→ Заказ экскурсий Online. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады Храм зевса и акрополь ждут

Заказ экскурсий Online. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады Храм зевса и акрополь ждут

Храм Олимпийского Зевса, также известный как Олимпейон, — грандиозный разоренный храм в центре греческой столицы, посвященный Зевсу, предводителю олимпийских богов. Он начал возводиться в VI в. до н. э., в годы правления афинского тирана Писистрата, который планировал создать самое масштабное сооружение в мире, однако оно так и не было завершено до начала правления римского императора Адриана во II в. н. э., спустя 650 лет после начала работы.

Храм расположен в 500 м к юго-востоку от Акрополя и в нескольких кварталах к югу от площади Синтагма. Строительство Храма Олимпийского Зевса началось в 520 г. до н. э. на месте разрушенного Храма Писистратуса. Строительства Храма было поручено сыновьям Хиппиасому и Хиппарчосому. Они собирались превзойти два знаменитых современных храма, Гераион в Самосе и Храм Артемиды в Эфесе, который был одним из Семи Чудес Древнего Мира. Разработанный архитекторами Антистатесом, Каллаешрусом, Антимашидесом и Поринусом, Храм Олимпийского Зевса должен был быть построен из местного известняка в дорическом стиле на огромной платформе размером 41 м на 108 м. С двух сторон он был огражден колоннадами из восьми колон спереди и сзади, и 21 по бокам.

Работы были приостановлены, когда тирания была свергнута и Хиппиас был изгнан в 510 г. Только платформа и некоторые элементы колонн были завершены к этому времени, и Храм оставался в таком состоянии еще 336 лет. Храм оставался незаконченным в годы афинской демократии, очевидно, потому что греки считали невозможным строительство такого масштаба.

Так продолжалось до 174 г. до н. э., когда Антиокус IV Эпифанский, презентовавший себя как земное воплощение Зевса, возродил проект и назначил его руководителем архитектора Десимуса Коссутиуса. Тогда было решено окружить Храм тремя рядами из восьми колонн сзади и спереди храма и двойными рядами из двадцати колонн по бокам, в общем 104 колонны. Колонны должны были быть 17 м в высоту и 2 м в диаметре. Строительный материал был также изменен на дорогой, но высококачественный мрамор, а ордер поменяли на коринфский. Однако проект был приостановлен до 164 г. до н. э. из-за смерти Антиокуса.

В 124-125 гг. нашей эры, когда император Адриан приехал в Афины, началась реализация программы по постройки ряда сооружений, одним из которых стал Храм Олимпийского Зевса. Дизайн Коссутиуса был реализован с некоторыми изменениями и храм был официально открыт Адрианом в 132 г. н. э., получив название «Панеллениос». Храм и прилегающие монастыри были украшены многочисленными статуями, изображающими Адриана и богов. Статуя Адриана возвышалась за зданием в честь императорской щедрости. Статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости, занимала центральное место в храме. Форма статуи была необычной, так как использование золота и слоновой кости считалось чем-то архаичным для того времени. Первоначально считалось, что Адриан преднамеренно скопировал знаменитую статую Афины Парфенонской, пытаясь привлечь внимание к храму и к себе самому как к создателю.

Храм Олимпийского Зевса серьезно пострадал в результате разграбления Афин в 267 г. Его реконструкция была маловероятна, особенно если взять во внимание масштаб ущерба. А в 425 году Храм был полностью закрыт христианским императором Теодосом II, когда запретил подчинения старым римским и греческим богам. Строительные материалы здания были использованы для базилики, построенной в V—VI вв. н. э. К концу византийского периода Храм был разрушен практически полностью.

До сегодняшних дней дошли пятнадцать колонн и еще шестнадцать лежат на земле, упав во время шторма в 1852 г. От великой статуи уже ничего не осталось. Храм был откопан в 1889—1896 гг. Франсисом Пенросе, который также руководил реставрацией Парфенона, а впоследствии в 1922 г. немецким археологом Габриелем Уэлтером и в 1960-х гг. греческим археологом Иоаннесом Травлосом. Храм сегодня находится под управлением Греческого Министерства Внутренних Дел.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах считается своего рода рекордсменом. Во первых - это самое большое здание, построенное когда-либо в Греции, его длинна равнялась 110,35 метрам, а ширина 43,68 . А во вторых - настоящий "долгострой". Возводился храм на протяжении целых 650 лет. Возведение было начато в период тирании Писистрата в в 515 г. до н. э., а закончено лишь во II веке нашей эры - при римском императоре Адриане , большом поклоннике греческой культуры. Местность вокруг храма издавна считалась священной. Древние афиняне верили, что южнее храма существовала трещина, в которую ушла последняя вода после потопа Девкалиона . Там же находились родник Каллиори и пещера Нимф. В этих же местах совершил свой подвиг последний царь Афин Кодр, пожертвовавший собой ради спасения Афин во время войны с дорийцами. Возле родника Каллиори собирал своих учеников Сократ .

Во времена афинской демократии храму не уделялось много внимания и уважения. Скорее наоборот. Фемистокл , известный полководец периода Греко-персидских войн 500-449 г до н. э., даже использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем. Небольшую часть этой стены можно видеть и в наши дни. Досталось храму и в средневековье. Он использовался как источник строительного материала для строительства зданий в Афинах. К концу византийского периода храм был полностью разрушен о чем свидетельствовали путешественники, посещавшие в то время Афины.

В 175-164 гг. до н. э. достраивать Храм Зевса (уже в коринфском ордере) принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. А в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога - Юпитера Капитолийского. Но даже не смотря на это ограбление, историк Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский Храм Зевса “единственным на свете, достойным этого божества”. Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха.

В настоящее время от храма уцелел один угол, состоящий из четырнадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями, две отдельно стоящие колонны и одна поваленная.

Недалеко от Храма Зевсу, на левом берегу Илисоса, находился Панафинский , который был сооружен во время правления Ликурга в IV веке до н.э., и вновь отстроенный в мраморе Геродом Аттиком во II веке до н.э. Во время турецкого правления стадион был разрушен. Он был восстановлен лишь в конце девятнадцатого века к олимпийским играм 1896 года, которые прошли в Афинах.

Как добраться до Храма Зевса Олимпийского в Афинах:

Часы работы: 8:00-15:00 ежедневно, цена билета 2 евро или по комплексному билету для посещения за 12 евро, дающего право посещения всех важнейших археологических раскопок Афин, а также музеев, расположенных на их территории. В их число входят: , южный и северный склоны Акрополя.

Фото и текст: Александр Фролов

The Temple of the Olympian Zeus

Also known as the Olympieion or the Columns of the Olympian Zeus, it is one of the most important and oldest temples of Athens and one of the most famous examples of architecture in marble. According to the tradition, it was founded by Deucalion, the first ancestor of the Greeks, in honor of Zeus, in exchange for his salvation after the Flood. By the way, Deucalion and his wife Pyrra were the only ones who survived and they recreated humanity -this is the ancient Greek version of the flood which is mentioned in the traditions of many ancient civilizations. In 515 BC the tyrant Pisistratus the Younger started to build a monumental temple in the area, but he did not complete it because of the fall of the tyranny. The temple remained incomplete for the next 400 years, until 174 AD, when Antiochus D’ the Epiphanes decided to continue the construction. It was finally completed though in 124/125 AD by the Roman Emperor Hadrian, who identified himself with Zeus and took the title of Olympian. This temple, which was the largest of the ancient world, had a length of 110,35m. and a width of 43,68m. Two rows of 20 columns were standing at the long sides of the temple and three rows of eight columns at the narrow ones. The cella of the temple housed two oversized gold and ivory statues of Zeus and Hadrian, who were worshiped there together, while many other statues and votive offerings decorated the yard. Unfortunately none of these amazing sculptures has survived. The ruination of the temple began in the 5th century AD and continued in the subsequent centuries by natural causes or human intervention. Today only a few columns still stand there, as evidences of a glorious edifice.

В Афинах - это полуразрушенный храм посвященный главному олимпийскому богу - Зевсу. Он находится в нескольких минутах ходьбы от центра Афин, всего в 500 м. к юго-востоку от Акрополя и в 700 м. к югу от площади Синтагма. Этот храм находится очень близко к другим памятникам Афин, таких как стадион Каллимармаро, Арка Адриана и Заппейон Мегарон.

Строительство Храма Зевса Олимпийского началось в 6 веке до н.э. Он должен был быть построен из известняка в суровом дорическом стиле, а по размеру превышать все существующие на тот момент храмы. Тем не менее, работы остановились в 510 году до н.э. из-за политических беспорядков, когда тиран Гиппий был изгнан из Афин.

Храм оставался незаконченным в течение следующих 336 лет. В 174 г. до н.э. царь Антиох IV Епифан начал реконструкцию храма, заменив строительный материал из известняка на высококачественной мрамор, а также поменял архитектурный стиль с дорического на коринфский. Это был первый раз, коринфский стиль был использован для внешней отделки храма. Однако, когда Антиох умер, проект остался незавершенным снова.

В 125 г. до н.э., римский император Адриан, большой поклонник греческой культуры, завершил строительство храма, который он назвал в честь Зевса Олимпийского. Храм украшали множество статуй богов и римских императоров, в том числе огромная статуя Зевса из золота и слоновой кости. В своем окончательном виде, храм имел 104 колонн высотой 17 метров и диаметром 2 метра каждая.

В 86 г. до н.э., после того, как греческие города перешли под римское правление, генерал Сулла взял две роскошные капители из храма в Рим, чтобы украсить храм Юпитера на Капитолийском холме. Эти колонны повлияли на развитие коринфского стиля в Риме.

К сожалению, Храм Зевса Олимпийского был готов стоять во всем величии всего пару столетий. В 267 г. н.э., во время разграбления Афин, он был поврежден, так же как и большая часть города. В 425 г. н.э., во времена господства христианства, византийский император Феодосий II запретил культ древних греческих и римских богов в храме. На самом деле, он позволил людям использовать прекрасный мрамор храма для строительства церквей и других зданий в городе. К концу византийского периода, в середине 15-го века, остались лишь 21 из 104 колонн.

Храм пострадал еще больше во время турецкой оккупации и первых десятилетий греческого государства. В 1852 году сильный шторм полностью уничтожил целлу и большую статую Зевса. К тому времени, сохранились только 15 колонн, а шестнадцатая колонна лежала на земле. Работы по восстановлению храма начались в конце 19 и начале 20-го века греческими и немецкими археологами, а также Британской школой в Афинах. Сегодня храм Зевса Олимпийского, несмотря на то, что от него остались только колонны, считается одним из самых прекрасных древних памятников города.

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.











Развалины Храма Зевса

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Храм Зевса Олимпийского был самым большим храмом в Греции, на строительство которого ушло более семи столетий. Строительство Олимпейона началось в шестом столетии до нашей эры, во время Архаического периода. Но храм был окончательно достроен лишь во втором веке нашей эры, в период Римской эры. Строительство началось в 515 до н.э по приказу тирана Писистрата, но прекратилось всего пять лет спустя, когда сын тирана был свергнут. В последующий демократический период храм считался символом притеснения, и работа была остановлена.

История Храма Зевса

Строительство возобновилось в 175 году до н.э, когда правил король Антиох IV Эпифан. Он нанял римского архитектора Коссуция для проектировки самого большого храма в мире. К сожалению, спустя 10 лет (в 164 году до н.э) Антиох умер, и работа прекратилась в очередной раз. В 132 н. э., во время своего второго визита в Афины, император Адриан решил достроить храм и посвятить его Зевсу Олимпийскому.


Храм Зевста стал центром нового района под названием Адрианополис. Олимпейон был самым большим храмом в Древней Греции, превышая по размерам даже Парфенон. Сооружение было первоначально задумано в дорическом стиле, с двумя рядами из восьми широких колонн в ширину, и двумя рядами из 21 колонны в длину. Коссуций значительно изменил оригинальный проект. Он добавил коринфские пилястры, а также изменил расположение колонн, при этом сохранив из оригинальное количество. Император Адриан решил выбрать этот дизайн и четко за ним следовать.


На сегодняшний день сохранилось лишь пятнадцать из более чем сотни больших колон 17.25 метров высотой. Шестнадцатая колонна была разрушена во время ужасной бури в 1852 году, но ее руины все еще лежат на месте падения. Колонны диаметром в два метра были построены из мрамора с каменоломни Пентелик. Они окружали целлу, в который были помещены две больших статуи: статуя Зевса из золота и слоновой кости и статуя Императора Адриана. Статуя Зевса являлась точной копией статуи Зевса, созданной известным греческим скульптором Фидием в Олимпии. К превеликому сожалению, ни одна из статуй не сохранилась до наших дней.

Арка Адриана

В 131 нашей эры афиняне построили закрытую арку в честь Императора Адриана. Арка высотой в восемнадцать метров расположена к северо-западу от храма. На ней нанесена гравировка с двумя предложениями. Надпись со стороны Акрополя гласит "Это - Афины, древний город Тесея". Другая сторона арки выходит на храм и построенную Адрианом часть города, а надпись указывает, что "Это - город Адриана, а не Тесея". Надписи относятся к основателям нового и старого города Афины: арка символично разделила старый город (основанный мифическим героем Тесеем) и новый город Адрианополис, основанный римским императором Адрианом.


Несколько других сооружений в комплексе Храма Зевса были обнаружены во время раскопок в Олимпейоне, включая римские термы 130-х годов и несколько храмов того же периода.

 

 

Это интересно: