→ Пещерные монастыри. Пещерные монастыри крыма. Свято—Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Пещерные монастыри. Пещерные монастыри крыма. Свято—Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Крым славится множеством интересных мест. Среди них особое внимание заслуживают пещеры. На этой территории их большое количество, каждая из них неповторима и имеет свои особенности. В них издревле селились люди и использовали их для своих нужд. В данной статье мы расскажем про пещеры Крыма, открытые для посещения.

Пещеры и пещерные монастыри Крыма на карте:

Трёхглазка или Воронцовская пещера

Горный Крым прячет в себе большое количество пещер. Но не все можно посещать неспециалистам. Самая доступная — Трёхглазка.

Пещера Трехглазка внутри

Существует более 3 млн. лет, глубина -30 метров. Занимает более 600 кв. метров. Проникнуть внутрь её можно через 3 шахты — провалы, напоминающие три глаза по трапу. Через одну из них, расположенную почти вертикально, в пещеру проникает солнечный свет; в холодный период — залетает снег. Внутри всегда холодно. Снег полностью не тает, даже летом на полу лежит лёд. Древние охотники хранили здесь мясо убитых животных. Когда снимали фильм «Узник замка Иф», нарисовали глаза.

Важно! Прежде чем пойти на экскурсию, нужно взять с собой тёплые вещи, внутри температура воздуха не поднимается до 10 градусов. Зимой Трехглазка закрыта.

Ялтинская пещера на плато Ай-Петри

Самая маленькая, но невероятно красивая пещера. Здесь обнаружены следы жизнедеятельности людей эпохи неолита.

В тёплый период туристы могут созерцать многочисленные длинные сталактиты, которые свисают со сводов, наподобие макарон. На полу большого зала- множество сталагмитов невероятно безумных форм. Стены в наплывах. Свет от небольших электрических лампочек создаёт невообразимую игру света и тени.

Знаменита своим вертикальным колодцем, протяжённостью в 40 метров, через который можно спуститься в нижний зал. Не каждому туристу по плечу это проделать: только смельчаки, в компании с гидом-скалолазом, облачаясь в специальное снаряжение, опустятся вниз.

Мраморная пещера

Самая посещаемая пещера Крыма — находится на плато Чадыр-дага, неподалёку от одноимённого села. Образовалась в мраморовидных известняках, поэтому получила своё название. Находится на глубине 60 метров, протяжённость- чуть более 2 км.

Красная пещера Кизил—Коба

Самая крупная — протяжённость 20 км. Красная, потому, что в породе преобладают примеси железа. Обычным туристам доступны только полкилометра. Добраться туда будет удобно на сказочном паровозике, особенно во время дождя.

Есть возможность экстремальной экскурсии: надеть акваланг и увидеть своими глазами затопленные ходы и залы. Подземные ходы расположены в шести уровнях, с перепадом более 250 метров.

Внутри пещеры многочисленные озёра, колодцы, водопады, громадные залы, а также крупнейший сталактит Европы, возрастом 8 тысяч лет. Полную информацию о Красной пещере (Кизил Коба) в Крыму можно узнать .

Пещерный монастырь под Судаком

У горы Сокол лежат руины монастыря. В начале нашего тысячелетия здесь жили византийские монахи — иконопочитатели. В последствии турки разорили его. Но люди о нём не забыли.

В одной из трёх пещер на стене высеченный крест, а рядом лавка. В другой сохранилась только передняя стена, несколько келий. Добраться туда можно по тропинке по крутому склону горы. Сверху можно увидеть море. Место примечательно также тем, что неподалёку обнаружен целебный источник.

Свято—Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

Этот монастырь тоже основан византийскими монахами. Он вырублен в отвесной скале. У этой святой обители интересная история.

Когда Крымское ханство приобрело независимость, и Россия получила крымские крепости, местные христиане из-за притеснений со стороны мусульманского населения, покидают эти места. В событии принимал активное участие русский полководец Александр Суворов. Но через три года монастырь снова начал проводить богослужения.

Во время революции обитель разграбили, а служителей расстреляли. Во время Великой Отечественной в этих стенах располагался госпиталь. Возродился монастырь снова после распада Советского Союза. Прихожане восстановили Святое место общими усилиями. Они провели титаническую работу: отреставрировали каменную лестницу, Успенскую церковь, восстановили наскальную роспись, возвели колокольню и многое другое.

Тепе Кермен — пещерный город в Бахчисарае

Сугубо стратегическая постройка, возникла на конусовидной горе, на высоте более 500 метров. В скале были построены казематы, помещения для караульных, цистерны для сбора дождевой воды. В городе более 200 помещений, разной формы и объёма, расположенных на шести уровнях.

На верху располагались жилые помещения и ёмкости для воды, внизу — хозяйственные постройки. Северо-восточный склон скалы украшает скальная церковь. По каменной лестнице из неё можно выйти к самому низу скалы. На шестом уровне находится гробница, укрытая каменной плитой, на пятом — ризница и трапезная, на четвёртом склеп с нишей для иконы. Есть тут и часовня.

Второе название — Эмине Баир Хосар — переводится как колодец на горном склоне. На дне провала была обнаружена большая карстовая полость — теперь это главный зал.

Расположение — Чадыр даг, нижнее плато. Протяжённость — 1,5 километра, глубина около 100. Залы и переходы освещены, оборудованы лестницами с перилами.

Здесь нашли кости вымерших животных, даже мамонтёнка, в честь которого и названа пещера.

Сталактиты образуют диковинные фигуры: Шапка Мономаха, Каменный цветок, сказочных божков. Особый интерес представляет двухуровневое озеро. Пещера по заслугам считается одной из самых необычных в Европе.

Пещерный монастырь Шулдан

Располагается у села Терновка, включает в себя два храма и двадцать помещений в двух ярусах. Главный храм выполнен в форме вытянутого помещения прямоугольной формы. Алтарь в форме подковы.

Пещерный монастырь Шулдан внутри

В древности стены храмов были украшены фресками, но они не сохранились до наших времён. Недавно возвели башню-часовню, купол которой хорошо видно издалека.

Со смотровой площадки башни открывается чудесный вид на долину. Повещают достопримечательность не только туристы, но и паломники. Им предоставляются кельи для гостей, где есть возможность переночевать.

Пещерный город Бакла

Северный город Крыма- некогда открытое средневековое поселение. На сегодняшний день почти не сохранился.

В шестом веке здесь был построен замок из крупных кусков известняка, которую уничтожили татаро-монголы. На берегу находятся высеченные в камне могилы, давильни винограда, углубления для отходов, искусственные пещеры.

Пещерный город Инкерман

Старинная крепость Каламита состоящая из более трёхсот укреплений — визитная карточка города.


Сама крепость просуществовала недолго, а пещеры под ней сохранились. Сегодня здесь находится крупнейшее винодельческое предприятие Крыма. Подземные погреба его занимают 55 тысяч квадратных метров. Наряду с краеведческой экскурсией, туристам предлагают посетить дегустационные винные залы. Также в городе расположен действующий мужской монастырь. Подробнее о пещерном городе Инкерман мы рассказываем в .

Крепость Каламита пещерного города Инкерман в Крыму мужской монастырь у подножия крепости Каламита

Предлагаем вам также посмотреть видео о самой популярной и красивой пещере Крыма Мраморной:

11 выбрали

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, путешествие не только по самым прекрасным местам России, но и по ее истории, по тайнам ее загадочной русской души. Пещерные монастыри России – удивительные творения природы и человеческих рук На территории нашей страны пещерные монастыри возникали на протяжении столетий с Х по XIX век: в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях и пользовались особым уважением и любовью в народе за древность и святость мест, за строгий уклад иноческой жизни. С начала основания самого первого Киево-Печерского пещерного монастыря были они самым излюбленным местом паломничества, тянулись сюда люди со всей России…

Дивногорский Успенский монастырь, Воронежская область

Дивногорье – иначе об этих местах и не сказать! На невысоком плато над поймой реки Тихая Сосна местами возвышаются меловые "останцы" или "дивы", давшие имя всей этой живописной местности. Малые Дивы и Большие Дивы – два монастырских комплекса, расположенных друг от друга на расстоянии 2 км, начали свои историю по одним сведениям в первой половине XVII столетия, по другим иноки начали селиться здесь еще в 14-15 веке. А в 1851 году, недалеко от комплекса Малых Див, в окрестностях слободы Селявной начал копать пещеры крестьянин, через два года ему на помощь пришел крестьянин Шатов, вскоре выкопанные ими пещеры были присоединены к комплексу Дивногорского монастыря, а сами "копатели" причислены к составу братии. Если ж обратится к церковным летописям и преданиям первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, бежавшими из Сицилии в период гонения православной церкви и принесшими сюда икону Божьей Матери, указавшей им место для пещерной церкви. Официальной же датой основания монастыря принято считать первое письменное упоминание, датируемое 1653 годом.

Попав сюда, честно говоря, все исторические подробности, вы просто отбросите на задний план, захваченный необыкновенной красотой Дивногорья, его особенной атмосферой, уникальной архитектурой и духом умиротворения, витающим над местом слияния Дона и Тихой Сосны. В советское время Успенский Монастырь был разграблен, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной Войны в стенах монастыря оккупанты организовали военный госпиталь, который в послевоенное время был реорганизован в туберкулезный санаторий

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь является и музеем-заповедником, и если по прилегающей территории можно передвигаться совершенно свободно, то в пещерную Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери попасть можно только с групповой экскурсией. При входе в церковь находится икона Сицилийской Божьей Матери, хранящаяся в стеклянной камере при постоянной температуре и влажности. Вокруг церкви вырублен длинный тоннель для совершения крестного хода, который, разветвляясь, отрывает проход на второй уровень, где располагались кельи монахов.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь и пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая пока еще находится на реконструкции.

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь Воронежская область

По преданию эти места 2 тысячи лет назад поразили своей необыкновенной красотой и каким-то удивительным светом святого апостола Андрея Первозванного, указавшего вершину одной из меловых гор увенчать каменным крестом и основать у его подножия монастырь.

Большой пещерный Спасский храм строился в три этапа: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. Своды храма, вмещающего до двух тысяч человек, удерживаются на 12 меловых колоннах, а в его стенах высечены монашеские кельи для отшельников, которые общались с братией и паломниками только через узкие окошки. Ранее храм мог использоваться как укрепление на случай осады, имел тайный ход и колодец. После революции Спасский монастырь был закрыт, но был вновь открыт во время Отечественной войны, хотя после войны произошло не поддающееся оправданию событие - в 1958 году монастырь закрыли, пещеры взорвали и залили водой, а корпус, где проживали монахини, облили соляркой и подожгли…

Второй раз Свято-Спасская женская обитель открылась только в 1997 году. Ее часто называют "русской Палестиной". Есть здесь и Голгофа с крестом на вершине, гора Фавор, Кедрон и Гефсимания. Есть здесь и одно совершенно удивительное место - пещера Покаяния. К пещере ведет длинный коридор, свод которого становится все ниже и ниже, в стены вмурованы небольшие керамические иконы, а в его нишах когда-то горели свечи, освещая путь кающимся к келье старца, к которой они приближались уже в глубоком покаянном поклоне. А на горах близ монастыря горах растет удивительная травка - ладанка, завезенная сюда с Афона, если слегка растереть ее между пальцев, послышится тонкий аромат ладана… .

Троицкий Сканов монастырь, Пензенская область

У подножья горы Плодской (Городок) расположен пещерный трёхуровневый комплекс с целебным источником Киевско-Печерских чудотворцев Феодосия и Антония и Троице-Сканов монастырь. Основателем пещерного монастыря был Арсений II, удалившийся от мира в подземную келью в 1826 году, позже (1866-1880 г.г.) сюда пришли еще несколько монахов-отшельников, построивших каменную церковку и часовню у входа в пещеру. От основного входа в монастырь вглубь идет длинный проход – боле 2, 5 км до самого нижнего уровня пещеры (всего их по преданиям было 7) к роднику с чистейшей водой.

В 30-е годы прошлого века церковь и часовня были уничтожены, а пещера разобрана буквально на кирпичики, вследствие чего произошли обвалы нижних ярусов. Поэтому сегодня лабиринт подземных сооружений и келий имеет всего три яруса и протяженность около 600 метров. Последние 10 лет ведутся активные работы по восстановлению утраченных частей пещеры, изначально превосходящей по протяженности знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

Посещение монастыря возможно как самостоятельно, так и в сопровождении послушника.

Белогорский Воскресенский монастырь, Воронежская область

Белогорский Воскресенский монастырь был открыт в 1882 году в Острогожском уезде Воронежской губернии. Основана обитель была на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года. По преданию выкопали пещеры казачка Мария Шерстюкова и крестьяне Иван Тищенко и Андрей Васильченко.

По неполным данным в России существует еще немало пещерных монастырей, возможно многие из них сосем близко от вас и самое интересное путешествие ждет вас буквально у порога: Гефсиманский и Черниговский скиты (1844, 1847 г.г.) при Троице-Сергиевой лавре в Московской области, Саровская Успенская пустынь (1700 г.) в Тамбовской области, Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь (XIII в.) в Курской области, Печерский Вознесенский мужской монастырь (1330 г.) Нижегородской области основанный св. Дионисием, Троице-Никольский Холковский монастырь (1620 г.) Курской в Курской области, Шатрищегорский Преображенский монастырь (1652 г).

Пещерные храмовые сооружения существуют также в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской области, в г. Старая Ладога и в Тульской области. Пещеры с церковью Антония и Феодосия Печерских были открыты под кремлевским холмом в г. Тобольске.

Нельзя обойти вниманием один из самых красивейших монастырей России -

Псково-Печерский монастырь в Псковской области

По легенде основателями обители были выходцы из Киево-Печерского монастыря. Пещеры "Богом зданные" были известны местным жителям с 1392 года, а первая церковь Успения Божией Матери здесь была освящена в 1473 году. Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Удивительно, но монастырь никогда не был закрыт, хотя постоянно над ним висела эта угроза. Немало старинных легенд и современных уже преданий связано с этим удивительным местом. Сегодня доступ в пещеры открыт для посещения только в сопровождении монаха по предварительной договоренности, на территорию монастыря вохд свободный. В пещерах Псково-Печерского монастыря время как будто останавливается, находясь там более часа, кажется, что пролетело не более 10 минут.

Инкерманский пещерный монастырь

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Возникновение связано с культом святого Климента, который был римским еписком в 92-101 годах. Климент был сослан императором Траяном за христианскую проповедь в каменоломни рядом с Херсонесом. Именно здесь в 101 году убили Климента. Через год после смерти святого удалось обрести его мощи, которые вначале хранили недалеко от Херсонеса.После захвата в 1475 году крепости Каламита турками, монастырь постепенно пришел в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С XVIII века город принадлежит России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь св. Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм св. Мартина исповедника. В 1895 в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм св.великомученика Пантелеимона.
C 1924 г. храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1931 г. богослужения прекратились в пещерных храмах, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению.

С 1991 года началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса.

Свято-Успенский пещерный монастырь

Главная монастырская святыня - икона Богородицы, относится к изображениям типа Одигитрия (Путеводительница). В монастыре икона также называется Панагия(Всесвятая). В конце XVIII века икона была перенесена в г.Мариуполь. Ныне в монастыре хранится список с иконы.

Другие святыни монастыря - икона Успения Богородицы, копии икон Богородицы Троеручица и Киево-Печерская.

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII-XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого второжения в 1475 году Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь.

С 1781 монастырь действует как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учереждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители действовало было пять церквей: Успенский пещерный храм, пещерный храм св.евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского. Кроме того были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в г.Симферополе и киновия св. Анастасии, находившаяся в долине р. Качи.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов. После депортации в 1944 году крымских татар на территории монастыря разместился психоневрологический диспансер.

Относительно основания монастыря существует три предания.

Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.

Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.

Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.

В 1993 году возвращён Православной церкви. Восстановлены 4 из 5-ти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, главная лестница, колокольня, обустроен водный источник.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара


Пещерный монастырь Челтер-Мармара удобно расположился на каменистых обрывах «решетчатой скалы» Челтер-Кая, возле села Терновка (Балаклавский район). Скала Челтер-Кая возвышается над Шульской и Кара-Кобинской долинами, утопающими в зелени. На западной стороне Челтера можно увидеть четыре яруса пещер, а на ее вершине воздвигнут православный крест. Слово «Челтер» переводится, как решетка, а «Мармара» ранее было названием средневековой деревни, расположившейся у подножия горы.

Исследователи полагают, что христианская обитель была основана здесь еще в конце 18 века. Однако первые отшельники-монахи могли жить в пещерах задолго до ее основания.

К подножию горы Челтер-Кая ведет вверх довольно крутая и каменистая тропа, окруженная зарослями колючего держи-дерева, можжевельника и кизильника. На пути можно также встретить реликтовое терпентинное дерево и дикие черешни. Сама тропа сплошь усеяна выбеленными временем глиняными черепками, оставшимися от монастырских амфор и пифосов.На сегодняшний день в пещерном монастыре Челтер-Мармара насчитывается больше 50-ти пещер. Это многочисленные кельи, подсобные и хозяйственные помещения, трапезная, а также четыре церкви. В древние времена все они соединялись красивыми деревянными балкончиками, лестницами и галереями.

Нижний ярус монастыря состоит из шестнадцати изолированных пещер. Имеются также и две большие пещеры, которые представляют собой естественные гроты, соединенные друг с другом дверным проемом. На стенах пещер прорезаны пазы и сохранились следы от засовов, что говорит об использовании их в качестве загонов для скота. В некоторых помещениях на полу можно встретить характерные вырубки, предназначенные для очагов. На потолке и стенах хорошо видны проушины, на которые подвешивались светильники.

Пещеры, расположенные со второго по пятый ярус, представляют собой единый комплекс с общим ходом. К нему от самого подножия горы ведет лестница с вырубленными в скале ступенями. 32-метровый колонный зал, свод которого покоиться на пяти мощных колоннах, можно считать визитной карточкой монастыря.

И сегодня здесь находится действующий пещерный мужской монастырь Преподобного «Саввы Освященного», привлекая к себе сотни паломников с разных уголков Украины.

Пещерный монастырь Шулдан

Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от села Терновка Севастопольского горсовета в обрывах скалы Шелдан, нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса.

Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.).

В монастыре выделяются два строительных периода. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в ХIII - ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. В период Феодоро, вероятнее не раннее конца ХIV - начала ХV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма (см. ниже) и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро - Мангупа. По-видимому, в ХIV - ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.
Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви. Главный храм, расположенный в первом ярусе, размерами 7 х 3,3 х 3,65 м, в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Алтарная часть подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени утраченными. К северу к церкви примыкает часовня неправильной в плане формы, а к югу - прямоугольная с закруглением в восточной части крещальня.

В наше время монастырь восстанавливается монахами. Оборудованы жилые кельи, хозяйственные постройки и открыт для посещения главный храм. Монастырь посещаем не только паломниками (для ночлега им предоставляются гостевые кельи), но и туристами.

На плато горы Шулдан возведена башня-часовня, сверкающий на солнце купол которой хорошо виден с автодороги. Попасть из монастыря на плато можно по лестнице, сооружённой монахами. В башне сделана смотровая площадка. С которой открывается панорама Шульской долины.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители.

При монастыре действует храм, который разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши.Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер. В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решетка», «кружево»; коба — «пещера»).

140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времен.


В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены». Возможно, еще одна обитель возродится скоро на крымской земле.

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII-IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII-XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри - Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII - начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене - оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее - роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь - источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус - своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде.

Вопросы и задания

1. С чем связано возникновение пещерных монастырей в Таврике?

2. Какие пещерные монастыри Крыма ты знаешь?

3. Расскажи об Успенском монастыре.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ВЕДЬМЫ И ПЕЩЕРНЫЕ КАРЛИКИ Жизнь, управляемая приметами В феврале 1598 года московская знать присягала Борису Годунову.В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…В естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Пещерные города Каппадокии Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Монастыри В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных, землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора Фадеева Татьяна Михайловна

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов, Размывы, осыпи, развалины и травы Обглоданных волною берегов… М. А. Волошин Знакомство с Чуфут-кале и Успенским монастырем, которых не минует ни один посетитель

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Пещерные казематы Скалистые мысы, выступавшие за линию обороны восточного обрыва как бы в виде природных «башен», также были использованы: вырубленные в них пещеры с бойницами явно служили казематами для воинов и позволяли держать под перекрестным обстрелом "мертвую

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ Да одиноко городища Чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища… М. А. Волошин Среди "пещерных городов" численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

ПЕЩЕРНЫЕ СНЫ Валерий Михайлович чувствовал, что он не заснёт. Так уютно потрескивали остатки костра, так бессильно за могучими стенами пещеры ныла пурга, так приятно ныли натруженные ноги, было такое редкое ощущение полной и абсолютной безопасности, и, вот, лезли в голову

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 Первые пещерные люди Следующий период, о котором пойдет наш разговор, - это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

МОНАСТЫРИ Первыми училищами христианской веры и новой жизни стали монастыри. Предание говорит, что с введением ее и «монастыреви на горах сташа, черноризцы явишася». Первый митрополит Михаил поставил монастырь во имя своего ангела, Архистратига Михаила, неподалеку от

Из книги История людей автора Антонов Антон

17. Пещерные люди Последняя стадия антропогенеза, несмотря на свою близость во времени, представляется подчас более туманной, нежели первая. Дело в том, что в стройную картину последовательных эвлюционных превращений вклиниваются неандертальцы, которые, по мнению многих

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Пещерные люди Возьмем знаменитую притчу о пещере, которую, если верить Платону, его брат Главкон слышал от Сократа (трактат «Государство»). В ней рассказывается о том, что наш мир – некое подобие темной пещеры, в которую, впрочем, проникает свет через большое отверстие.

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА» В средневековой Таврике на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные

 

 

Это интересно: