→ Туркменистан вероисповедание. Какая вера у туркменов. Регистрация религиозных организаций

Туркменистан вероисповедание. Какая вера у туркменов. Регистрация религиозных организаций

(перевод Хроника Туркменистана)

М еждународная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» опубликовала всемирный «Индекс Преследований 2015». В индексе оцениваются 50 стран в которых, так или иначе, преследуют христиан за их веру. Мы публикуем перевод раздела посвященного Туркменистану. Оригинал публикации можно найти (нем. PDF 4,6 MB ).

Во всемирном «Индексе Преследований» за 2015 год Туркменистан занял 20-ую позицию, так же как и в прошлом году. В ранние годы ситуация с христианским меньшинством в Туркменистане была довольно стабильной. Однако в дальнейшем давление государства и общества на христиан усилилось, что сказалось на его позиции в данном рейтинге.

Причины преследований

К главным причинам преследования Христиан в Туркменистане можно отнести «Диктаторскую паранойю » и «Исламский экстремизм ». Также, в какой-то степени, к причинам можно отнести и «Систематическую коррупцию».

Диктаторская паранойя : В Туркменистане царит автократический режим правления, который основан на строгом государственном контроле. Власти препятствуют образованию каких-либо независимых групп, будь то экономические, социальные или культурные (к которым относится церковь). Правящая элита при президенте Бердымухамедове готова на любые, в их глазах, необходимые меры для сохранения своей власти и делает все для подавления групп, которые она считает для себя опасными. Как и в других странах Центральной Азии правительство Туркменистана пользуется разнообразными методами из коммунистического арсенала для контроля за определенными группами, включая Христиан. Еще одна схожесть с соседними странами заключается в том, что в стране ничего нельзя добиться без взятки.

Исламский экстремизм : Несмотря на то что на данным момент экстремистских группировок в Туркменистане замечено не было, необходимо отметить, что Ислам является важной частью туркменской культуры. Предыдущий правитель заявлял, что вместе с Кораном, необходимо так же читать и Рухнаму. В повседневной жизни Ислам так же играет важную роль, особенно в сельской местности. Общество и родные очень болезненно реагируют, когда кто-либо из родных принимает решение отказаться от Ислама и принять другую веру. Многие считают это недопустимым и христианское меньшинство и, в особенности те, кто ранее принадлежал к мусульманской конфессии, должны быть готовыми к сильному давлению со стороны общества и семьи.

Влияния на политику

Резкое развитие Туркменистана началось после открытия в стране огромных запасов газа и нефти. Природные ископаемые принесли стране большие деньги, благодаря которым Ашхабад стал мраморным городом, в то же время Туркменистан стал абсолютно зависим от экспорта ископаемого топлива. Обогащается при этом только небольшая группа людей приближенных к власти.

Туркмены проживают в самых разных странах: в Туркменистане, Афганистане, Иране, северном Пакистане, Сирии, Северном Кавказе (Ставропольский Край). Отдельные группы туркмен поддерживают друг с другом связь. Туркмены были замечены в боях в составе исламских джихадистов на Среднем Востоке (ИГИЛ) и в Индийском Субконтиненте (Аль Каида). Правящий режим в Ашхабаде, опасаясь влияния джихадистов, возвращающихся в страну, очень внимательно следит за всеми Религиозными течениями.

Туркменистан считается одним из самых репрессивных государств мира, в котором не существует свободы слова и информации, все общественные объединения строго контролируются властными органами, кроме того у жителей страны очень ограничен доступ к зарубежным источникам информации.

Затронутые группы христиан

В Туркменистане существуют 3 группы христиан:

Традиционная Русская православная церковь , которая приняла все ограничения со стороны правительства. Все церковные служения разрешается проводить, хоть временами и под наблюдением спецслужб. В то же время печать и импорт христианской литературы запрещены, так же как и въезд для иностранных работников церкви.

Обращенные в христианство туркменистанцы чувствуют на себе всю силу преследования. Помимо государства они подвергаются нападкам со стороны семьи, друзей и общества в целом. Последнее особенно болезненно, т.к. затрагивает их повседневную жизнь.

Неопротестантизм - различные течения Христианства. В Туркменистане не зарегистрирован. Их последователи преследуются властями страны в полной мере. На них налагаются штрафы, они подвергаются нападениям, угрозам и тюремному заключению.

Сферы жизни, затронутые преследованиями

Давление на Христиан в Туркменистане в целом высоко, особенно это чувствуется в церковной сфере и частной жизни, на которых особенно отражаются последствия религиозного преследования.

Церковная сфера

Любое религиозное собрание воспринимается с подозрением. В незарегистрированных церквях проводятся облавы и конфискуется вся литература. Особенно пристально власти наблюдают за пасторами и руководителями церквей. Принимать в церквях молодежь пока разрешено, но обучать пасторов не позволяется.

Согласно данным полученным нашей организацией под пристальным наблюдением власти держат не только незарегистрированные, но и разрешенные церкви. Они живут под постоянным давлением и угрозой принудительного закрытия. Согласно законам церковь может быть закрыта после трех заявлений о нарушениях.

Все христианские объединения обязаны зарегистрировать свою деятельность. Каждая незарегистрированная церковь объявляется вне закона. Власти используют совет по делам религии для наблюдения за религиозными собраниями. В каждую незарегистрированную и разрешенную церковь внедряются доносчики и посетители церкви должны постоянно следить за тем, что они говорят.

Полиция и спецслужбы постоянно следят за церквями во всех регионах Туркменистана и регулярно проводят рейды во время месс. Это касается даже легальных церквей. Религиозное образование по завершении которого молодые священники могли бы получить официальные дипломы, за исключением нескольких мечетей и русских православных церквей, запрещено.

Частная жизнь

Большое давление христиане испытывают и в частной жизни. Рассказывать кому-либо о своей вере крайне опасно, особенно для бывших мусульман обращенных в христианство. Их постоянно пытаются заставить отказаться от новой для них веры, близкие и родные от них отворачиваются. Дети христиан подвергаются нападкам в школах со стороны сверстников и учителей, им выставляют низкие оценки.

Проявления жестокости

В целом проявления жестокости на почве религии в Туркменистане удивительно редки. В СМИ сообщалось лишь о нескольких таких случаях. В прошедшем году не был убит ни один христианин, не была повреждена ни одна церковь. С мая 2013 года не сообщалось ни об одном нападении на собрания и не было задержано ни одного верующего. Насколько нам известно на данный момент в Туркменистане есть только один заключенный верующий христианин - Умид Гаджаев. Он был арестован в апреле 2012 года в Дашогузе и через месяц приговорен к 4 годам заключения за хулиганство. Местные христиане утверждают, что Гаджаев был осужден несправедливо и был на самом деле арестован за свою веру.

Заключение

Туркменистан является самым репрессивным государством Центральной Азии после Узбекистана и в условиях растущего национализма и нового духовного лидера в лице нового президента ситуация здесь вряд ли изменится.

Знак мусульманского полумесяца в Центральной Азии первыми увидели туркмены. Произошло это в 651 году при лунном свете: арабские бедуины гнались за "последним из могикан", царем могущественной персидской династии Сасанидов, скрывавшегося от погони и в конце-концов убитого по навету малахольного правителя Мерва. В том же году арабское влияние охватило чуть ли не весь южный Хорасан.

Через пару десятков лет арабы предприняли-было поход на юго-запад, но встретив упорное сопротивление, успокоились и решились "довольствоваться малым", как оказалось до поры до времени. Нет смысла вдаваться в канву тех героических баталий, как и во всякой войне, противостояние шло с переменным успехом. От Амударьи до побережья древнего Хазара, частенько случались восстания под зеленым знаменем ислама - против земляков самого основателя веры.

Так или иначе, со временем вероучение пророка Мухаммеда нашло живой отклик в горячих сердцах своевольных туркмен. В чем мотивы? Вероятно, в этом повинна, как заключил историк В. Бартольд, ... торговля, "когда кочевники, знакомясь с товарами, подвергались влиянию не столько ислама, сколько вообще мусульманской культуры". Быть может, все это закаленным жителям пустыни показалось близким и понятным. Чем для них прежде были Солнце, Небо и Вода, тем теперь стали Аллах и Мухаммед. В конце прошлого столетия венгерский путешественник Арминий Вамбери диву давался, каким же образом за тринадцать веков общения с исламским этикетом внутренняя жизнь туркмен оставалась по-сути нетронутой.

У большинства туркмен знакомство с исламом прошло сквозь "магический кристалл" суфизма, состоявшего из кучи экзальтированных религиозных орденов и выродившегося на местной почве в одного ишана (священнника) на целое село, о котором вспоминали разве что по случаю рождения ребенка, бракосочетания молодых и в дни отпевания покойников. Из трех констат суфизма: мистики, аскетизма и пантеизма (обожествление матери-природы - М.Г) туркмен больше всего занимал вопрос природного начала.

Туркмены предпочитают совершать 34 коленопреклонения не в мечети, а в... гордом одиночестве. Молитва и общение с Всевышним для туркмена - сфера исключительно интимная, популярна даже пословица: "от одного колоца больше пользы, чем от тысячи мечетей". Паломничество к популярной местной святыне считалось равноценным хаджу в Мекку, куда отправлялись лишь единицы.

Туркменский мыслитель Довлетмаммед Азади (отец почитаемого у туркмен поэта Махтумкули - М.Г) прослыл человеком глубоко верующим и чрезвычайно мудрым. В своем трактате государственного устройства "Вагзы-Азад", с точки зрения догматиков и он позволял себе страшную крамолу. Справедливое правление в течение одного часа, поговаривал он, ценнее тысячи паломничеств в святые места.Из шариата, мусульманского права, вернее из двух ее глав, ибадэта (духовного) и мемаликета(светского), туркмены приняв почти всю ее первую часть, вторую фактически проигнорировали.

В быту они следовали неписанному закону предков. Обычное право - адат, дисциплинировавшее все стороны мирской жизни с течением времени подвергалось корректировке. Так, обычай кровной мести к началу атомного века в туркменском социуме стал крайне не популярен. "Басмач" со стажем Джунаид-хан, возглавивший борьбу против Красной Армии, поднял свой авторитет в глазах народа именно тем, что будучи сам кровником, сумел за два-три года примирить ни много ни мало - 60 родов.

Если большевики пробовали новый мир построить, до основания разрушив старый, то их предшественники - "народный дух" пытались не тревожить. "С введением русских законов, во всей их полноте, на первых порах, пришлось бы сослать в Сибирь тысячи почетных туркмен только за то, что они живут по своим понятиям и обычаям... Они вошли в их кровь и плоть до такой степени, что жизнь по новым законам, преждевременно введенным, казалась бы им не жизнью, а каторгой", - со знанием дела писал русский офицер Ломакин, изучавший местные нравы по поручению генерал-губернатора Закаспия.

P.S В Центральной Азии произошла уникальная вещь - встретились пассионарии трех крупных этносов: арабов, иранцев и собственно тюрков (не путать с современными турками, они такие же потомки тюрков, как к примеру азербайджанцы и туркмены -М.Г), что в конечном итоге переросло в мощную, гигантскую генерацию, - мусульманский суперэтнос. Центральноазиатский реннессанс случился в ту самую пору и каждый из перечисленных народов тогда вложил частицу себя. Пользуясь метафорой арабского летописца 14 века Джемаля Кариши, скажем, что арабы отличились красноречием, иранцы - остроумием, а тюрки - искренностью. До сих пор, у туркмен в ходу имена со сверхестественным смыслом - "Бог Дал". Причем, АЛЛАберди имеет арабский корень, ХУДАЙберди - иранский, и наконец ТАНГРЫберди - тюркский.

Способность ислама органично вписываться в совершенно полярные социокультурные рамки феноменальна. Бартольд заметил как-то, что нет ни одного мусульманского народа принявшего другую веру, тогда как ряд христианских и буддийских этносов сами обращались к исламу. Центральноазиатский вариант ислама отличился от традиционного еще в период арабского доминирования, и не раз именно в геополитическом пространстве Великого Шелкового Пути давали о себе давать всплески мусульманской реформации, то и дело прерываемые либо имперскими амбициями русского царя либо "заветами Ильича".

Тюрки Центральной Азии не растворились как народ в арабо-персидской культуре, а приспособили ее к своим национальным чертам. Один из ярких примеров - народный эпос туркмен, их предания об Огуз-хане, обработанные под новым веянием, но не утратившие от этого своего национального колорита. По мнению того же Кариши, здешняя литература от арабской и в большей степени от персидской отличима своей простотой и искренностью. Оно и понятно. Творчество настоящего, признанного в народе поэта здесь предназначалось не "власть держащим", а обществу, в котором "каждый себе царь".

(сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань , Туркменбаши и Серахс ), а поляки католицизм . В древние времена на территории Туркмении широко был представлен зороастризм и несторианское христианство, центром которого был город Мерв . В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община

В современной Туркмении существуют малочисленные общины пятидесятников , баптистов , адвентистов , бахаистов и кришнаитов - все они получили официальную регистрацию только в 2004 году . На нелегальном положении находятся свидетели Иеговы .

Законодательство

Согласно статье 28 Конституции Туркмении Граждане Туркменистана имеют право на свободу убеждений и их свободное выражение, а также на получение информации, если она не является государственной и иной охраняемой законом тайной. Государство гарантирует свободу религий и вероисповеданий, их равенство перед законом. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственные функции. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Каждый человек самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов согласно статье 28 Конституции Туркменистана.

Положение религиозных организаций и верующих регламентировано вступившим в силу в 2016 году законом Туркмении «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» .

Регистрация религиозных организаций

Статья 7 Закона 2016 года обязывает все религиозные организации зарегистрироваться и вводит запрет для организаций, «тайно осуществляющих религиозную деятельность» . Для регистрации религиозной организации необходимо наличие инициативной группы не менее, чем из 50 совершеннолетних верующих, являющихся туркменскими гражданами и уплатить регистрационный сбор (ст.ст. 13, 16 Закона 2016 года) . При этом зарегистрированная религиозная организация должна иметь устав (ст. 14 Закона 2016 года) .

Имущество религиозных организаций

Закон 2016 года закрепляет право религиозных организаций на владение собственностью, в том числе получаемой из-за рубежа, но требует обязательной регистрации всех программ иностранной безвозмездной и грантовой помощи (включая отчетов об их выполнении) . Закон также закрепил передачу религиозным организациям на безвозмездной основе культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности (ст. 23) .

Обряды в закрытых государственных учреждениях

В медицинских учреждениях, в местах лишения свободы в социальных учреждениях закон 2016 года обязывает администрацию содействовать просьбам содержащихся в них граждан по приглашению священнослужителей (ст. 25) .

Религиозное образование

Закон 2016 года установил жесткий контроль над религиозным образованием :

  • В государственных образовательных учреждениях обучение религии запрещено (ст. 8).
  • Частное преподавание «духовного вероучения» запрещено (ст. 9)
  • Обучение религии несовершеннолетних разрешено лишь с согласия не только родителей и с разрешения специальной Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. При этом продолжительность обучения не может превышать 4 часов в неделю (ст. 8).
  • Разрешено создание духовных образовательных учреждений. Однако к ним очень высокие требования - преподаватели религиозных дисциплин должны иметь религиозное образование и осуществлять свою деятельность с согласия вышеуказанной Комиссии (ст. 9), сами духовные учреждения обязаны получить лицензию.

Государственные структуры по контролю за религиозными организациями

Закон 2016 года создал специальную Комиссии по работе с религиозными организациями и экспертизе ресурсов, содержащих религиозные сведения, издательской и полиграфической продукции в Туркменистане. Ее полномочия весьма широки (ст. 10 - 12) :

  • контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению ими законодательства о свободе вероисповедания, в том числе прием жалоб граждан на религиозные организации;
  • утверждение в должности руководителя религиозной организации, центр которой находится за пределами Туркмении;
  • представление экспертных религиоведческих заключений, в том числе для суда;
  • экспертиза ввозимой в страну религиозной литературы;
  • внесение предложения по регистрации религиозной организации;
  • внесение предложения по открытию религиозного образовательного учреждения.
  • принятия решений (совместно с местными органами власти) о строительстве религиозного сооружения.

Местные органы власти также имеют некоторые полномочия (ст. 11 Закона 2016 года) - в частности согласовывают проведение религиозных обрядов за пределами культовых зданий .

В Законе 2016 года существующий Генгеш по делам религии при Президенте Туркмении не упоминается. Этот орган был создан в 1994 году для надзора за религиозными организациями . В состав Генгеша были включены муфтий, заместитель муфтия, православный благочинный и гражданский чиновник. Члены Генгеша, несмотря на светский характер государства, стали получать жалованье из бюджета, также как и члены велаятских советов по делам религии (их возглавляют местные главные имамы) . В соответствие с «Положением о Генгеше по делам религии при Президенте Туркменистана», Генгеш являлся государственным экспертным и консультативным органом по вопросам религий. Представители Генгеша участвовали в богослужениях, праздничных и других мероприятиях, проводимых религиозными организациями, а также во встречах с верующими. Например, в мае 2007 года с участием Генгеша была проведена выставка «Здоровый образ жизни» религиозной группой «Адвентисты седьмого дня», где с помощью наглядных пособий были продемонстрированы способы ведения здорового образа жизни и отвыкания от вредных привычек. При содействии Генгеша в апреле 2008 года в Туркменистане находился гражданин Германии пастор Андреа Шварц, который вёл проповеди, службы в Церкви «Адвентистов седьмого дня» в городе Ашхабад, посещал достопримечательности, памятники истории и мечети. По его просьбе 25 апреля 2008 года вместе с частью верующих указанной Церкви они участвовали в совершении пятничного моления совместно с мусульманами в одной из крупнейших мечетей Ашхабада . В рамках международной деятельности по осуществлению обмена опытом, духовного наставничества и попечения соответствующих религиозных общин, в апреле 2009 года в Ашхабаде находились граждане Германии Вольфганг Надольный и Томас Хэрм («Новоапостольская Церковь Туркменистана»), а также граждане Китая - супруги Шидваш и Джон Фарид («Религиозная организация Бахаи Туркменистана»).

Религия и политика

Закон 2016 года жестко запретил создание политических партий на религиозной основе, а также создание и деятельность религиозных организаций, «цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии»(ст. 7) . Впрочем до принятия этого закона в Туркмении не было зарегистрированных политических партий , созданных на религиозной основе.

Православие

Православная Покровская церковь в Мары

В 2011 году число православных в Туркмении было около 445 тыс. человек, примерно, 8 % населения страны .

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь . Православные приходы в Туркмении административно объединены в благочиние Патриарших приходов .

Протестанты

Несколько тысяч жителей Туркмении являются прихожанами различных протестантских церквей. Первые протестанты (баптисты , меннониты , лютеране) появились в этом крае ещё в конце XIX века. В годы советской власти в республике возникла община адвентистов . В настоящее время в Туркменистане действуют несколько

Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.

 

 

Это интересно: