→ Почему падают самолёты. Анализ последних авиакатастроф. Что чувствуют люди когда падает самолет Почему может упасть самолет

Почему падают самолёты. Анализ последних авиакатастроф. Что чувствуют люди когда падает самолет Почему может упасть самолет


В последние дни информационные ленты буквально пестрят новостями о трагических происшествиях в американской армии. Конечно, ЧП у «звездно-полосатых» случались и раньше, как и везде, они происходят регулярно. Но чтобы сразу столько!

В штате Теннеси в результате крушения самолета F-18 из группы высшего пилотажа ВМС США погиб пилот. В этот же день в штате Колорадо потерпел крушение F-16 пилотажной группы Thunderbirds: летчик остался жив, вовремя катапультировавшись.

Одновременно пришла информация о том, что трое военнослужащих погибли, а еще шестеро пропали без вести в районе полигона Owl Creek в штате Техас. Инцидент произошел из-за падения армейского грузовика в реку.

Не везет американским военным и за пределами страны. Так, в Эстонии, где накануне стартовали масштабные учения Baltops, еще до начала маневров произошло первое ЧП: один из трех американских Б-52 не долетел до Таллинна из-за поломки. К счастью, здесь обошлось без жертв.

Колосс на глиняных ногах

Армия США позиционирует себя как самая сильная, мощная и непобедимая. Согласно данным портала Global Firepower Index («Глобальный индекс военной мощи»), который регулярно анализирует состояние военной мощи 126 стран мира, США действительно занимают первое место в рейтинге наиболее сильных в военном отношении государств (на втором месте - Россия, на третьем - Китай). Эксперты GFI оценивают, как правило, состояние вооруженных сил, сообразуясь с общей численностью населения, экономическим состоянием государств, а также сравнивают конкретные показатели технической оснащенности армии и флота.

А между тем, уже не в первый раз появляются сигналы, свидетельствующие о несоответствии этих рейтинговых исследований с реальной ситуаций. У «колосса» американской армии все чаще обнажаются «глиняные ноги». Так, на недавних слушаниях в Конгрессе рассматривалась тревожная ситуация в военной авиации и была выражена обеспокоенность растущим количеством авиационных происшествий.

Глава Комитета по вооруженным силам конгрессмен Марк Торнбери был прямолинеен: по его мнению, войска не готовы в полной мере осуществлять военную стратегию США. Только в 2016 году в авиации Корпуса морской пехоты было зафиксировано 3,96 авиационных происшествий на каждые 100 тысяч часов налета, тогда как ранее средний показатель, фиксируемый за последнее десятилетие, не превысил 2,15. Существенно возросло число различных инцидентов и в авиации сухопутных войск.

При этом далеко не всегда эти происшествия были связаны лишь с ошибками пилотов. Американские военные отмечают, что в ряде случаев проблемы возникали вследствие слабой подготовки техники, недостаточного уровня обслуживания, отсутствия в требуемом объеме ремонта, обновления. И это в авиации, а что говорить о сухопутных войсках!

Исследователь Центра Брента Скоукрофта по международной безопасности Джеймс Хасик в своей недавней статье для журнала National Interest указал, что из-за дефицита средств у американской армии нет реального плана по замене ранее 2030 года танков Abrams, боевых машин пехоты Bradley и самоходных артустановок Paladin. Аналитик процитировал в своей публикации слова генерала Дэвида Бассета, отвечающего за закупку наземных вооружений для армии: «много лет назад нас ограничивали технологии, сегодня нас ограничивает отсутствие денег».

Деньги на ветер

Генералы вообще не особо дипломатичны, не искушены в тонкостях политики, склонны «рубить с плеча». Так, выступая не так давно перед комиссией Палаты представителей в рамках обсуждения нового оборонного бюджета на 2017 год, председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд откровенно заявил: в ближайшие годы противостоять угрозам, с которыми стране, возможно, придется иметь дело, не смогут все виды вооруженных сил.

Проблемы с боеготовностью (а генерал имел виду именно их) он объяснил годами «нестабильной финансовой обстановки». В частности, по информации Данфорда, ВМC и морская пехота не будут готовы действовать на требуемом уровне вплоть до 2020 года, ВВС - до 2028 года.

Однако аналитики убеждены: далеко не всегда состояние боевой готовности, а особенно выучка личного состава, связаны только лишь с «вливанием» денег, которого по традиции требуют американские военачальники. Оборонный бюджет США итак превышает показатели иных континентов, достигая заоблачных сумм.

В то же время, как отмечает журнал The Economist, такие страны, как Россия и Китай, если не превосходят США по оборонным вложениям, то уж точно выигрывают по эффективности этих расходов. В российской и китайской армиях обращает внимание журнал, совершенствуются разные вооружения, особая ставка сделана и на подготовку персонала.

И все же штатовские военные не устают повторять: проблемы в их армии вызваны именно сокращением бюджета. Так генерал-майор в отставке Роберт Скейлз заявил недавно, что армия США «разбита» в третий раз с середины XX века. По мнению генерала, урезание военных расходов привело к резкому снижению полевых учений, несвоевременности обновления военной техники, снижению боеспособности. Все это пагубно отражается и на боевом духе военнослужащих, в связи с чем руководство в Вашингтоне Роберт Скейлз назвал «неблагодарным, антиисторическим и стратегически глухим».

Армия самоубийц и насильников?

Действительно, имеется немало фактов, которые свидетельствуют о другой стороне проблем в состоянии американской армии. Речь идет о слабой подготовке личного состава, крайне низком уровне моральной готовности, недисциплинированности, засилье криминала.

Только за последние годы инциденты со стрельбой были зафиксированы на базе ВВС США Lackland в штате Техас (здесь погибли два военнослужащих), на базе ВВС в городе Литл-Рок в штате Арканзас (двое раненых), на базе Форт-Ли в штате Виргиния (погибла женщина-военнослужащая).

Трое солдат погибли и двое были ранены в результате перестрелки друг с другом на базе Форт-Худ в штате Техас (стрелявший по сослуживцам покончил жизнь самоубийством). Двое нацгвардейцев были ранены в результате «боя» базе Миллингтон в штате Теннеси. Огонь открывался даже в комплексе зданий ВМС США в Вашингтоне, где уволенный со службы за неподобающее поведение сотрудник убил 12 и ранил 8 человек. Самого нападавшего позже застрелила полиция.

Правозащитники из Human Rights Watch представили недавно шокирующий доклад, раскрывающий еще одну тайную сторону жизни американских военных, которая сказывается на моральном состоянии армии. Оказывается, за последнее время тысячи военнослужащих подверглись сексуальным издевательствам.

Сотрудники Human Rights Watch в своем докладе подчеркнули, что в Пентагоне о проблеме насилия знают, а министр обороны США Эштон Картер даже призывает своих подчиненных «смело сообщать обо всех подобных происшествиях, подрывающих устои американской армии». Однако, как отмечают правозащитники, тех, кто отваживался докладывать командованию о подобных инцидентах, спешно увольняли под различными предлогами.

Можно ли объять необъятное?

Тем не менее, американский лидер Барак Обама считает все разговоры об упадке страны и о слабости ее вооруженных сил «политической болтовней». Так он охарактеризовал нынешнюю риторику о том, что «наши враги становятся сильнее, а Америка - слабее». По мнению главы США, такие заявления - «дело рук республиканцев, претендующих на пост президента, которые заявляют, что США теряют свои позиции в мире, тогда как их противники укрепляются».

В своем последнем послании к Конгрессу США «О положении страны» Обама в очередной раз заявил - «Соединенные Штаты являются самой мощной державой на Земле». Что же касается состояния армии страны, то, по словам американского лидера, «США расходуют на свои вооруженные силы больше, чем следующие восемь держав вместе взятые». «Ни одна страна не нападает на нас или наших союзников, потому что знает, что будет повержена в руины», - подчеркнул Барак Обама в своем послании.

Но как бы то ни было, мнение экспертов о ситуации с военной мощью страны далеко не столь восторженно. Оценку деятельности Обамы в качестве верховного главнокомандующего многие из них склонны выставить преимущественно негативную. В частности, как считает ведущий эксперт исследовательского центра Heritage Foundation (стратегического института, занимающимся изучением международной политики) Джеймс Карафано, за последние годы в США произошел не только спад численности личного состава вооруженных сил, но и упала боеспособность в сравнении с той, которая присутствовала по состоянию на 11 сентября 2001 года.

По данным эксперта, который приводит подсчитанный Heritage Foundation индекс военной мощи США, возможность американской армии господствовать хотя бы на двух фронтах боевых действий оцениваются в настоящее время как «крайне слабые».

Именно недостаточное внимание руководства страны к вопросам реального развития армии, совершенствования ее технической составляющей и - особенно - повышения уровня подготовки личного состава, как считают аналитики, и приводит в конечном итоге к резкому скачку числа происшествий и инцидентов.

Как считают эксперты, в том числе уже упомянутые Джеймс Карафано и отставной генерал Роберт Скейлз, на ситуации сказывается и масштабное привлечение американских военных к мероприятиям за пределами страны, в том числе - постоянное участие в боевых действиях. Попытки «объять необъятное» приводят к тому, что мыльный пузырь под названием «армия США» все чаще оглушительно лопается, приводя к необоснованным жертвам и потерям...

Дмитрий Сергеев

С развитием средств массовой информации у общества проявляется интерес к закономерностям авиапроисшествий и статистике падения самолётов. Это обусловлено обзором крупных катастроф гражданской авиации. Задумав поездку в отпуск или в командировку, человек часто задается вопросом, не случится ли с ним беда. Ответ на него можно найти, прибегнув к авиационной статистике, которая определяет, как часто падают самолеты и по какой причине.

Статистика авиакатастроф

Самолет и поезд считаются самыми безопасными средствами передвижения. Ознакомившись со статистикой катастроф на разных видах транспорта, можно убедиться, что попасть в аварию на автобусе гораздо проще, чем стать жертвой несчастного случая в воздухе. Большинство крушений связано с недосмотром властей (теракт) либо с ошибкой пилота и технических служб.

Ежедневно в небо поднимаются около 10 тысяч рейсов (3,65 миллионов в год). Из общего ежегодного авиапассажиропотока называют число 1000 человек, сколько в среднем погибает в год. Показатель смертности за последние 50 лет снизился с вероятности 1:264 тысячам до 1:127,5 миллионам. За все время существования авиации (100 лет) погибло около 150 тысяч человек.

В России

На сегодня ситуация с катастрофами непредсказуема. Около 60 % авиапарка российского производства изношены. Остальная часть закупается за границей. В основном, это модели боинга и аэробусы. Вероятность падения пассажирского транспорта с годами будет только увеличиваться: неизвестно, как поведет себя техника в конце срока эксплуатации.

За последние 20 лет Россия устойчиво занимает 2 место по числу авиакатастроф после США. Если бы в России было развито частное воздухоплавание, возможно, страна оказалась уже на первой строчке рейтинга. С 1945 года в России произошло около 350 аварий без учета военных и частных авиакатастроф. Более 8 тысяч человек погибло.

Наименьшее количество падений самолётов было зафиксировано в 2006-2007 годах: по 7 в год.

По данным Межгосударственного Авиационного Совета СНГ (МАК) 2016 год показал худшую статистику: 56 крушений с общим числом жертв 143 человека. С начала 2018 года произошло уже 32 авиапроисшествия со 116 жертвами. Самым значимым явилось недавнее крушение АН-148 «Саратовских авиалиний» рейса 703 Москва-Орск, произошедшее 11 февраля недалеко от деревни Аргуново в Подмосковье. Борт упал рядом с Домодедово, так и не набрав высоты, 71 человек погиб.

Последней версией прокуратуры выдвинуто предположение об отсутствии обработки фюзеляжа противообледенительной жидкостью. Расшифровка записей речевого самописца засвидетельствовала спор пилотов о «застывших» датчиках давления и скорости. Выяснения продолжались до самого падения.

По версии очевидцев, самолет столкнулся с вертолетом Почты России: на месте аварии были обнаружены письма и посылки, находившиеся на борту. По информации из СМИ в момент взлета стюардесса разговаривала с бабушкой о том, что они взлетели (всё в порядке).

По статистике процент падений при взлетах составляет 17%. Но экипаж допустил роковую ошибку. В тот же день потерпел крушение небольшой самолет турецкой авиакомпании с 11 пассажирами.

Специалистам по авиакрушениям удалось вывести обстоятельства аварий и их вероятность:

  • ошибки экипажа при посадке - 51 %;
  • неисправности и погодные условия при наборе высоты - 8 %;
  • при снижении - 3 %;
  • во время загрузки - 5 %;
  • во время захода на посадку - 7 %.

После аварий в интернет-просторах появляются страшные фото, видео, подробности крушений. Возрастает тревожность и беспокойство людей о собственной безопасности. За последние 10 лет Россия выступает лидирующей страной по количеству крушений. К несчастью, большинство пассажиров не имело шансов спастись, даже когда борт находился на небольшой высоте. Есть и счастливчики, которым удалось выжить после невероятных падений. В большинстве случаев это стюардессы и члены экипажа.

В мире

Большинство крушений происходит в США, России и Канаде (более 1300 по состоянию на 2018 год). Число жертв приближается к 20 тысячам. Далее идут Бразилия, Колумбия, Великобритания, Франция, Индия, Индонезия и Мексика.

За последние 10 лет первые позиции остаются за странами: Россией, США, Украиной, Конго и Германией. При этом лидерами по числу жертв остаются США. Это объясняется повышенным грузо- и пассажиропотоком. Ежедневно фиксируют большое количество аварий частных самолетов и вертолетов, а также небольших воздухоплавательных судов.

За последние 5 лет в Штатах не было зафиксировано крупных авиакрушений. После сентябрьских терактов с двумя боингами самолеты падали, но с численностью пассажиров, не превышающей 50 человек.

Огромное число катастроф регистрируется в военной сфере на тренировочных заданиях или в ходе выполнения боевых задач.

Наибольшее количество трагедий зафиксировано в 70-е годы XX века. Среди них выделяется столкновение 2-х самолетов 28.03.1977 года в районе острова Тенерифе, в котором погибло 583 человека.

К авиакатастрофам международного формата относят трагедию 10 апреля 2010 г. Крушение произошло на территории Смоленской области. На борту ТУ-154 рейса Варшава-Смоленск находилось высшее руководство польских чиновников и президент Лех Качиньский. По официальной версии самолет упал при снижении высоты из-за зацепки о верхушки деревьев, которые сложно было заметить в условиях тумана. Смоленские диспетчеры разрешили посадку на технически необорудованном для «тушек» аэродроме по настоятельной инициативе одного из министров. Делегация из 96 человек спешила на траурную процессию по случаю 70-летия Катынского расстрела.

Значимой политической катастрофой современности стал обстрел малазийского Боинга 777 из установок Бук с территории Донецкой Республики (Украина) 17 июля 2014 года. Самолет летел рейсом KL 4103 из Амстердама в Куала-Лумпур с 298 пассажирами на борту. Обломки после ракетного обстрела обнаружены неподалеку от села Грабово. У рейса был двойник (самолет Boeing рейса MH17), отправившийся в Малайзию на 17 минут позже. Украинские диспетчеры при обнаружении первого боинга на радарах отправили его через воздушный коридор над территорией ДНР (как обычно), а MH17 - через южный коридор (Россию), что и стало основной зацепкой в расследовании происшествия.

При обследовании Боинг-777 ополченцами ДНР сделаны выводы о гибели пассажиров задолго до взлета. Их тела истощали трупный запах, появляющийся минимум на 3 день. Также необычным показалось наличие среди обломков большого количества медикаментов и сыворотки крови, что не характерно для пассажирского авиалайнера. В общем отсеке практически отсутствовала кровь, при этом кабина пилотов была залита ею.

Большинство конспирологов считают катастрофу инсценировкой. Предположительно, трупы были взяты из бесследно пропавшего еще в начале марта малайзийского лайнера. Сам инцидент был необходим для обвинения России в применении силы. До сих пор неизвестно истинных обстоятельств. Итоговое расследование вряд ли внесет ясности в ситуацию.

Также остается непонятным, кем были люди на борту и кого оплакивали родственники погибших, большинство из которых были голландцами. Местные жители Донецка уверены, что установки ПЗРК «БУК» повстанцев не были причиной взрыва. Незадолго до крушения в небе видели Су-35.

26 августа 2006 г. На территории ДНР потерпел крушение Ту-154М рейса Анапа - Санкт-Петербург. Причиной стал грозовой шторм, приведший борт в плоский штопор, обнаружено 170 тел погибших.

По количеству жертв в ходе авиапроисшествий получается другая картина. В тройку лидеров входят США, Россия и Колумбия. Продолжают список Бразилия, Франция, Индия, Индонезия, Канада, Великобритания, Мексика.

Фото с места падения Airbus A321 на Синайском полуострове

Одними из самых крупный аварий являются крушение Airbus А320 в Яванском море (Индонезия) из-за грозы, Airbus A321 на Синайском полуострове (Египет) в результате теракта и Airbus А320 по причине самоубийства немецкого пилота, в результате которого борт врезался в хребет Прованских Альп (Франция).

Почему падают самолеты: основные причины

Человеческий фактор

Среди причин самолетокрушений в большинстве случаев называют человеческий фактор: неопытность пилотов или невозможность исправить ситуацию. В качестве примера можно привести трагедию с ансамблем Александрова, летевшего на благотворительный концерт 25 декабря 2016.

Ту-154 компании Utair, следовавший в Сирию, разбился из-за нарушения пространственной ориентировки на 2-ой минуте после взлета из Сочи. Самолет упал в Черное море. Выжить не удалось никому.

Другая катастрофа Ту-154 под Хабаровском 7 декабря 1995 произошла из-за неправильной выработки топлива в крыльях. Никого из выживших: борт столкнулся с горой Бо-Джауса и взорвался.

Нарушение техники безопасности

Второй по частоте причиной крушений считается нарушение техники безопасности. В ночь на 23 марта 1994 года авиакатастрофа произошла из-за передачи главного штурвала 15-летнему сыну пилота. Надежда на автопилот не оправдалась. Мальчик, подражая капитану, начал крутить руль и случайно отключил автопилотирование. Судно успело набрать довольно высокий крен. Восстановить равновесие удалось на уровне кромок деревьев, которые стали причиной окончательного падения. Рейс SU593 Москва-Гонконг оборвался под Междуреченском. Спастись не удалось никому.

Технические неисправности

Третьими в списке причин становятся технические неисправности. К частым относятся отказ шасси, сбой электроники и датчиков или отказ двигателя (возгорание). Такие происшествия случались с самолетами Уральских Авиалиний.

2 декабря 2002 года опытное командование без шасси посадило ТУ-154 в аэропорте Пулково. Обошлось без пострадавших.
Катастрофа А310 авиакомпании «Сибирь» в Иркутске 9 июля 2006 года произошла из-за перехода одного из двигателей во взлетный режим при посадке. В результате борт остановился только после удара о гаражный комплекс. Общее число погибших составило 125. Выжить удалось находившимся в хвосте (63 раненых и 25 невредимых).

Одной из возможных причин аварий может стать разгерметизация кабины пилотов. Такой случай произошел с боингом авиакомпании Helios Airways 14 августа 2005 г. В результате неполадок в системе герметизации в кабине закончился воздух, из-за чего пилоты потеряли сознание. Самолет парил над территорией Греции, пока не выработал топливо. Борт взорвался при ударе о скалу в 40 км от Афин.

У белорусской авиакомпании «Белавиа» технические неисправности происходят постоянно. Особую огласку получил случай, когда самолет развалился на 2 части прямо на взлетно-посадочной полосе. Bombardier CRJ-100 должен был вылететь из ереванского аэропорта в Минск 14 февраля 2008 года. Из-за крена крыла борт перевернуло, в результате чего образовался разлом в носовом отсеке. Произошел пожар из-за пролива топлива. Обошлось без жертв, поскольку люди поспешили сами выбраться через образовавшуюся трещину.

Отсутствие профессионализма

Следующей причиной в списке числится незнание своего дела. Так, по вине пилота ЯК-42 рейса Ярославль-Минск погибла хоккейная команда «Локомотив», летевшая на КХЛ. Трагедия произошла 7 сентября 2011 года в результате неоднократного нажатия на тормоз во время взлета. Борт взлетел уже с грунта за территорией взлетно-посадочной полосы, так как не успел разогнаться. Через несколько секунд на высоте 6 метров произошло столкновение с маяком у реки. Выжил только один из членов экипажа (инженер). Несмотря на абсурдность ситуации, в Российской авиации ходят слухи о необразованности пилотов и покупных дипломах.

Теракт

Теракты не учитываются в авиационной статистике, но большое количество катастроф происходит по вине завербованных преступников. Самым большим авиакрушением за последние 10 лет стало происшествие с судном А321 (VP BOC) «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург в конце октября 2015 года. Записи черных ящиков выявили звук взрыва в хвостовом отсеке. Обломки лайнера разбросало на многие километры в безлюдной пустыне.

Погодные условия

Немалую роль играют погодные условия. Так, в марте 2016 года разбился Боинг 737 800 компании Flydubai при повторном заходе на посадку в Ростове-на-Дону, который длился около 2 часов. В итоге у лайнера не хватило топлива для завершения маневра.

Воздушные суда также разбиваются по причине ошибок диспетчеров и жадности авиакомпаний, которые экономят на новых деталях, техническом обслуживании и не углубляются в проблемы износа транспорта.

Список крупнейших авиапроисшествий с 1990 по 2018 год

Последние 20 лет хроники авиакатастроф рассказывают о многочисленных жертвах самолетоходства. При составлении списка учитывались катастрофы с числом жертв более 60 за период с 1990 по 2018 год (количество погибших указано в скобках):

  • 05.91: B767, Таиланд (223);
  • 07.91: DC-8-61, Саудовская Аравия (261);
  • 10.91: C-130H-30, Индонезия (135);
  • 08.92: Ту-134, Ивановская область (84);
  • 09.92: C-130H-LM, Нигерия (158);
  • 09.92: A300, Непал (167);
  • 12.92: B727, Ливия (157);
  • 01.94: Ту-154, Иркутская область (125);
  • 03.94: A310, Кемеровская область (75);
  • 04.94: A300, Япония (264);
  • 06.94: Ту-154, КНР (160);
  • 12.95: Ту-154, Хабаровский край (98);
  • 12.95: B757, Колумбия (159);
  • 01.96: Ан-32, Заир (298);
  • 02.96: B757, Атлантический океан (189);
  • 07.96: B747, США (230);
  • 08.96: Ту-154, Норвегия (141);
  • 11.96: B727, Нигерия (144);
  • 11.96: столкновение B747 и Ил-76, Индия (349);
  • 08.97: B747, Гуам (228);
  • 09.97: A300, Индонезия (234);
  • 02.98: A300, КНР (203);
  • 09.98: MD-11, Канада (229);
  • 10.99: B767, Атлантический океан (217);
  • 01.2000: A310, Кот-д’Ивуар (169);
  • 08.2000: A320, Бахрейн (143);
  • 07.01: Ту-154, Иркутская область (145);
  • 09.01: теракты B767 и B757 (2977);
  • 10.01: сбит ЗРК, Ту-154, Краснодарский край (63);
  • 10.01: A300B4, США (265);
  • 05.02: BAC 1-11, Нигерия (149);
  • 05.02: B747, Тайваньский пролив (225);
  • 07.02: Ту-154, Германия (71);
  • 02.03: Ил-76, Иран (275);
  • 05.03: Як-42, Турция (75);
  • 12.03: B727, Бенин (141);
  • 01.04: B737, Египет (148);
  • 08.04: теракты Ту-154 и Ту-134, Ростовская и Тульская области (89);
  • 08.05: MD-82, Венесуэла (160);
  • 11.05: B737, Индонезия (149);
  • 05.06: A320, Краснодарский край (113);
  • 07.06: A310, Иркутская область (125);
  • 08.06: Ту-154, Украина (170);
  • 09.06: B737, Бразилия (154);
  • 07.07 : A320, Бразилия (199);
  • 08.08: MD-82, Испания (154);
  • 09.08: В737, Пермская область (88);
  • 06.09: A330, Атлантический океан (228);
  • 06.09: A310, Коморы (152);
  • 07.09: Ту-154, Иран (168);
  • 04.10: Ту-154, Смоленская область (96);
  • 05.10: B737, Индия (158);
  • 07.10: A321, Пакистан (152);
  • 06.12: MD-83, Нигерия (163);
  • 03.14: B777, Индийский океан (239);
  • 07.14: B777, Украина (298);
  • 12.14: A320, Индонезия (162);
  • 10.15: A321, Египет (224);
  • 03.15: A320, Франция (150);
  • 06.15: KC-130B, Индонезия (143);
  • 03.16: B737, Ростовская область (62);
  • 05.16: A320, Средиземное море (66);
  • 11.16: Avro RJ85, Колумбия (71);
  • 12.16: Ту-154, Краснодарский край (92);
  • 06.17: Y-8, Мьянма (122).

Последние крушения

С начала 2018 года произошло много страшных трагедий, в первую очередь, затронувших Россию. Во многом это связано с обстановкой в Сирии, где российские военные оказывают гуманитарную помощь. По стечению обстоятельств несколько военных аппаратов было сбито с воздуха.

  • 11 февраля 2018: Ан-148, Московская область (71 жертва);
  • 18 февраля 2018: ATR-72, Иран (66 погибших);
  • 11 апреля 2018: Ил-76ТД, Алжир (257 жертв);
  • 18 мая 2018: B737, Куба (112 погибших).

Если рассматривать общемировую картину крушений за 2018 год, то они происходили у чартерных рейсов. Несколько аварий произошло с вертолетами в день бракосочетания: одна пара погибла при подлёте к церкви из-за сильного тумана, другая пара отделалась легким испугом и продолжила гуляния после падения с высоты в несколько метров.

Информацию о том, разбивались ли объекты с засекреченных заданий, к сожалению, выявить не удается.

Какие самолеты разбиваются чаще всего

Отрасль российского авиастроения выступает одной из крупнейших на мировом рынке как в гражданской, так и в военной авиации. Серийное производство пассажирских авиалайнеров запущено для моделей Ту-204, Ан-148, SSJ100, Ил-96, CR 929. На стадии разработки находятся ПАК ТА, Ил-114 — 300 и Ил-76ТД-90А. Проходит летные испытания модель МС-21.

В связи с модернизацией авиаотрасли, некоторые модели утратили актуальность. Среди них Ту-134 и Ту-154, разработанные ещё в СССР. Некоторые авиакомпании до сих пор эксплуатируют изношенные Ту-154, которые были сняты с производства еще в 1998 году. Статистика авиапроисшествий относит эти две модели к числу наиболее опасных и ненадежных. За всю историю полетов на этих бортах случалось множество нештатных ситуаций, ставших причиной не одной трагедии. Ил-76 замыкает тройку лидеров по происшествиям российских рейсов.

В качестве примера можно привести неудачное приземление Ту-134 в Самаре 17 марта 2007 года. Шасси не выдержали сцепления с грунтом при заходе на посадку в плохих метеоусловиях. В результате фюзеляж лайнера начал разваливаться, у самолета оторвало крыло и двигатель. Большинству людей удалось спастись. Погибло 6 из 57 пассажиров.

Катастрофа с удивительным спасением стюардесс произошла на борту Ил-86 в Москве 28 июля 2002 года. Надо отметить, что это было единственное падение этой модели по причине технической неисправности. На борту летевшего в Санкт-Петербург авиалайнера находился только экипаж из 16 человек. Борт упал в течение минуты после взлета в лесопарковой полосе рядом с Шереметьево из-за отказа стабилизаторов. Летчики не успели привести в действие резервное управление ими. Только женской половине состава Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой чудом удалось выбраться из воспламенившегося салона. Падение было предрешено из-за нелогичных действий пилотов.

В мировой практике самым непредсказуемым самолетом является Боинг 737 (производства США). Во всех катастрофах шанса у людей практически не было. По статистике на конец сентября 2018 года потеряно 189 ед. модели, где наибольший удельный вес занимает Боинг 737 800.

Последняя крупная авиакатастрофа произошла 18 мая 2018 года в Кубе. Количество жертв -112 человек. Рейс Гавана-Ольгин разбился из-за возгорания двигателя. Самолет упал на ферму. В списке выживших значились мужчина и трое женщин. Удалось выжить только 1 пассажиру. «Родившаяся в рубашке» 19-летняя Майлен Диас Алмагер была направлена на реабилитацию из-за повреждения позвоночника и обширных ожогов.

Представлен список самых неблагополучных самолётов по версии BusinessWeek. В рейтинговом обзоре числились самолеты, эксплуатируемые по всему миру в количестве от 100 штук. При сравнении моделей учитывался показатель числа авиакатастроф за определенное количество летных часов.

Рейтинг антибезопасности

  1. Boeing 737 JT8D;
  2. Ил-76;
  3. Ту-154;
  4. Airbus A310;
  5. McDonnell-Douglas DC-9;
  6. Ту-134;
  7. Boeing 727;
  8. McDonnell-Douglas MD-80;
  9. McDonnell-Douglas MC-10;
  10. McDonnell-Douglas MD-11;
  11. Boeing 737 CFMI;
  12. Boeing 757;
  13. Airbus A320;
  14. Boeing 767;
  15. Boeing 737 NG;
  16. Boeing 747.

На основании данных не получится предугадать исход полета, поскольку от трагедии никто не застрахован. Но картина авиакатастроф и их причин всё же позволяет отразить некоторые статистические вероятности.

Безопасные воздушные судна

Первое место по безопасности занимает Boeing 777: ни одной авиакатастрофы за 200 млн.ч. и 4 небольших аварии. Несмотря на объемность и вместительность до 500 человек, двигатели отлично справляются со своей работой.

На 2-ом месте Airbus A340: 5 аварий за 13 млн.ч. По причине дорогого обслуживания этим лайнером может похвастаться далеко не каждая авиакомпания.

Предшествующая модель Airbus A330 занимает почетное 3-е место. Никаких поломок и неисправностей. Только одна катастрофа: 228 человек, утонувшие в Атлантическом океане в 2008 году. У Аэрофлота функционирует более 15 моделей А330 (VQ BEK, VQ BCQ и другими бортномерами). У Победы в парке 20 Боингов 737 800 (VQ BTI, VQ BTG, VQ BWG и т.д.).

Надежные авиакомпании

Различные агентства и комитеты по воздушной безопасности стран оценивают рейтинг авиакомпаний по различным характеристикам. Учитываются упавшие в разные периоды лайнеры (их число) и модельный ряд (безопасность).

Британские исследования затрагивают пунктуальность авиакомпаний на основе общего пассажиропотока и числа рейсов.

В мире

Согласно данным EASA, в первую двадцатку включены компании с идеальной репутацией. Они признаны самыми безопасными.

К ним относятся авиакомпании:

  1. Air New Zealand,
  2. Alaska Airlines,
  3. All Nippon Airways,
  4. British Airways,
  5. Cathay Pacific Airways,
  6. Emirates,
  7. Etihad Airways,
  8. EVA Air,
  9. Finnair,
  10. Hawaiian Airlines,
  11. Japan Airlines,
  12. Lufthansa,
  13. Qantas,
  14. Royal Jordanian Airlines,
  15. Scandinavian Airline System,
  16. Singapore Airlines
  17. Swiss,
  18. Virgin Atlantic,
  19. Virgin Australia,
  20. Qatar Airways.

За всю историю существования этих компаний не было ни одного разбившегося рейса.

В России

Федеральное агентство воздушного транспорта дает прозрачную характеристику каждой авиакомпании. Приведенный ниже рейтинг выстраивался по объему и приросту пассажиропотока, а также в зависимости от налетанных километров.

Рейтинг популярности

  1. Аэрофлот,
  2. Сибирь,
  3. Россия,
  4. Utair (ЮТэйр),
  5. Ural Airlines (Уральские авиалинии),
  6. Победа,
  7. Globus (Глобус),
  8. Azur Air,
  9. ВИМ-Авиа,
  10. Nordwind Airlines (Северный ветер).

Рейтинг безопасности

Так как пассажиров больше интересует безопасность, присутствует другой рейтинг, учитывающий как количество авиакатастроф, так и аварий за последние 30 лет. Людские потери (гибель пассажиров и случайных людей) также оцениваются.

  1. Победа,
  2. Уральские авиалинии,
  3. S7 Airlines (Сибирь),
  4. Якутия,
  5. Нордавиа,
  6. Ютэйр,
  7. Ямал.

В первую десятку могла бы попасть компания Трансаэро, если бы не обанкротилась еще в 2015 году. У нее был мощный новый авиапарк и ни единой катастрофы. Имидж компании определяется технической оснащенностью, а не популярностью у туристов за определённый промежуток времени (с учётом пакетных туров).

Современные технологии и разработки авиастроения делают полеты самыми безопасными. Вероятность разбиться ничтожно мала. Фактором, влияющим в будущем на развитие отрасли, станет качественное обучение пилотов. В России на сегодняшний день отмечается нехватка профессиональных кадров. Экипажи старой школы скоро уйдут на пенсию, а молодые пилоты могут не справиться с нештатной ситуацией. Поэтому качество и надежность лайнера выходят на первый план. Это позволит существенно снизить количество авиакатастроф при недостаточности опыта или в сложных метеоусловиях.

Видео по теме

06.03.2019 , 17:50 9190

Согласно последним исследованиям, шанс попасть в авиакатастрофу ничтожно мал. В 2018 году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), неполадки возникали всего на одном самолёте из 750 тысяч рейсов. Да и те устранялись сразу, а пассажиров доставляли в место назначения другим бортом. На один миллион рейсов насчитывается всего 11 смертей, да и те по медицинским причинам. Падения воздушных судов - большая редкость. Однако, все же, подобные инциденты случаются. Какие же причины к этому приводят?

Человеческий фактор

Под этим понятием имеется в виду совокупность ошибок, допущенных людьми. Это могут быть не только сами пилоты, но также диспетчеры и другие сотрудники. По статистике, 50% падений самолётов связаны именно с действиями или бездействием человека. К этому фактору относятся не только сами ошибки, но и проблемы со здоровьем. Например, в сентябре 2018 года в небе над Москвой у пилота сирийского лайнера случился инфаркт. Однако тогда всё закончилось благополучно: самолёт посадил второй пилот. А вот в ноябре того же года в аналогичной ситуации в США разбился легкомоторный самолёт, в результате чего погибли 4 человека. Второй пилот на борту тоже был, но он так и не сумел посадить судно.

Технические неисправности

Этот фактор дает знать о себе почти в четверти случаев - по меньшей мере, 22% аварий в небе происходят из-за технического сбоя. Перед взлётом каждый лайнер тщательно осматривают, что минимизирует риск отказа оборудования. Тем не менее, вероятность повреждения двигателей и других механизмов всё равно существует, хотя и остается чрезвычайно маленькой. Обычно, в подобных случаях неисправности обнаруживаются при взлёте, и пилоты без проблем сажают самолёт. Пассажиров же забирает другой борт.

К этой же группе причин относят и столкновение авиалайнера с птицами, их попадание в двигатели. Например, в 1953 году самолёт «ИЛ-12», летевшей из Москвы в Новосибирск, столкнулся со стаей уток, из-за чего двигатели потеряли расчетную мощность. Командир принял решение о немедленной посадке, однако аэропорта поблизости не оказалось. Пришлось сажать машину прямо в Волгу (около речпорта Казани). После приводнения самолет начал тонуть. Однако все пассажиры успели покинуть борт, и были подобраны местными жителями. Но когда это было!

Неблагоприятные погодные условия

Эта причина объясняет 12% случаев аварий самолётов. Чаще всего негативное влияние оказывают осадки, сильный ветер и туман. Современная техника справляется с порывами и завихрениями воздуха почти всегда. Входя в зону турбулентности, самолёт начинает трясти и раскачивать. Однако даже умелые действия пилота не гарантируют безопасность на 100% - в крайне редких случаях происходит крушение. Например, в 2001 году американский лайнер, вылетевший из Нью-Йорка, упал уже через полторы минуты после взлета, из-за чего погибли 265 человек. Причиной крушения стали турбулентные потоки воздуха , возникшие от пролетавшего рядом другого самолёта. Поэтому эту аварию можно отнести и к категории человеческого фактора. А вот самолёт польского президента Леха Качиньского, разбившегося в марте 2010 года, упал как раз из-за плохой видимости, возникшей по естественным причинам. В тот день в районе аэродрома под Смоленском стоял сильный туман, поэтому при заходе на посадку судно столкнулось с березами.

Умышленные действия

В истории авиации, к сожалению, случаются и теракты. Угон самолётов, взрыв на борту и другие подобные события становятся причинами падения воздушного судна в 9% случаев. Наиболее известный пример - теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, в результате которого погибли почти 3000 человек - в том числе, несколько сотен пассажиров и членов экипажей угнанных самолётов.

Прочие причины

Остальные факторы составляют 7% всех случаев крушения самолётов. По сути, это комплексные причины, связанные одновременно и с ошибками диспетчеров, и со сбоями в навигации, и с недостаточно качественным топливом, и т.п. Известна, например, катастрофа 2002 года над Боденским озером (Германия), когда из-за неправильных действий диспетчера столкнулись российский пассажирский и немецкий грузовой самолёты. В результате погибли все пассажиры и пилоты - всего 71 человек, в числе которых 52 ребенка.


Аварии с авиалайнерами происходили и, к сожалению, продолжают происходить. Хотя частота их заметно снижается - так, 2018 год был признан самым безопасным за всю историю авиации. Очевидно, что модернизация оборудования и развитие технологий приводят к тому, что самолёт становится еще безопаснее, чем он был даже несколько лет назад. А знание некоторых правил

Все чаще можно услышать по новостям, что в том или ином регионе разбился самолет и погибло много людей. Увы, сегодня такие катастрофы происходят настолько часто, что многие уже сильно не удивляются подобным новостям. Некоторые россияне считают, что крушения авиалайнеров в их стране связаны с тем, что они устаревшие, так как их собирали еще в годы Советского Союза. Однако, самолеты падают и в других странах, к которым советские конструкторы не имеют никакого отношения.

Более того, американские, немецкие и французские лайнеры считаются самыми мощными и надежными. В чем тогда причина? В целом, самолеты падают абсолютно по разным причинам, и далеко не всегда это связано с неисправностью самого летательного аппарата. Довольно часто причина в самом пилоте, который управляет лайнером. Разберемся подробнее, почему падают самолеты и можно ли это предотвратить?

Причины авиакатастроф

В половине авиапроисшествий виновны пилоты, ведь именно они несут ответственность за то, чтобы самолет успешно взлетел и приземлился. Нередко случались катастрофы из-за того, что пилоты не могли быстро принять правильное решение в сложных метеоусловиях. Также причиной трагедий часто становилось плохое самочувствие либо усталость летчика , управляющего воздушным судном.

У всех пилотов перед рейсом проверяют:

  • Состояние здоровья: сюда входит измерение пульса, давления и температуры.
  • Наличие алкоголя или наркотиков в крови при помощи специального скрининг-тестирования.

Для того чтобы получить лицензию и управлять самолетами, претендентам на пост летчика приходится пройти множество медицинских комиссий, сдать массу анализов и пройти длительный испытательный срок. Однако, как показывает практика, даже при условии высокой квалификации и опыта работы, некоторые допускают ошибки, которые стоят жизни не только им, но и пассажирам.

Также причинами происшествий могут стать:

  1. Неисправность воздушного судна либо устаревание техники – довольно распространенные причины крушения самолета. Необязательно старые лайнеры могут разбиваться, довольно часто современные аппараты попадают в катастрофы. Очень важно, чтобы самолет был исправен, и чтобы все его механизмы были в отличном состоянии. В случае поломки какой-либо детали необходимо сделать тщательный ремонт и несколько раз проверить устройство прежде, чем отправлять в полет. Ужасная катастрофа произошла в 1985 году, когда Boeing 747 столкнулся с горой Оцутака, что привело к гибели 520 пассажиров. Причина была в том, что самолет был плохо отремонтирован и в воздухе он не смог справиться с препятствием.
  2. Неблагоприятные метеоусловия . Перед отправкой самолета в рейс необходимо, чтобы уполномоченные люди досконально изучили погодные условия, которые ожидают его на пути в пункт назначения. В случае если есть риск грозы либо сильного урагана, рейс нужно перенести на другое время. Но часто люди пренебрегают этим, в результате чего происходят катастрофы.
  3. Ошибка диспетчера . По данной причине случается лишь 6% авиапроисшествий. Неправильные решения диспетчера, перезагрузка самолета либо загрязнение топлива тоже могут привести к страшной трагедии.
  4. Террористы . В ситуациях, когда самолету нужно лететь в горячие точки, всегда есть риск того, что его могут «подбить» террористы. Недавно такое происшествие случилось с малайзийским самолетом В777, который летел через восток Украины, где уже несколько лет продолжаются боевые действия. Он был сбит с земли, из-за чего погибли 298 пассажиров.

Эти причины падения самолета являются самыми распространенными. Но история знает случаи достаточно страшных трагедий, причинами которых стали довольно непредвиденные обстоятельства. Их можно было бы назвать нелепыми, если бы они не повлекли за собой человеческие смерти. К таким относятся:

  • катастрофа 25 августа 2010 года в Республике Конго, когда один из пассажиров умудрился пронести на борт живого крокодила. Когда тот неожиданно сбежал из сумки, на борту началась паника, люди бросились в один конец, что привело к дисбалансу. В результате самолет упал и унес за собой 20 жизней.
  • 23 ноября 1993 года несколько заключенных, которые сбежали из тюрьмы, захватили лайнер, который летел из Эфиопии. Они требовали отправиться в Австралию, но не давали заправить самолет топливом, из-за чего у него закончилось горючее, и он упал недалеко от берега. В этой трагедии погибло 127 человек.
  • в октябре 1996 года произошло не менее странное и в то же время печальное происшествие, когда кто-то забыл снять скотч с датчиков, из-за чего приборы показывали не точные данные, и пилот не мог точно определить скорость и высоту самолета, что привело к аварии, которая унесла 70 жизней.

Разумеется, в воздухе могут случиться любые непредвиденные ситуации, в условиях которых трудно сориентироваться и принять правильное решение. Но летчики для того и нужны, чтобы гарантировать пассажиром благополучный рейс. Не зря они много лет обучаются этому, проходят долгую практику и подготовку перед тем, как управлять самолетами. Очень важно, чтобы пилот был не только опытным, но и ответственным, и смелым. Он не должен бояться трудностей и непредвиденных ситуаций. Также важно хорошо подготовить самолет к полету, чем занимаются специально обученные люди. В их обязанности входит тщательный контроль за работой всех систем и устройств самолета. Они должны устранять все неполадки в работе летательного аппарата, дабы не допустить страшных последствий.

Многие люди испытывают страх полета на авиатранспорте, а ведь это средство передвижения – самое быстрое и удобное.

Рассмотрим, и что чувствует человек, когда падает самолет.Наиболее достоверные сведения о детальных переживаниях можно получить от людей, которые испытали этот опыт на себе.

Каждый несчастный случай – результат влияния нескольких причин, главная из которых – человеческий фактор . То есть традиционно в качестве причины падения воздушного транспорта обычно выступает ошибка, допущенная экипажем.

Еще одна частая причина – авиационный терроризм , что встречается значительно реже. Рассмотрим статистические данные по этому поводу:

  • 60% — аварии, возникшие в ходе ошибок пилотов;
  • 20% — трудности, связанные с техническими неполадками;
  • 15% — ситуации, проявившиеся в ходе погодных условий;
  • 5% — авиационный терроризм и другие факторы.

Главная причина несчастных случаев — человеческий фактор

Самые распространенные ошибки сотрудников авиатранспорта:

  1. Несоблюдение процедур пилотирования по регламенту.
  2. Недостаточно высокий уровень квалификации пилотов.
  3. Ошибка в работе приборов навигации.
  4. Несоблюдение правил технического обслуживания.
  5. Ошибочные ситуации, возникшие по вине наземных диспетчеров.
  6. Проблемы психологического состояния пилота и помощника.

Чаще всего аварии происходят при взлете или посадке самолета , при этом транспортное средство находится в контролируемом управлении, но утрачивает пространственную ориентацию.

Чувства человека при падении самолета

Как показали научные исследования, при возникновении перегрузки транспортного средства человек вряд ли четко запомнит события. Это связано с повышенной защитой сознания.

Пассажиры будут помнить лишь первые секунды , когда самолет начал падать, а на следующих этапах включится защитная реакция организма и сознание отключится.

По данным исследований, в процессе столкновения с землей ни один человек не находился в сознании, это говорит о том, что он не мог испытывать чувства.

Этот факт подтвердили люди, которым удалось выжить в условиях подобного крушения. На вопрос о том, что чувствуют пассажиры падающего самолета, они ответили, что помнят лишь встряску и перегрузку.

Ощущения пассажиров при разгерметизации салона

Давление на столь большой принимает намного более низкие значения, чем над ее поверхностью, как и температурные показатели. Недостаток кислорода препятствует нормальной работе организма.

Современный кинематограф значительно повлиял на общественное сознание, показав, что даже незначительная дырочка на поверхности обшивки приводит к гибели всего пассажирского состава.

На самом деле, все наоборот. Конечно, повреждение обшивки ненормально, но это не говорит о катастрофическом масштабе проблемы.

Основная проблема при разгерметизации салона – недостаток кислорода . Если каждый «путешественник» пристегнут по правилам инструкции, никаких серьезных осложнений возникнуть не должно.

Более того, самолет призван сохранять целостную конструкцию и способен завершить начатый рейс. Главное, чтобы смог своевременно заметить падение давления и тот факт, что снизился уровень кислорода.

При разгерметизации необходимо надеть маски с кислородом

Что происходит с людьми при столкновении с землей

Если посадка контролируемая, пассажиры могут находиться в сознании, но оно замутнено. Чаще всего, ответ на вопрос о том, что чувствуют люди, когда падает самолет, — «ничего».

Мы уже отмечали, что на высоте включается защитная реакция организма, и он впадает во временную спячку , пока ситуация не стабилизируется.

Непроизвольно люди могут ощущать тряску и небольшой страх.

По показаниям лиц, которым удалось пережить крушение авиалайнера, они практически ничего не помнят.

Действия экипажа при крушении самолета

Чтобы создать благоприятные условия для комфортного самочувствия пассажиров, необходимо провести ряд мероприятий.

Во-первых , предотвратить кислородное голодание среди пассажиров, предложив им надеть специальные маски . Дыхание может быть учащенным, а также люди могут испытывать небольшое головокружение. Затем клетки мозга постепенно умирают, поэтому своевременное принятие верных действий призвано предотвратить летальный исход.

Во-вторых , при обнаружении первых признаков неполадок пилоты спускаются на относительно безопасную высоту, составляющую 3-4 км . На этом уровне предполагается достаточное количество кислорода для полноценного дыхания и нормальной жизнедеятельности организма.

После нормализации ситуации необходимо принять решение о дальнейших действиях. Как правило, это аварийная посадка в порту, находящемся поблизости.

Большинство аварий самолетов случаются при взлете или посадке

Что должны сделать пассажиры

Немаловажную роль играет поведение пассажиров во время крушения . Мы рассмотрели, что происходит с людьми во время крушения при падении самолета.

Пассажиры, столкнувшись с факторами декомпрессии, должны придерживаться следующих правил:

  1. Сохранять спокойствие и не нагнетать панические состояния.
  2. Выполнять все, что говорят сотрудники экипажа . Внимательно прислушивайтесь к инструктажу со стороны персонала.
  3. Надеть маски с кислородом и при необходимости помочь в выполнении этой задачи окружающим.
  4. Пристегнуться и спокойно сидеть в кресле во время полета, что позволит избежать травматических последствий в зоне турбулентности.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Кроме вопроса, что чувствует человек во время авиакатастрофы при падении, невольно возникает другой вопрос: «Можно ли выжить в этой ситуации?» Как показывает практика – конечно, можно. Но при условии, что пилоты своевременно заметили неполадки и приступили к их устранению.

Соблюдение и отсутствие панического состояния гарантирует спокойствие и прекрасное самочувствие пассажиров.

 

 

Это интересно: