→ Равенна – город вековой истории и дань христианской веры. История искусств Когда сезон. Когда лучше поехать

Равенна – город вековой истории и дань христианской веры. История искусств Когда сезон. Когда лучше поехать

Во времена умбров и этрусков Равенна, как и Венеция, стояла на лагуне. Благодаря стратегически удачному расположению город считался неприступным - и поэтому римский император Август заложил здесь военный и торговый порт, ставший опорным пунктом для подчинения Адриатики и ее побережий. Когда император Феодосий I делил Римскую империю между своими сыновьями, Гонорий, получивший Западную Римскую империю, сделал Равенну столицей (395) - и сразу начался расцвет города. В то время как Великое переселение народов опустошало остальную Италию, Гонорий и его сестра Галла Плацидия, регентша в 425-450 гг., построили в Равенне новую императорскую резиденцию. В 476 г. в Италию вторглись германские племена. Их предводитель Одоакр, изгнавший последнего императора Рима, после своего провозглашения королем всей Италии управляет государством из Равенны. Восточная Римская империя еще существовала и направила в Италию остготского короля (с 471) Теодориха, продержавшего Равенну в осаде три года; заставив наконец в 493 г. Одоакра сдать город, он убил его затем на общем пиру. Теодорих, воспитанный при византийском дворе как пленник, - легендарный персонаж по имени Дитрих Бернский из «Песни о Нибелунгах», принес Равенне новый подъем. В 539 г. византийский император Юстиниан (482-565) вернул Италию в лоно Восточной Римской империи, и Равенна стала резиденцией экзархов (верховных правителей провинций); начался третий период ее расцвета. Именно тогда византийский стиль проникает в западное искусство. В 751 г. лангобарды положили конец экзархату, а заодно и процветанию Равенны. Позже город оказался под властью Венеции, а с 1509 г. вошел в папское государство, в коем оставался до 1859 г. Долгое время жители Равенны жили сельским хозяйством, пока в 1950-е гг. здесь не были открыты огромные месторождения природного газа, что привело к образованию обширного промышленного пояса вокруг города.

Достопримечательности Равенны

Церковь Сан-Витале

Снаружи церковь Сан-Витале (Св. Виталия) - простое восьмигранное центрическое сооружение (кирпичная базилика), зато внутреннее убранство неожиданно поражает великолепным блеском и красотой. Строительство ее было начато при Теодорихе Великом в 526 г., а освятили - в 547 г. при его преемнике, императоре Юстиниане. Восемь столбов отделяют центральное помещение от обходного прохода. Потрясающее впечатление производят византийские мозаики, отливающие перламутром в свете, проникающем сквозь желтые витражи. Слева и справа от алтаря - всемирно известные мозаичные изображения властителей Равенны - императора Юстиниана и его супруги Феодоры в сопровождении свиты; рядом с императором - архиепископ Максимиан; в центральной апсиде между св. Виталием и св. Экклезием изображен Спаситель.

Мавзолей Галлы Плацидии

За церковью Сан-Витале - небольшой мавзолей Галлы Плацидии - единственная сохранившаяся часть исчезнувшего дворцового комплекса. Мавзолей представляет собой крестово-купольную постройку и был возведен около 440 г. еще при жизни императрицы. Внутри мавзолей украшен мозаиками, которым примерно на 100 лет больше, чем мозаикам церкви Сан-Витале. Мозаичные стены и свод сияют удивительным, глубоким синим цветом, характерным для поздней эпохи империи. Теплый свет, проникающий сквозь небольшие узкие окна, отделанные лепниной, освещает крест, символические изображения евангелистов и фигуры двенадцати апостолов, а над входом - мозаику, изображающую Христа в образе юного «Доброго пастыря». В центральной части и в рукавах «креста», лежащего в плане строения, находятся мраморные саркофаги - предположительно Галлы Плацидии и двух императоров -Констанция III, ее второго супруга, и сына Валентиниана III. Но сама императрица похоронена в соборе Св. Петра в Риме, где умерла в 450 г. Интересный музей, расположившийся в клуатрах монастыря возле церкви Сан-Витале, представляет собрания античного и раннехристианского искусства. О времени Рисорджи-менто рассказывает новехонький музей па соседней Via Baccerini Alfredo 3.

Пьяцца-дель-Пополо

Средоточие исторического центра города - живописная Пьяцца-дель-Пополо. Венецианцы возвели на ней в 1483 г. две гранитные колонны со святыми города, за ней через двести лет за колоннами был построен палаццо Комунале. На четырех из восьми капителей палаццо Венециано можно видеть монограмму Теодориха.

Кафедральному собор и крестильня

Пройдя несколько улиц, выходишь к кафедральному собору, сооруженному в 1740 г, на месте старейшей церкви Равенны, основанной епископом Урсусом. От первоначальной постройки сохранились только церковная башня и крипта. Мраморная кафедра в центральном нефе справа сложена из плит VI в. с животным узором. Во второй капелле справа и в правом поперечном нефе находятся красивые раннехристианские саркофаги.
Рядом с собором стоит православная крестильня - восьмиугольное кирпичное здание V в. с мраморными интарсиями па внутренних стенах и великолепными мозаиками, созданными, вероятно, около 450 г., т. е. -древнейшие в Равенне. Купольная мозаика изображает крещение Христа, античный бог реки - это персонификация Иордана.

Архиепископский музей

Следующее сокровище раннего христианства обнаруживается в Архиепископском музее сразу за собором: это епископское кресло Максимилиана - Cattedra di Massimiliano. Созданное в VI в., оно представляет собой египетскую резьбу по слоновой кости: это изображение сцен из Ветхого и Нового Завета. Забавны мозаики в небольшой капелле Сант"Андреа, где Иисус Христос предстает перед зрителями в облачении римского воина.

Церковь Св. Франциска

На современной Piazza dei Caduti per la Liberta возвышается монастырская церковь Св. Франциска с романской колокольной башней. Внутри - прекрасные колонны из греческого мрамора, главный алтарь V в. и крипта IX-X вв., мозаичный пол которой находится на 1,5 м под водой.

Гробница Данте Алигьери

Рядом с церковью - гробница Данте Алигьери в классицнстском стиле. Поэт умер в 1321 г. в Равенне, где жил изгнанником, после того как в 1302 г. его выдворили из Флоренции. Именно в Равенне он создал великую «Божественную комедию». Немного больше о Данте можно узнать в музее Данте в монастыре Сан-Франческо.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Придворная церковь Теодориха стоит на весьма оживленной Via di Roma. Портик и апсида возведены в XVI и XVIII вв. По двенадцать византийских мраморных колонн, привезенных из Константинополя, делят внутреннее пространство на три нефа. Стены украшены великолепными, разделенными на три полосы мозаиками, в которых заметно византийское влияние.

Руины дворца Теодориха

Вблизи на углу Via Alberoni можно видеть руины дворца Теодориха; примечателен многослойный фасад с выступающей вперед центральной частью.

Арианский баптистерий

Восьмиугольный арианский баптистерий был построен при Теодорихе в VI в. В центре купольной мозаики, как и в православной крестильне - сцены крещения Иисуса Христа. Соседняя церковь Св. Духа ранее была арианским собором. От времен Теодориха, к сожалению, сохранилась только кафедра.

Гробница Теодориха

Популярна среди туристов своеобразная гробница Теодориха в 1 км от центра города, вероятно возведенная еще при жизни короля остготов. Мощные тесаные глыбы из известняка, сложенные без строительного раствора, придают монументальной круговой постройке массивность. Купол, весящий примерно 300 т, вытесан также из единого блока известняка. Мавзолей напоминает, скорее, сирийские, а не римские прототипы, однако фриз с орнаментом в виде щипцов, напротив, явно указывает на германское влияние. Нижний этаж с бочарными сводами выстроен в форме византийского креста; на верхнем этаже стоит древний саркофаг из порфира. Однако тело Теодориха из гробницы исчезло.

Прокат велосипеда

Всем, кто устал от долгах прогулок по городу, предлагаем поступать как итальянцы: садитесь на велосипеды! В бюро туристической информации на Via Salara можно взять напрокат велосипеды - причем бесплатно!

Справки

Via Salara 8, 48100 Ravenna;
Тел.: 05 44 48 26 64;
Факс.: 05 44 48 26 70;
wvvw.turismo.ravenna.it

Окрестности Равены

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

В 5 км южнее Равенны стоит церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, возведенная рядом с давно перенесенным портом, давшим ей имя. Строить ее начали за чертой города около 535 г., а освятили в 549 г. Круглая башня была построена в XI в. Византийские мраморные колонны разделяют внутреннее пространство; в боковых нефах - саркофаги V и VIII вв. Великолепные мозаики в апсиде и на фронтоне «триумфальной арки» вошли в историю искусства. В куполе апсиды мозаика, изображающая Преображение Христа в медальоне на кресте, украшенном девяноста девятью звездами из драгоценных камней, под ним - патрон церкви св. Аполлинарий, предстающий среди двенадцати белоснежных овец, символизирующих его паству. На фронтоне «триумфальной арки» изображение Христа-Пантократора в окружении символов евангелистов, а внизу - двенадцать апостолов в виде агнцев.

Пинета-ди-Классе

Заповедная природная зона Пинета-ди-Классе, примерно в 5 км от Сант-Аполлинаре-ин-Классе - это остатки прежде знаменитого пиниевого леса, сильно поредевшего от морозов и пожаров. Немного к западу раскинулась Mirabilandia - один из самых больших парков развлечений в Италии.
Цепь пляжей тянется от Casal Borsetti до Lido di Savio, что неподалеку от Milano Marittima, - все они появились в основном в 1970-е гг.

Основной достопримечательностью Равенны (Ravenna) является её мозаика. Она здесь повсюду – в храмах, домах, мавзолеях. Её сияние и глубина исполнения поражают, завораживают, очаровывают. Но Равенна славится не только уникальным украшением стен. Здесь есть дом, где жил Байрон, могила Данте, мавзолеи древних правителей, а также очень много храмов, чей возраст насчитывает полторы тысячи лет.

Равенна – это город, расположенный на востоке Италии. Является столицей провинции Равенна, что находится в регионе (Emilia-Romagna). Провинция граничит с тремя самыми крупными районами своего региона: на западе с (Bologna), на севере – с (Ferrara), на юге – с Форли-Чезена (Forlì-Cesena). С восточной стороны от Равенны – Адриатическое море (mare Adriatico), которое является частью Средиземного моря (mar Mediterraneo).

Больше тысячелетия назад город находился непосредственно на побережье mare Adriatico. Но со временем воды отступили, и в результате заиления образовалась низина. Сейчас Равенна соединена с Адриатическим морем Кандиано каналом (Canale Candiano).

Площадь Равенны составляет 652 км2, а количество жителей превышает 150 тыс. чел. Исторический центр разместился на 2 км2. Раньше его окружали крепостные стены, от которых остались лишь ворота. А там, где раньше тянулись линии укреплений, сейчас с трех сторон бульварное кольцо, тогда как с запада – железная дорога.

После того как в XIII в. на Народной площади (Piazza del Popolo) построили дом для правителя города, резиденцию Бернардино Полеты (la residenza di Bernardino da Polenta), она стала главной площадью Равенны. Через несколько лет здесь появился дом ректора Романьи (palazzo del Rettore di Romagna).

Платформа Пагуро

Недалеко от Равенны, в глубинах Адриатического моря, есть очень интересное для дайверов место. Это – платформа Пагуро (Paguro Platform), которая находится на морском дне напротив Порто Корсини (Porto Corsini). Так называют небольшой город, размещенный на участке, где Кандиано канал впадает в море.

Появилась платформа в середине прошлого века после того, как в недрах Адриатического моря были обнаружены запасы газа. Осенью 1965 г. у берегов Равенны произошла беда: во время работ произошло газовое извержение. В результате на платформе возник пожар, после чего она взорвалась и утонула, погрузившись на глубину 25 м. Погибло три инженера, столб воды вздымался на 30 м над уровнем моря, а на дне появился огромный кратер. Извержение удалось остановить лишь три месяца спустя.

Платформу со дна моря не убрали, – и с тех пор это популярное место среди любителей дайвинга , поскольку кроме затонувшего сооружения можно хорошо рассмотреть жителей моря, нашедших здесь пристанище. Чаще всего здесь можно увидеть морских звезд, омаров, креветок, крабов, угрей, морских ершей.

Как добраться

Несмотря на то, что Равенна расположена недалеко от моря и связана с ним каналом, попасть сюда морским путем можно только на круизном судне или на яхте. Паромные переправы в настоящий момент не обслуживаются. Аэропорта возле города также нет, поэтому людям, которые летят в Италию самолетом, придется добираться с пересадками. На расстоянии 90 км от города есть три аэропорта , от которых в Равенну можно попасть автобусом, поездом, но удобнее всего машиной. Трансфер можно заказать на .

Если же будет принято решение добираться в Равенну поездом, расписание поездов можно осмотреть тут: . Также сюда едут автобусы с разных городов Италии и Европы.

Самолетом

Ближе всех к Равенне, на расстоянии 40 км, находится аэропорт в Форли (Aeroporto di Forlì). Немного дальше – в Болонье (Bologna) и (Rimini). Также есть (Venezia), но дорога от него до Равенны наземным транспортом займет от двух до трех с половиной часов.

Международный аэропорт имени Федерико Феллини (Aeroporto internazionale Federico Fellini), что находится в Римини, отделяет от Равенны 70 км. От аэропорта в нескольких минутах ходьбы расположена Aerostazione. Отсюда автобусом надо доехать до автостанции 4 Rimini Fs, что находится на Via Dante Alighieri. Затем надо пройтись пешком до железнодорожной станции Rimini или автобусного вокзала, что расположены на одной площади, на Piazzale Cesare Battisti. Отсюда час езды до Равенны поездом или автобусом. Также можно заказать трансфер от аэропорта на сайте

На поезде

Железнодорожный вокзал Равенны (Stazione Di Ravenna) находится на Piazza Luigi Carlo Farini,13, в десяти минутах ходьбы от центра. Сюда приходят поезда, что курсируют между городами Римини – Феррара (Rimini – Ferrara), Равенна – Фаенца (Ravenna – Faenza), Равенна – Кастель-Болоньезе (Ravenna – Castel Bolognese). Также есть поезда до Болоньи, Венеции (Venezia), (Verona).

Если путник едет из Рима (Roma), нужно учитывать, что прямой поезд едет лишь раз в день. Поэтому многие добираются с пересадкой в Болонье. От (Milano) прямого сообщения с Равенной нет.

Автобусом

В Равенне есть три автобусные станции, куда приезжают пригородные, междугородние и международные автобусы. Поэтому предварительно надо уточнить, где именно остановится автобус, тем более что возможны остановки и в других местах. Конечная станция автобуса может быть на:

  • Piazzale Aldo Moro – с тыльной стороны ж/д вокзала;
  • Piazza и Viale Farini – находятся впритык друг к другу, напротив ж/д вокзала;
  • Via Trieste.

Морем

Но недалеко от Равенны, на побережье Адриатического моря, где в него впадают воды канала Кандиано, расположены два города Porto Corsini и Marina di Ravenna. Они отделены друг от друга каналом, перебраться через который можно паромом. В Порто Корсини есть Cruise Port, где останавливаются круизные судна, в том числе те, что идут в Грецию, Кипр, Турцию. В Marina di Ravenna есть возможность пришвартовываться яхтам. Отсюда до Равенны полчаса автобусом, но лучше заказать трансфер.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Равенна — морской курорт, некогда центр Восточной Римской империи, сегодня это небольшой, но очень красивый итальянский город со своими неповторимыми особенностями. Здесь сосредоточено множество достопримечательностей, часть из которых на сегодняшний день внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но больше всего известна Равенна своими удивительными мозаиками, которые, как и прежде, украшают стены церквей и памятников.

Что посмотреть в Равенне самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Мавзолей Галлы Плацидии

Равенна славится своими удивительными мозаиками и объектами наследия ЮНЕСКО. Все это сочетает в себе Мавзолей Галлы Плацидии, возведенный в первой половине V века. В 1966 году это столь контрастное и загадочное архитектурное строение было включено в список ЮНЕСКО, а мозаика, которая украшает стены мавзолея, считается самой древней в городе.

Изначально это была капелла, которая являлась частью церкви Санта-Кроче. Позже, когда прокладывали улицу в честь Галлы Плацидии, пришлось разобрать часть святилища, после чего капелла превратилась в отдельно стоящее сооружение. Мавзолей Галлы Плацидии не стал местом ее погребения, однако три саркофага: для нее, ее мужа и сына — находятся внутри. Существуют вопросы насчет останков, захороненных в этих саркофагах, которые и по сей день не нашли ответа.

С архитектурной точки зрения это очень контрастное строение. Скромное, небольшое здание, имеющее крестообразную форму, выполненное из красного кирпича, поражает великолепием своего внутреннего убранства.

  • Адрес: Via Giuliano Argentario, 22
  • Время работы: с 01.04 по 30.09 с 9:00 до 19:00, в октябре и марте- до 17:30, с 01.11 по 28.02 - до 17:00.
  • Стоимость единого билета «Мозаики Равенны» (входит 5 достопримечательностей) — 9,50 евро, с 01.03−15.06 необходимо доплатить 2 евро. Дети младше 10 лет бесплатно.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха был построен в 520 году нашей эры королем остготов, правившим в те времена в Равенне. Этот мавзолей является единственным уцелевшим творением остготов, в связи с чем, в 1996 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей расположен посреди готского кладбища. Это круглое строение с куполом из цельного камня, оно установлено на десятигранном постаменте. Отличительной особенностью этого строения является то, что, по сравнению с шикарными храмами и мавзолеями Равенны, внутри нет ни одного украшения, за исключением следов от креста, украшавшего когда-то верхний ярус, и красной чаши, служившей гробницей для Теодориха. Во времена правления Юстиниана, останки короля остготов были вынесены из мавзолея, после чего здание превратили в часовню.

  • Адрес: Via delle Industrie, 14.
  • Время работы: летом с 8:30 до 19:00.
  • Вход: 4 евро стандартный, 2 евро льготный. Вход бесплатный каждое первое воскресенье месяца.

Арианский баптистерий

Арианский баптистерий был возведен между V и VI веками по поручению остготского короля Теодориха. Король был последователем арианской ветви христианства, именно поэтому баптистерий получил такое название, однако внешне он очень похож на баптистерий Неона (православный). В середине VI века из баптистерия сделали ораторий Девы Марии, когда арианство стали пресекать. В 1996 году наравне с другими памятниками Равенны баптистерий был включен в список ЮНЕСКО.

Внешне строение выглядит довольно просто. Стены выложены из красного кирпича. Само здание небольшого размера и состоит из двух ярусов. Первый — не имеет окон, лишь вход в помещение и несколько полукруглых выступов. На втором ярусе имеются небольшие окна в форме арок.

Внутри купол баптистерия украшен мозаикой со сценой крещения Христа, а вокруг изображено двенадцать апостолов, отделенных друг от друга небольшими пальмами.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani.

Церковь Св. Духа в Равенне

Церковь Св. Духа расположена буквально в нескольких метрах от Арианского баптистерия. Это еще одна раннехристианская постройка начала VI века. Возведена церковь во времена правления короля остготов Теодориха. Однако, как и многие религиозные строения Равенны, церковь Св. Духа после смерти остготского короля перешла под покровительство православной ветви христианства.

Единственным, но при этом самым заметным, украшением фасада здания является портик с идущими подряд большими арками, разделенными лишь тонкими ровными колоннами. Церковь состоит из трех частей: нефа и галерей, они разделены между собой колоннами. Алтарь, выполненный из греческого мрамора, сохранился в своем первозданном виде.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani, 1.
  • Вход на время богослужения с 10:00 до 12:00 по воскресеньям. Посещения туристов запрещены.

Неонианский баптистерий

Неонианский баптистерий, баптистерий Неона или баптистерий православных все это названия одного и того же религиозного строения в Равенне. Баптистерий получил свое название в честь епископа Неона. Такой шаг был необходим для того, чтобы можно было различать между собой два баптистерия в Равенне, которые очень похожи внешне между собой.

Баптистерий Неона входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек, кроме того украшенная изнутри великолепными мозаиками, сравнимыми с мозаикам в мавзолее Галлы Плацидии или в базилике Сан-Витале. Она покрывает все стены и купол баптистерия. Внутри установлена большая восьмиугольная купель для крещения. В целом, внутреннее убранство очень нарядное, однако снаружи баптистерий выглядит довольно просто.

  • Адрес: Via Gioacchino Rasponi.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе — является одной из основных церквей Равенны. Построена она была в середине VI века на том месте, где был захоронен покровитель и первый епископ Равенны св. Аполлинарий. «Классе» это название одного из районов города, на территории которого находится церковь. Сегодня это одна из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика имеет продолговатую форму, размер строения 55 м. на 30м. Стены выполнены из тонких кирпичей, между которыми просматривается довольно толстый слой белого раствора. По периметру здания расположены полукруглые окна. Рядом с базиликой находится высокая круглая башня.

При входе в базилику в первую очередь привлекает внимание колоннада из двух рядов. Таким способом внутреннее пространство разделяется на три нефа, где центральный — самый большой, а боковые намного меньше. Базилика украшена мозаиками времен правления Юстиниана, кроме этого там размещены саркофаги с мощами епископов, а главной ценностью являются мощи св. Аполлинария, которые находятся в алтаре.

  • Адрес: Via Romea Sud, 224.

Архиепископская капелла и музей

Архиепископская капелла была возведена во времена правления короля остготов Теодориха, между V и VI веками, как епископская домовая церковь. Капелла попала в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек.

В основание капеллы выложено в форме вытянутого (греческого) креста. Внутри церковь украшает мозаика, на которой можно увидеть растительные мотивы и библейские сцены.

Архиепископский музей был открыт в XVII веке, его экспонатами являются находки, которые были сделаны на территории церквей, принадлежащих епархии. Самые большие ценности музея — это трон из слоновой кости и серебряный крест, которые принадлежали двум архиепископам Равенны, служившим в VI веке.

  • Адрес: Piazza Arcivescovado, 1.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, октябрь и март с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Гробница Данте

Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии» умер в Равенне в 1321 г. и был похоронен в этом городе в базилике Сан-Франческо. Последние годы жизни Данте провел в Равенне по причине изгнания из родной Флоренции. И только после его смерти, когда стало ясно, что Данте прославил себя в веках, было решено перевезти прах поэта во Флоренцию. Но привезенный из Равенны саркофаг оказался пуст. А все потому, что жители Равенны не хотели расставаться с любимым поэтом, поэтому монахи церкви Сан-Франческо тайно извлекли останки Данте и спрятали их на территории монастыря. После этого прах поэта несколько раз перемещали в связи с историческими событиями.

Гробница Данте, в которой сейчас покоится его прах, была построена в 1780 году. Это совсем небольшое, но довольно изящное строение, выполненное в неоклассическом стиле. Внутри расположен саркофаг с урной, а на стене, перенесенный из церкви Сан-Франческо, барельеф поэта.

  • Адрес: Via Dante Alighieri, 9.

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо, которая находится в Равенне, была построена в X-XI веках на месте маленькой церкви V века. Изначально она была освящена в честь св. Петра, однако в 1261 году, после того как она перешла к францисканцам, базилика приобрела свое нынешнее название.

Эта церковь известна не только жителям Равенны, но и всем почитателям Данте, потому что именно здесь в 1321 году был отпет, а затем и захоронен, великий поэт. Кроме этого, привлекают внимание находки V века.

Церковь имеет прямоугольное основание, заканчивающееся полукруглой апсидой. Рядом с базиликой возвышается 33-х метровая колокольня. Церковь разделена на три нефа колоннадами из двенадцати колонн. Под апсидой находится крипта с мозаичным полом, которая сейчас находится ниже уровня грунтовых вод, а в образовавшемся водном покрове плавают настоящие золотые рыбки.
На сегодняшний день монастырь не действует, теперь он представляет собой музей города Равенны.

  • Адрес: Ravenna Piazza San Francesco 1
  • Вход свободный.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово — это один из восьми памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне. Она была построена во времена правления короля Теодориха на рубеже V и VI веков и выполняла функцию королевской церкви. К сожалению, от королевского дворца, рядом с которым находилась базилика, на сегодняшний день остались только развалины.

За время своего существования базилика претерпела некоторые изменения, в частности в X-XI веках была пристроена высокая колокольня, а позже, в XVI веке, фасад здания стал украшать портик из белого мрамора. Большая часть мозаики арианского периода безвозмездно утеряна, однако можно полюбоваться не менее прекрасными работами более поздних времен.

Особенный интерес у туристов вызывают фрески (в первой от входа капелле), где изображены сцены Второй мировой войны.

  • Адрес: Via di Roma, 52.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале — это самое прекрасное строение из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в Равенне. В первую очередь привлекает внимание ее необычная конструкция — восьмиугольное основание с апсидами, лестницами, башнями и множеством окон.

Базилика Сан-Витале была построена епископом Равенны в середине VI века. Архитектура Византии произвела на епископа большое впечатление, в связи с чем, он решил воплотить все самое прекрасное из увиденного в родном городе. Без сомнений, ему это удалось. Белые мраморные стены, обилие света, необычная конструкция, удивительной красоты мозаики, о сюжетах и мастерстве которых можно говорить часами, не оставят равнодушным ни одного туриста, перешагнувшего порог Базилики Сан-Витале.

  • Адрес: Via Argentario, 22.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте - до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Пьяца дель Пополо

Пьяца дель Пополо, в переводе с итальянского «Народная Площадь», является центральной площадью города, на которой происходят все главные культурные и общественные мероприятия Равенны.

В XIII веке был построен дворец правителя города Палаццо дель Подеста и Дворец папского наместника, а благоустроенное пространство между дворцами превратилось в площадь Пьяцца дель Комун. В середине XV века, после прихода к власти венецианцев, рядом с площадью возвели Венецианский дворец, где находилась городская Ратуша.

За многовековую историю существования Пьяца дель Пополо стала свидетелем множества реконструкций и нового строительства окружающих ее зданий, они меняли свое назначение, но неизменно оставались главными сооружениями города, и таким образом сама площадь приобрела важное географическое и политическое значение. А в 1946 году Пьяца дель Пополо получила свое нынешнее название.

  • Адрес: Piazza del Popolo

Собор Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова является главным религиозным сооружением Равенны. Кафедральный собор города был построен на месте первого собора, возведенного на рубеже VI и V веков и также был освящен в честь Воскресения Христова. Спустя тринадцать веков первый собор стал настолько ветхим, что было решено его разобрать, а на его месте возвести новый. Освящение нового собора произошло в 1749 году.

Некоторые детали от древней постройки все же сохранили, так, четыре колонны V века украшают фасад здания. Они вмонтированы в трёхарочный портик. Кроме этого сохранились саркофаги (особую ценность имеют саркофаг монсеньора Ринальдо да Конкорреджо и саркофаг святого Барбатиана), амвон епископа Агнеллуса и некоторые другие реликвии V века. Собор довольно больших размеров, он состоит из трех нефов, где центральный неф достигает 60 метров в длину.

  • Адрес: Piazza Duomo.

Археологический сит Domus dei Tappeti di Pietra

Domus dei Tappeti di Pietra довольно новое археологическое открытие. В 1993 году при строительстве подземного гаража были найдены следы древних мозаик. Это место называют музеем ковров, однако ни одного ковра там нет. Дело в том, что пол украшен удивительными орнаментами из мозаики, при взгляде на которую создается впечатление, что на полу и в самом деле лежит узорчатый ковер.

Музей хоть не очень большой, но экспонаты заслуживают внимания, тем более что он находится по пути к самым известным достопримечательностям города — Мавзолею Галы Плацидии и Базилике Сан-Витале. Не смотря на то, что музей расположен под землей, освещение очень хорошее, и туристы отмечают, что фотографии сделанные в музее получаются высокого качества.

  • Адрес: Via Gian Battista Barbiani - 16.
  • Вход: 4 евро для взрослых, 3 евро для детей

Национальный музей

Национальный музей расположился в здании бывшего монастыря, и находится в непосредственной близости от базилики Сан-Витале. Музей был открыт в 1804 году, а в 1885 году получил свое нынешнее название. Большую часть экспонатов составляет утварь из монастырей, которые были закрыты во время секуляризации на стыке XVIII и XIX веков. Кроме этого в музее находится коллекция римских монет. Особую значимость для музея имеет ковчежец (V век) с интересной резьбой.

Живопись в музее представлена различными фресками Средневековья, большую ценность из которых имеют восемь фресок, которые выполнил Пьетро да Римини в первой половине XIV века. Также есть экспонаты более поздних времен: коллекция живописи и тканей, которые можно отнести к XVII-XVIII векам.

Национальный музей стоит посетить каждому туристу, который желает ближе познакомиться с историей прекрасного города Равенна.

  • Адрес: Via San Vitale, 17
  • Вход: Взрослый -5 евро, льготный -2.50 евро, до 18 лет - бесплатно
  • Время работы: со вторника по воскресенье с 8:30 до 19:30, кассы закрываются в 19:00, закрыто по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря

Библиотека Классенсе

Библиотека Классенсе — необычная библиотека. Это сохранившаяся библиотека монахов, которая была создана в XVII веке. Она принадлежит Аббатству Ди Классе, а книги, наполняющие библиотеку, собирали монахи камальдолийской конгрегации. Особую важность имеют рукописи Пьетро Каннети, который был настоятелем монастыря. Кроме этого актив библиотеки составляют различные кодексы, инкунабулы, редкие и старинные книги, исторические картины и фотографии. В общей сложности, если учесть современную литературу, фонд библиотеки Классенсе насчитывает около 800 тысяч единиц.

Этот величественный храм культуры стоит посетить каждому туристу. Не обязательно брать книги для чтения. Достаточно посетить главный зал, в котором время остановилось. Он имеет два яруса книжных стеллажей, украшенных растительными мотивами. На белых стенах зала изображены портреты и исторические сюжеты, заключенные в изящные рамки из лепнины, а так же статуи великих мужей.

  • Адрес: Via Alfredo Baccarini - 3.
  • Вход свободный

Крепость Бранкалеоне

Крепость Бранкалеоне строилась практически два десятилетия, завершающие работы были проведены в 1470 году. Строительство началось после прихода к власти венецианцев, которые желали возвести надежное укрепление вокруг города. Крепостные стены растянулись на 14 тысяч квадратных метров и стали частью городских стен. При первом же взгляде каждый поймет, что это очень мощное сооружение, которое выдержит даже самый сильный натиск неприятеля.

Стены имеют четыре башни (две круглые по краям и две полукруглые посередине). Еще более сильное впечатление создает цитадель, которая имеет четыре башни. Все башни крепости и цитадели имеют свои имена.

Стены крепости выполнены из красного кирпича. Из декоративных элементов сохранилось два барельефа: лев святого Марка и Дева Мария с младенцем.

В конце двадцатого века территорию крепости благоустроили: построили детскую площадку, возвели сцену для музыкальных выступлений, и проводят ежегодные кинопоказы на открытом воздухе.

  • Адрес: Rocca Brancaleone

Планетарий Равенны

Планетарий в Равенне находится на территории городского сада и начал свою работу в 1985 году. Планетарий имеет не очень большие внешние размеры, однако довольно вместительный зрительный зал, рассчитанный на 56 мест.

Здание планетария — это одноэтажное строение. Нижняя часть постройки выложена большими белыми платками, имитированным под мрамор. Центральный вход расположен под навесом, который удерживают четыре колонны, выкрашенные в черный цвет. Купол планетария имеет не ровную полусферическую форму, слегка угловатые грани.

Изнутри купол представлен множеством звезд, планет и других космических объектов. Когда выключается свет, и загораются небесные огоньки, а механизм в автоматическом режиме приводит в движение всю конструкцию, то не остается ни единого сомнения, что кресло посетителя находится не в зрительном зале, а на борту космического корабля.

  • Адрес: Viale Santi Baldini, 4
  • Посещения возможны с понедельника по пятницу с 8.30 до 12.30; во вторник и пятницу дополнительно с 20:30 до 22:30.

Развлекательный парк Мирабиландия

Мирабиландия — это то место, в котором захотят побывать не только дети, но и взрослые. Он был открыт в 1992 году и непрестанно развивается и совершенствуется. Недаром считается, что этот парк развлечений самый большой и интересный во всей Италии. Он раскинулся на 850 тысяч квадратных метров, и поделен на три части, где большая часть отдана под парковочные места, 300 тысяч квадратных метров — это тематический парк, а 100 тысяч — это аквапарк. Количество посетителей с каждым годом только увеличивается.

В парке развлечений более сорока разнообразных аттракционов и развлекательных площадок, они разделены на семь тематических направлений. Отдельно стоит прокатиться на практически самом большом колесе обозрения в Европе, больше только лондонский аттракцион.

Каждый турист, планирующий отдых в Равенне, непременно должен позволить себе съездить в Мирабиландию и насладиться часами беззаботного детства.

  • Адрес: Strada Statale 16, km 162.
  • Время работы: работает с середины апреля до середины октября каждый день с 10:00 до 18:00, в зависимости от праздников расписание может меняться.
  • Стоимость билетов: взрослый — 34 евро, детский — 28 евро (рост ниже 140 см. и возраст младше 10 лет), дети младше трех лет — бесплатно. Для посещения аквапарка нужно добавить 9,5 евро и 7,5 евро для взрослых и детей соответственно.

Платформа Пагуро

Платформа Пагуро уже более пятидесяти лет привлекает любителей дайвинга. В 1965 году произошла авария на платформе Пагуро во время работ на месторождении метана. После катастрофы платформа погрузилась на дно моря, на глубину около 25 метров. С тех пор останки Пагуро манят любителей активного отдыха.

Как правило, туристы отправляются туда для того, чтобы поближе рассмотреть редких подводных обитателей, которые нашли свое пристанище на обломках платформы. Видимость под водой различна: от нескольких дециметров до 18 метров. На глубине температура может опускаться до 10 градусов Цельсия, поэтому стоит позаботиться о соответствующей экипировке. По мнению бывалых дайверов, подводные прогулки в этих местах довольно тяжелые, но интересные.

В 1995-м году поток туристов настолько возрос, что было решено создать Ассоциацию Пагуро, для защиты подводных обитателей.

  • Место нахождения: порт Марина ди Равенна

Сад Забытых Растений

Сад Забытых Растений (Сад Распони) — это райский уголок в оживленном городе. Он находится на перекрестке улиц Виа Гуэррини и Виа Распони. Особую атмосферу предают толстые кирпичные стены, которые ограждают посетителей от городской суеты, а так же старинные замки, напоминающие о былых временах, между которыми находится сад.

Однажды администрация города вместе с Народным Банком Равенны задумались о прекрасном подарке жителям родного города, они хотели создать такое место, где можно было бы отдохнуть от суеты и между тем с пользой провести время. Так появился Сад Распони.

Отличительная особенность этого зеленого уголка в обилии разнообразных растений, от редких лекарственных до привычных кулинарных трав. А красивые клумбы и центральный фонтан, украшенный кованым железом, сделают прогулку еще приятнее. К тому же совсем рядом с садом расположены знаменитые равеннские достопримечательности.

  • Адрес: пересечение улиц Виа Гуэррини и Виа Распони.
  • Вход свободный

Сад Палаццо делла Провинчиа

Сад Палаццо делла Провинчиа очень интересное место, где сочетаются каменные исторические элементы и свежий сочный растительный мир. Но больше всего сад интересен тем, что находится на крыше Палаццо делла Провинчиа.

Здание дворца было возведено во второй четверти XX века и представляет собой симбиоз «нового романтизма» и элементов византийской культуры. Современное здание было построено на месте дворца Распони, который в конце XIX века был переоборудован в отель, а после, в 1922 году его полностью поглотил пожар. Однако некоторые элементы сохранились и сейчас представляют историческую ценность.

Одним из останков древней культуры является Крипта Распони, сохранившаяся на полу мозаика, которая датируется VI веком, раньше являлась частью базилики Сан Северо. Помимо деталей прошлого, в саду, и в частности в крипте, можно встретить объекты современного искусства.

  • Адрес: Piazza S. Francesco
  • Время: с 8 июня по 9 октября: ежедневно с 10:00 до 14:00. С 11 октября по 15 ноября: по выходным с 10:00 до 18:00. С 16 ноября склеп будет закрыт.
  • Вход 2 Евро.

Дом Байрона

Лорд Байрон прожил в Равенне с 1819 по 1921 год во дворце Палаццо Гвиччиоли (Palazzo Guiccioli). Этот, небольшой на первый взгляд, промежуток времени сыграл очень важную роль в жизни поэта. Здесь он встретил свою любовь в лице Терезы Гвиччиоли. Она была молодой женой графа Алессандро Гвиччиоли, который являлся хозяином Палаццо Гвиччиоли.

Жизнь поэта в этот период была наполнена множеством событий различной эмоциональной окраски, возможно благодаря этому годы, проведенные в Равенне, оказались очень плодотворными в плане творческих успехов Байрона.

Дворец Гвиччиоли был возведен в XVI веке семейством Озио из Милана и первоначально имел название Палаццо Озизо, однако в 1802 году он был продан семье Гвиччиоли и с тех пор имеет свое нынешнее название. В 1843 году его продали семейству Распони, а после 1921 года он стал государственной собственностью, в 1990 году дворец перешел в управление муниципалитета и только спустя годы, было принято решение об открытии в этом здании музея, посвященного памяти великого поэта Байрона.

  • Via Camillo Benso Cavour, 52−54

Музей искусств в Равенне

Здание, в котором расположен музей искусств, уже само по себе является архитектурным достоянием XVI века. Это старинный монастырь Loggetta Lombardesca, принадлежащий базилике Santa Maria in Porto. Он представляет собой большое здание в стиле ренессанс внутри которого находится красивый внутренний двор, окруженный изящной колоннадой.

На первом этаже регулярно проводятся разнообразные временные выставки, довольно часто принимают участие современные мозаичисты (художники, работающие с мозаикой). На втором этаже расположились копии античных скульптур. А на третьем этаже очень интересная коллекция религиозного искусства. Постоянно в музее представлена коллекция модернистского и средневекового искусства. Также в музее расположен Международный Центр Документации Мозаик.

  • Адрес: Via di Roma, 13
  • Вход: полный 3 евро, льготный 2 евро
  • Время работы:
    вт, чт и пт 9.00 −13.30 / 15.00 - 18.00
    ср и сб 9.00 −13.30
    вс 15.00 - 18.00
    Закрыто - по понедельникам
    Каждую субботу с 27 сентября по 11 января - музей открыт с 9.00 до 18.00.
    Открыто: 1 ноября, 26 декабря, пасха, пасхальный понедельник, 25 апреля, 1 мая, 2 июня
    Закрыто: 15 авгута, 25 декабря и 1 января

Музей ТАМО (Tamo Museo del Mosaico)

Музей ТАМО (полное наименование — Tutta l"Avventura del Mosaico) — это музей мозаики, которой так славится Равенна. Экспозиция музея показывает посетителям самые интересные находки, а также этапы развития этого искусства с античных времен и по сей день. Столь большой актив музея обязан тому, что в большинстве своем он представлен копиями известных мозаик. Однако качество этих дубликатов находится на очень высоком уровне, что отличить от настоящих практически не возможно.

Музей находится в здании старой базилики Сан-Николо. В музее ТАМО можно не только увидеть прекрасные мозаики разных времен, но и поучиться этому искусству у мастеров, которые наглядно показывают и рассказывают все этапы создания шедевра из мозаики.

Музей ТАМО стоит посетить тем туристам, которые хотят как можно больше узнать о главной ценности Равенны (ее мозаиках), но у них слишком мало времени на обход всех достопримечательностей.

  • Адрес: Via Rondinelli, 2
  • Вход: 4 евро;
  • Часы работы до 9 октября: каждый день с 10:00 — 14:00. С 11 октября: Пн — пт с 10:00 — 17:00; Суббота, воскресенье и праздничные дни — с 10:00 — 18:00.

Возможно Равенна не покорит вас моментально, но пробыв здесь некоторое время, вы с удивлением заметите, что уезжать отсюда совершенно не хочется. Равенна медленно и постепенно завоюет ваше сердце и оставит неизгладимый след в душе.

Равенна (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Равенны с описанием, путеводители и карты.

Город Равенна

Равенна - город на северо-востоке Италии в регионе Эмилия-Романья . Находится на низменной равнине недалеко от слияния рек Ронко и Монте в десятке километров от Адриатического моря, с которым соединяется каналом. Равенна - город с интересной и богатой историей, настоящая сокровищница искусства, истории и культуры. Восемь достопримечательностей поздней Античности включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Равенна является одним из крупнейших городов в регионе Эмилия-Романья. Она удобно расположена между Болоньей и Сан-Марино , а также недалеко от Флоренции и адриатических курортов, что делает её очень популярным туристическим направлением. Но уникальным Равенну делают достопримечательности периода древней Византии, которые являются одними из наиболее сохранившихся в Италии. Кроме этого город известен как место смерти легендарного Данте Алигьери - одно из самых таинственных поэтов Средневековья, основоположника современного итальянского языка.

География и климат

Провинция Равенна расположена на востоке региона Эмилия-Романья в 10 км от побережья Адриатического моря. С морем город соединяет канал Каньяно. Провинция расположена на Паданской равнине в её низменной части.

Климат Равенны типичен для юго-восточной долины По с морским влиянием. Лето довольно жаркое с средней температурой 23-25 градусов. Зима - мягкая с средней температурой 3-5 градусов. Хотя холодные восточные ветры могут приносить морозы и снегопады.

Практическая информация

  1. Население - 171 тысяч человек.
  2. Площадь - 653,82 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. В историческом центре расположено много небольших стильных магазинчиков. Хотя здесь вы не найдете больших магазинов и торговых центров, как в Милане или Риме .
  8. Равенна - город дружелюбный к экономным путешественникам. Здесь можно много маленьких пиццерий и тратторий, которые предлагают вкусную и недорогую итальянскую кухню.

История

Равенна - древний город с богатой и сложной историей. После распада Римской империи с начала 5 века город являлся столицей Западной Римской империи, позже государства остготов и королевства лангобардов.

Первоначально на территории провинции жили племена этрусков и умбров. Частью Римской империи Равенна стала в 2 веке до нашей эры. При Октавиане Августе здесь был построен порт, который позже вырос в город. В 402 году, после осады вестготами Медиолан (Милана), Равенна стала столицей Западной Римской империи. В 476 году империя перестала существовать. Также эта дата считается окончанием периода Античности.


В конце 5 века Равенну завоевал король остготов Теодорих, который сделал город столицей своего государства. Но государство остготов просуществовало недолго. Уже в 540 году Равенна стала провинцией Византии. В середине 8 века город был завоёван лангобардами. Хотя это королевство также просуществовало недолго. В середине 9 века Равенна перешла под контроль папы римского.

С 9 по 13 века город управлялся архиепископами. В 13 веке Равенна стала вотчиной Траверсари, а позже да Полента. В 15 веке Равенна вошла в состав Венецианской республики. В начале 16 века город снова попал под власть папы римского, а также разграблен и сожжен французскими войсками. Следующие три века Равенна была частью Папской области, пока в 19 веке не стала частью объединенной Италии.

Как добраться

В городке Форли в 20 км от Равенны есть небольшой аэропорт, который обслуживает несколько местных направлений. Крупные аэропорты расположены в Болонье, Венеции и Флоренции. Легко добраться до города и на автомобиле по автомагистрали A14. Также здесь есть железнодорожный вокзал, основные направления которого Болонья и Римини.

Достопримечательности

Равенна - это великолепные достопримечательности поздней Античности, которые являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, древние церкви и базилики, старые улочки и широкие площади. Но не только памятниками истории и культуры славится этот город. Рядом расположены курортные городки Адриатики, которые могут предложить отличный отдых.

Неонский баптистерий (его также часто называют православным) - самое древнее здание, стоящее в Равенне, и чрезвычайно важный религиозный объект. Баптистерий был построен в 5 веке на территории комплекса римских терм. Сооружение имеет восьмиугольный дизайн и довольно простой внешний вид.

Но главное сокровище таится внутри, где расположена потрясающая серия древних византийских цветных мозаик, изображающих религиозные сцены, такие как: крещение Христа и шествие двенадцати апостолов.


Базилика Сан-Витале - ещё одно древнее сооружение, расположенное недалеко от баптистерия Неона. Строительство церкви датируется первой половиной 6 века. Базилика имеет аналогичный внешний и архитектуру, в которой выделяется большой восьмиугольный центральный купол. Интерьер Сан-Витале имеет некоторые удивительные мозаики и украшения, которые считаются одним из лучших образцов византийского искусства на территории Италии.


Мавзолей Галлы Плацидии - ещё один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне, построенный в 40-х годах 5 века. Это сооружение, простое снаружи, предлагает великолепные произведения интерьера, которые считаются одним из лучших сохранившихся и художественно совершенных примеров мозаики в Италии. Мавзолей был создан для сестры императора Западной Римской империи Гонория, но в итоге её похоронили в Риме.


Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена королём остготов Теодорихом. Церковь расположена в восточной части старого города, куда легко добирается пешком. Справа от здания стоит большая колокольня, а передний вход украшен каменными арками. Внутри базилика может похвастаться великолепным мозаичным оформлением, документирующим стилистическую, иконографическую и идеологическую эволюцию византийских настенных мозаик от эпохи Теодориха и до Юстиниана. На мозаиках изображены сцены из Нового Завета.


Базилика ди Сан-Франческо расположена между Неонским баптистерием и базиликой Сан-Аполлинаре. Церковь была построена в 9 веке, а колокольня в 10 веке. Несмотря на то, что интерьер базилики довольно простой, она привлекает посетителей таинственным склепом и гробницей епископа.


Мавзолей Теодориха - место погребения короля остготов, который выбрал Равенну оплотом своего королевства. Это сооружение с 1500-летней историей расположено в одноимённом парке. Крыша этой конструкции выполнено из истрийского камня. Интерьер гробницы довольно простой.


Гробница Данте - это простое мраморное сооружение, в котором хранятся остатки одного из самых легендарных поэтов Италии. Мавзолей был построен намного позже смерти Алигьери.


Арианский баптистерий был построен на рубеже 5-6 веков Теодорихом. Это неприметное на внешний вид сооружение расположено в непосредственной близости от площади Пьяцца-дель-Пополо, рядом с церковью Чиеса-дулло-Дуто-Санто. Внутри баптистерий красиво украшен мозаикой. Особенно впечатляет очень подробная потолочная мозаика, изображающая крещение Иисуса Христа.


Архиепископская капелла - часовня равенских епископов, построенная в начале 6 века при Теодорихе. Интерьер красиво украшен мозаикой.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе - базилика 6 века, расположенная за пределами старого города. Была построена над могилой первого равенского епископа святого Аполлинария. Является шедевром византийского искусства. Интерьер церкви украшен мозаикой периода Юстиниана.

  • Национальный музей в здании старого бенедиктинского монастыря. В нем выставлена прекрасная коллекция произведений искусства, артефактов и реликвий из разных периодов истории региона.
  • Марина ди Равенна - причал для яхт к северо-востоку от города. На северном краю находится гавань с множеством рыбацких и парусных лодок, а на южном краю - длинный участок пляжа с красивым золотистым песочком.
  • Чезенатико - очаровательный приморский курортный городок к юго-востоку от Равенны в получасе езды.
  • Пьяцца дель Пополо - одна из самых оживленных и наиболее значительных городских площадей. Расположена в центре исторического Старого города, в нескольких минутах ходьбы от базилики Сан-Франческо и базилики Сан-Аполлинаре. Площадь выделяется красивой архитектурой и множеством ресторанов.
  • Мирабиландия - тематический парк с разнообразными аттракционами. Один из самых посещаемых в Италии.
  • Муниципальная башня высотой 39 метров, построенная в 12 веке. Расположена по адресу - Via Ponte Marino, 2.

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга не претендует на то, чтобы предоставить археологам и историкам искусства какие-то кардинально новые материалы о Равенне, не является она и обыкновенным справочником для туристов. Этот скромный труд обращен к людям, которых Равенна притягивает красотой своих памятников и присутствующим в ней особым ароматом древности. Вы не найдете здесь ни обстоятельной и подчас скучной истории города, ни детализированного описания всех его сооружений. Главная цель, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы показать большую значимость для истории искусства построек Равенны, дать почувствовать, насколько это возможно, очарование этого древнего города и произвести обзор находящихся в нем произведений изобразительного искусства.

В последние годы много споров поднималось относительно памятников, о которых пойдет речь в этой книге. Нам представляется, что для читателей, которые не имеют профессионального интереса к этим тонким и достаточно темным вопросам, научное обсуждение этих проблем покажется слишком сложным. В то же время нельзя и совершенно оставить без внимания новейшие научные данные, важные как для истории искусства в целом, так и для пополнения сведений о такой малоизученной области, каковой является искусство ранневизантийского периода. В нашем исследовании мы довольствовались только обозначением основных проблем, поднимавшихся искусствоведами, а также приведением наиболее правдоподобных с научной точки зрения гипотез. Более углубленный анализ данных проблем требует специальных работ, посвященных этому материалу.

В конце этой книги вы найдете библиографический свод основных работ, написанных о Равенне преимущественно в последнее время, к которым можно обратиться при изучении данного вопроса. Излишне, думаю, говорить, что материалы этих трудов составляют большую часть данной книги, что было необходимо как для правильной оценки памятников Равенны, так и для проверки личного субъективного впечатления. Позволю себе еще раз повториться, что это исследование написано не для того, чтобы читатель получил исчерпывающие сведения о Равенне, но только, чтобы он ее лучше понял и полюбил.

Введение

Среди знаменитых городов, оставивших свой след в мировом искусстве, которыми так богата Италия, Равенна имеет свое собственное, совершенно особое лицо. В ней нет, как в Риме и Помпее, каких-либо великих памятников античной классики, она не хранит, подобно Флоренции и Венеции, восхитительных произведений эпохи кватроченто или роскошных живописных образов высокого Возрождения. Значение ее состоит в другом: Равенна является единственным городом в Италии и одним из немногих мест в мире, которое способно дать целостное представление о раннехристианском искусстве V-VI вв.

Существовали многие обстоятельства, способствовавшие увековечению имени города Равенны в истории. Именно здесь угнетенный и всеми покинутый Данте получил откровения о своей Божественной комедии и окончил свои дни. Здесь Байрон провел несколько лет своей беспокойной жизни и оставил в этом городе о себе незабываемую память. Однако своей настоящей славой Равенна, конечно, более всего обязана тому, что в V веке она служила пристанищем последних западно-римских императоров, а в VI веке стала столицей остготских королей и затем резиденцией византийских вице-королей, управлявших завоеванной Юстинианом Италией. Благодаря этим обстоятельствам на протяжении более трех столетий (404-751) город был политическим центром полуострова, а также его культурной столицей, где происходило непрерывное развитие изобразительного искусства. До настоящего времени от этой благодатной эпохи культурного расцвета сохранились немые свидетели - замечательные архитектурно-художественные памятники.

Равенна наших дней, окруженная низкой и угрюмой равниной, представляет собой наполовину вымерший маленький провинциальный город. «Трудно себе представить, - пишет Тэн, - город более заброшенный, убогий и приходящий в полный упадок». Над пустыми улицами, где из-под разошедшихся плит мостовой пробивается трава, возвышаются высокие печальные стены заброшенных монастырей, холодные и голые фасады старинных церквей, низкие, потрескавшиеся и побуревшие домики, над которыми вырисовываются силуэты старых башен. Жизнь в Равенне, словно утонувшей в окружающем ее огромном пустынном пространстве, кажется замершей. Нет больше ни оживленного людского движения, ни индустрии, ни коммерции в том городе, который пятнадцать столетий назад был процветающим морским портом. Сегодня можно наблюдать лишь несколько барок и малогабаритных суден, плывущих по дремлющим водам длинного десятикилометрового канала, связывающего Равенну с Адриатическим морем. Особую красоту пейзажа этих мест составляют чернеющие вдали на горизонте густые сосновые леса, тот самый «вечно зеленый лес», «тенистое одиночество» которого воспел Байрон. Деревья этого знаменитого бора, поредевшие от пожаров и суровых зим, рисуются живописной темной чертой на краю неба.

Есть в этом заснувшем городе то, что неизменно притягивает туристов, историков и художников, - это находящиеся в нем древние церкви, которые, под видимой холодностью своих голых стен, хранят практически невредимыми сокровища изобразительного искусства. В них нет ни привлекательной грации культовых сооружений тосканских городов, ни мягкости и пленительности памятников Флоренции, Сиены и Перуджии. Храмы Равенны бесконечно печальны, но эта самая печаль как нельзя лучше позволяет почувствовать дыхание прошлого. Здесь все уносит дух к прошедшей эпохе и ее возвышенному искусству, и никакое идущее извне вмешательство не нарушает покоя и мирного созерцания памятников. Тишина покинутых улиц, с виднеющимися тут и там античными саркофагами, прислоненными к чернеющим стенам, общая атмосфера угрюмой заброшенности, сосредоточенное одиночество древних базилик - все здесь призывает забыться среди грез и воспоминаний об исчезнувших веках. Стоит только остановить очарованный и удивленный взор на мозаиках мавзолея императрицы Галлы Плацидии, где на темно-синих фонах золотые арабески выводят свой гармоничный узор, на длинной процессии святых в ослепительно белых одеяниях в базилике Сант Аполлинарио Нуово, на великолепных фигурах Юстиниана и Феодоры, появляющихся во всем блеске своего императорского величия в апсиде церкви Сан Витале, и кажется, что эти спокойные и неподвижные силуэты оживают, и дух без всякого труда погружается в среду, которая породила эти великолепные памятники. Пользуясь выражением Тита Ливия, «душа здесь делается по-настоящему античной».

В любом другом месте, когда приходится слышать имена Галлы Плацидии, Теодориха, Юстиниана, они кажутся бесконечно далекими, как слова, лишенные всякого смысла и интереса. В Равенне, где на каждом шагу встречаются памятники их эпохи или их собственные изображения, эти имена, напротив, становятся почти физически осязаемыми реальностями. Перед лицом этого зримого вещественного свидетельства сухие упоминания хроник постепенно окрашиваются и проясняются, старый умерший город начинает жить новой жизнью, а в воображении без особых усилий рисуется ясный образ известных исторических персонажей и созданных ими архитектурных памятников.

Равенну совершенно верно называют итало-византийской Помпеей. Пожалуй, трудно найти более подходящее определение этому городу, в котором лучше, чем где бы то ни было на Востоке (в Константинополе, в Салониках) представлено византийское искусство V-VI веков. Даже больше, чем в Риме здесь можно ощутить то глубокое влияние, которое византийское искусство оказало на Италию. В Вечном городе лишь местами сохранились прекрасные мозаики, скрытые под краской, которой турки покрыли стены древних христианских храмов. Эти памятники, без сомнения, свидетельствующие о высоком мастерстве изобразительного искусства первых веков христианства, но, к сожалению, неудобные для изучения вблизи и сильно разрушенные, могут дать лишь весьма неполные и фрагментарные сведения о характере византийского искусства этого периода. Совсем по-другому обстоит дело в Равенне, где почти без изменений дошли до наших дней прекрасно сохранившиеся, доступные для обозрения обширные мозаичные циклы. В продолжение более двух столетий здесь непрерывно развивалось оригинальное искусство, тесно связанное своими тенденциями и художественными приемами с восточным искусством и сильно отличное от того направления, которое в эту эпоху преобладало в Риме. Хотя невозможно не признать высокой художественной ценности римских мозаик IV века в церквях Сан Констанца и Сан Пуденциана, но нельзя обойти вниманием и то, что с V по VIII века искусство в великой папской резиденции и столице христианского мира незаметно нисходило в Италии до уровня провинциального города. В Равенне, напротив, в этот период создавалось множество роскошных ансамблей - богатых церквей, возведенных на средства владык, прекрасных декораций, исполненных самыми умелыми мастерами. Таким образом, в то время как в папском городе византийское влияние очень слабо проникало в римскую художественную традицию, в Равенне, связанной с Византией постоянными взаимоотношениями и ставшей впоследствии административным центром империи на полуострове, восточное искусство расцвело в полную меру.

Следует отметить и то, что равеннские памятники, благодаря своей хорошей сохранности и доступному для обозрения размещению, позволяют зрителю разобраться в самом сложном процессе создания мозаичных композиций. Самый факт необычайно умелой и гармоничной организации на стенах храмов миллионов кубиков раскрашенного стекла, чья неровная поверхность так искусно преломляет свет, свидетельствует о существовании великой декоративной школы. Можно только наслаждаться дивной цветовой гаммой, которую применяют художники, ловкостью, с которой они распределяют цветовые пятна этих маленьких окрашенных кусочков стекла, роскошью самих используемых ими материалов, чередующихся золотых, серебряных и перламутровых пластинок, умением посредством кубиков разных размеров тонально разработать композицию.

Не менее интересен для специалиста и анализ различных техник разного времени и разных мастеров. На стенах церкви, которую ему предстояло украсить, художник изображал сначала в технике фрески те сюжеты, которые он должен был представить, затем постепенно поверх этой живописи накладывался сверкающий мозаичный убор, представлявший для исполнявших его мастеров необычайно кропотливую и долгую работу, занимавшую иногда в больших базиликах многие годы. Надо отметить, что часто первоначальная декорация подвергалась многим исправлениям, а также, что разные художники в рамках одного и того же храма могли выражать различные концепции и тенденции. Изучение равеннских памятников позволяет разобраться в этих разнообразных направлениях единой художественной школы.

К сожалению, только маленькая часть дошла до нашего времени от былого великолепия города Равенны. Лишь на страницах древних хроник можно найти свидетельства о существовании роскошных светских зданий, стадиона и амфитеатра, дворцов и великолепных церквей, возведенных и украшенных поколениями благочестивых жителей. Со времени Шарлеманя, вынесшего с благословения папы Адриана из равеннского дворца мозаики, мрамор и бронзу для украшения Э-ля-Шапель, вплоть до наших времен история Равенны представляет собой историю разрушения ее памятников. В XVIII веке была разобрана древняя базилика Воскресения Христова, построенная равеннским епископом Урсом в начале V века, стены которой были украшены мозаиками. Церковь святого евангелиста Иоанна, переделанная в XIV в. и окончательно перестроенная в XVIII в. утратила свою замечательную декорацию, заказанную в V веке императрицей Галлой Плацидией. Церковь Святого Креста была перестроена в 1716 г.; в 1688 г. землетрясение полностью разрушило прекрасные мозаики ц. Сан Агат. Полностью исчез готский храм Сан Андре, а церкви Сан Феодор, носящая сегодня название Санто Спирито, и Сен Мишель ин Аффричиско представляют собой только холодные стены, лишенные всякого убранства. Осталось только воспоминание о декорации церкви Сен Этьен, где когда-то длинные мозаичные и живописные монументальные циклы повествовали о жизни апостолов и мучеников; не сохранилось и убранство церквей Св. Павла, Св. Агнии и Св. Марии Великой, в апсиде которой было представлено великолепное изображение Богоматери. От старого архиепископского дворца, в котором более полувека заседали равеннские епископы, и где наряду с длинными фресковыми циклами из жизни Христа и апостолов находились и драгоценные мозаики, осталась только незначительнаякапелла. Бесчисленные древние монастыри, имевшиеся в городе, - монастыри св. Захарии и св. Михаила, св. Аполлинария и св. Феодоры, св. Северина и св. Марии ин Космедин, были полностью разрушены или уступили место более поздним элегантным обширным обителям, которые строились в Равенне на протяжении XVII-XVIII столетий. Можно было бы даже не упоминать об исчезновении роскошных произведений прикладного церковного искусства: памятниках золотного шитья, золотых и серебряных сосудах, богатых венцах, роскошных канделябрах, евангелиях с драгоценными инкрустациями,предметах особого почитания императоров, королей и понтификов, - все это исчезло во время революций, происходивших в Равенне, в годину бедственного для города разграбления 1512 г., а также из-за равнодушия и беззаботности тех, кто хранил все эти сокровища и не понимал их ценности.

Заканчивая обзор не существующих ныне древних равеннских памятников, следует упомянуть об исчезнувшем порте Классе, который был соединен с городом протяженным предместьем. Там, где более тысячи лет назад возвышался на берегу Адриатики многолюдный торговый город, населенный колониями сирийских и армянских купцов и изобиловавший многочисленными церквями и монастырями, сейчас царит полное запустение и тишина. Не осталось даже следа от стоявших здесь когда-то базиликСант Пробюс, Сант Элеокадиус, св. Евфимии у моря и церкви св. Петра, построенной в V веке архиепископом Петром II Хрисологом и бывшей наиболее грандиозной и великолепной базиликой среди храмов Равенны. Отступившее от своих прежних границ море оставило на месте древнего порта Классе одинокую грустную и болотистую равнину, пересеченную реками, медленно текущими среди рисовых полей. Единственный свидетель о существовавшем здесь когда-то городе - это величавая базилика Сант Аполлинарио ин Классе, одиноко возвышающаяся среди дикой пустыни.

К сожалению, и на некоторые дошедшие до нашего времени памятники, время наложило свой отпечаток. В одних храмах проникающая сквозь стены влажность разрушила более или менее протяженные поверхности, покрытые мозаикой, в других церквях неудачные реставрации еще более, чем стихийные бедствия, испортили внешний вид архитектурных памятников и их декорацию. Однако в общем и целом, дошедшие до нас здания сохранились вполне невредимыми, и здесь не лишним будет прибавить, что это произошло во многом благодаря разумному управлению г-на К. Риччи, директора музея Брера в Милане, чья активная деятельность вот уже несколько лет направлена на сохранение и деликатную реставрацию имеющихся в городе сокровищ искусства. К заслугам работников музея можно отнести расчищениетерритории вокруг мавзолея Галлы Плацидии, который был буквально похоронен в нагромождениях обломков, освобождение подступов к сооружению, именуемому дворцом Теодориха и к базилике Сан Витале, которые были очищены от скрывавших эти памятники лишних строений. Мраморные инкрустации баптистерия православных, мозаики Сан Витале, Сант Аполлинарио Нуово обрели их первоначальное великолепие, а в нефах базилики Сант Аполлинарио ин Классе были вновь поставлены находившиеся там ранее саркофаги. Сам городской музей христианских древностей, необычайно назидательный и интересный, находится на пути к реорганизации. Результатом всех описанных выше мероприятий явилось более пристальное и внимательное изучение равеннских памятников, способствовавшее возникновению множества оригинальных и ценных исследований историков искусства.

Прежде чем подробно начать говорить об истории и искусстве древней Равенны, следует сказать несколько слов о том, как этот город выглядел в описываемую эпоху. В церкви Сант Аполлинарио Нуово сохранились две любопытные мозаики, на которых запечатлен облик Равенны VI века. Одна из них изображает порт Классе, другая - саму Равенну. Несмотря на то, что оба изображения во многом весьма схематичны и условны, они представляют большой интерес. На изображении порта Классе за зубчатыми стенами морской колонии, открывающимися к морю высоким портиком, фланкированным башнями, виднеется круглая конструкция с двумя поставленными друг на друга этажами аркад. Это амфитеатр, ко входу в который ведет извилистая линия длинного портика. Справа изображена двухэтажная ротонда, венчаемая конической крышей и доминирующая над частично реставрированными силуэтами пространной базилики и своеобразной триумфальной арки. В левой части композиции представлены три судна, качающиеся на волнах на небольшом участке моря, ограниченном городскими стенами и четырехугольной башней маяка.

С другой стороны главного нефа базилики Сант Аполлинарио Нуово изображена Равенна, стены которой разделены большим портиком с тимпаном, украшенным золотыми мозаиками. Внутри городских стен изображен ряд зданий, большинство которых весьма узнаваемо: рядом с куполом Сан Витале простирается сама базилика Сант Аполлинарио Нуово с ее высоким фасадом и закрытым нартексом, вдали виднеется арианский баптистерий и некоторые другие здания. Особенно интересно изображение на первом плане дворца Теодориха, представляющего собой длинное двухэтажное здание, покрытое красной черепицей и поддерживаемое высокими аркадами. Портик с треугольным фронтом в центре дворца и три большие двери с обеих сторон от него являются входом в помещение. В интерколумниях висят дорогие ткани и цветочные гирлянды, а в тимпане главного портика сверкают мозаики. Особенно хороши изображенные над изгибами аркад изящные фигуры крылатых Викторий, держащих гирлянды зелени, легкая грация которых напоминает танцовщиц Помпей. Вся античная Равенна предстает перед нашими глазами на этой мозаичной композиции, демонстрируя типичные образцы ее культовых зданий и элегантную роскошь светских построек.

И тем не менее, если вы хотите составить еще более полное и живое представление о древней Равенне, откройте маленькую книжку, в которой священник IX в., аббат Агнеллус, описал для монахов своего монастыря историю и чудеса своего родного города. Этот благочестивый клирик, конечно, не был историком в полном смысле этого слова. В ходе повествования он часто переносит действие из одной эпохи в другую или смешивает персонажей, во многом искажая саму историю. Но, описывая происходившие в его городе события, наивный хронолог не смог не заинтересоваться самими находящимися в нем зданиями и их ослепительными мозаиками. Он тщательно привел в своей книге надписи, которые покрывали стены церквей и украшали саркофаги, описал в подробностях имевшуюся на стенах храмов живопись, рассказал о многих замечательных чудесах и благочестивых легендах, которые относились к этим памятникам. Все, что ему довелось увидеть или услышать, он, особенно не разбирая, поместил в своей книге, и, надо сказать, что именно это составляет ее главную прелесть. Порой может показаться, что автор словно хочет вывести читателя из терпения своими длинными отступлениями и отвлеченными рассуждениями, но, несмотря на этот недостаток, его труд имеет одно неоспоримое достоинство: сочинение Агнеллуса рисует нам живую картину Равенны византийского периода - ее архитектурных строений и традиций.

Наконец, если вы хотите полностью погрузиться в прошлое древней Равенны, просто останьтесь помечтать в тихой тени базилик, оживите вашей мыслью немые и неподвижные мозаичные фигуры - императорский кортеж на хорах церкви Сан Витале, выстроившуюся линией процессию святых жен и мужей на стенах церкви Сант Апполинарио. При некотором напряжении воображения можно представить в огромных пустынных просторах этих базилик прогуливающихся дам в длинных, расшитых золотом одеяниях, на главах которых покоятся золотые митры с легкой белой вуалью, снующую под сводами императорскую стражу, придворных в белых вышитых туниках и других представителей различных сословий - епископа со своим клиром, экзарха с офицерами, монахов в длинных черных рясах и покрывающей голову и плечи накидке. Тогда вы, несомненно, почувствуете, как ваше взволнованное воображение воскрешает давно умершее прошлое - исчезнувшие века и живших в них людей. В этом и состоит особое очарование Равенны, что здесь, как ни в каком другом месте, историческое изучение памятников неразрывно связано с их лирическим созерцанием, а научный анализ находящихся в ней произведений искусства приносит, помимо множества полезных сведений и открытий, и обыкновенную человеческую радость.

 

 

Это интересно: