→ Старинный замок вилландри во франции. Замок вилландри и его сады Замок вилландри франция история кратко

Старинный замок вилландри во франции. Замок вилландри и его сады Замок вилландри франция история кратко

О замке

Любая поездка во Францию обязательно предполагает посещение Парижа. Но если тур не ограничивается одним только Парижем, то тогда почти всегда посещают знаменитые замки Луары. Знамениты замки тем, что они построены в основном в эпоху Возрождения, и были резиденциями французских королей и их ближайших родственников. Замок Вилландри (Chateau de Villandry) одно из таких сооружений, построенных в целях не столько военных, сколько для красивой, величественной и комфортной (на уровне тех веков) жизни.

Замок расположен недалеко от Луары. Поблизости от Замка Вилландри с давних времен находилось еще более древнее строение, выполнявшее роль крепости. Здесь в 1189 году произошла историческая встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии, на которой два монарха подписали мирный договор. Через несколько веков крепость перешла в собственность Жана Ле Бретона, который по поручению короля Франциска I строил замки Фонтенбло и Шамбор. Бретон решил построить замок и для себя. Так появился замок Вилландри.

Архитектура

Замок Вилландри имеет нарядный и праздничный вид, ибо строился не для войны. От старой крепости сохранился только донжон, около которого было выстроено новое П-образное здание, парадный двор которого выходил к Луаре. Оба крыла здания построены в стиле Ренессанса, в котором строились все дворцы в начале XVI века. Фасад смотрит на мир большими окнами с пилястрами и капителями, украшен нарядным фризом и другими лепными и резными украшениями, причем, окна фасада спроектированы так, что вносят в крылья дворца некоторый элемент асимметрии. По сторонам двора идут арочные галереи.

Следующий владелец замка маркиз де Кастеллан внес в архитектуру замка дополнительные украшения: арочное оформление окон, добавил балконы, закрыл колоннаду первого этажа и устроил там кухни и хозяйственные помещения. Впоследствии замку по мере возможностей вернули первоначальные формы. Интерьеры сохранились в основном с XVIII века.

Замок частично окружен рвом. Однако, главная достопримечательность не ров, а бесподобный трехуровневый сад. Ле Бретон, который проектировал замок, видел множество итальянских садов, которые создали знаменитые мастера Возрождения. Итальянские сады составляли со зданиями единый ансамбль, служа для дворцов органичным фоном. Для итальянских садов характерны строгие геометрические формы и широкие аллеи, обсаженные подстриженными кустами. Французские сады от итальянских отличаются большими размерами, так что здания на их фоне выглядят меньше, чем они есть на самом деле. При таких больших садах становятся ненужными ограды.

На самой верхней ступени сада Вилландри растут фруктовые деревья и расположен замечательный пруд, питающий водой сам дворец и фонтаны на нижних уровнях. Этот участок смыкается с великолепным строевым лесом. Проложенные под деревьями тропинки едва заметны. Средняя терраса находится на одном уровне с залами первого этажа, это декоративный сад. А на нижнем уровне разбит огород.

Декоративный сад - это сад любви. Он разбит на четыре квадрата, кусты в которых высажены в форме аллегорических фигур любви. На северо-западе - сердце, пронзенное стрелой, обозначающее любовь-страсть. В северо-восточном квадрате кусты с желтыми цветами изображают рога, веера и любовные записки, которые символизируют любовь-адюльтер. Юго-запад посвящен нежной любви: сердца, разделенные пламенем и маскарадные маски. На юго-востоке любовь трагическая с красными цветами крови и лезвиями шпаг. Самая южная часть сада содержит изображения Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков.

Сад любви отгорожен от огорода рвом, а далее открывается прелестный вид на деревню с церковной колокольней. Огород спланирован так искусно, что овощи и фруктовые деревья образуют большие многокрасочные партеры. Дополнительное украшение огорода - фонтаны.

История

Замок построил для себя государственный секретарь короля Франции Франциска I Жан ле Бретон в XVI веке. Несколько позже он подвергся небольшой перестройке, но в основном дворец дошел до нас в первоначальном виде благодаря следующему владельцу замка доктору Карвальо. По его инициативе в 1906 году была создана ассоциация владельцев памятников истории, которая и позволила впоследствии открыть замки для посещений. Доктор Карвальо организовал восстановительные работы в замке, вернул первоначальный вид окнам и обновил сады. Внутреннее убранство замка доктор не изменял.

Туристам

В замке можно осмотреть столовую, лестницу и картинную галерею. Разумеется, никто из туристов не остается равнодушным при осмотре садов. При желании в замке можно организовать выставку или конференцию, семинар, забронировав место заблаговременно.

Стоимость посещения:

  • Взрослые: замок и сады - €9,5; сады - €6,5;
  • Взрослые с аудиогидом: замок и сады - €12,5; сады - €9,5;
  • Сокращенный вариант: замок и сады - €5,5; сады - €4
  • Сокращенный вариант с аудиогидом: замок и сады - €8,5; сады - €7
  • Группа мин. 15 человек: замок и сады - €7; сады - €4,5
  • Группа мин. 15 человек с аудиогидом: замок и сады - €10; сады - €7,5

Сады открыты каждый день, весь год, с 9:00 до 18:00.

Добраться до замка Вилландри можно разными путями. Из Парижа на автомобиле по дороге А10 до Сомюра, а оттуда по дороге А85 до Вилландри. Поездом от станции Монпарнас до Тура, а оттуда на такси.
Из Нанта на машине по дороге А11, а затем по шоссе А85. Поездом до Тура или Сен-Пьер-де-Кора, далее на такси.
Из Тура кроме такси в июле и августе в Вилландри ходит и общественный транспорт. Рекомендуется так же воспользоваться велосипедом вдоль Луары по специальной дорожке.

  • Горящие туры во Францию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Во французской долине Луары, славящейся своими замками, десятки дворцов, но один среди них особенно выделяется, что подтверждают не иссякающие круглый год потоки туристов. Это великолепный замок Вилландри, расположенный в 15 километрах от города Тура. Изящный белоснежный дворец появился здесь в 15 веке и с тех пор украшает собой эту территорию Франции. За свою многовековую историю замок Вилландри переходил от одних собственников к другим и в связи с этим пережил не один ремонт и перевоплощение. Тем не менее дворец сумел сохранить общий архитектурный стиль - эпохи Возрождения. Замок и по сей день находится под опекой хозяев - потомственной династии Карвальо.

    Какими бы роскошными ни были апартаменты замка Вилландри, все же главная его гордость - живописные и неповторимые сады, имеющие необычный трехуровневый ландшафт.

    Последние владельцы приложили много усилий, чтобы отреставрировать фасад и внутренние помещения замка, но поистине титанический труд был проделан, чтобы восстановить сады, которыми замок Вилландри в свое время славился на весь мир. К слову, парковый комплекс, воссозданный здесь, по сей день остается единственным в своем роде. Но о нем позже.

    Туристам будет не менее интересно побывать в залах и комнатах замка Вилландри, в которых бережно сохранена и воссоздана атмосфера средневекового времени. Мебель, оформление, предметы интерьера - все как было много столетий назад - всюду царит роскошь и богатство. Даже картины и стиль изображений, которые украшают стены и потолки дворца, уникальны и не встречаются в других замках французской Луары.

    Замок Вилландри

    Но какими бы роскошными ни были апартаменты замка Вилландри, все же главная его гордость - живописные и неповторимые сады, имеющие необычный трехуровневый ландшафт. Представьте на мгновение, как многочисленные фигуры из зелени и цветов раскинулись на сотни метров и образуют неповторимые узоры и картины. Всю эту красоту туристы могут наблюдать не только на расстоянии вытянутой руки, но и с высоты птичьего полета, поднявшись на башню замка Вилландри.

    Сады дворца прекрасны не только летом, но и в любое другое время года и всегда открыты для посещений туристами. Время работы: 9:00 - 17:00 (январь - февраль), 9:00 - 18:00 (март), 9:00 - 19:00 (март - июнь, сентябрь), 9:00 - 19:30 (июль - август), 9:00 - 18:30 (октябрь), 9:00 - 17:00 (ноябрь - декабрь). Почти по такому же графику работает и сам замок Вилландри, за исключением нескольких периодов.

    Вход: 11 EUR для взрослых (экскурсия по замку и посещение сада), 7 EUR для детей (от 8 до 18 лет) и студентов (до 26 лет). Для детей до восьми лет бесплатно.

    Аудиогид на русском языке обойдется в дополнительных 4 EUR на человека.

    Добраться до замка Вилландри можно на поезде из Парижа (время в пути около часа). Он довезет вас до города Тура, а там можно взять такси, которое доставит вас прямиком во дворец. Из Тура до замка Вилландри ходит также автобус, но он перевозит пассажиров только летом - в июле и августе.

    Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

    Замок Вилландри расположен в долине Луары к юго-западу от Тура. Во времена Римской империи на месте замка Villandry была галло-римская вилла«Villa Andriaca», отсюда и происходит его нынешнее название. Во времена Мировингов на этом месте было поселение, а позднее около 1000 года строится замок. Он получает название Colombiers (по - французски голубятня). Замок первоначально состоял из квадратной башни - донжона, позже обнесенного крепостной стеной.

    Замок Colombiers был резиденцией кастеляна (chatellenie) замка Тур(Le Château de Tours). Первый известный в истории синьор Colombiers был Geoffroy le Roux, он в 1080 выдал свою дочь Lisoye замуж за Hugues d"Amboise.

    История замка Colombiers неразрывно связана с королем Англии Генрихом II.

    Последние три года жизни короля прошли в борьбе с королем Франции Филиппом Августом, причем его наследник Ричард Львиное сердце выступал как союзник, а порой как противник отца.

    В феврале 1187 году Филипп вторгся в Берри и занял замок Исудён. Ричард выступил ему навстречу, и они встретились у Шатору. Филипп предложил мир и, при помощи папского легата, на два года было заключено перемирие.

    В начале 1188 года английский и французский короли вновь встретились и приняли решение вместе отправиться в крестовый поход. Но в середине года, после ссоры отца и сына, вновь возобновилась война, между Генрихом и Ричардом.

    18 ноября 1188 года в Боулене встретились Генрих, Ричард и Филипп. Филипп потребовал, чтобы Ричарда женили на Алисе, дочери Людовика VII, а также, чтобы английские бароны признали его наследником Генриха. После того как Генрих отказался, Ричард присягнул на верность Филиппу за Аквитанию, Анжу, Нормандию, Берри и те земли, которые были им заняты в Тулузе. Филипп принял вассальную клятву. До пасхи 1189 года продлилось перемирие. К этому времени Генрих уже страдал от кровотечения язвы.

    В результате новой встречи королей в Ла-Ферте-Бернар в 1189 году в ходе обсуждения не было достигнуто никаких результатов. Вскоре после этого Филипп и Ричард предприняли неожиданную атаку. Генрих был, застигнут врасплох в Ле-Мане, он отступил на север к Alençon, откуда он мог скрыться в безопасности в Нормандии. Неожиданно, однако, Генрих повернул на юг в сторону Анжу, погода была очень жаркой, королю становилось все хуже и хуже. Генрих уклонился от противника на своем пути на юг и направился в замок Шинон . Филипп и Ричард понимали, что Генрих умирает, и что Ричард будет следующим королем, и предложили переговоры. Они втроем встретились в замке Colombiers, к этому времени Генрих совсем ослаб и уже был не в состоянии сидеть на лошади. 4 июля 1189 года в Colombiers был заключён мир(Paix de Colombiers), по которому он признал Ричарда своим наследником, пообещал выдать Алису замуж за него, обязался выплатить компенсацию Филиппу в размере 20 тыс. марок и передать ему ключевые замки Турени в качестве гарантии.

    Генрих был перевезен в замок Шинон на носилках, где 6 июля 1189 года и умер. Он был похоронен в аббатстве Фонтевро.

    Во второй половине четырнадцатого века замок Colombiers в результате брака переходит во владение к семье de Craon, Vicomtes de Châteaudun.

    4 марта 1532 года замок приобретает Жан Ле Бретон, государственный секретарь короля Франции Франциска I. Он разрушил большую часть старой крепости, и на ее месте в 1536 году началось строительство нового замка в стиле эпохи Возрождения. Башня La Tour Carrée является единственным остатком древней крепости. Жан Ле Бретон руководил строительством замка Шамбор. Король Франциск неоднократно бывал в замке Colombiers по приглашению Жана Ле Бретон.

    В 1619 синьория de Colombiers превращается в маркизат (владение маркиза) для Бальтазара Ле Бретон, а затем в 1639 году замок и прилегающий район меняет название на Вилландри. Бальтазару был пожалован титул «Маркиза де Вилландри». Наконец, в 1758 году маркизат становится собственностью Michel Ange de Castellane, нового владельца замка. Он решил изменить его вид согласно веяниям времени: окна замка украсили арками в итальянском стиле и добавили балконы, а на месте колоннад первого этажа были возведены стены, чтобы обустроить кухни и подсобные помещения.

    В начале XIX века замок принадлежал младшему брату Наполеона - принцу Жерому. В 1856 году Вилландри сильно пострадал от наводнения Луары и Шер. Впоследствии замок перешёл к семье Энгерло.

    В 1906 году замок приобрел доктор Хоаким Карвальо большой любитель искусства. Он решил вернуть замку Вилландри его первоначальный облик. В Вилландри перестроили аркады и вернули окнам первоначальный вид, а также воссоздали сады. Восстановительные работы не затронули южный фасад и внутренние помещения замка. В настоящее время замок принадлежит Анри Карвальо, правнуку Хоакима Карвальо.

    Изящный ренессансный замок Вилландри возвышается вблизи Луары, недалеко от стоявшего здесь в давние времена строения. 4 июля 1189 года, когда Вилландри был укрепленной крепостью, здесь произошла встреча Филиппа-Августа, короля Франции, с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии. Беседа двух суверенов проходила в средневековой юго-западной башне и закончилась подписанием мира в Азэ-ле-Ридо в пользу Филиппа-Августа.

    Несколько веков спустя владение перешло к Жану Ле Бретону, государственному секретарю Франциска I, которому было поручено руководство строительством замков Фонтенбло и Шамбор. Жан Ле Бретон, предки которого были выходцами из Шотландии, решил построить свой собственный замок, у которого был бы нарядный, праздничный вид, отличный от сурового облика средневековых крепостей. Он сравнял с землей наиболее древние строения, за исключением донжона, и начиная с 1536 года приступил к строительству нового здания, имеющего П-образную форму по отношению к парадному двору, выходящему на Луару. Два больших крыла являются типично ренсссансными, они построены по модели дворцов, возводившихся в начале XVI века. Их фасады прорезаны большими окнами, обрамленными пилястрами с капителями классического ордера, и украшены фризами и большими люкарнами с волютами и тимпанами.

    Широким фасадам придана легкая асимметрия (в линиях окон, в их длине и в направлении крыльев); арочные галереи идут с обеих сторон двора.

    Замок, частично окруженный рвом, был украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. Ле Бретону, выполнявшему миссию посла Франциска I в Италии, довелось увидеть множество садов, спланированных знаменитыми мастерами итальянского Возрождения, садами, органично сливавшимися с архитектурой зданий, выполнявшими своего рода роль аккомпанемента к ним. Эти итальянские сады характеризовались строгими геометрическими линиями и ярко выраженным архитектоническим решением. Основанные по итальянской модели, французские сады занимают, однако, большие площади, делают ненужными крепостные стены и как бы уменьшают внешние объемы зданий. Их широкие аллеи окаймлены цветущими партерами, контуры которых подчеркнуты изгородью из подстриженного кустарника.

    Декоративный сад средней террасы своими изысканными формами напоминает "сады любви". И действительно, четыре больших квадрата украшены кустарником, рассаженным в виде фигур - аллегорий любви. Северо-западный массив изображает сердца, пронзенные стрелой - символ любви-страсти, тогда как северо-восточный представляет веера, рога, любовные записки - символы любви-адюльтера, в нем преобладают желтые цветы. На юго-западе - любовь-нежность с сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах; последний, юго-восточный, массив представляет трагическую любовь с лезвиями шпаг и красным цветом крови дуэлей.

    В южной оконечности сада - три больших массива ромбовидной формы, с изображением Креста Лангедока, Креста Мальты и Креста Страны басков. По другую сторону рва, внизу раскинулся огород; за ним открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви. Это может быть самая необычная часть садового ансамбля с большими многокрасочными партерами, составленными из овощей и фруктовых деревьев. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. В XVI веке были созданы первые ботанические сады, в которых выращивались редкие растения, происходившие из стран Америки неизвестные до той поры. Растения помещали в декоративные сады, где проводилось наблюдение за их развитием и акклиматизацией.

    Вилландри. Замки Франции Сад-огород Вилландри придерживается этой старинной традиции. Он был восстановлен благодаря усилиям доктора Йохима Карвалло, который в начале этого века перепланировал старые сады, вдохновившись чертежами Андруэ Дюсерсо. В квадратах рассажена капуста, морковь, свекла, салат-латук; овощные посадки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, ветви которых образуют шпалеры аллей. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого зеленого пейзажа.

    В 1574 году замок принадлежал маркизу де Кастеллан, который реконструировал его в духе своей эпохи: окна получили арочное обрамление, были добавлены балконы, на нижнем этаже колоннада двора была закрыта стеной, с тем чтобы разместить кухни и новые коридоры. Служебные помещения, расположенные с северной стороны замка, предохраняют сады от холодных ветров. Этот свой вид замок сохранял до 1906 года, когда доктор Карвалло, врач и большой поклонник искусств, решил вернуть замку его первоначальный облик. Карвалло встал во главе Ассоциации, объединившей владельцев исторических памятников, что позволило открыть для широкой публики многие замки и дворцы.

    Квадратные грядки засажены овощами, цвета которых сочетаются между собой. Создается впечатление разноцветной шахматной доски:

    Между квадратами установлены беседки с фонтанами:

    Огород находится в ложбине. Сверху его обрамляют галереи с виноградной лозой:

    На втором ярусе раскинулся декоративный сад:

    Чуть выше находится лабиринт из кустов:

    Посередине стоит смотровая вышка, откуда видны все проходы:

    Чтобы игроки не жульничали, в некоторых кустах установлена сетка:

    Сбоку от огорода есть аллея с лекарственными травами:

    В саду растет 5000 деревьев:

    При виде посетителей голодные рыбы раскрывают пасть и ждут подачки.

    По материалам сайтов: sergeydolya.livejournal.com, francetour.ru

    «Сад замка Вилландри — один из самых посещаемых садов. Всемирную известность обрел благодаря грандиозному декоративному огороду. Искусство кухонного сада возникло здесь давно.
    Немного истории, или как возникло искусство кухонного сада.
    ...4 июля 1189 года король Англии Генрих II Плантажене явился к королю Франции Филиппу Августу признать свое поражение. В средневековой крепости подписан «Мир Коломбъер» (именно так тогда называли Вилландри).
    ...Конец XV века. Молодому королю Франции Карлу VIII пришлось отступать в военной компании с Италией. Основной «трофей» — приобщение короля к высокому искусству Возрождения. Он с восторгом пишет герцогу Бурбонскому: «Брат мой, ты не можешь себе вообразить, сколь прекрасные сады видел я в этом городе. Воистину, кажется, что для этого земного рая не хватает лишь Адама и Евы...» Увидев итальянские дворцы и сады, король решает иметь подобные. Так итальянское искусство укореняется во Франции, а с ним и ренессансный парк.

    ...В средневековой Европе господствуют монастырские сады. Но французским садовникам XVI века необходим сад особый, в котором есть место и розам, и диковинным овощам, привезенным из Америки. Так были объединены два течения — французский монастырский сад и итальянский, а сам сад назвали «декоративный огород».
    Вилландри — один из последних замков эпохи Ренессанса на берегу Луары. От старой крепости XII века оставлен лишь донжон и основание, на котором строит новый замок в 1536 г. министр финансов Франциска I Жан Ле Бретон. Раньше он был послом в Риме, а в свободное время изучал искусство садов.
    Потомки Ж. Ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 г. Затем новый владелец, маркиз де Кастелан, перестраивает и замок, и двор.
    ...XIX век. Разрушен традиционный сад замка и вместо него создан английский парк. .
    ...Начало XX века — замок и сад пришли в упадок, подлежат сносу.
    Возрождение, или воплощенная история любви к саду.
    ...1906 год. Вилландри от гибели спас доктор Иоахим Карвалло, испанец по происхождению, дворянин, образованнейший человек. Он был очарован живописной природой этого места, холмами, покрытыми лесом и «обнимающими» старинный замок и дивный сад. Знаток истории и архитектуры, Карвалло принимает решение возродить это имение в духе Ренессанса. Его настолько пленила идея, что он отказывается от блестящей карьеры и посвящает свою жизнь исключительно Вилландри.

    18 лет напряженного труда и замок освобожден от наслоения перестроек последних трех столетий. Теперь он выглядит, как вначале XVI века, когда господствовал стиль Генриха IV. Внутреннее убранство отражает вкус хозяина: утонченная испанская мебель XVIII века, фамильная коллекция живописи XVI-XVIII веков с полотнами Гойи, Веласкеса, Мурильо. А еще — достойные удивления своды потолка из мавританской мечети, купленные Карвалло. Их собрали из 3000 фрагментов...
    Но больше всего труда вложено в возрождение сада, что и вписало его имя в историю. Суть в том, что ренессансные сады Франции либо пришли в упадок, либо переделаны в барочные. Позже большинство их заменили английские ландшафтные парки. Это разрушило очарование французских садов. Поэтому создание ренессансного сада было ценным выбором.
    Скрупулезный, самоотверженный труд, знание истории, поиск исчезнувших эскизов, чертежи Жанна Андруе дю Серсо (лучшего знатока замков и садов тех времен), и результат превосходит все ожидания — Вилландри становится лучшим садом Франции эпохи Ренессанса.
    Прогулка по саду, или путешествие в прошлое.
    Сад разбит на трех уровнях. Охватить его взглядом можно сверху сторожевой башни, или бельведера. Нижний уровень занимает замок, окруженный глубоким рвом с водой. Перекидные мостики соединяют место для карет, нижний двор с флигелем (курдонер) и замок. В воде множество рыбы. Упитанная и юркая, она выставляет на поверхность свои жадные рты и любопытные глаза, теснит друг друга.

    Гостиные замка с южной стороны перетекают в сад, названный «Садом любви». Этот орнаментальный сад полон символов-образов, присущих той эпохе. Красочный партер разбит на 4 квадрата. Первый воплощает «Нежную любовь» — сердца объяты пламенем любви, в центре маски (их одевали на бал, что позволяло вести любые разговоры). Узор соткан из стриженого самшита и заполнен в середине красными цветами. «Страстная любовь» — сердца, пораженные страстью, кружат в вихре танца. «Легкомысленная любовь» — четыре веера по углам символизируют ветреность чувств, между ними рога измен, а в центре письма легкомысленных любовников. Все в желтых цветах — символах измены. «Трагическая любовь» — лезвия кинжалов и мечей дуэлянтов. Красные цветы — пролитая кровь.
    Дальше партер продолжают квадраты с лилиями и крестами — символами победы жизни над смертью: Мальтийский крест, крест Лангедока, крест Страны Басков.
    Рядом на берегу канала — аллея-пергола, где сквозь гроздья налитого винограда видно «Сад музыки», еще одну самшитовую гостиную. Изображения лир, арф, канделябров тонут в синевато-сиреневом шалфее, лаванде, и кажется, будто голубая дымка поднимается над ними. Виноградная аллея и канал составляют центральную ось парка, разделяя сад орнаментальный и сад овощных культур эпохи Ренессанса — визитную карточку Вилландри.
    Кухонный сад, или овощные шахматы.

    Овощные сады родом из средневековья. Монахи многих орденов славились, как прекрасные садовники и огородники. Считалось, что такая работа, как никакая другая, очищает душу человека: ведь они имели дело с земным воплощением потерянного рая.
    В своих аббатствах монахи высаживали овощи на прямоугольных грядках. Многочисленные кресты огорода напоминают нам об этой давней культуре. Сам огород состоит из девяти квадратных грядок одного размера, но с разным геометрическим рисунком в средней части. Каждый квадрат делится еще на четыре части. Овощи, пряности, словно играют в сказочные шахматы. Синеватый лук, зеленые кудри петрушки, моркови, красная капуста, фиолетовый базилик и листья зеленого салата сочетаются по форме и цвету и рисуют узор грядок.
    На перекрестке дорожек овощного сада устроены небольшие фонтаны. В прежние времена они символизировали неисчерпаемый источник веры в Иисуса Христа, а также имели утилитарное значение — для полива и умывания. Фонтаны окружены характерными (полусферическими) средневековыми беседками. Их густо заплели розы. Садишься на скамью в глубине ниши беседки, и тебя накрывает волна аромата... Ласково греет солнце, журчит вода фонтана, глаз радует красочный ковер огорода — настоящий рай. В средние века с растениями связывали аллегорический подтекст, который имел большое значение. Так красные розы воплощали любовь к Богу, белые — печаль Богородицы, желтые — ее славу. Поэтому розами украшали и огороды. Со временем розы, посаженные здесь, стали символизировать монаха, который перекапывает грядку.
    План этой части сада Карвалло разрабатывал, учитывая найденные фрагменты изображений огорода бенедиктинских монастырей XVI века. Идея — создание строгих геометрических фигур только из деревьев, кустов, цветов и овощей — блестяще воплощена! Четкий визуальный каркас огорода образован из самшита — длинной 52 км! Каждая грядка — шедевр, обрамленный рамкой — цветочным бордюром. Его дополняет низкая изгородь, вдоль которой посажены яблони кордоны.

    Рядом с растениями таблички с названиями и историей их использования. Поражают объемы, скрупулезность работ на грядках на протяжении почти столетия. Сколько терпения, души и любви в них вложено! Ведь каждый год здесь делают две посадки: одну весной (она остается на грядках с марта по июнь), вторую летом — с июня по ноябрь. Каждый год используется около 40 видов овощей (кроме картофеля). Их расположение меняется при каждой посадке, чтобы не истощать почву, и соответствует трехлетней очередности. Строго придерживаются гармоничного сочетания цвета и формы. Все это огромный труд, ведь ежегодно здесь высаживают 250 000 саженцев.
    В плену тысячи лип, или старинные стражи семейного очага.
    На территории Вилландри владелец замка высадил 1200 лип. Они разделяют части сада, окружают его, либо образуют аллеи. Липовая аллея поражает. Заходишь под ее сень и словно попадаешь в другой мир. Полутень, тишина, таинственность.
    Почему именно липу выбрал Карвалло? Еще в древние времена дубу поклонялись мужчины, а липе женщины. В Западной Европе липа посвящена богине Фрее, защитнице семейного очага. Она считалась семейным деревом, под ней собирались для решения общих дел. Ее садили возле замков, на городских площадях. Липа слыла талисманом от молнии. Позже стала еще и символом сельского общества.

    Параллельно липовой аллее раскинулся сад лекарственных трав. По канонам средневековья он находится между огородом и церковью. Более 30 видов трав, которые издавна применяли в семейном лечении, высажены на грядках аптекарского огорода.
    Маршрут прогулки сквозь лабиринт выводит нас на верхнюю террасу к детской площадке и цветнику в английском стиле. Это царство роскошных, очень высоких трав и цветов.
    За плотной стеной лип новый контраст — водный сад. В буленгрине на зеленом бархате газона лежит гигантское зеркало Людовика XV — искусственный водоем, вода которого соединена с каналом. Вокруг партерная зона с небольшими круглыми водоемами, дорожками. Все окружено крутыми склонами с идеальным газоном. Непроизвольно останавливаешься, засмотревшись на эту красоту. И тогда мелькает мысль, — водное зеркало устроено тут, чтобы изысканная красота сада могла собой в нем любоваться.
    Наследники Иоахима Карвалло до сих пор живут в замке. Они берегут и продолжают его дело, которое было смыслом всей его жизни».

     

     

    Это интересно: