→ Пещерный храм. Храм Дамбулла — старинная достопримечательность Шри-Ланки Предлагаем неплохие варианты отелей в Дамбулле

Пещерный храм. Храм Дамбулла — старинная достопримечательность Шри-Ланки Предлагаем неплохие варианты отелей в Дамбулле

Привет, друзья. В последнее время удается совсем редко писать на ввиду сильных жизненных изменений. Кстати, Андрей уже вернулся из краткосрочных скитаний по Ирану (и не только), и готов рассказать об этом в праздничные дни на мероприятии, которое состоится в нашем городе Кирове 8 января. Немного жаль, что пока только в рамках нашего города проходят такие встречи, но лучше двигаться маленькими шагами, чем стоять на месте.

Простите, я отвлеклась. Мы с вами еще путешествуем по Шри-Ланке и сегодня в планах рассказать о том, почему пещерный храм Дамбуллы называют Золотым , а так же, что скрывается за древними стенами его многочисленных пещер.

Как добраться до Дамбуллы.

Город расположен в 150 километрах от столицы между , и . Самым простым способом добраться до Дамбуллы является местный автобус:

  • цена проезда Канди- Дамбулла стоит примерно 100 рупий.
  • проезд Коломбо — Дамбулла– примерно 250 рупий (4 часа с кондиционером)
  • проезд из Полоннарувы или Анурадхапуры- около 80 рупий.

После «облома» с как-то очень грустно и медленно мы автостопом добирались до Дамбуллы, хотя городок находится всего в 12 км. от исходного пункта. Высадили нас где-то вначале города, поэтому оставшийся путь до Золотого храма пришлось топать по дневной жаре с рюкзаками. Исходя из имеющегося опыта, мы решили, что было бы неплохо выпросить у какого-нибудь иностранца использованный билет, вдруг повезет «проскочить» по нему бесплатно.

Как будто, услышав наши мысли, судьба послала нам навстречу молодого европейца, который неторопливо шагал по другой стороне дороги в обратном направлении от пещерного храма Дамбуллы .

Андрей уже пробовал выпросить у иностранцев билеты, чем вызвал с их стороны только подозрение и нежелание сотрудничать с «халявщиками», поэтому на сей раз «на охоту» отправилась я.

Сначала молодой иностранец тоже сделал вид, будто его билет где-то затерялся или он вообще его выбросил за ненадобностью. Однако, после моего откровенного недовольства слишком завышенными ценами на достопримечательности в стране, он неожиданно молча достал билет из рюкзака и, сочувственно протянул мне.

Получив на руки «халявный» билет, мы с Андреем уселись в тени, чтобы перекусить. Наверное, это было верным решением, не смотря на то, что чуть позже мы случайно попали на званый пикник по «шри-лайнкийски». Потому что такого ужасного приглашения, мы еще ни от кого не получали.

Мы поели и отправились далее по дороге до Золотого храма Дамбуллы, естественно по пути осматривая «бесплатные пролазы». Ведь если верить цифрам на билете, стоимость для взрослых в храм составляет 10$. Мы понимали, что найти «дыру» было практически бесполезно, потому что пещерныйхрам Дамбуллы расположился на высоте 350 метров в горе. Но, надежда умирает последней.

Пикник с местными у пещерного храма Дамбуллы.

Через дорогу от пещерного Золотого храма, так полюбившегося паломникам, находится парк отдыха. Туда мы и решили завернуть на полчаса для обдумывания дальнейших действий. На самом деле назвать зеленую зону с кучей мусора и толпами обезьян местом отдыха довольно сложно, но у нас особо выбора не было.

Приметив небольшую группу местных, которые не сильно беспокоились на счет хитрых хвостатых зверьков, и устроили себе пикник на траве, мы бросили рюкзаки в нескольких метрах от них, решив, что это наиболее безопасный вариант для привала.

Я еще не успела поставить свой «вещмешок» на землю, как услышала оклик со стороны отдыхающих местных. Женщины и дети, широко улыбаясь, махали нам руками и призывали присоединиться к их трапезе.

Мы скромно подтащили свои вещи к компании, и уселись в кругу. Английского никто, конечно же, не знал, поэтому приходилось «отмахиваться» жестами и глупо улыбаться.

Через 5 минут мне подали тарелку, большую часть которой занимал коричневый по цвету рис (наверное, сорт такой), вызывающий ассоциации о гречке, и немного жарено-вареной мелкой рыбешки. Последнее я автоматически зацепила кончиком вилки, проверить степень остроты блюда. Ага, придется есть один рис, ибо рыба тест не прошла.

Пока мы ели, какой-то из мужчин постоянно демонстрировал большой «беременный» живот своей жены и мягко намекал на то, что им не помешали бы лишние деньги, к примеру, около 1000 рупий. Мы с Андреем поначалу опешили от такой наглости, а потом просто делали вид, что не понимаем, о чем речь.

После обеда нам предложили зеленые бананы, которые с неохотой ели снующие рядом обезьяны, а потом и мы постарались быстренько ретироваться. Я все же решила снять золотистого цвета браслет с руки и одеть его на маленькое запястье самой скромной девочки, которая мне больше всех понравилась. После чего мы распрощались и отправились искать место подальше от обезьян и жадных до денег местных.

Почему храм в Дамбулле называют Золотым?

Ничего другого не пришло в голову, как зайти на территорию парковки рядом со Золотым храмом Дамбуллы. Мы прошли за последнее здание, где было спокойнее всего. Там Андрей вновь оставил меня с вещами, а сам отправился проверять использованный билет.

Как выяснилось позже, по самой территории можно погулять и без билета, а вот если вы хотите посмотреть основные прелести храма, ради которых туристы сюда едут, наличие билета обязательно. Причем, «просочиться» без проколотой дырочки и штампа нереально в виду не слишком широкого прохода. А билет, на котором все это уже есть, можно даже не показывать.

Так что же можно увидеть за 10 баксов, добравшись до пещерного храма в Дамбулле? Давайте выяснять вместе.

Кстати, храм стали называть «золотым» не спроста. Первые пещеры храма Дамбуллы, а их здесь около 80, были основаны аж в I веке до н. э. История гласит, что временем основания храма считается период, когда изгнанный из Анурадхапуры король Валагамбахапровел в пещерах Дамбуллыболее 14-ти лет. А после возвращения трона в знак благодарности за помощь монахам, возвел первый пещерный храм и подарил его Буддистскому Ордену.

А вот Золотым он начал называться, когда в XII веке один из правителей из 153 статуй Будд, имеющихся в храме, 73 из них покрыл чистейшим золотом.

Если пройтись по нескольким пещерам храма, украшенных в желто-оранжевых тонах, складывается ощущение дорогого (золотого) убранства.

Но, не только этим знаменит Золотой храм, ведь его еще называют древним и пещерным. Древним, потому что возраст некоторых из статуй превышает 2000 лет! А с пещерами мы уже выяснили, их в храмовом комплексе слишком много.

Правда, выделяют всего 5 основных, потому как они больше остальных по своим размерам. А внутри, конечно же, статуи Будд в различных позах. Если сами статуи выглядят еще более или менее прилично, то фрески на стенах, порой, совсем не разглядеть. Если они, конечно, не прорисованы по-новому.

В принципе, кроме статуй и расписанных фресками потолков и стен пещер из жизни Будды там больше нечего смотреть. Поэтому мы не стали на пещерном храме Дамбуллы долго задерживать свое внимание, и пока позволял световой день, отправились дальше. А дальше перед нами во всей своей красе предстал , о котором мы расскажем в следующий раз.

Перед тем, как туда отправиться, нам предстояло решить вопрос с ночевкой. В тот день мы были любимчиками судьбы, и на дороге нас подобрал водитель микроавтобуса, который зарабатывает тем, что развозит туристов по достопримечательностям.

Он был настолько радушен, что пригласил нас к себе домой, где я впервые в жизни опробовала на себе, что значит принимать душ на улице без стенок, причем выходящий практически на проезжую часть дороги. Было незабываемо. Нет, голышом я не мылась, а вот мокрой, облепившей мое тело, простыней, возможно и порадовала пару любопытных взоров. Купание в стиле «а-ля шри-ланка» удалось!

Золотой пещерный храм Дамбулла - одна из главных достопримечательностей и буддистских святынь Шри-Ланки. Внутри пяти пещер вас ждёт 153 статуи Будды (многим из них более 2000 лет), 3 статуи королей Шри-Ланки, 4 статуи богов и богинь, настенная живопись общей площадью более 2 тыс м 2 . Эта статья поможет вам получить удовольствие от посещения храма в Дамбулле, найти самые интересные статуи и элементы храма, понять, кто или что перед вами изображёно.

Из этой статьи вы узнаете:

1 | Ради чего стоит посетить Золотой Пещерный Храм Дамбулла

  • разобраться в значениях различных поз и жестов Будды,
  • познакомиться с древней шри-ланкийской наскальной живописью,
  • узнать как выглядели древние короли Шри-Ланки,
  • изучить историю Будды и Шри-Ланки по наскальным рисункам,
  • насладиться красивыми видами на окружающую храм долину (в ясную погоду можно увидеть Сигирию , которая находится в 17 км от Дамбуллы).

Если вы только планируете поездку на Шри-Ланку, рекомендую ознакомиться с инструкциями по оформлению визы онлайн и заполнению карточки прибытия на Шри-Ланку .

2 | История Пещерного храма Дамбулла

В далёком I веке до нашей эры древний король Шри-Ланки Валагамба был свергнут с трона и изгнан из Анурадхапуры захватчиками из Южной Индии. Он нашёл прибежище в Дамбулле и, позже, через 14 лет отвоевав свой трон, король отблагодарил монахов, которые дали ему приют. Король инвестировал деньги в строительство пещерного храма, превратив скроомный монастырь во впечатляющую буддистскую святыню и место паломничества для многих тысяч буддистов.


Богато украшенные статуи Будды в позе медитации в пещере №2

В последующие годы другие короли Шри-Ланки помогали в развитии пещерного храма, обновляли и украшали его. В XII веке 73 статуи Будды были покрыты золотом - с тех пор храм начал называться Золотым Пещерным Храмом. Память о самых щедрых королях увековечили в виде статуй, настенных картин и даже в виде каменной книги.

3 | Что важно помнить о храме Дамбулла

Часы работы храма: с 7:00 до 18:00.

GPS координаты храма (чтобы найти храм на карте, скопируйте координаты с строку поиска в Google maps): 7.856712, 80.648132.

Другие интресные места и лучшие отели в Дамбулле - .

Стоимость входных билетов: 1500 рупий (~ 10$). Билеты нужно покупать внизу , в кассе возле гигантской золотой статуи Будды (GPS координаты 7.855653, 80.651555).


Билетные кассы в пещерный храм находятся справа от золотой статуи Будды

Золотой пещерный храм Дамбулла - это не музей или место для развлечения туристов, это действующий храм и место паломничества для многих буддистов . Поэтому не ожидайте увидеть таблички и подписи под статуями и изображениями, чистоты и тишины музея, буфетов или киосков с напитками и бутербродами.

4 | Как одеваться и что взять с собой в храм

Одеваться нужно в соответствии с правилами действующего буддистского храма:

  • одежда должна прикрывать плечи и колени, и не быть прозрачной;
  • головные уборы следует снять (это касается и мужчин, и женщин, и даже детей);
  • по храму можно ходить только босяком (очень рекомендую взять с собой носки, чтобы не пришлось передвигаться по раскалённому камню мелкими перебежками).

Обувь можно оставить в специальном киоске перед входом на территорию храма (услуга платная - 25 рупий за одну пару обуви).


Дамбулла - это священное место паломничества для буддистов Шри-Ланки

Пещерный храм находится на горе и по пути в храм придётся преодолеть много ступенек. Поэтому стоит взять с собой бутылку питьевой воды. На нижнем участке лестницы обычно сидят торговцы, которые продают воду, но не рассчитывайте увидеть их там рано утром. Остерегайтесь обезьян, которые любят отбирать у туристов еду, и навязчивых торговцев, пытающихся продать различные побрякушки.

Милая (и коварная) обезьянка возле храма Дамбулла Скучающая (значит, сытая) красавица

5 | Что из себя представляет пещерный храм Дамбулла:

Пещерном храме Дамбулла это комплекс из 5 пещер, вырубленных в скале. Три пещеры древние и были высечены в скале в I веке до н. э. (им более 2000 лет), ещё две - не старше XVIII века.

Перед пещерами расположен двор со священным деревом ботхи (под таким же деревом Будда достиг просветления). В правом углу, практически сразу возле входа на территорию храма, находится большая каменная книга, где на древнем сингальском языке записаны деяния короля Ниссака Малла, одного из благодетелей храма во XII веке н.э. (именно благодаря ему храм начал называться "Золотым").


Пещерный храм Дамбулла - это 5 пещер, вырубленных в скале

Для того, чтобы получить удовольствие от посещения Золотого Пещерного Храма Дамбулла, стоит осознать, что перед вами историческая и культурная достопримечательность , а не просто пещеры с большим количеством статуй Будды. По картинам на стенах пещер можно ознакомиться с историей Шри-Ланки и жизнью Будды (конечно, если знать, куда смотреть). Для тех, кто хочет получить при посещении достопримечательности положительные эмоции и интересную информацию, могу предложить 4 варианта:

  1. закажите экскурсию с русскоговорящим гидом, который всё вам расскажет и покажет, всё разъяснит и ответит на вопросы (например, включает проезд на комфортабельном микроавтобусе, услуги русскоговорящего гида для группы до 8 человек),
  2. возьмите англоговорящего гида, которого можно найти при входе в пещерный храм (конечно, если ваш уровень английского позволит понять гида),
  3. дочитайте эту статью до конца и сохраните (или запишите), на что именно стоит обратить внимание при посещении пещер,
  4. замените посещение храма в Дамбулле на поездку в Сигирию .

Далее я опишу каждую пещеру, двигаясь справа налево (от входа, в глубь храма). Я сознательно не покажу все статуи и рисунки на фото, но дам чёткие инструкции, чтобы вы смогли их найти - добавим немного исследовательской нотки в ваше посещение пещерного храма Дамбулла.

Пещера 1: Дева Раджа Вихарайя - Храм Короля Богов

Крошечная пещера с 14 метровой статей лежачего Будды, которая высечена из скалы, изображает вход в Нирвану (смерть) Будды. У ног Будды стоит один из самых верных учеников по имени Ананда. Стены пещеры покрыты рисунками, и слоем сажи от благовоний и масляных ламп.


14-метровая статуя лежачего Будды в пещере №1

Рядом со входом в первую пещеру находится небольшая часовня, посвящённая индуистскому богу Вишну. Если вам повезёт, то вы увидите паломников с подношениями, священников, совершающих традиционные обряды, и ритуал разбивания кокоса (если кокос разбился, задуманное осуществится).

Пещера 2: Маха Раджа Вихарайя - Храм Великого Короля

Это самая большая пещера в Золотом Храме Дамбулла. Размеры пещеры: 52 метра в ширину, 23 метра в глубину и 7 метров высоту (в самом высоком месте). В правой части пещеры находится чаша, в которую с потолка постоянно капает священна вода. Даже в сильную засуху источник воды не пересыхает. Собранную воду используют для буддистских ритуалов.


Самая большая пещера в Золотом пещерном храме Дамбулла

В пещере находится 16 стоящих статуй Будды и 40 Будд в позе медитации (сидя, сложив обе руки перед собой). Вам предстоит найти следующие статуи:

Бог Майтрея - покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки
  • Деревянная статуя короля Валагамба , того самого, с которого началась многовековая история пещерного храма Дамбулла. Правая рука у него поднята в жесте учения и стоит он возле выхода из пещеры. Обратите внимание, как одевались короли Шри-Ланки в I веке до н.э..
  • Самая впечатляющая статуя в этой пещере - это вырезанная из камня статуя стоячего Будды под аркой с древними мифическими животными Макара (индийская аналогия дракона). Будда левой рукой держит робу, а правая его рука изображена в жесте защиты. Если присмотреться, то под слоем краски можно увидеть остатки позолоты. Статуя находится в левой части пещеры, напротив выхода.
  • По левую руку от статуи стоячего Будды из предыдущего пункта стоит бог Майтрея с лотосом в левой руке - это покровитель Канди, культурной столицы Шри-Ланки.
  • Справа от Будды стоит статуя ботхисатвы Ната - одного из покровителей Шри-Ланки,
  • За спиной ботхисатвы Ната есть ещё две примечательные статуи:
    • синяя - бога Вишну (на Шри-Ланке его чаще всего называют Упульван),
    • золотая - бога Саман (хранителя отпечатка Будды на вершине пика Адама).
  • В левой части пещеры находится ступа с 11 статуями сидячего Будды в позе медитации. Найдите статую со змеёй - это змеиный король Мучалинда , который закрывал Будду от дождя, когда тот достиг нирваны во время медитации возле дерева Ботхи.

Потолок пещеры №1 расписан историями из жизни Будды

Пещера 3: Маха Алут Вихарайя - Великий Новый Храм

Этот храм один из молодых - создан в XVIII веке н.э. одним из последних королей Канди (Кирти Шри Раджа Сингхе). Здесь находится 56 статуй Будды. На потолке пещеры изображено более тысячи Будд в позе медитации (фрески нарисованы в стиле Канди). Обратите внимание на 3 статуи:

  • короля Кирти Шри Раджа Сингхе (которого вы узнаете по короне на голове) и его королевский наряд XVIII века,
  • 9-метровую статую лежачего Будды - скульптору удалось чудесным образом передать в граните выражение блаженства и умиротворения,
  • сидячий Будда в позе медитации по центру пещеры окружён аркой с мифическими животными - морскими драконами.

9-метровая статуя Будды в пещере №3 вырезана из гранита

Пещера 4: Пассима (или пасчима) Вихарайя - Восточный Храм

Храм в этой пещере создан в первом веке до н.э.. Небольшая ступа в центре пещеры была частично разрушена искателями сокровищ, которые надеялись найти внутри неё драгоценности королевы и супруги короля Валагамба, основателя храма Дамбулла.

Обратите внимание на статую сидячего Будды в окружении морских драконов - она считается одной из самых красивых статуй в комплексе (если учитывать, что ей более 2000 лет):


Будда в позе медитации под аркой из морских драконов

Пещера 5: Девана Алут Вихарайя - Новейший Храм

Это самый новый из всех храмов и был перестроен из склада в XVIII веке н.э.. На стенах осталась роспись времён королевства Канди и следы непрофессиональной реставрации в 1920-х годах (похоже, реставраторами были дети). В храме вы найдёте 11 статуй Будды. В отличии от других пещер, где статуи сделаны из камня или из дерева, в пятой пещере использован кирпич и гипс. Обратите внимание на настенную живопись у ног лежачего 10-метрового Будды, на которой изображен король Канди (с короной и мечом), бог Вишну (с тёмной кожей) и бог Катарагама (многоликий и многорукий).


Статуи Будды в пещере №5

Вот и всё, с пещерами мы закончили. Пора спускаться с храмовой горы вниз. Но не спешите. Сразу после выхода с территории храма, за киоском для хранения обуви, есть площадка, с которой открывается красивый вид на окрестности.

6 | Что ещё можно посмотреть недалеко от Дамбуллы

  • знаменитую наскальную крепость Сигирия ,
  • культурную столицу Шри-Ланки, город Канди,
  • национальный парк Минерия,
  • историческую достопримечательность - древний город Полоннарува.
Сохраните статью на память в Pinterest

Дамбулла - это старейший буддийский храм на территории современного государства Шри Ланка, возведение датируется I веком до н.э. Храм высечен в основании скалы и располагает большим количеством изваяний Будды. Это самый крупный храм на территории Южной Азии. Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы обрести благословение и совершить ритуальные действия.

Храм расположен в центральной части островного государства в 150 км от столицы.Помещения храма представляют собой несколько крупных пещер и около 25 небольших каменных келий, расположенных на самой вершине горы (около 350 метров над землей), среди густых зарослей деревьев. Стены и своды богато украшены живописью на тему истории буддизма.

На территории Дамбуллы находится самая большая коллекция изваяний Будды, некоторые из них были созданы в годы основания храма. Семьдесят три скульптуры - позолоченные, отчего храм также называют Золотым.

Золотой Пещерный храм

Огромный буддийский храм был высечен в скале примерно в 1 столетии до нашей эры. Является священным местом для всех буддистов, центр паломничества и одновременно - действующий монастырь.

Храм представляет собой комплекс из нескольких пещер, расположенных на высоте примерно в 350 метров. Каждая из них не только расписана картинами-описаниями жизненного пути Будды, но и вмещает большое количество статуй будд. По разным данным, их около 153, многим статуям больше чем 2000 лет. Почти половина из них покрыта золотом, из-за чего храм и получил название "Золотого".

У основания горы, в которой находится храм, вас тоже встретит огромная статуя Будды, окруженная цветниками. Размах и колорит этого места, без преувеличения, впечатляют.

Золотой храм Дамбулла

Золотой храм Дамбулла - уникальный буддистский храм, расположенный в пещере в горах Шри-Ланки. Это священное место уже 22 века является местом религиозного паломничества. Также храм признан объектом Всемирного культурного наследия и охраняется организацией ЮНЕСКО.

Золотой храм Дамбулла был основан в I веке до н.э. В его создании и развитии принимали участие многие из древних правителей Шри-Ланки. Храм расположен прямо внутри скалы и занимает комплекс из пяти рукотворных пещер. В первую очередь Дамбулла знаменит самой большой коллекцией статуй Будды - их здесь 153, причем некоторым скульптурам уже более двух тысяч лет. Семьдесят три статуи покрыты чистым золотом - из-за них храм и получил своё название.

Стены пещер густо покрыты фресками и традиционными буддийскими рисунками. Фактически храм представляет из себя огромную галерею наскальной живописи. Картины изображают основные моменты в жизни Будды - рождение, прозрение, отречение от богатой жизни, проповеди и многие другое.

Культурное и историческое значение этого места трудно переоценить - Золотой храм Дамбулла абсолютно уникален, это одна из сокровищниц буддийской культуры. Среди верующих буддистов храм почитается за святыню, однако даже нерелигиозные люди наверняка получат удовольствия от царящей здесь атмосферы древности и умиротворения.

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793


  • DSC01790


  • DSC01796


  • DSC01800


  • DSC01804

  • DSC01803


  • DSC01807


  • DSC01774


  • DSC01811

  • DSC01817


  • DSC01831


  • DSC_2687


  • DSC_2713

shus 2013

Немного истории и общей информации

Знаменитый пещерный храмовый комплекс Дамбулла (синг. Rangiri Dambulu Vihara) расположен на широкой каменной террасе, находящейся на юго-западном склоне огромного вытянутого с юго-востока на северо-запад скального холма Дамбулу Гала (Dambulu Gala), который возвышается над окружающей его равниной на высоту около 180 м.

Западное и южное подножье Дамбулу Гала представляет собой нагромождением огромных валунов. Полученные в результате археологических раскопок данные говорят о том, что пещеры, обустроенные в пространствах между и под этими валунами служили жилищем не только для буддистских монахов с 3 в. до н.э., но и для древних обитателей острова, населявших эти места еще в доисторические времена.

С приходом буддизма на Шри Ланку и принятием его в качестве государственной религией первым ланкийским буддистским королем Деванампия Тиссой в 3-ем веке до н.э. в Дамбулле был основан один из первых на острове буддистских монастырей, в состав которого входило около восьмидесяти пещерных жилищ монахов.

Первое упоминание в сингальских хрониках о Дамбулле, как храмовом комплексе, относится к 1-ому в до н.э. – периоду правления короля Ваттагамани (Vattagamani Abhaya, Walagamba) (103 до н.э. и 89-77 до н.э.), который использовал Дамбуллу и Михинтале в качестве убежища в период 14-тилетней оккупации Анарадхапуры тамилами.

После изгнания оккупантов и возвращения в Анурадхапуру в качестве правителя Шри Ланки Ваттагамани в знак признательности приказал обустроить около холма Дамбулла буддистский монастырь, обработать скальную нишу на верхней террасе и оборудовать в ней три храма – нынешние Пещеры N1, N2, N4. Согласно преданию в них до сих пор находятся несколько каменных статуй, высеченных во времена Ваттагамани.

В каком виде Дамбулла существовала в последующие тысячу лет доподлинно неизвестно, т.к. следующее упоминание о ней в исторических хрониках относится уже к периоду правления первого короля Полоннарувы Виджая Баху I (Vijaya Bahu I) (1055-1110 г.г), который также занимался обустройством и улучшением монастыря и храмов Дамбуллы.

Последние в ранней истории Шри Ланки значительные пожертвования храмам в Дамбулле были сделаны королем Полоннарувы Ниссанка Маллой (Nissanka Malla) (1187–1196), о чем свидетельствует его эдикт высеченный на скале справа от Пещеры N 1. В нем утверждается, что Ниссанка Малла приказал позолотить 50 статуй Будды, и выделил значительную сумму для проведения грандиозной пуджи (праздничного ритуала).

В этой же надписи сообщается, что Ниссанка Малла дал пещерному храму, который с древних времен согласно историческим хроникам назывался Джамбукола Вихира (Jambukola Vihara), новое (или дополнительное) название – «Пещера золотой горы» (санскр. Suvarna giri guha).

Современное название храмового комплекса «Рангири Дамбулу Вихара» (Rangiri Dambulu Vihara) является объединением этих двух древних названий, т.к. палийское Джамбукола со временм трансформировалось в сингальское «Дамбулу», а «Золотая гора» по-сингальски звучит как «Рангири» (ran (золотой) + giri (гора)).

Следующие упоминания о Дамбулле относятся уже к эпохе Канди, а свой нынешний вид храмовый комплекс получил в период правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82), который подверг храмовый комплекс основательной реконструкции и дополнениям, а так же соорудил и обустроил еще одно святилище – Пещеру N3.

Последним крупными дополнениями и изменениями, произведенными в Дамбулле, были сооружение «Второго нового храма» (Пещера N5, время постройки – предположительно в начале 20-го века) и осуществленная в 1938 году масштабная реконструкция внешней части храмового комплекса, которая включала в себе сооружение крытой галереи вдоль всех пещер, обустройство подходов и прилегающей площадки и т.п.

От тикет-офиса до пещерных храмов

У юго-западной оконечности скального холма рядом с автодорогой А9 (Джафна-Канди) находится площадка, с которой и начинается посещение Дамбуллы (см. план-карту ниже). Здесь расположены автобусная остановка, парковка, тикет-офис (2) , небольшая ступа (1) и помпезный храм, увенчанный гигантской скульптурой Золотого Будды (3) , слева от которого начинается лестница, ведущая к пещерным храмам (4) . Метрах в трехстах южнее ступы у обочины дороги находится музей Дамбулы (5) , а чуть дальше него – арка с макара-тораной (6) , от которой так же можно пройти до пещерных храмов (см. карту).

При самостоятельном посещении Дамбуллы надо быть очень внимательным и не забыть приобрести входные билеты в тикет-офисе, который находится справа от храма с Золотым Буддой. Контроль билетов расположен на самом верху: во входном павильоне перед входом на площадку перед пещерными храмами (8) , а до этого никто и никак не напоминает о необходимости приобретения билетов и не проверяет у туристов их наличие. Случалось, что людям уже поднявшимся до пещерного комплекса, приходилось спускаться обратно вниз за билетами.

Мы планировали подняться от Золотого Будды (3) до пещерных храмов (9) , а затем спуститься вниз по пологой скале до арки (6) и пройти к музею (5) (где нас должен бы был ждать водитель). Кроме этого я собирался подняться на макушку скального холма (там есть дырка в ограждении и тропинка, идущая вверх по заросшей ложбине) и объехать вокруг Дамбуллы (посмотреть некоторые намеченные места).

Но как только мы добрались до Дамбуллы зарядил дождь, который довольно быстро перешел в сильный ливень. По этой причине свои планы пришлось ограничить походом до пещерных храмов и обратно.

Метрах в десяти от выхода с парковки находится сияющая свежей позолотой небольшая ступа.

Если пройти от нее немного влево и вперед, то открывается вид на «Золотой храм Дамбулла» («Golden temple of Dambulla» – так написано на табличке над входом).

Название «храм» предназначено для удобства европейцев (под таким именем Дамбула внесена и в список Мирового наследия). Само строение относится к буддистскому монастырю Рангири Дамбулу Вихара, а храмов в привычном нам смысле у буддистов тхеравады попросту нет (изваяния Будды являются всего лишь памятниками Учителю и никакой мистической силой не обладают).

Справа от площадки перед «Золотым храмом» находится административное здание (см. левое фото ниже), с обратной (от дороги) стороны которого и располагается тикет-офис (правое фото ниже). Невысокая стоимость билета (по меркам остальных объектов «Культурного треугольника») – 1500 рупий (~$12) в Дамбулле вероятно компенсируется ее большой проходимостью, т.к. «Золотой храм» расположен прямо около одной из главных туристических магистралей A9 примерно на полпути между Канди и Анурадхапурой и наверное нет такой тургруппы, которая миновала бы это место.

При посещении буддистских храмов существует определенный дресс-код, поэтому девушек в трусах и с голыми плечами (левое фото ниже) в пещерные храмы дальше входного павильона не пустят, если только кто-нибудь не поделится с ними платками и саронгами (я не уверен, но по-моему на Шри Ланке в отличии от других стран в тикет-офисах такие вещи в прокат не выдают).

Вход в современное здание монастыря, больше похожего на диснейлендовский павильон, оформлен в виде головы киртимукхи (kirtimukha ) – мифического чудовища, являющегося центральным элементом традиционной ланкийской арки макра-торана (makara-torana ) и украшен вывеской «Golden Temple Dambulla». Образ киртимукхи обычно несет в себе определенный символизм, но здесь его изображение скорее всего используется для придания зданию большей экзотичности.

Внутри здания согласно вывески находится «Buddhist museum», но мы туда не заходили.

Начало каменной лестницы (4) , ведущей к пещерным храмам, расположено слева от здания «Золотого храма» за бутафорской каменной аркой.

Метров через двадцать лестница выходит на плоскую скальную «спину» и дальше движение продолжается по широкой дорожке, которая представляет собой огороженную поручнями поверхность скалы (с двумя или тремя короткими лестничными пролетами).

Еще метров через сто дорожка выходит на «перекресток» (7) с другой тропой, идущей по широченной скальной «спине» снизу от придорожной арки с макара-тораной (6) (см. карту выше).

От перекрестка путь наверх лежит по крутым каменным лестницам, которые перемежаются короткими грунтовыми площадками.

Перед выходом на длинный пологий участок скалы перед входным павильоном пещерных храмов я усадил супругу под дерево, а сам отправился на прилегающую скалу посмотреть как выглядит уходящая вверх зеленая лощина.

Поросшая густым лесом лощина и возвышающаяся над ней вершина Дамбуллы выглядели очень привлекательно, а тянущееся вдоль скалы проволочное ограждение имело несколько рукотворных проходов (вероятно проделанных местными краеведами).

Но дождь продолжал лить как из ведра и, выбросив из головы дурные мысли, я вернулся назад на лестницу, чтобы продолжить путь к пещерным храмам.

Метров за сто пятьдесят до террасы с пещерными храмами лестница переходит в череду широких мощеных площадок, которая оканчивается пунктом хранения обуви (в буддистские священные сооружения можно входить только босиком) и входным павильон с контролем билетов.

Пещерный храмовый комплекс Дамбулла

Храмовый комплекс Дамбулла расположен на широком каменном уступе на высоте около 100 м над уровнем окружающей равнины. Он состоит из пяти пещерных храмов, расположенных в череде естественных скальных ниш, которые были углублена и расширены при строительстве храмовых помещений. Пещера N1 (1) отделена от других пещер скальным выступом, а остальные пещерные храмы разделены между собой обычными кирпичными стенками.

Левое фото ниже: вид с крыльца входного павильона на Пещеру N1, правое фото: вид от Пещеры N4 в сторону входа (на переднем плане – водоем).

О происхождении и времени первого упоминания названия всего храмового комплекса написано выше, а вот как назывались отдельные пещеры в древности доподлинно неизвестно – их нынешние названия впервые упоминаются в исторических хрониках только в начале 18 века.

Вдоль пещер протянулась широкий двор длинной около 130 м, площадка которого представляет собой выровненную каменными плитами пологую поверхность скалы. Со стороны обрывы площадка огорожена традиционной волнообразной оградой «валакулу бемма » (4) . На самом краю площадки напротив Пещеры N 1 вплотную к ограде расположена платформа с деревом Бодхи (бодхигхара ) (5) .

Ограда «walakulu bemma» представляет собой ряд повторяющихся треугольных элементов, каждый из которых в свою очередь состоит из трех треугольников с расположенными по центру треугольными же отверстиями, и символизирует буддийскую триратну (triratna – «Три драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха).

К фасадной части всех пещер пристроена приподнятая над уровнем двора современная веранда-галерея (6) с наклонной крышей, арочными оконными и дверными проемами, на которую с территории двора можно подняться по небольшим каменным лестницам.

Пещера N 1 – Девараджалена (Devarajalena, Пещера повелителя богов)

К передней части Пещеры N1 (как и остальных пещер) примыкает веранда с арочными проемами и наклонной крышей. Вход на веранду оформлен в виде портала, перед которым находится небольшая (три ступеньки) каменная лесенка, а справа от нее – округлая каменная емкость и площадка для омовения ног, подозрительно напоминающая шиваитскую питху с отломанным лингамом.

Справа от веранды Пещеры N1 под небольшим навесом расположена наскальная надпись, содержащая эдикт короля Ниссанка Малы (1187 – 1196 г.г).

Надпись представляет собой идеально выровненный участок скалы размером 1.75 м на 1.1 м, на котором высечены 25 линий текста, выполненного старосингальским алфавитом.

Вход в пещеру обрамляет традиционная арка макара-торана . Здесь она выглядит довольно непрезентабельно (если не сказать больше) и примечательна только «нестандартными» головами макар .

На Шри Ланке практически во всех храмах над входным проемом располагается традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торaна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

Практически все помещение пещеры заполнено расположенной вдоль задней стены огромной (около 14 м) статуей лежащего Будды (Махапаринирвана Будды). Полностью высеченная из камня и покрытая стукко скульптура считается одной самых древних в Дамбулле.

У северо-западной стены, рядом с головой Будды находится вход в небольшое святилище Вишну-Упулвана, над двустворчатой дверью которого располагается изображение мифической птицы Гаруды – ездового животного (ваханы) бога Вишну.

Справа от ног Будды в углу располагается статуя его любимого ученика и сводного брата Ананды, а рядом с ним – еще одно изваяние Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна-асана ), позади которого на стене изображен разноцветный ореол.

Потолок пещеры разрисован традиционными буддийскими сюжетами, но в настоящее время многие росписи почти не видны из сильного слоя копоти – результат многолетнего использования масляных светильников.


Слева от входа в пещеру на той же веранде располагается девале Вишну-Упулвана (3) (синг. devale – храм божества, а Упулван – это имя Вишну в ланкийском буддизме).

Девале расположен точно напротив того места, где в пещере находится двустворчатая дверь святилища Вишну. Как я понял, это одно и тоже святилище Вишну-Упулвана, но с двумя входами, при чем скорее всего внутренний вход – средневековый, а тот, что снаружи – современный.

При девале находятся два приветливых улыбчивых служителя. Тот, который сидит, вероятно является капуралой этого храма (капурала (kapurala) – это уважаемый буддист из наследственной линии, который выполняет функции главного священника (пуджари ) в таком вот буддистском, но не буддийском святилище).

Пещера N 2 – Махараджалена (Maharajalena, Пещера Великого Правителя)

Махараджалена является самой большой и самой впечатляющей пещерой комплекса. Внутри нее находятся 56 разнообразных скульптур, а ее размеры составляют 38 м в ширину, около 23-х м в глубину и 6.4 м в высоту в передней части пещеры.

Чтобы попасть в Пещеру N2 надо подняться по одной из двух каменных лестниц на общую с соседней Пещерой N3 веранду-галерею. Веранда находится в глубине, под скальным козырьком, поэтому над ней снаружи хорошо видна традиционная катарама – небольшой карниз в виде неглубокой канавки, вырубленный вдоль скалы для защиты от стекания дождевой воды внутрь пещеры.

В пещеру ведут два входа левый (северо-западной) и правый (юго-восточный), но попасть в нее можно только через левый вход (он же является и центральным, т.к. напротив него расположен главный образ этого святилища), поскольку дверь правого входа постоянно заперта.

В правом (юго-восточном) конце веранды находится небольшая ступа.

Главный вход в Махараджалену также украшен традиционной макара-тораной (см. выше).

Сразу слева от входа у стены расположена деревянная статуя короля Ваттагамани (Валагамбы), по чьему указанию согласно преданию был сооружен этот храм.

Огромный потолок пещеры и ее стены расписаны буддийскими сюжетами.

Настенные фрески в этой пещере имеют некоторое тематическое распределение: росписи левой части пещеры (напротив главного входа) в основном посвящены сюжетам из жизни и деяний Будды, а правой (юго-восточной) – преданиям по теме «Будда, буддизм и Шри Ланка»: встреча короля Деванампия Тиссы и махатхеры Махинды, строительство ступ, история Дерева Бодхи, поединок короля Дуттагамани с Эларой и т.п.

Сразу напротив входа почти посередине зала находится скульптурная группа, в центре которой расположен главный образ храма – высеченное из камня изваяние Будды в человеческий рост с правой рукой в абхая-мудре (жесте защиты). Статуя установлена на лотосовом троне в неглубокой нише упирающегося в потолок портала, верхняя часть которого выполнена в виде макара-тораны (считается, что это одна из статуй, подаренных храму Ниссанка Маллой).

По бокам от портала с образом Будды располагаются две фигуры серебристого цвета: справа – статуя бодхисатвы Майтреи (Будды следующей кальпы), а слева – буддистского бога-охранителя Натха (Natha), который является ланкийской трансформацией махаянского бодхисатвы Авалокитешвары.

Головной убор Натхи вверху украшен изображением Будды Амитабхи (это традиционный атрибут Авалокитешвары), а по центру – синха-мукхой (sinha-mukha – львиный лик). Бодхисатва Майтрея изображен с брахманским шнуром.

Рядом со статуей Ваттагамани находится фигура сидящего в позе медитации Будды, а чуть дальше вдоль правой (северо-западной) стены расположены в ряд еще пять подобных изваяний сидящего Будды, уменьшающихся в размере слева направо в соответствии с наклоном потолка.

Считается, что расположенные по центру на едином пьедестале три статуи Будды представляь собой изображение трех «исторических» будд прошлых эпох (кальп): Какусанду (Kakusanda), Конагаману (Konagamana) и Касссапу (Kassapa).

Головы всех скульптурных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Это традиционный элемент присутствует пожалуй у всех образов Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

Можно считать, что сираспата/кетумала имеет оригинальное ланкийское происхождение, т.к. впервые о пламенеющей короне на голове Будды упоминается в датируемой 5 в. н.э ланкийской «Большой хронике» – Махавамсе (Mahavamsa, Chapter V (92), ответ короля Нагов Махакалы королю Ашоке). В этом же тексте помимо прочего упоминается и бьямаппабха (пали byamappabha) – пламенеющий ореол вокруг тела Будды, который так же является практически обязательным элементом ланкийских изображений стоящего и сидящего Будды.

Позади статуи Майтреи у задней стены храма расположены две статуи богов-охранителей ланкийского буддизма. Левая фигура с кожей синего цвета является изваянием бога Упулвана-Вишну (Upulvan) – защитника буддийского учения на Шри Ланке, а правая (с золотистой кожей) изображает бога Самана (Saman) – охранителя буддистских мест.

Вдоль задней стены выстроились разнообразные по виду, стилю и размеру изваяния Будды, среди которых есть статуя, изображающая Будду со скрещенными на груди руками (см. ниже у левого обреза фотографии), которая вероятно является репликой статуи из в Полоннаруве.

В правом (юго-восточном) конце пещеры почти по центру зала расположено небольшое ограждение из кирпича и металлической сетки с находящимся внутри него большим глиняным горошком, в который непрерывно капает вода из трещины на потолке. По преданию вода ни разу не прекращал капать за все время существования храма – даже в период самых сильных засух. Вода из этого источник считается священной и целебной и используется только в ритуальных целях.

Примерно такие же, но ничем не огороженные горшки расставлены и вдоль центра зала.

Справа от чудодейственного источника вдоль наружной стены пещеры рядом с закрытой дверью располагается статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) и несколько изваяний сидящего и стоящего Будды.

Около наружной стены между главным входом и статуей лежащего Будды возвышается полусферическая ступа, окруженная фигурами 11-ти сидящих в дхьяна-асане (позе медитации) Будд).

«Северный» и «южный» Будда изображены укрытыми капюшонам царя нагов (мифических гигантских змей) Мучалинды.

Образ Мучалинды во всех храмах Дамбуллы несколько отличается от традиционного – здесь царь нагов изображается с тремя головами (обычно их пять или семь).

Пещера N 3 – (Maha Alut Vihara, Великий новый храм)

Во время великой реконструкции Дамбуллы королем Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) (1747-82 г.г.) подсобное помещение, находившееся слева от Пещеры N2, было расширено, углублено и отделено от Пещеры N 2 кирпичной стеной, а в образовавшейся скальной нише было обустроено святилище под названием Маха Алут Вихара. За этот поступок король получил большую заслугу и значительно улучшил свою карму, а его статуя как главного дарителя этого храма была установлена справа от входа в эту пещеру.

Внутрь Маха Алут Вихары можно попасть через украшенный традиционной макара-тораной арочный входной проем, который расположен примерно по центру пещеры.

Справа от входа рядом с окном находится статуя создателя этого святилища – короля Кирти Шри Раджасинхи.

Прямо напротив входа располагается главный образ этого храма: фигура сидящего в позе медитации Будды за спиной которого расположена арка с макара-тораной , а справа и слева установлены две статуи стоящего Будды, представляющие собой реплики .

Сразу слева от входа вдоль наружней стены можно увидеть три изваяния сидящего Будды, а в ряд за ними – несколько статуй, изображающих стоящего Будду.

Большая часть потолка пещеры расписан мотивом тысячи Будд.

Практически все пространство вдоль левой (северо-западной) стены занимает огромная статуя лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около 9 м.

Вдоль задней стены расположены в ряд многочисленные изображения (в основном однотипные статуи стоящего Будды).

Пещера N 4 – Паччима Вихара (Pachchima Vihara, Западный храм)

Паччама вихара своей планировкой отличается от других храмов Дамбуллы: ее глубина в полтора раза больше ширины (пещера имеет около 13.5 м в глубину, 8.2 м в ширину и около 8 м в высоту (на уровне входа)).

Внутрь Пещеры N5 ведет узкий, ничем не украшенный входной проем, сделанный в начале боковой стены пещеры.

В пещере доступна для посетителей приблизительно ее третья часть (остальное пространство отгорожено деревянными лавочками).

Сразу слева от входа находится оконный проем (он сделан в торцевой стене пещеры), а практически напротив входа у западной стены располагается главный образ Паччима вихары – высеченный из камня сидящий Будда в арке макара-торана .



Главный образ продолжает ряд подобных ему по стилю и размеру изваяний сидящего Будды.

Примерно по центру пещеры располагается небольшая ступа «Сома чайтья» (Soma Chaitiya), в которую согласно легендарному преданию были замурованы драгоценности королевы Сомавати (Somawathie), супруги короля Ваттагамани (Валагамба).

Не так давно ступа была повреждена искателями сокровищ и косая линия разлома на ее поверхности вероятно является границей между старой и восстановленной частями ступы.

У дальней стены пещеры находятся плохо различимые от входа статуи богов-охранителей Упулвана-Вишну и Самана.

Правая (восточная) стена пещеры украшена красочным рисунком, изображающим процессию архатов, делающих подношение цветами. Вдоль нее так же расположен ряд скульптурных изображений Будды разного вида и размера.

Пещера N 5 – Девана Алут Вихара (Devana Alut Vihara, Второй новый храм)

Пещеры N5 расположена немного ниже остальных пещерных храмов в самом конце площадки.

Это довольно новый храм, обустроенный на месте бывшего хозяйственного помещения в начале 20-го века, при чем точно неизвестно когда и кем он был сооружен.

Вдоль северной стены храма располагается гигантское изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) длинной около десяти метров.

Помимо этого в храме находится еще десять скульптурных изображений Будды разного размера, расположенных в голове и ногах лежащего Будды.

С того момента, как мы начали подъем к пещерным храмам, дождь не прекращался ни на минуту. Поэтому ничего не оставалось делать, как возвращаться назад к парковке и двигаться «домой», делая по дороге прощальные фото.

На фото ниже: вид на конец площадки и галерею Пещеры N5.

Мокрые и босые туристы слушают рассказ гида около еще одной местной достопримечательности, расположенной напротив Пещеры N3.

Сама достопримечательность представляет собой довольно невзрачное сооружение с десятком розовых лилий, которое носит традиционное название «Лотосовый пруд» (на плане номер 11 ).

 

 

Это интересно: