительно бывший телохранитель короля Родериха , находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии . Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии .

Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум . Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.

Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо . Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.

Остановка продвижения арабов в Европу

Поскольку практически вся Иберия была завоевана мусульманами, дальнейшая их экспансия могла продолжаться только через Пиренеи . Недавно назначенный вали Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик в первый раз перешёл горы в 717 году , вторгшись в Септиманию . В 719 году арабы заняли Нарбонну , которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военным оплотом во всех их военных кампаниях против франков .

Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали - Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, - причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону . Однако Эд Великий - герцог Аквитанский - не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон .

Остановив продвижение арабов, Эд Великий, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем» (Сердань , Нарбонна , Септимания), был назначен Утман ибн Наисса , которого франки называли Мунуза . Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III » , Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов на Аквитанию Мунуза захватил Лампагию - дочь Эда Великого . Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены - герцогом Эдом .

Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах , а не он сам , нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в /731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана .

Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартеллом (Karl Martell) - франкским майордомом , который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж , прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в Аквитанию разозлили Эда . Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж .

После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником - Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны , захватив и разграбив Альбижуа , Руэрг , Жеводан и Веле . Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса . Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

Можно полагать, что в течение трёх месяцев отряды Абд эль-Рахмана в полном смысле слова обошли все долины, горы и берега Аквитании, не встречая ни малейшего сопротивления в чистом поле. Армия Эвдона была до того разбита на Гаронне , что даже остатки её исчезли и перемешались с массой доведенного до отчаяния населения. Затем Абд эль-Рахман решился идти на Тур , взять его и похитить сокровища знаменитого аббатства. Для этого он соединил свои силы, и во главе всей армии направился к Туру . Прибыв в Пуатье , мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье , заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться, и потому мавры, не желая тратить времени, которое надеялись с большей выгодой использовать в Type , направились к этому городу. Некоторые арабские историки утверждают, что город Тур был взят, но это очевидная ошибка: неизвестно даже, дошло ли дело до осады.

Целью Абд ар-Рахмана было, скорее всего, знаменитое аббатство Сен-Мартен-де-Тур. По дороге были опустошены окрестности Перигё , Сента и Ангулема , а сами города захвачены. После этого армия мавров переправилась через Шаранту .

Битва при Пуатье

Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу - майордому Карлу Мартелу . Собрав остатки своей армии, Эд направился в Париж , где в это время находился Карл Мартел . Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с прочими германскими племенами, совместно выступить против арабов .

По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и распри, как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил межплеменную войну, которую он вел против других германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков , и некоторые другие германские племена: алеманны , баварцы , саксы , фризы . С большой объединённой армией Карл двинулся наперерез войску мавров .

Абд эль-Рахман находился ещё под стенами или в окрестностях Тура , когда узнал, что франки приближаются к нему большими переходами. Считая невыгодными ожидать их в этой позиции, он снялся с лагеря и отошёл к Пуатье , преследуемый по пятам гнавшимся за ним Карлом Мартелом. Но огромное количество добычи и пленников и большие обозы, которые находились при его армии, затрудняло его марш, и сделало отступление более опасным, нежели сражение. По словам некоторых арабских историков, была минута, когда он думал приказать своим солдатам бросить всю эту пагубную добычу и сохранить только боевых лошадей и оружие. Такой приказ был в характере Абд эль-Рахмана . Между тем, он не решился отдать его и рассудил ожидать неприятеля на полях Пуатье , между рекой Вьеной и рекой Клэн, возлагая всю надежду на храбрость воинов. Около города арабы разграбили и разрушили аббатство Сен-Илэр, однако сам город осаждать не стали, обогнув его и двинувшись дальше в сторону Тура .

Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы - от октября 732 года до октября 733 года , однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года . Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали. «Хроники Сен-Дени » свидетельствуют: «…Герцог Аквитании Эд, приведший во Францию народ сарацин, этот сверхъестественный бич, действовал так, что примирился с государем Карлом и впоследствии убил всех сарацин, уцелевших в этой битве, которых мог достать…» , что может говорить о том, что герцог Эд с аквитанцами выступил для преследования беглецов. В то же время «Мосарабская хроника» рассказывает: «И поскольку эти народы вовсе не озаботились о погоне, они ушли, нагруженные добычей, и с торжеством вернулись в своё отечество» . Это же отмечают и «Хроники Сен-Дени »: «Он [Карл Мартел] взял все шатры врагов и всё их снаряжение и завладел всем, что у них было» . На основании этих и других свидетельств историки предполагают, что вслед отступающим маврам выступил один герцог Аквитании, в то время как Карл Мартел остался на поле битвы собирать оставленную мусульманами добычу. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное маврами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого. Разделив захваченную добычу, Карл Мартел с почётом вернулся домой .

Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии . Однако окончательно арабская угроза ликвидирована не была и Карлу пришлось провести ещё несколько военных кампаний, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.

Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи . В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить Аквитанское герцогство к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань . Но аквитанская знать провозгласила герцогом Аквитанским сына Эвдона - Гунольда , и Карл признал его законные права на Аквитанию в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия . У Гунольда , который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

Не желая связывать свою армию осадой, которая могла длиться годами, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле , Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании . После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе .

Хронология

30 апреля 711 г. - смешанное арабо-берберское (мавританское) войско под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров через Гибралтар (современное название происходит от искаженного арабского Джабаль-Тарик, «гора Тарика»).

19 июля 711 г. - битва при Гуадалете. Гибель короля Родриго . Крушение Вестготского королевства , существовавшего с начала VI в.

711-718 гг. - полуостров подпадает под власть мусульман полностью - за исключением лишь узкой полоски на севере, нынешней провинции Астурия , где укрепились остатки вестготской знати.

Около 1030 по 1099 г. - жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор , легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде », а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.

1151 г. - третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») - приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.

1252-1284 гг. - правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого . Расцвет наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. Издание первого «Свода законов».

Инкорпорация

Процесс инкорпорации захваченных у мавров территорий отличался сложностью социально-демографических процессов. Многие мусульмане покидали захваченные христианами территории, уходя далее на юг. Во многих случаях христиане сами заставляли мусульман покинуть занимаемые ими регионы, особенно это касалось стратегически важных городов и крепостей. Распределение захваченных земель между новыми христианскими хозяевами осуществлялось несколькими методами, среди которых выделялись фуэ́роc и присура. На раннем этапе реконкисты земля делилась на наделы, в центре которых стоял замок (кастель), откуда и пошли названия областей Кастилия и Каталония. Расстояние от одного замка до другого примерно равнялось 1 дню пути верхом на лошади.

Центральная Испания никогда не отличалась высокой плотностью населения. Во многих регионах она была очень низкой (например, так называемая Дуэрская пустыня). Поэтому политика привлечения крестьян из северных регионов получила особое название - «репоблация».

В том случае если маврам позволяли остаться в городе в статусе мудéхары , им выделяли отдельный квартал - морери́я, евреям - худери́я. Нехристианские кварталы в целом именовались альхама.

Окончание реконкисты

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе . Закончилась реконкиста в 1492 году , когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские эмиры зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Королевствa Кастилии и Леонa было достаточно военной мощи завоевать последний маврский эмират - Гранаду , но оно долго предпочитало вместо этого получать дань с Гранадского эмирата . Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу .

Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

Переносные значения

В конце XX века в разных регионах мира у понятия Реконкиста возникли новые значения.

Мексика и США

Понятие Реконкиста зачастую используется в ультраправых, консервативных политических кругах США, для описания демографической ситуации на юго-западе страны, где, в результате бесконтрольной нелегальной миграции за последние десятилетия, мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки вновь стали большинством населения (см. Штаты США с преобладанием меньшинства). Для справки, территория юго-запада до войны 1848 года (см. Американо-мексиканская война) являлась мексиканской территорией с пусть и малочисленным (около 50 000), но всё же испаноязычным населением. Поражение Мексики в войне привело к наплыву сюда белых англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в регионе до конца 1970-х годов, но начали сдавать свои позиции в последние годы.

Монреаль и Квебек в Канаде

Понятие Реконкиста (фр. La Reconquête ) также нередко можно встретить в англо- и франкоязычных публикациях Канады и США, описывающих развитие демолингвистической ситуации в современной провинции

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.

Рис. 1. Реконкиста в Испании ()

Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.

Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()

Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).

Рис. 3. Томас Торквемада ()

Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Edengarden.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
  2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
  3. Чем и когда завершилась Реконкиста?
  4. Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?

 

 

Это интересно: