→ Самые известные осетины в мире. Осетины — мужественные покорители гор. Распределение по языковых группах

Самые известные осетины в мире. Осетины — мужественные покорители гор. Распределение по языковых группах

Проживающий на территории Южной и . Однако, можно встретить и в , России, и иных странах мира. Во всем мире живет примерно 700 тыс. осетин, из которых 515 тыс. человек имеют российский паспорт.

Жители Северной Осетии говорят, в основном, на русском языке, т.к. государство входит в состав России. Что касается вероисповедания, то здешние люди в большинстве своем , однако есть и представители других религий. Осетины относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Для этих людей характерны вытянутая форма головы, карий, голубой или серый цвет глаз, а также черный цвет волос, хотя встречаются и русоволосые, рыжеволосые представители.

Население республики составляет примерно 712 тыс. человек, на территории страны помимо осетин в стране проживают:

165,0 (23,0 %);

Ингуши - 25,0 (5,0 %);

17,0 (2,5 %);

Кумыки - 13,0 (2,0 %);

10,5 (1,5 %);

5,5 (менее 1%);

3,5 (менее 1%);

Адыги (Кабардинцы) 2,8 (менее 1%);

Турки 2,8 (менее 1%).

Говоря об осетинской архитектуре, необходимо сказать, что наибольший интерес вызывают памятники, типа крепости, замки, башни, заградительные стены. Такие сооружения обычно строились в ущельях, которые населял народ. С давних времен такие постройки были надежным гарантом свободы родов, а также убежищем для их хозяев. До наших дней дожили немного памятников архитектуры, большая часть их была разрушена во время военных действий.

Основными блюдами у осетин являются пироги, рагу из мяса с картофелем, тушеное со сметаной мясо, соус из листьев перца со сливками, сваренные кукуруза и фасоль. Из традиционных напитков можно назвать квас, пиво, а также напиток, который называется арака, походящий на виски. Конечно, как и в любой другой кавказской стране, в Северной Осетии умеют и любят готовить шашлык.

Издавна основным занятием местных жителей были земледелие и скотоводство, когда-то местные жители занимались и охотой. Наиболее популярно в хозяйстве было приготовление масла, сыра, производство сукна, обработка шерсти, изготовление посуды из дерева и металла. Костюм осетин имел приблизительно такой вид: бешмет и узкие брюки, достигающие башмаков. В горах использовали особую обувь - арчит, а головным убором служила шапка из меха, летом - горская шляпа.

Что касается женщин, то они в повседневной жизни одевались в платья, которые имели стоячий воротник и складки в районе талии, разрез на груди до пояса.

Изобразительное и прикладное осетинское искусство очень богато.

Местный народ занимался резьбой по дереву, обработкой металла, вышивкой орнамента, даже резьбой по камню. Если говорить о музыкальных инструментах, то они имеют большую схожесть с типичными кавказскими инструментами.

Среди них можно выделить арфу, пастушью свирель, двухструнную скрипку, на всех этих инструментах играли только мужчины. Чуть позже в Северной Осетии появилась двурядная гармонь, которая была завезена из России.

Осетины - толерантная, гостеприимная и дружная нация.

Известные осетины:

Валерий Георгиевич Газзаев (р. 1954) — футбольный тренер, «Мастер спорта международного класса», «Заслуженный тренер России».

Валерий Абисалович Гергиев (р. 1953) — Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Варзиев Хаджисмел Петрович (1938—2011) — первый дипломированный балетмейстер Осетии, заслуженный деятель искусств , народный артист СОАССР.

Гизикова, Зарина Майрамовна — российская гимнастка, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка Европы в команде (2002), чемпионка мира в упражнении с мячом (2003)

Дзагоев Алан Елизбарович (р. 1990) — российский футболист, молодой игрок в составе

Шанаева Аида Владимировна (р. 1986) — российская спортсменка — рапиристка, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка в команде (2008), чемпионка мира (2009)

Хетагуров, Коста Леванович (1859—1906) — поэт

Гацалов Хаджимурат Солтанович (р. 1982) — Олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, мастер вольной борьбы.

Народ осетины

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

ЦХИНВАЛ, 1 ноя — Sputnik, Мария Котаева. Имена многих осетин, храбро воевавших во время Первой мировой войны в рядах Терского казачьего войска, сегодня несправедливо забыты в Осетии, рассказал историк из Краснодара Егор Брацун.

Историк провел во вторник лекцию в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте, рассказав в числе других о судьбе полного Георгиевского кавалера Тимофея Джамалова (Гогкинати). Это имя сегодня в Осетии почти не известно. По словам историка, все знают имя генерала Иссы Плиева, воевавшего с фашисткой Германией, но "имена тех, кто делал историю в годы Первой мировой войны, порой несправедливо забыты или вычеркнуты из памяти".

"О подвигах Джамалова, офицера Терского казачьего войска, сотника Цугуниева, генерала Константина Агоева, генерала Альмурза Мистулова не знают даже историки Осетии и Терского казачьего войска. А между тем они — мужественные защитники Отечества, отличившиеся в годы Первой мировой войны. В боях показали верность присяге, отчаянную храбрость, воинский талант и мастерство кавалеристов. Среди отважных осетин-казаков Джамалов был первым, кто заслужил высочайшую награду тех лет — полный бант высшей солдатской награды, Георгиевский крест всех четырех степеней", — рассказал Брацун.

Во время лекции на стену зала, где проходила лекция, проецировались фотографии осетинских воинов тех лет.

Историк рассказал об осетинской сотне партизанского отряда Лазаря Бичерахова, в котором в том числе состоял и Джамалов. По словам исследователя, отряд Бичерахова в основном состоял из выходцев с юга Осетии.

"В годы Первой мировой войны отряд Бичерахова отражал силы наступавшей турецкой армии. В итоге турецкие силы были разгромлены и оттеснены с территории Персии. По спискам осетинской сотни мы можем сказать, что роль осетин в годы Первой мировой войны была довольна высока. В отряде было много выходцев из Южной Осетии. Полных Георгиевских кавалеров во всей Осетии было всего около 30 человек», — рассказал историк.

По его словам, отряд Бичерахова, оборонявший Закавказье и Кавказ от немецких и турецких войск, со славой провоевал до 1918 года, когда в России уже полыхала гражданская война.

"Этот отряд, переформированный в армию, возник на основе партизанского отряда тогда еще войскового старшины Терского казачьего войска, осетина Лазаря Бичерахова. Сформирован он был в массе своей из кубанских и терских казаков, кавказцев и иных представителей многонациональной Российской империи. В приказах Бичерахова, хранящихся в государственном архиве Краснодарского края, можно найти немало осетин, награжденных солдатскими Георгиевскими крестами", — рассказал Брацун.

Многие из представителей отряда Бичерахова, по словам историка, были вынуждены из-за гражданской войны эмигрировать в Европу и США.

Так генерал Бичерахов эмигрировал в Германию, где и скончался в возрасте 69 лет и похоронен в Дорнштадте. Последний атаман Терского казачества Констанстин Агаев умер в эмиграции и похоронен в США.

Полковник Константин Лотиев в годы Первой мировой войны в чине есаула командовал сотней первого Волжского полка Терского казачьего войска. Получил тяжелую контузию. Был награжден Георгиевским оружием "За храбрость". В эмиграции в последние годы жизни жил в старческом приюте под Парижем. Умер в 1969 году и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Как рассказал Sputnik историк, "в свободное от работы время он занимается сборами архивных материалов и информации о роли адыгов и осетин в российской армии".

На основе собранных материалов он проводит семинары в Осетии. С лекцией в Цхинвал он приехал уже второй раз.

Зал, где проходила лекция, был почти пустой. Слушателями Брацуна были около 15 воспитанников кадетской школы Минобороны Южной Осетии и несколько журналистов. Не было на лекции ни историков, ни сотрудников научно-исследовательского института.

Осетины - индоевропейский народ на Кавказе. Всего в мире насчитывается до 700 тысяч осетин, из которых в России (в основном в республике Северная Осетия - Алания) - 528,5 тысяч. Также осетины являются основным населением независимого частично признанного государства Южная Осетия.
Осетины являются прямыми потомками аланов - сарматских племен, участвовавших в Великом переселении народов. В начале 5-го века н.э. аланы в союзе с вандалами и свевами вторглись в Испанию, откуда вандалы и часть аланов двинулись в Северную Африку, где создали своё королевство. Те аланы, которые не приняли участия в Великом переселении народов, создали в предгорьях Северного Кавказа государство Алания, которые было уничтожено монголо-татарами в 13 веке, а аланы бежали с равнин в горные районы, где в течение следующих веков происходило формирование осетинского народа путем смешения аланов с местными горными племенами.
Происходящий от языка аланов и скифов осетинский язык относится к иранским языкам, однако с другими современными иранскими языками он имеет очень мало общего.
Большинство осетин - православные, при этом часть осетинского народа исповедует ислам.

22-е место: Марина Битарова - осетинская модель и начинающая певица. Страница ВКонтакте - https://vk.com/mvbitar


21-е место: Алана Хубецова - осетинская модель. Рост 178 см, параметры фигуры: грудь 84 см, талия 60 см, бедра 90 см.

20-е место: Зарина Каирова (род. 19 декабря 1982, Беслан, Северная Осетия) - актриса, самой известной ролью которой является Карина в сериале Воронины". Страница ВКонтакте - https://vk.com/id50712105

19-е место: Дина Бекоева - солистка московского ансамбля танца "Алания". Страница Дины ВКонтакте - https://vk.com/id244615100

18-е место: Белла Магкоева (род. 20 января 1991, Москва), более известная как Изабель Магкоева - в прошлом модель (её модельные параметры 81-59-86 при росте 173 см), а ныне активистка Российского Социалистического Движения. Окончила РГГУ по специальности "востоковед", специалист по древнеяпонской литературе, владеет японским и английским языками. Страница в Инстаграме - https://instagram.com/isabelmagkoeva/ Страница в Фейсбуке - https://www.facebook.com/isabelle.magkoeva Примечательно, что в её Фейсбуке в качестве вероисповедания указан атеизм, в то же время в Твиттере она недавно написала: "Молюсь осетинским богам ".

17-е место: Диана Дзугутова - модель из Москвы. Рост - 176 см, параметры фигуры 88-60-89.

16-е место: Кристина Цховребова - осетинская модель. Снималась для журнала "Свадьба в Осетии". Инстаграм - https://instagram.com/kristina__tshovrebova/

15-е место: Елена Мрикаева (род. 23 апреля 1994) - модель, финалистка конкурса Мисс Пантеон Финанс 2014. Страница ВК - https://vk.com/sinorita_miss

14-е место: Амина Гуцунаева - четырехкратная чемпионка мира по эстетической гимнастике. Фейсбук - https://www.facebook.com/profile.php?id=100001474808554

13-е место: Зарема Абаева - солистка московского ансамбля танца "Алания", супруга осетинского футболиста Алана Дзагоева, выступающего за московский ЦСКА и сборную России.

Зарема Абаева и Алан Дзагоев:

12-е место: Белла Моргоева - фотограф. Страница ВК - https://vk.com/id1373965

11-е место: Элана Алборова - певица. Фейсбук - https://www.facebook.com/elana.alborova

10-е место: - осетинская телеведущая и модель. Страница ВК - https://vk.com/id18460674

9-е место: Нонна Базиева - солистка московского ансамбля танца "Алания".

солистки ансамбля танца "Алания": Нонна Базиева (слева) и Дина Бекоева (справа; см. 13 место рейтинга):

8-е место: Елизавета Галуева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id201106436

7-е место: Регина Абаева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id9929150

6-е место: (род. 12 октября 1992, Владикавказ, Северная Осетия) - победительница телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умники и умницы" 2009 года. Закончила МГИМО. Владеет следующими языками: русский, осетинский, английский, греческий (современный), исландский. Страница ВК - https://vk.com/ursus_philosopher Фейсбук - https://www.facebook.com/agunda.bekoeva

5-е место: Зарина Малити (род. 4 сентября 1984, Владикавказ) - оперная певица (сопрано). Работает вместе с известной немецкой группой Gregorian под сценическим псевдонином Eva Mali. В 2011 году была признана одной из самых красивых девушек России американским журналом "Complex". Официальный сайт певицы - http://www.evamali.com

Gregorian и Eva Mali - World Without End

4-е место: Белла Тотрова - модель. Принимала участие в телепроекте Дом-2, однако продержалась там менее суток. Страница ВК - https://vk.com/bella_totrova

3-е место: Алиса Гокоева - фотограф. Получила степень бакалавра и магистра фотографии в Kingston University в Лондоне. Официальный сайт - http://www.alisagokoeva.com/ Группа ВК - https://vk.com/alisa_gokoeva

2-е место: Залина Бадзиева - осетинская модель. Фотосессия для журнала "Свадьба в Осетии" - http://svadba-osetia.ru/#/Portfolio/three

Самая красивая осетинка - модель . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте - легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля - тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии - Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь - Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня - символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе - здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя - будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них - жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия - Алания Таймураз Мамсуров. - Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня,

 

 

Это интересно: