→ Витебска (верхний храм). Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы Свято успенский кафедральный

Витебска (верхний храм). Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы Свято успенский кафедральный

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.


Махачкалинское благочиние

Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы

Историческая справка:

В 1905 г. рабочие железнодорожной станции Порт-Петровска (ныне Махачкала) обратились к государственным властям и благочинному Дагестанского Порт-Петровского округа Владикавказской епархии протоиерею Иоанну Шаванадзе с просьбой построить для нужд православного населения храм. Вскоре просьба верующих была удовлетворена: был создан строительный комитет. От царской казны на строящийся храм была выделена тысяча рублей, а остальные средства на храм были собраны прихожанами. 25 февраля 1906 г. храм, выполненный в византийском стиле из местного белого камня, был освящен в честь иконы Божией Матери «Моздокская». Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Афанасий Алибеков.

В смутное время безбожного лихолетья храм в честь Моздокской иконы Божией Матери не избежал участи тысяч других закрытых и разоренных домов Божиих: в 1929 г. его закрыли. После этого с куполов были сорваны кресты, сброшены и отправлены на переплавку колокола, разрушен иконостас, вынесена и сожжена большая часть икон. В храме было обустроено общежитие путем установки дощатых перегородок в качестве стенок. Впоследствии к церковному зданию было пристроено помещение, в котором разместились магазин и ресторан.

В 1945 г. по просьбе верующих измученное здание вернули Русской Православной Церкви. После ремонта храм освятили заново, но уже в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Для иконостаса возрождающегося дома Божия в дар были переданы иконы из московского храма в честь святителя Архангела Гавриила, принадлежащего Антиохийскому Патриархату.

В 1960-х гг. с южной стороны к храмовому зданию был пристроен придел в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 2000 г. Свято-Успенскому храму г. Махачкалы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был присвоен статус кафедрального собора.

12 октября 2004 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения Александро-Невского придела кафедрального собора.

В 2005-2006 гг. в рамках подготовки к празднованию 150-летия г. Махачкалы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы. Капитальный ремонт был начат городскими властями по указанию мэра города. За это время была проведена колоссальная работа: заменен иконостас, заново расписано храмовое пространство, заменен пол и обустроена прилегающая территория. Росписью собора в течение года занималась группа махачкалинских художников под руководством народного художника Республики Дагестан А. М. Мусаева.

28 августа 2006 г. состоялся чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора, проведенный сонмом архиереев, прибывших на празднование по случаю 100-летия махачкалинского храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в торжественном богослужении приняли участие епископ Бакиснкий и Прикаспийский Александр (Ищеин), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков).

В настоящее время Свято-Успенский собор является кафедрой архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама (Пономарева), решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. назначенного правящим архиереем новообразованной Махачкалинской епархии.

Святыни:

В Свято-Успенском соборе пребывают чтимые святыни: частица Покрова Пресвятой Богородицы, копия Даров Волхвов, мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии; а также старинные образы с частицами мощей, сохранившиеся из разрушенного в 1953 г. Александро-Невского собора – святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского; чудотворный список Моздокской иконы Божией Матери, мироточивая икона преподобного Варлаама Хутынского.

Причт кафедрального собора:

Настоятель – архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев);

Ключарь – иерей Виталий Тарасов;

Штатные клирики – 4 священника и 4 диаконов.

Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Орджоникидзе, д. 148.

Часы работы: храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00, богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00.

В древнем русском городе Туле, столь славном своими искусными оружейниками, самоварами и пряниками, стоит замечательный храм, главный придел которого освящён в честь великого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Громкую славу принесла ему не древность постройки (возведён он был немногим более века назад) и не громкие имена исторических личностей, побывавших в его стенах, а замечательная архитектура, поставившая его в один ряд с лучшими памятниками храмового зодчества России.

Забота матушки-императрицы

В 1791 году благочестивая императрица Екатерина II повелела выделить деньги на перестройку весьма обветшавшей к тому времени одноименного женского монастыря славного города Тулы. Эти средства поступили как нельзя кстати, поскольку старое здание, невесть когда и построенное (документов о том не сохранилось), пришло в полную негодность. За многие года стены этого двухэтажного здания осели в землю настолько, что в дождливые осенние и весенние дни первый этаж нещадно заливало водой.

В 1792 году её разобрали и на том же месте возвели новую, тоже каменную, но одноэтажную и трёхпридельную. Руководил работами тульский гражданский губернатор Андрей Иванович Лопухин. Прослужила она людям и Богу до 1857 года, пока также не стала проявлять признаки обветшания, несколько странные для каменного сооружения, не простоявшего и семидесяти лет. Однако меры приняли: здание укрепили и расширили, отчего оно, как явствует из документов, пришло в ещё худшее состояние. Обычное дело - хотели как лучше, а вышло…

Собор - краса и диво

Однако, унывать не стали, а подождали ещё сорок лет и, благословясь, разобрали храм до основания. В начале же следующего века, а точнее в 1902 году, на его месте возвели новую постройку. На этот раз получился действительно прекрасный храм, известный сегодня как Успенский кафедральный собор (Тула). Весьма удачно найдено сочетание стен, выложенных из красного кирпича, и чёрных куполов, увенчанных золотыми крестами и полумесяцами. Двухэтажный, построенный в псевдорусском стиле и богато декорированный, он стал настоящим украшением, которым по праву гордится Тула.

Кафедральный Успенский собор славен и своей росписью внутренних помещений. Она в точности воспроизводит фрески, выполненные Виктором Васнецовым при оформлении им знаменитого Владимирского собора в Киеве. Уровень исполнения настолько высок, что позволяет предположить участие в их создании мастеров, прежде занятых в росписи киевского собора. Работа над ними была завершена в 1909 году, о чём свидетельствует сохранившаяся до наших дней надпись на одной из стен.

Эпоха разрушения

Большевики, захватившие власть в 1917 году, упразднили монастырь, его жителей разогнали, а Успенский кафедральный собор (Тула) закрыли. Поскольку первоочередной задачей было всё созданное прежде разрушить, причём, как сказано в их гимне, «до основанья», то крушили, не задумываясь. Безвозвратно гибли в те годы сотни шедевров русского храмового зодчества, но наперекор их злой воле выстоял Успенский кафедральный собор (Тула).

В тридцатые годы его неоднократно пытались взорвать, но покрывшиеся пороховой копотью стены упорно не желали сдаваться. Это было тем более удивительно, что две постройки, прежде возведённые на этом месте, преждевременно обветшали и грозили развалиться без всяких взрывов. Остаётся только гадать: усердие ли строителей этого «третьего храма» придало его стенам такую небывалую прочность или не попустил Господь свершиться чёрному делу и благодаря Ему не рассталась со своей святыней древняя Тула.

Кафедральный Успенский собор выстоял, и, не сумев его разрушить, городские власти решили использовать здание в своих сугубо мирских целях - разместили в его стенах архив. Но поскольку советское учреждение не могло находиться под сенью куполов и крестов, являвшихся, как тогда говорили, пережитком прошлого, то их снесли, безнадёжно нарушив гармонию всей архитектурной композиции.

Трудный процесс возрождения святыни

Успенский кафедральный фото которого представлены в статье, в результате новых веяний, принесённых с собой перестройкой, был возвращён верующим, но этот процесс оказался длительным и сложным. В конце восьмидесятых удалось провести реконструкцию фасада здания, и, несмотря на то что в нём по-прежнему находился архив, установить на кровле разрушенные в тридцатые годы купола и кресты. Внешний облик здания во многом стал походить на тот, каким он был накануне катастрофы 1917 года.

Лишь в сентябре 2006 года, когда были улажены все формальности, вновь обрела свою святыню древняя Тула. Кафедральный Успенский собор после долгих десятилетий вновь стал достоянием церкви. В январе следующего года епархиальный владыка митрополит Алексий совершил освящение его нижнего тёплого храма, а в мае был освящён и верхний храм. Это событие принято считать днём завершения реставрационных работ и началом новой эпохи в жизни собора.

Храм в наши дни

Сегодня этот великолепный памятник храмового зодчества начала XX века ежедневно посещается прихожанами храма и многочисленными туристами, которых во множестве принимает гостеприимная Тула. Кафедральный Успенский собор привлекает их не только своей удивительной архитектурой, но тем значением, которое он приобрёл в духовной жизни края.

Среди его святынь находятся частицы мощей многих святых, жизнью своей и смертью прославивших Господа. Здесь же можно поклониться и образу Успения Пресвятой Богородицы, снискавшему славу многими чудесами, явленными по молитвам перед ним, а также многим другим святым образам, которыми славен Успенский кафедральный собор в Туле. Расписание служб, проводимых в нём, можно видеть и на дверях храма, и на принадлежащих ему интернет-сайтах.

Часы работы храма

В будние дни Божественная литургия совершается в 8:00, а вечерние службы начинаются в 17:00. В праздничные же и выходные дни расписание несколько меняется. Ранняя обедня совершается в 7:00, а поздняя - в 10:00. Вечерние же богослужения начинаются так же, как и в обычные дни - в 17:00. Дополнительная информация для всех, кто желает посетить Успенский кафедральный собор (Тула) - адрес: ул. Менделеева, 13 (литер Л).

 

 

Это интересно: